Оглавление
- Стоит ли поступать в вуз на специальность?
- Каким должен быть воспитатель детского сада
- Прохождение аттестации
- Что может положительно повлиять на поступление
- Современный учитель
- Где учиться на педагога?
- Личностные качества учителя
- Особенности работы педагога начальных классов, о которых важно знать
- Требования к учителю
- Особенность развития классического образования будущих педагогов
- О переносе аттестации педагогов в 2021 году
- Вспоминаем классику
- Профессиональная готовность
- Здравствуйте! По каким предметам нужно готовиться к ОГЭ-2021 на учителя русского языка и литературы?
- Качества, необходимые для хорошего учителя
- Учебные заведения
- Личные характеристики педагога
Стоит ли поступать в вуз на специальность?
Любовь к литературе и к языку – хорошие качества, но этого мало. Задача педагога заключена не только в том, чтобы любить эти предметы, но и в том, чтобы грамотно передавать знания младшему поколению. С детьми нужно уметь находить общий язык, владеть различными методиками обучения. Часто попадаются проблемные ребята, с которыми тоже придется работать. Существует большой объем работы, связанный с разработкой планов, проверкой тетрадей и составлением отчетов. В любом случае, профессия престижна и ценится в обществе. Педагог данного профиля получит качественное гуманитарное образование.
Каким должен быть воспитатель детского сада
Лицо любой категории воспитателей должно обладать следующими личностными качествами:
терпением, умением доброжелательно и бесконфликтно общаться, порядочностью во всём, умением находить выход из конфликтных ситуаций, возникающих между взрослыми и воспитанниками, важно наличие у педагога высокого уровня ответственности, особенностью работы с детьми является любовь и разумная доброта к малышам со стороны воспитателя. Эта творческая работа предполагает наличие у педагога умений и навыков для создания чего-либо
Это может быть увлечение живописью, вязанием или чем-то ещё
Эта творческая работа предполагает наличие у педагога умений и навыков для создания чего-либо. Это может быть увлечение живописью, вязанием или чем-то ещё.
Прохождение аттестации
Обязательные ЕГЭ для учителей в следующем году на территории Российской Федерации будут проводиться под пристальным контролем специально подготовленной аттестационной группы. В ее состав войдут представители организаций образования. Управляющим, который издает приказ о формировании данной комиссии, утверждается состав:
- заместитель;
- председатель;
- секретарь и другие члены комиссии.
В определенный день будет проводиться заседание комиссии.
Добровольная сдача ЕГЭ для учителей предполагает подачу соответствующего заявления от сотрудника. В нем должны быть указаны занимаемая должность и присвоенная на данный момент категория. Знания и профпригодность педагога оцениваются комиссией в определенный день.
Проверка и рассмотрение заявления от педагога может составить 30 дней, после чего будет выдано решение комиссии. Срок проведения ЕГЭ, с учетом даты финального заключения комиссии, составляет не более двух месяцев.
Что может положительно повлиять на поступление
Аттестат с отличием дает большой шанс поступления на бюджет, если он подкреплен высокими баллами по ЕГЭ
Поступление — это, в большинстве своём, нервный и долгий процесс. В некоторых учебных заведениях сыграть роль может каждый лишний балл. И тогда абитуриенты задаются вопросом, а могут ли личные достижения сыграть позитивную роль при поступлении? — Ответ: да!
Средний балл аттестата может повлиять на поступление в колледжи, училища или техникумы на базе 9-ти классов. Кроме того, некоторые ВУЗы устанавливают баллы, которые добавляются абитуриенты за индивидуальные достижения (аттестат, с отличными отметками; победа в соревнованиях и т.д…)
Современный учитель
Современный учитель начальной школы
Профессия учителя является важной в мире. Учителю приходится решать многие волнующие детские вопросы
Это, наверное, даже не только профессия, а состояние души, потому как первый учитель остаётся в сердцах и памяти каждого ребёнка. Дети, поступая в школу, обретают вторую маму, такую же заботливую, готовую помочь в трудную минуту, объяснить, научить, выслушать, рассудить в спорах и т.д. Чем энергичнее будет учительница, добрее и внимательнее, тем лучше её будут воспринимать дети, прислушиваться к её словам. Чем больше дети будут тянуться к учителю, тем больше учителю захочется самосовершенствоваться и развиваться, так как человек, развитый всесторонне, более интересен детям. Учитель должен быть «идеальный человеком» во всём, поскольку ему необходимо влюбить в себя ребёнка.
Не так давно главной задачей учителя начальных классов было научить детей определённым знаниям, умениям, отработать их и закрепить навыки. В наше же стремительно развивающееся время этого уже недостаточно: необходимо не только «вложить» какие-то знания, а научить добывать их, научить учиться.
