Что дает аспирантура, плюсы и минусы послевузовского профессионального обучения

Оглавление

Плюсы аспирантуры

Большинство не видят перспектив, которые могут открыться тем, кто получает образование в аспирантуре. Для многих смысл дальнейшей учебы состоит в том, чтобы получить научную степень. Но ее плюсы на этом не заканчиваются:

  1. Это возможность постоянного самосовершенствования. Учеба дается молодым людям гораздо легче, чем представителям старшего поколения. А без постоянного саморазвития достигнуть значительных высот в выбранной деятельности будет непросто.
  2. Занятие научной деятельностью. Ведь даже если аспирант не собирается защищать диссертацию, он может бывать на научных конференциях и выступать на них, что даст бесценный опыт публичных выступлений перед научной публикой.
  3. Возможность заниматься педагогической деятельностью. После того как будет окончена аспирантура, выпускник получает не только специальность, но и возможность преподавания в вузах.
  4. И конечно же, получение степени кандидата наук — но это только в случае защиты диссертации. Это сразу открывает много возможностей. Не считая материальных бонусов, появляется возможность в дальнейшем получить степень доктора наук. А это уже хорошая перспектива карьерного роста в выбранной области.

Эффективность аспирантуры в России

Несмотря на то, что в стране достаточное количество университетов, число аспирантов снижается с каждым годом. Это можно объяснить тем, что происходит сокращение бюджетных мест, и не у всех есть возможность платить большие суммы за обучение. Но определенная часть специалистов считает, что недостаточно высокая эффективность связана с человеческим фактором. Под ним подразумевается мотивация аспирантов, их ценности и личностные особенности.

Также не все аспиранты готовы в дальнейшем заниматься научной деятельностью. Одни идут в аспирантуру из-за того, что присвоение ученой степени считается престижным, другие хотят продлить годы студенчества, а для молодых людей приятным бонусом является отсрочка от армии. В обществе по-прежнему продолжают считать, что кандидату наук гораздо проще построить карьеру. Возможно, среди студентов было бы больше желающих продолжать обучение, если бы им объясняли, что такое аспирантура и какие возможности открываются перед теми, кто защитил диссертацию.

Бакалавр — это недоучившийся специалист?

Нередко можно услышать вопрос, кто лучше — бакалавр или
специалист. Распространено мнение о том, что бакалавр — это недоучившийся
специалист. Часто, основываясь на сроке обучения, полагают, что бакалавриат не
является законченным высшим образованием. И даже при приеме на работу могут
предпочесть кандидата с дипломом специалиста человеку с дипломом бакалавра.

Но это заблуждение. Квалификация бакалавра свидетельствует о получении
базового высшего образования. Диплом бакалавра наравне с дипломом специалиста
дает возможность заниматься профессиональной деятельностью и получить
должность, для которой требуется высшее образование.

Разница в обучении заключается в том, что бакалавр все 4
года изучает предметы широкого профиля по выбранному направлению, специалист же
с третьего года обучения выбирает какой-нибудь профиль (специализацию), который
и будет отражен в его дипломе.

Если бакалавр захочет получить более углубленное и
узкопрофильное образование, если в дальнейшем он хочет связать свою жизнь с
наукой или выше продвинуться по карьерной лестнице, он может продолжить учиться
в магистратуре — на бюджетной основе и с правом на отсрочку от призыва в армию.
С дипломом специалиста стать магистром можно только на платной основе —
это будет считаться получением второго высшего.

Однако специалист
специалисту рознь. Так называемый «дипломированный специалист» может поступить
в магистратуру на бюджет — для него это не будет считаться вторым высшим
образованием (п. 15 ст. 108 закона «Об образовании»). Как различить корочки
специалиста и дипломированного специалиста? Все, кто поступал в вуз до 1 января
2011 года, считаются «дипломированными специалистами». В графе диплома
«Квалификация (степень)» у них написано: «Физик», «Математик», «Историк»
и т. д. Специалисты же в соответствующей графе имеют запись «Специалист».
В настоящее время вузы ведут подготовку только по программам подготовки
специалистов, после окончания которой поступить в магистратуру можно только на
платной основе.

