Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов

История академии

Государственное высшее военное образовательное учреждение «Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова» (ВУНЦ ВМФ) ведет свои истоки от Навигационной школы, созданной по Петровскому указу в 1701 году, и Академии морской гвардии (Морской академии), организованной в Петербурге в 1715 году.

В 1862 году Офицерский класс был преобразован в Академический курс морских наук, а в 1877 году – в Николаевскую морскую академию, которая продолжала находиться в составе МКК. Самостоятельность Военно-морская академия (ВМА) получила в 1910 году, когда была переподчинена непосредственно Морскому министру. В этом же году принят Устав и Положение об академии с образованием 4-х факультетов (военно-морской, гидрографический, механический и кораблестроительный).

В годы Первой мировой войны академия временно приостанавливала работу. Постоянные занятия возобновлены с 1919 года. В период 1941-44 г.г. она была эвакуирована в Астрахань и Самарканд. В 1946 году на базе некоторых факультетов академии создана отдельная Военно-морская академия кораблестроения и вооружения (ВМАКВ). Объединение ВМА и ВМАКВ в 1960 году получило название Военно-морской ордена Ленина академии. Имя адмирала флота Н.Г. Кузнецова ей присвоено 24 августа 1990 г.

За годы своего существования выпускники академии участвовали практически во всех крупных морских сражениях, на ее базе разработаны новейшие образцы вооружения для надводного и подводного флота. Заслуги учреждения отмечены высокими государственными наградами: орденами Ленина (1944 г), Ушакова 1 степени (1968 г.), Октябрьской Революции (1977 г.).

Прохождение медкомиссии

Кандидат должен соответствовать требованиям, предъявляемым к состоянию здоровья, в том числе не иметь заболеваний вегетативной нервной системы и сердца.

С требованиями по здоровью, на основании которых медкомиссия делает вывод о годности кандидата, можно ознакомиться в приказе Минтранса России от 22.04.2002 N 50.

Медицинскую комиссию проводит врачебно-летная экспертная комиссия (ВЛЭК). Для ее прохождения необходимо предоставить следующие документы:

  • Выписка из амбулаторной карты и заключение терапевта (действуют 1 месяц). Эти документы выдают в поликлинике по месту прописки;
  • Справка из психоневрологического диспансера;
  • Справка из наркодиспансера;
  • Справка из военкомата (для мальчиков).
  • Фото 3*4.

Медицинские требования к пилоту различаются в зависимости от его статуса. Условно все требования можно разделить на 3 большие группы:

  1. К тем, кто собирается проходить обучение в летном училище авиации;
  2. К тем, у кого уже имеется лицензия пилота;
  3. К тем, кто собирается учиться на частного пилота (пилот, работающий на частного владельца воздушного судна, в том числе для работы за рубежом).

Трудоустройство после окончания институтов и училищ

Выпускники авиационных учебных заведений имеют шанс устроиться работать по специальности в авиакомпании, заводы в сфере производства самолетной, вертолетной и космической техники и авиаузлы. Шансы трудоустройства в качестве пилотов увеличиваются при достаточном количестве часов налета и высоком уровне владения иностранным языком.

Трудоустройство по окончании училища может быть затруднено, несмотря на то, что предприятиям России требуются сотрудники. Как правило, каждый ССУЗ сотрудничает с рядом организаций и компаний, которые регулярно присылают списки вакансий. Многие выпускники предпочитают продолжить профильное обучение в институте или отправиться на военную службу.

Как поступить в авиационный вуз

Правила поступления в авиационные институты и университеты в некоторых аспектах похожи на поступление в гражданские заведения. Абитуриенты сдают ЕГЭ по нужным предметам (чаще всего это русский язык, математика и физика). Кроме этого требуется прохождение летной медкомиссии, в рамках которой производится детальное обследование состояния здоровья будущего студента. Пройти отбор возможно только при пройденной комиссии и успешном психологическом собеседовании.

При одинаковых баллах претенденты отбираются на основании успехов в сдаче профильных предметов. Не прошедшие на бюджет абитуриенты могут подать заявление на платную учебу. Обучаться в вузах могут и девушки, однако их часто не принимают на обучение пилотированию летательных аппаратов.

Льготы при поступлении могут предоставляться сиротам и представителям социально незащищенных слоев населения. Широко распространена практика целевого направления, кода предприятие предоставляет абитуриенту гарантию трудоустройства по окончании вуза.