В педагогической деятельности используется технология развития критического мышления, проблемная, проектно- исследовательская, здоровьесберегающие технологии на основе личностно- ориентированного подхода. Связующим звеном всего вышеперечисленного становится игровая деятельность, в которой ученик начальной школы чувствует себя всегда комфортно.
Основные личностные качества учителя начальных классов:
1. Доброжелательность, чуткость и внимательность – одни из важных качеств. Умение легко находить общий язык и уделять достаточно времени каждому ребенку в решение его детских проблем.
Четко и грамотно поставленная речь, которую могут понять и дети, и взрослые.
Умение удерживать в центре внимания каждого ребенка, уделять особое внимание в трудных ситуациях.
4. Способность сохранять спокойствие и выдержку в любых ситуациях.
5. Осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку: тихому и вздорному, плохо пишущему и хорошо, медленному и быстрому и т. д.
6. Умение быть учителем не только на работе, но и идя с работы домой, и в отпуске, и вечером по телефону. Находить время беседовать с каждым родителем, отменяя свои домашние дела.
От взаимодействия к взаимопониманию и сотрудничеству- именно таким образом строится работа современного педагога с родителями и социумом
Современный учитель – это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Отличительными чертами современного педагога, педагога — мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда.
Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности
Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества. «Не ограничивайте себя
Многие люди ограничивают себя только тем, что, как они считают, они умеют делать. Вы можете достичь намного больше. Нужно только верить в то, что вы делаете» (Мэри Кей Эш). Для современного учителя его профессия — это возможность самореализации, источник удовлетворения и признания. Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.
Где учиться на педагога?
В настоящее время, преподавать в школе разрешено только лицам, имеющим педагогическое образование (направление подготовки 44.00.00 «Образование и педагогические науки»), или образование, связанное с тем предметом, которое педагог собирается преподавать. При этом в дипломе должно быть указано «преподаватель». Например, «историк, преподаватель истории».
Профессию можно получить как в колледже, так и высшем учебном заведении. Среднего профессионального образования достаточно, чтобы работать учителем младших классов (специальность 44.02.02). В каждом среднем и крупном городе есть колледжи, где можно обучиться по этой специальности. Например, в Москве таких организаций сразу пять:
- Педагогический колледж №1 им. К.Д. Ушинского
- Педагогический колледж им. С.Я. Маршака
- Педагогический колледж №10
- Педагогический колледж «Медведково»
- ГАОУ ВО МГПУ Педагогический колледж №9 «Арбат»
В ВУЗах готовят преподавателей всех направлений. Основные специальности:
- 44.03.01 Педагогическое образование
- 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
- 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
- 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
- 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
- 44.05.01 Педагогика девиантного поведения
Основные московские ВУЗы, готовящие педагогов:
- МПГУ — Московский педагогический государственный университет
- МГПУ — Московский городской педагогический университет
- МГОУ — Московский государственный областной университет
- МГППУ — Московский городской психолого-педагогический университет
- МГГУ Шолохова — Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова
- МПСУ — Московский психолого-социальный университет
- МГГЭУ — Московский государственный гуманитарно-экономический университет
Если вы планируете быть преподавателем в ВУЗе и дополнительно заниматься наукой, стоит поступать в профильное учебное заведение. У выпускников большинства институтов и университетов в дипломе есть слово «преподаватель» (например, биолог, преподаватель биологии), что позволяет вам преподавать данный предмет.
Курсы
При наличии у вас высшего образования любого профиля, вам не нужно получать второе высшее образование, чтобы пойти работать учителем. Достаточно пройти курсы переподготовки, которые займут от 1,5 до 3,5 месяцев, в зависимости от выбранной специализации. Примеры подобных курсов:
- Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки (Москва), программа длительностью 280–520 часов (что займёт от 1,5 до 3,5 месяцев обучения);
- Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, программа длительностью от 252 часов до 516 в зависимости от профиля
- Российский университет дружбы народов (Москва), программа длительностью 600 часов для учителя начальных классов и от 260 до 1400 часов для предметников;
- Томский государственный университет предлагает программы переподготовки для будущих учителей дошкольных учреждений, тренеров и тьюторов.
Личностные качества учителя
Очень важно, чтобы у педагога была теоретическая база, которая является основой образовательного процесса. Но даже если человек знает все о воспитании и обучении детей, он может и не стать хорошим преподавателем
Каким должен быть учитель с личностной точки зрения? Квалифицированного специалиста определяют следующие качества:
- Любовь к детям, процессу воспитания в них человечности и правильных жизненных ценностей.
- Понимание минусов профессии учителя.
- Стремление к самосовершенствованию.
- Умение в каждом найти положительные качества.
- Правильная оценка своих возможностей как учителя.