Диплом бакалавра, так же как и диплом магистра, признается во
многих странах, где принята аналогичная двухуровневая система. Зато специалист
может сразу поступить в аспирантуру, а также заняться научной или
преподавательской деятельностью в вузе — бакалавру такие права не даны.

1.4 И все-таки в аспирантуру

«Чтобы потратить деньги с умом, нужно всего лишь две вещи»
(фольклор)

Итак, отговорить вас не удалось. Ну, что же, тогда пеняйте на себя.

Были когда-то вечные студенты, а есть вечные аспиранты, которые пишут
диссертацию по 20 лет. Сейчас, правда, это встречается редко, а раньше было
довольно распространено. Вот так вот писал человек, писал, по 15 лет, по 20, ну
и к 50 годам защищал кандидатскую диссертацию. Или не защищался. Вот чтобы не
превратиться в такого «вечного аспиранта», лучше защищаться своевременно и,
желательно, в срок.

Далее процитируем одного неглупого человека: «В условиях все возрастающей
«коммерциализации» кандидатских степеней, заметное упрощение их получения,
расширение пресловутого «диссертационного бизнеса», возможность покупки диплома
кандидата наук в переходе метро в Москве, в научной работе все-таки должны
оставаться незыблемыми ряд общечеловеческих принципов:
–     не лгать,
–     не красть,
–     не мздоимствовать,
а также несколько принципов, присущих именно научной деятельности:
–     постоянно добывать новые знания,
–     делиться знаниями с другими,
–     не становиться «шаманом»,
–     не «изобретать велосипеда»,
–     все проверять и перепроверять,
–     не заниматься наукой только ради денег или славы.

Как поступить в аспирантуру после окончания бакалавриата

Каковы итоговые перспективы бакалавра, грезящего научной практикой?

  • Магистрат. Зачисление возможно по результатам итоговой экзаменации бакалавра. Для студентов нашего вуза возможно дальнейшее льготное образование. Диплом (право перехода на третий уровень) можно получить через 2−2,5 года (очная, заочная формы). Нашим абитуриентам предложено более 10 программ подготовки. При поступлении можно «скорректировать» или расширить профиль.
  • Специалитет. Решение переучиться на специалиста непопулярно. Времени займет столько же, сколько магистрат, на международном поле связка «BD + MD» ценится выше (специалитет не котируется).

Права и обязанности аспиранта

Обучение в аспирантуре дает право:

  • использовать техническую базу вуза;
  • быть командированным в российские и зарубежные вузы и научные центры;
  • получать пособие для покупки научных изданий и стипендии, включая именные;
  • иметь каникулы (очная форма), дополнительный оплачиваемый отпуск (заочная форма);
  • занимать штатную должность (или работать на других условиях).

Обязанности аспиранта четко определены:

  • выполнять пункты индивидуального плана работы строго в указанные в нем сроки;
  • активно участвовать в жизни кафедры;
  • для допуска к защите необходимо опубликовать статьи в перечне ВАК.

Обязанности аспирантуры заключаются в организации процесса обучения, объяснения прав, обязанностей, действующих правил аспирантам.

Могут ли аспиранты преподавать в вузе

Аспиранты, обучающиеся очно, обязаны работать в вузе, в котором они учатся. Это правило не распространяется на соискателей и на заочных аспирантов.

Во время прохождения практики планируется не только преподавание специальных дисциплин. Аспирантам доверены организация учебной деятельности студентов, ведение научно-методической работы. Они учатся готовить учебно-методический материал, контролировать знания студентов.

По факту в вузах исходят из конкретных ситуаций. Иногда аспирант может преподавать, обучаясь на заочной форме.