Средне-специальные учебные заведения в сфере авиации

Помимо университетов или институтов, возможность получения образования предоставляют многочисленные авиационные училища гражданской авиации в России. Они расположены в разных городах, располагают вариантами поступления на базе 9 или 11 классов и имеют различные списки специальностей обучения. Ведущие ССУЗЫ в авиационной сфере находятся в следующих городах России:

  • Красный Кут;
  • Омск;
  • Бугуруслан;
  • Сасово.

Летные училища гражданской авиации России после 9 классов обучают курсантов в течение 3 лет 10 месяцев. Такую возможность предоставляет Омский летный колледж. В нем представлено несколько специальностей: пилот самолета и вертолета (одно из немногих заведений, где имеется вертолетная подготовка), бортмеханик, авиамеханик, инженер по работе с навигационным и радиооборудованием.

В училище обучается около 1000 человек, среди них есть и очники, и заочники. Отбор в колледж весьма строгий: как правило, его успешно проходит лишь половина абитуриентов. Курсанты тренируются на самолетах, вертолете Ми-8. Для успешного освоения учебно-методической программы на территории колледжа расположен аэродром, ангары, склады, лаборатории и мастерские — все для теоретических и практических занятий.

Летные училища гражданской авиации России после 11 классов представлены в более широком спектре вариантов. Омский колледж, упомянутый выше, предоставляет возможность поступления и после 11 классов. Кроме него, в России функционирует Краснокутское училище — школа пилотов гражданской авиации. Обучение на базе 11 классов длится в течение периода 2 лет и 10 месяцев. Будущие пилоты тренируются на 5 видах самолетов и различных тренажерах. Всего в Красном Куте учится около 300 человек. Курсантам предоставляется общежитие, питание и форма. Есть возможность обучения на платной основе, стоимость которого за весь период составит более 100 000 рублей.

Омский летно-технический колледж

В Бугуруслане очно обучаются будущие коммерческие пилоты. Срок учебы стандартный для специальности. Каждый год в училище набирают около 320 человек; большая часть курсантов учится бесплатно, оставшиеся — за счет собственных средств. Колледж обладает масштабным парком самолетов, тренажерами и прочими элементами современного оснащения. Платное обучение здесь стоит немало, более 2,7 миллионов рублей за все время.

В Сасово также проводится подготовка пилотов гражданской авиации и техников информационного оборудования. Ранее это училище считалось особенно престижным из-за близости к столице. Сегодняшнее его состояние также неплохое: училище хорошо оснащено всем необходимым. Обучаться можно платно и бесплатно.

Все училища России в сфере авиации, помимо общего курса обучения курсантов, предоставляют платные услуги. Это может быть переподготовка кадров, различные курсы, включающие преподавание английского языка. Каждое из них оборудовано столовой и пищеблоком; курсанты трижды в день питаются на безвозмездной основе. Кроме того, колледжи оборудованы актовыми залами, спорткомплексами с разнообразными залами и секциями, общежитиями.

Курсанты на территории училищ обязаны соблюдать строгий распорядок дня и правила поведения, покидать территорию в установленное время на определенный период, соответствовать требованиям в учебе и быту. Сиротам и социально-незащищенным курсантам предоставляется материальная помощь, соцстипендия, пособия на покупку необходимых для учебы вещей. Учащиеся бюджетных отделений получают стипендию.

Сасовское летное училище

Структура

Одно из крупнейших в России многопрофильное учебное заведение наделено структурой, отвечающей масштабности, серьезности и сложности поставленной задачи объединения и совершенствования системы технического обслуживания авиации в условиях современных вызовов и угроз. Статусу академии соответствует ее начальник – генерал-полковник Зибров Г. В.

Структура академии включает следующие подразделения:

  • управление;
  • обще-академические кафедры – всего восемьдесят девять;
  • пятнадцать факультетов;
  • три факультета в каждом филиале;
  • два научно-исследовательских центра (НИЦ) и испытательный институт радиоэлектронной борьбы (НИИИ РЭБ);
  • научная рота – первая в ВС РФ, с 2013 года осуществляет прикладные исследования по приоритетным направлениям развития и применения ВКС РФ и войск РЭБ;
  • кадетская инженерная школа – обучение и подготовка одаренных детей десятых и одиннадцатых классов;
  • подразделения обеспечения.

ВУЗ имеет в своей структуре два филиала:

  • в Челябинске – обучение будущие штурманы и офицеры боевого управления;
  • в Сызрани – теоретическая подготовка курсантов-вертолетчиков.

Академия ведет полноценную подготовку по тридцати восьми специальностям программ специалитета, тринадцати специальностям с высшей военной оперативно-тактической подготовкой по программам магистратуры, более ста специальностям переподготовки и повышения квалификации. Помимо военных специальностей курсанты осваивают востребованные гражданские профессии.