Особенности работы педагога начальных классов, о которых важно знать
Дети в младших классах пока не умеют учиться. Ваша задача — научить их анализировать информацию, работать с источниками, трудиться в парах и в группах, планировать время и пр
Важно учить самостоятельности: в отличие от детского сада, в школе не помогают одеваться перед выходом на улицу, не напоминают каждый раз о необходимости мыть руки перед едой
У ребят в начальных классах, особенно у первоклассников, уровень дисциплины может быть далек от идеала. Не всем детям удается быстро переключиться с игр в детском саду на учебу в классе. Именно поэтому учитель должен быть терпеливым и вместе с тем настойчивым
Важно включать в занятия игровой элемент и чаще менять виды деятельности на уроке, чтобы дети не уставали слишком быстро — но не менее важно следить за дисциплиной в классе и добиваться соблюдения школьных правил
Самооценка у детей 7-10 лет еще не развита в полной мере, поэтому ребята формируют мнение о себе, опираясь на слова взрослых. Вы должны тщательно выбирать фразы, общаясь с детьми. Терпение, тактичность и способность сохранять спокойствие помогут вам в этом.
Наконец, вам, скорее всего, придется очень много общаться с родителями учеников. Во-первых, дети в младших классах еще недостаточно ответственны
Например, они могут забыть, что завтра вы идете не на уроки, а на экскурсию, поэтому важно предупредить о мероприятии родителей. Во-вторых, родители будут беспокоиться за своих детей, задавать много вопросов, кто-то даже может попросить разрешения поприсутствовать на уроке
Отнеситесь к этим просьбам с пониманием. Учителю начальных классов очень важно выстроить хорошие отношения с родителями учеников. Вы должны стать союзниками в вопросах воспитания и обучения детей.
Требования к учителю
Ученики младших классов только формируются, поэтому важно обучить их не только общеобразовательным наукам, но и дать знания, которые пригодятся в реальной жизни для общения с людьми. Хорошие учителя отслеживают прогресс школьников, видят качество их развития, подсказывают родителям о наличии проблем
Стать хорошим учителем младших классов достаточно сложно. К ним выдвигаются высокие требования, такие как:
- настоящая любовь к детям;
- уравновешенность, вежливость, адекватность;
- толерантность, способность к сопереживанию;
- терпение и такт;
- вежливость.
Профессиональный педагог не просто передает свои знания ученикам, но и может на интересных жизненных примерах объяснить законы природы и даже математические алгоритмы
Он также умеет привлечь к себе внимание аудитории и сделать даже самый скучный урок чрезвычайно увлекательным. Если вы чувствуете в себе склонность к обучению учащихся младших классов, хотите стать их наставниками, тогда вам можно смело подавать документы для получения высшего образования
Особенность развития классического образования будущих педагогов
Начиная с 2010 года количество студентов в белорусских вузах постепенно снижается: с 450 до 270 тысяч. Заметно упал прием на педагогические специальности: с 9,9 до 5,8 тысяч. Хотя спрос на преподавателей поддерживается за счет за счет рынка платных услуг. Ниша привлекает бизнесменов. Растет число образовательных проектов для детей и взрослых, открываются «развивайки», частные курсы. На сервисе поиска работы и сотрудников Rabota.by сейчас не закрыто почти 500 вакансий. Наниматели ищут специалистов по организации и проведению обучения, преподавателей иностранного, учителей начальных классов, педагогов-психологов.
Профессия преподавателя востребована на рынке труда БеларусиОсобенно востребованы те наставники, которые отлично владеют предметом и пользуются современными методиками.
В классическом педагогическом образовании наблюдается немало проблем. Болевые точки были определены в результате комплексной психолого-педагогической проверки образовательного процесса в университетах. Было исследовано 10 высших учебных заведений. Оценивались:
- знания студентов;
- материально-техническая база вузов.
Были сделаны следующие выводы: профессиональные навыки студентов ниже знаний, низкий уровень владения современными методами обучения и технологиями, затруднения в организации внеклассной работы и моделировании профессиональной деятельности.
Что касается образовательного процесса. Требуется совершенствование подготовки с переходом от лекционной формы к практической, больше внимания уделять психолого-педагогической подготовке кадров.
Как исправить ситуацию, в которой выпускники педагогических специальностей имели бы устойчивую ориентацию на профессию, были бы знакомы с проблемами школы и уверены в своих возможностях? В исследовании, которое было опубликовано на сайте БГПУ им. Максима Танка, практикующие наставники предложили:
- увеличить количество практических занятий;
- учить будущих педагогов использовать информационные технологии в своей деятельности;
- применять в образовательном процессе новые формы подготовки: мастер-классы, студии, тренинги профессионального и личностного роста.