Для должности ассистента кафедры достаточно диплома специалиста (магистра). Кандидатская степень в этом случае не требуется. То есть в вузах возможно преподавать без степени, но речь идет о проведении практических и семинарских занятий.

Если обучение в аспирантуре не закончилось защитой диссертации, но итоговая аттестация успешно пройдена, выпускник становится обладателем квалификации «преподаватель-исследователь». Она также дает право стать вузовским преподавателем.

Что дает аспирантура после окончания

Раньше аспирантура нужна была только для того, чтобы стать кандидатом наук. Сегодня обучение может получить логическое завершение и без защиты диссертации. Диплом аспирантуры дает возможность начать карьеру преподавателя в университете, институте или академии.

При условии успешного обучения и защиты диссертации выдаются два диплома: кандидата наук и об окончании аспирантуры.

Преимущества аспирантуры заключаются не только в возможности получении двух дипломов. Она позволяет:

  • научиться самостоятельно заниматься научными исследованиями;
  • использовать свои достижения в российском и зарубежном научных сообществах;
  • получить опыт преподавания в высшей школе.

Степень кандидата наук престижна не только в вузах, но и в коммерческих структурах. Она ассоциируется с высоким уровнем знаний и перспективами карьерного роста. Кроме того, это серьезная заявка на продолжение научной карьеры и последующую защиту докторской диссертации.

Что такое соискательство?

Соискатель — это человек с оконченным высшим образованием (квалификация не ниже специалиста или магистра), который хочет защитить диссертацию, но не планирует обучаться в аспирантуре. По сути, он является «внештатным» аспирантом выбранного вуза — не посещает занятий, но при этом:

  • работает с закрепленным за ним научным руководителем;
  • имеет доступ к лабораториям, библиотекам, компьютерным классам образовательного заведения;
  • обязан сдать кандидатский минимум.

Реализована такая форма получения кандидатской степени через договор прикрепления к выбранному вузу. Последний должен иметь право, закрепленное за ним Минобрнауки РФ, создавать диссертационные советы и комиссии по приему экзаменов кандидата.

Интриги на кафедре разочаровывают и отбивают вдохновение

Александр Демидов

Я окончил журфак МГУ, но всю жизнь любил и изучал восточную философию и йогу. Армия мне совершенно не грозила, военный билет уже был на руках (абсолютно законный, кстати говоря), но пора было определяться, куда направиться дальше.

На пятом курсе наш лектор по истории зарубежной философии (замечательный профессор, очень его уважаю!) очень рекомендовал поступать в аспирантуру философского факультета на кафедру истории зарубежной философии.

Впрочем, рекомендация профессора стала скорее финальным поводом, чем причиной. Моей главной страстью и сферой изучения были агни йога и теософия. В мире современной философии это явно маргинальные учения, и относятся к ним скептически («Молодой человек! Может, займетесь Платоном или Гегелем вместо этой вашей эзотерики?»). Рерихов еще более-менее воспринимают (возможно, отдавая дань искусству и востоковедению), но озвучить имя Блаватской в контексте вклада в философию — все равно что черта в храме помянуть.

Тем не менее для меня агни йога и теософия всегда были (и остаются) мудрыми, благородными и нравственными учениями, возвышающими человека. И да, сильно недооцененными обществом. Я искренне полагал, что смогу раскрыть красоту этой философии и ввести ее в поле серьезного дискурса.

Честно признаюсь, после журфака я романтизировал философский факультет. Философия всегда была для меня источником нравственности и лучших человеческих стремлений. Попав на факультет, я весьма разочаровался. Подсмеивания над коллегами из ВШЭ за кафедральным столом, борьба за публикации, жесточайшие битвы за свои и только свои теории, слухи и сплетни о преподавателях (куда жестче и злее, чем на журфаке!). И зачастую — самое будничное отношение к философии. Все это портило впечатление и совершенно не вдохновляло. Становиться похожим на таких людей не хотелось. Были отдельные замечательные товарищи, но общая картина складывалась не самая радостная.