Два НИЦ проводят успешную изобретательскую и рационализаторскую работу, ведут фундаментальные исследования и разработки перспективных видов вооружений. Научная работа ведется в рамках двадцати двух военных научных школ, восьми диссертационных советов по восемнадцати научным специальностям. В стенах вуза работает докторантура и адъюнктура очной формы по пятнадцати специальностям. Более 70% от всей численности преподавательского состава специалисты с ученым званием не ниже старшего научного сотрудника. Преподавательский состав насчитывает более тысячи восемьсот специалистов.

В Воронеже создано уникальное учебное заведение по своим возможностям:

  • выполняется полноценное обучение теории и практики высшей оперативно-тактической подготовки;
  • используются уникальные возможности поддержания летной подготовки на современных тренажерных комплексах, которые представлены всеми типами современных летательных аппаратов, стоящих на вооружении боевой авиации РФ;
  • слушатели летного и штурманского состава каждые три месяца проходят двухнедельную реальную летную практику.

Задачи практического применения знаний в процессе обучения решаются благодаря наличию современной материально-технической базы и разветвленной системы инфраструктурных объектов: аэродромов, баз, пунктов, полигонов.

В кадетской школе созданы четыре класса, в которых углубленно изучаются: механика, электроника, радиодело, БПЛА, оптика, термодинамика. Более 90% выпускников школы успешно поступают в академию.

Нельзя не отметить наличие в вузе внештатной курсантской роты почетного караула. Она является визитной карточкой академии.

Как поступить в летное училище гражданской авиации

Правила поступления в средне-специальные учебные заведения однообразны. В первую очередь, учитывается средний балл аттестата после 9 или 11 классов

Среди них особую важность имеют математика, физика, русский и иностранный язык именно в таком порядке. В случае спорных ситуаций оценки по этим предметам станут решающим фактором поступления

Проходные баллы в каждом колледже могут отличаться. Высокие они в Сасово, Омске и немного ниже в Красном Куте и Бугуруслане.

Не менее важным фактором того, как поступить в летное училище России, является психологическое собеседование и врачебная комиссия. Сроки ее проведения строго установлены, так как длительность каждой из справок может быть различной. Прохождение комиссии осуществляется платно. Обычно ее можно пройти либо в самом учебном заведении, либо в другом приспособленном для этого медучреждении. Исследования включают комплексный осмотр врачей: стоматолога, психиатра, нарколога, венеролога, рентгенолога, хирурга и пр. Кроме того, сдаются анализы крови, мочи, кала, делается рентген, ЭКГ и т. д. Успешное прохождение комиссии — одно из важнейших условий зачисления в любое авиационное училище.

Для поступления как в колледж, так и в вуз России требуется само заявление абитуриента, документы, удостоверяющие его личность, аттестат, результаты ЕГЭ при высшем образовании. Кроме этого, понадобится страховое удостоверение, военный билет и медицинский полис.

Главные условия поступления

В ВУНЦ ВМФ организован прием на обучение по программе среднего профессионального и высшего образования. Право поступления имеют все российские граждане с полным средним образованием. Возраст для получения среднего специального образования – до 24 лет для прошедших службу в армии и до 30 лет для военнослужащих-контрактников.

Заявление на поступление и копии необходимых документов подаются в военкомат по месту жительства. Через него кандидату поступает извещение о допуске к экзаменам. По извещению выдаются бесплатные проездные документы. Оригинал документов предоставляется в приемную комиссию по прибытию в ВУНЦ ВМФ не позднее 1 суток до заседания приемной комиссии.

Необходимые документы

Для поступления в ВУНЦ ВМФ необходимо предоставить следующие документы:

  • заявление;
  • паспорт или военный билет (для военнослужащего) и свидетельство о рождении;
  • автобиография;
  • характеристика, выданная по месту работы или учебы;
  • документ о среднем образовании;
  • документы, подтверждающие наличие права на льготное зачисление (вне конкурса, преимущественное зачисление);
  • результаты ЕГЭ;
  • медицинская карта;
  • карта психологического отбора;
  • фотография 4,5х6 см в 3 экземплярах.

Сдача экзаменов и нормативов

Отбор кандидатов для обучения в ВУНЦ ВМА включает следующие испытания:

  1. Медицинское обследование для выяснения состояния здоровья.
  2. Собеседование с целью проведения психологического отбора.
  3. Проверка общеобразовательной подготовки осуществляется по результатам ЕГЭ. Учитываются баллы по русскому языку (не менее 40 баллов), математике (не менее 27-35 баллов в зависимости от специальности) и физике (не менее 36-40 баллов в зависимости от специальности). Для поступающих на специальность «Радиационная, химическая и биологическая защита» учитывается химия (минимальный балл – 38). При поступлении по программе среднего специального образования – русский язык и математика.
  4. Уровень физической подготовки оцениваются путем сдачи нормативов по бегу на 100 и 3000 м, подтягиванию на перекладине и плаванию на 100 м. За каждое упражнение начисляются баллы по таблицам, приведенным в НФП-2009. Минимальное количество баллов в одном упражнении – 26. Суммарное количество баллов должно быть не менее 120.

Условия поступления

Порядок поступления определяется приказами Министра обороны РФ, которые издаются в соответствии с нормами Федерального закона «Об образовании». Условия приема ежегодно утверждаются начальником вуза в форме специальных правил приема. Процесс поступления включает три этапа:

  1. Предварительный отбор по месту жительства.
  2. Профессиональный отбор.
  3. Конкурсный отбор и зачисление.

Предварительный отбор проводится на основании образовательного и возрастного критериев. Гражданин, отвечающий требованиям, в установленные сроки подает заявление в военный комиссариат по месту жительства. К заявлению прилагается пакет документов, перечень которых установлен действующим законодательством.

Профессиональный отбор кандидатов возложен на Приемную комиссию. Она формирует список кандидатов, допущенных к прохождению на основании предварительного отбора.

Профотбор осуществляется на основании комплексной оценки по направлениям:

  • состояние здоровья;
  • психологическое состояние;
  • общеобразовательный уровень;
  • физическая подготовка.

Уровень общеобразовательной подготовленности оценивается на основе результатов ЕГЭ. Степень физической подготовки определяется на основании результатов подтягивания на перекладине и бега (100 м и 3000 м).

Кандидатов, успешно прошедших испытания, заносят в конкурсные списки, на основании которых производится зачисление. При рассмотрении списков учитываются преимущественные права, перечень которых установлен законодательством.

При поступлении в филиалы условия и порядок отбора аналогичные, но есть дополнительные требования в Сызрани:

  • ограничения в росте от 160 до 195 см;
  • вес не более 80 кг;
  • зрение минус 1 на каждый глаз без очков.

История создания

  • 22 октября 1930 — приказом № 108 по Главной инспекции ГВФ в Балашове создана 3-я Объединенная школа пилотов и авиационных техников ГВФ (обучение летчиков и техников на самолетах Р-1, У-2, Р-5).
  • Сентябрь 1939 — на базу Балашовского летного училища ГВФ прибыла 27-я летная школа ВВС из Читы. Формируется Балашовская военная авиационная школа (подготовка летчиков на самолет СБ, а с осени 1941 — на самолет Ил-2).
  • 1 мая 1944 — постановлением ГКО от 22 декабря 1943 создана 2-я Балашовская военная авиационная школа пилотов (подготовка летчиков на самолет Пе-2).
  • 25 июля 1945 — 2-я Балашовская военная авиационная школа пилотов переименована во 2-е Балашовское военное авиационное училище летчиков ВВС КА.
  • 5 января 1948 — училище переименовано в Балашовское военное авиационное училище летчиков-бомбардировщиков дальней авиации ВС СССР (подготовка летчиков на самолет Ил-4).
  • 5 июня 1954 — училище переименовано в Балашовское военное авиационное училище летчиков (подготовка летчиков на самолет Ли-2 для дальней и транспортной авиации).
  • 25 мая 1959 — училище преобразовано в высшее и получило наименование Балашовское высшее военное авиационное училище летчиков (подготовка летчиков на самолет Ил-14).
  • 1968 — училище перешло на подготовку летчиков на самолет Ан-26.
  • 14 мая 1977 — присвоено имя Главного маршала авиации А. А. Новикова.
  • 1995 — училище начало готовить летчиков для военно-транспортной, транспортной, дальней бомбардировочной, противолодочной и морской ракетной авиации ВВС РФ, а также для других министерств и ведомств.
  • Август 1998 — Балашовское ВВАУЛ им. Главного маршала авиации А. А. Новикова переименовано в Балашовский военный авиационный институт.
  • 1 сентября 2002 — Балашовский военный авиационный институт реорганизован в Балашовский УАЦ — 4 авиационный факультет Краснодарского военного авиационного института.

В советский и постсоветский периоды летная подготовка курсантов училища велась в пяти учебных авиационных полках: в Балашове на транспортных самолетах Ан-26 (606-й учебный авиационный полк, существует поныне), в Ртищеве (666-й учебный авиационный полк, существует поныне) на самолетах Л-29 и Петровске (478-й учебный авиационный полк, расформирован в 1998 г.) на пассажирских самолетах Ан-24.