Еще мне очень хотелось приносить пользу. Чувствовать отдачу от 11 лет школы и 5 лет универа. Хотелось приложиться к делу — а здесь на горизонте снова маячили десятки часов в библиотеках, статьи, монографии, совещания, диссертации…

Наконец, философия в моем представлении есть нечто очень живое, а здесь к тем же статьям выдвинуты жесткие требования «научной академичности». Прямо свинцовый занавес. Такой подход выхолащивает то самое живое, что может дать философия человеку (мое мнение). Когда сказали, что мои статьи очень интересные и захватывающие, но их нужно переписать и привести к «научному» (читай: скучному и серенькому) виду, мне стало страшно тоскливо. Я понял, что мне пора. И совершенно не жалею.

Теперь я преподаю английский на языковых курсах детям от 10 до 70 лет и организовываю встречи с беседами о важных жизненных вопросах в свете восточного мировоззрения, буддизма, йоги. Чувствую себя гораздо счастливее. Успел также поработать в проектах по профориентации подростков и выбору жизненного пути (замечательный опыт!). Вполне возможно, займусь улучшением системы образования в будущем, а то она основательно устарела почти по всем мыслимым параметрам.

Как успешно защитить диссертацию

Успешная защита диссертации — дело сложное, но посильное каждому. Огромную роль в нем сыграет статус, авторитет, заинтересованность научного руководителя.

Важны хорошие отношения с кафедрой, активное участие в научной работе своего вуза, публикации в любые издания (ВАК, индекс РИНЦ, зарубежные). До основного выступления студент «покажет» труд минимум трижды (руководителю, на сайте кафедры, Ученому совету). Только затем его доклад заслушают на Диссертационном совете, куда можно выйти при наличии рекомендации к защите.

Адрес поступления:

Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.

Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.

Контакты приемной комиссии:Телефон: +7 (495) 800 10 01

График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 08:30 — 22:10; Сб — Вс: 10:00 — 17:00;

Аспирантура — третья ступень высшего образования

Реформирование образовательной системы затронуло и
последующие ступени образования. Если еще недавно аспирантура считалась
послевузовским образованием, то вступивший в силу 1 января 2013 года закон «Об
образовании» сделал аспирантуру третьей ступенью высшего образования, которая
реализует программу подготовки научно-педагогических кадров. Срок обучения в аспирантуре, как
правило, составляет 3 года в очной форме и 4 — в заочной. Приказом
Минобрнауки от 12 августа 2011 года № 2202 были утверждены специальности
технических и естественнонаучных отраслей наук, срок обучения для которых в
аспирантуре и адъюнктуре может составлять 4 и 5 лет соответственно.

Раньше аспирант был нацелен на защиту кандидатской
диссертации и получение степени кандидата наук. Теперь же времени на подготовку
диссертации в аспирантуре отведено гораздо меньше за счет введения обязательных
учебных занятий, а защита диссертация становится необязательной опцией. В
результате, по словам главы ВАК Владимира Филиппова, диссертации защищают лишь 25–30%
закончивших аспирантуру.

Единых для всех вузов и научных институтов требований к
поступлению в аспирантуру больше нет. То, какие экзамены сдают поступающие в
аспирантуру, решают сами учебные заведения: если раньше их было три, то с 2017
года их может быть и меньше.

Также рекомендуем:

Как поступить в аспирантуру

Вузы самостоятельно определяют не только количество и
перечень экзаменов, но и шкалу оценивания и проходной балл. Дополнительные
баллы можно получить за личные достижения: патенты, публикации, участие в научных
мероприятиях и конкурсах. Эти баллы складываются с баллами, полученными на
экзаменах, либо могут учитываться вместо них. То есть вступительный экзамен
может быть заменен конкурсом портфолио.

В 2017 году также впервые выданы дипломы об окончании аспирантуры,
которые свидетельствуют об «освоении программы подготовки научно-педагогических
кадров» по определенному направлению и о присвоении квалификации
«Исследователь. Преподаватель-исследователь».

Что касается докторантуры, то с 2013 года она полностью стала
формой подготовки научных кадров, а не послевузовской подготовки.

Также рекомендуем:

Зачем писать докторскую диссертацию

Существует ли «порог» в возрасте для поступающих в аспирантуру в России?

Вопрос максимального возраста аспиранта ровно так же законом не урегулирован. Но здесь ситуация яснее благодаря четким формулировкам 2-х основных норм, которые регламентируют работу образовательной системы.

  • Конституция РФ (статья № 43, пункт 1) четко указывает на право человека учиться непрерывно (школа, вуз, последипломное обучение).
  • ФЗ-273 определяет аспирантуру, как форму обучения (это делает нормы Конституции к ней применимыми).

Возрастной максимум аспиранта отсутствует. Хотя многие вузы (25%, согласно исследованиям 2015 г.) устанавливают собственные ограничения: 35 лет для зачисления на очное обучение, заочниками становятся лица до 45 лет. При этом у всех «возрастных» абитуриентов остается альтернатива соискательства.

Жесткие академические рамки и бюрократия сильно ограничивают аспирантов

Даша

Я с красным дипломом окончила филологический факультет, один из самых престижных в России. Подумывала о том, чтобы продолжить учебу за границей, но мне был 21 год, в жизни творилось черт-те что, и после диплома сил на мотивационные письма и поиски грантов совсем не было. И тут в моем университете мне предложили трехлетний грант на аспирантуру с возможностью часть времени учиться в Европе. Это был самый легкий путь, и я согласилась.

У меня не было серьезных иллюзий по поводу того, что такое русская аспирантура, но все же реальность оказалась еще печальнее. Отечественная академическая наука сама по себе консервативна, и когда я заявила, что буду писать о музыкальном театре, это вызвало множество вопросов. Меня постоянно спрашивали, а филология ли это вообще, хотя в Европе таких вопросов ни у кого не возникает — междисциплинарные темы, напротив, кажутся там самыми престижными и привлекательными. Кандидатская диссертация — это не творческая и даже не столько научная работа, сколько доказательство того, что человек способен оформлять ссылки по всем ГОСТам и мириться со множеством бесполезных бюрократических процедур и ограничений. Я была не готова.

Я сдала кандидатский минимум и, поскольку хотела отработать свой грант, упорно пыталась что-то написать, но за мной никто особо не следил, а за полгода до конца аспирантуры меня попросили забрать документы. У университета начались проблемы с властью; ученый совет, который присваивает кандидатские степени, распустили, потом случилась история с «неэффективными вузами», которая коснулась и моего, так что надежды спокойно защититься в стенах своего университета почти не осталось, и обо мне окончательно забыли.

Не хочу винить обстоятельства — если бы у меня хватало мотивации защититься, я бы нашла способ это сделать. Но с самого начала аспирантуры я стала работать и забывать студенческую жизнь. Мне нравилась наука, и, наверное, я могла бы стать неплохим ученым, но мои амбиции оказались слишком приземленными, чтобы закрывать глаза на нищенские зарплаты в российских университетах и нулевой градус престижа, который дает кандидатская степень. И даже если бы я захотела преподавать за границей, в аспирантуре мне пришлось бы учиться заново — русское звание кандидата наук там мало что значит.

Забрав документы, я решила заняться журналистикой. Теперь то, что я пишу, читают люди, и это не пылится в архивах. Я знаю, что мои тексты, пусть это и не серьезные академические труды, кому-то нужны и порой даже меняют жизни. И когда я чувствую вину и обиду за незакрытый гештальт, я вспоминаю слова одного своего преподавателя. Комментируя статью Гаспарова, он говорил: «При всем уважении к Михаилу Леоновичу — для кого он это написал? Для бога филологии? Нет такого бога». Я восхищаюсь своими ровесниками, которые окончили аспирантуру и учат студентов, — это настоящие герои. Но для меня бог филологии умер.

Перспективы в построении карьеры

Один из важных плюсов — строчка в профиле/резюме, которая значительно повышает привлекательность кандидатуры аспиранта на должность руководителя/куратора/капитана команды по проекту (включая стартапы). Опытные наработки, полученные при обучении, определяют способности выпускника готовить новых кадров, проводить просветительские семинары, тренинги.

Адрес поступления:

Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.

Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.

Контакты приемной комиссии:Телефон: +7 (495) 800 10 01

График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 08:30 — 22:10; Сб — Вс: 10:00 — 17:00;

Причины, чтобы понять что дает аспирантура

Чаще всего педагогические и научные кадры требуют наличия ученой степени которая является необходимостью при получении этой вакансии.

Это не означает, что должны погружаться в работу сразу же после завершения вузовского образования. Просто убедитесь, что у вас есть веская причина, как научная новизна исследования для поступления в аспирантуру.

Некоторые из перечисленных ниже причин являются более действительными, чем другие, однако все они имеют общие причины, по которым люди определяют что дает аспирантура:

  1. Больше возможностей зарабатывать деньги. Это популярная причина, почему люди идут в аспирантуру. Однако, это не должно быть единственной причиной, так как, получив ученую степень — это очень серьезное обязательство.
  2. Продвинуть карьеру. Ученая степень может открыть широкий спектр возможностей для карьерного роста: в области психологии, социальной работы, здравоохранения, например.
  3. Изменение карьеры. Многие люди находят текущую карьеру неудовлетворительной. Ученая степень может помочь в карьерном росте, то ли из желания или необходимости.
  4. Повышение образования. Аспирантура даёт возможности для изучения теории по теме.
  5. Получение признания сообщества. Если вы исследуете свои теории, открывается научная новизна исследования или совсем что-то новое, вы получите признание.
  6. Получение международного признания. Если ваше написание диссертации и открытие является поистине революционное, вы можете получить международное признание, не говоря уже о наградах. Кто знает? Может быть, Нобелевскую премию.
  7. Возможности для исследований своих собственных теорий.
  8. Модернизизация своего образования. Ваши знания в вашей области устарели и трудно идти в ногу с прогрессом без последующих мер и получение ученой степени.
  9. Появляются возможности путешествовать. Некоторые программы, такие как археология, требуют работы за рубежом для исследовательских целей. Для тех, кто любит путешествовать это бонус.
  10. Получив кандидатскую степень можно занять штатную должность в университете или институте с хорошей зарплатой преподавателя или научного сотрудника и затем хорошую пенсию по старости.
  11. Работа над перспективными проектами. Например, компьютерщики, погрузившееся в начале компьютерной графики устанавливает стандарты для технологий используемых сегодня.
  12. Доступ к передовому оборудованию и инструментам. В подобном ключе, поступающие в аспирантуру получат доступ к передовому оборудованию на территории учебного заведения, такие как лаборатории астрономии, суперкомпьютеры, редкие книги и даже великие умы ученых.
  13. Более высокий потенциал для дальнейшего продвижения. Получение диплома высшего образования не обязательно приводит к высокооплачиваемой работе сразу, но ученая степень может открыть возможности для будущего продвижения.
  14. Можно претендовать на высокие позиции в выбранной отрасли, это означает, что вы будете иметь возможность не сидеть за столом весь день. Вы можете встречаться с коллегами или клиентами, осуществлять поездки на семинары и симпозиумы.
  15. Стимулирование работодателями. Некоторые крупные корпорации имеют средства, которые будут доплачивать квалифицированным работникам.
  16. Быть частью цепочки знаний. Это поразительное воображение каждого: знания передает вам ваш профессор который получил их от другого профессора, который узнал это от другого известного ученого или философа. Вы становитесь частью цепочки знаний.
  17. Учиться критически мыслить, принимать академическую задачу.
  18. Закончив аспирантуру вы присоединяетесь к элитной части населения.

Чем аспирантура отличается от магистратуры?

По сравнению со специалитетом и магистратурой, аспирантура является более наукоориентированным курсом обучения. Основными принципами данного типа обучения являются:

  • целенаправленное обучение по конкретной дисциплине с меньшим количеством элективных возможностей;
  • строгая оценка вашей работы профессорами и коллегами;
  • меньший курс лекций и семинаров;
  • опыт работы через стажировки, преподавание или исследования;
  • проведение оригинальных исследований.

Формы обучения всего три, и каждая имеет свой срок обучения:

  1. Очная (три года);
  2. Заочная (четыре года);
  3. Соискательство (пять лет).

Для того чтобы поступить на первые две формы, нужно в обязательном порядке сдать вступительные экзамены – два общих и два специальных. А также понадобятся рекомендации и реферат по выбранной специализации. Многие вузы при конкурсном отборе учитывают количество публикаций в журналах и индивидуальные достижения претендентов. Все это добавляет баллы к результатам экзаменов.

Формы обучения

Формы получения данного вида образования могут быть следующими:

  • очная;
  • заочная.

Различия между заочной аспирантурой и очной небольшие, но все-таки есть. Конечно, при заочной форме получается возможным совмещать работу и учебу, однако придется заниматься практически всегда самостоятельно.

Очная аспирантура Заочная аспирантура
Длительность учебы 3 года. Учиться нужно 4 года.
Имеется отсрочка от армии. Отсрочка от армии не предоставляется.
Если бюджетная форма обучения — выплачивается стипендия. Стипендии нет.
В некоторых музеях и других культурно-развлекательных местах аспиранты имеют льготы, как и обычные студенты. Никаких льгот нет.
Нужно проводить педагогическую практику. Педагогическая практика не требуется.

Теперь читателям уже понятно, что такое аспирантура и почему некоторые так стремятся туда поступить. Главное — это адекватно оценить свои возможности, потому что, несмотря на все красивые слова о самосовершенствовании и научной деятельности, это все требует самодисциплины, целеустремленности и готовности постоянно учиться.

Можно ли не защищать диссертацию после аспирантуры?

Формально третью ступень профессиональной подготовки и диссертацию можно разграничить.

  • Учеба аспиранта — это освоение основ проведения научных исследований, экспериментов, навыки выступления на конференциях, научно-доказательной практики. Она включает педагогическую, публицистическую деятельность, заканчивается кандидатскими экзаменами.

  • Диссертация (защита) в систему обязательных достижений не входит, но для нее необходима сдача кандидатских.

Защищать диссертацию ученик не обязан (сразу), аспирантура для него является подготовительной ступенью к получению статуса кандидата наук. Законом возможность отложенной защиты предусмотрена: время подготовки труда не ограничено.

Как стать аспирантом

Совет: Если у студента после получения
высшего профессионального образования возникает вопрос, как поступить в
аспирантуру, за разъяснениями и условиями нужно обратиться в соответствующий
отдел, имеющийся в ВУЗе. Помощь в этом вопросе может также оказать
научный руководитель, если он уже выбран.

Также рекомендуем:

Как поступить в аспирантуру

Обычно алгоритм поступления следующий:

  • любой гражданин, закончивший ВУЗ с
    дипломом специалиста или магистра может подать документы для зачисления в
    аспирантуру;
  • сдача вступительных экзаменов;
  • дополнительно для поступления в
    аспирантуру желательно (добавляет шансов туда попасть): участие в конференциях,
    публикации в научных сборниках, статьи, рефераты, рекомендация кафедры или
    руководителя.

Для поступления в аспирантуру нужно
сдать экзамены:

  • иностранный язык, обычно английский;
  • история и философия науки;
  • профильный предмет, для каждой
    специальности свой.

Срок обучения по очной форме — 3 года,
при заочной – 4. Значит, за это время аспиранту необходимо поэтапно с помощью
назначенного ему научного руководителя подготовить к защите кандидатскую
диссертацию. Допускается закончить и защитить ее после окончания аспирантуры.