О переносе аттестации педагогов в 2021 году
В 2020 году в связи с коронавирусом педагогическим работникам разрешили не проходить обязательную проверку. Вступило в силу два приказа Минпросвещения:
-
№193 — о продлении квалификационной категории (КК), срок действия которых закончился с 1 апреля по 1 сентября 2020 года, до 31.12.2020 года;
-
№713 — о продлении КК еще на год — до 31.12.2021 года.
Если педагогические сотрудники не прошли аттестацию в 2020 году, то волноваться не стоит — время еще есть. Уровень зарплаты для таких специалистов остается прежним, в соответствии с КК.
Designed by stockking/Freepik
Даже если срок действия категории продлен, педагог вправе аттестоваться по утвержденному ранее порядку — указано в письме Минпросвещения №ВБ-90/08/27 от 27.01.2021 г. Поэтому процедура будет проходить также, как раньше (в каждом регионе она отличается). |
Вспоминаем классику
Список литературных произведений, которые необходимо прочитать к экзамену, найти не так уж сложно. Достаточно посмотреть программу для поступающих или обратиться к первокурсникам – у многих наверняка остались конспекты, тетради и материалы для подготовки к вступительному испытанию. Если с вузом вы пока не определились или собираетесь поступать сразу в несколько – не беда. При составлении вопросов и списков литературы члены приемных комиссий опираются на школьную программу. Поэтому ее нужно знать очень хорошо.
Перед абитуриентами стоит сложная задача: с одной стороны, важно ничего не упустить, а с другой – не стоит досконально изучать творчество каждого автора. Иначе есть шанс так и не добраться до остальных
К примеру, наши любимые классики – Толстой, Достоевский и др. – написали много объемных романов. Если вы приметесь читать их все по порядку, времени на других авторов не останется. Прочтите один-два романа каждого писателя – этого будет достаточно.
Не игнорируйте «автора одной книги» – ведь именно его текст может попасться в билете. Если достался, к примеру, роман Шолохова «Тихий Дон», а вы читали «Поднятую целину», можете смело попросить экзаменатора о замене, а вот если попадется «Горе от ума», которое вы читали очень давно и многое не помните, взять другое произведение этого автора не получится.
Бывает обидно, если вы прочитали несколько «кирпичей», а на экзамене провалились из-за незнания рассказа. Читайте короткие тексты – во-первых, на это уйдет не так много времени, во-вторых, по ним легко можно уловить стиль и творческую манеру писателя.
Профессиональная готовность
Если кратко перечислить качества учителя, то они будут следующие:
- любовь к детям;
- гуманизм;
- интеллигентность;
- готовность к постоянному саморазвитию;
- творческий подход к работе;
- высокая гражданская ответственность и социальная активность;
- физическое и психическое здоровье.
В совокупности они составляют профессиональную готовность к педагогической деятельности. В ней выделяют психофизиологический и теоретико-практический аспекты. В них описываются требования к определению компетентности педагога. Педагогическая компетентность — это определение теоретической и практической подготовленности учителя к осуществлению своей профессиональной деятельности. При этом требования к учителю начальной школы несколько отличаются от других педагогов.
Здравствуйте! По каким предметам нужно готовиться к ОГЭ-2021 на учителя русского языка и литературы?
Правила приема в вузы могут различаться — и в разных учебных заведениях набор предметов, необходимых для поступления на одну и ту же специальность, может варьироваться. Однако лишь в определенных пределах: перечень вступительных испытаний для абитуриентов определяется специальным приказом Минобрнауки, в котором для каждого направления подготовки прописано минимум два «обязательных» предмета — они будут едины для всех вузов страны.
В соответствии с этим документом, абитуриенты, желающие получить педагогическое образование, в обязательном порядке должны сдавать:
русский язык (результаты экзамена по этому предмету необходимы для поступления на любую специальность любого вуза страны);обществознание — именно этот предмет считается профильным для будущих учителей (вне зависимости от того, к преподаванию каких предметов их будут готовить).Экзамены по специальностиТретий экзамен зависит от специализации будущего учителя. Для «предметников» он, как правило, совпадает с направлением подготовки — так, будущие преподаватели биологии должны представить результаты ЕГЭ по биологии, географы — по географии и т. д. Те, кто по окончании вуза получат право преподавать ОБЖ или технологии, должны сдать профильную математику. Для будущих учителей начальных классов третьим экзаменом также является математика.
Практически во всех педуниверситетах обучение педагогов ведется по направлениям «Педагогическое образование» и «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки». Во втором случае выпускника готовят к преподаванию двух предметов сразу. Причем сочетания могут быть самыми разными — не только «классические» тандемы «русский язык и литература» или «история и обществознание», но и, например:
английский и испанский языки;география и английский;информатика и технологии.В таких случаях третий экзамен как правило назначается в соответствии с основным направлением (тот предмет, который значится в названии специальности первым).
Особый разговор — о тех, кто поступает на направления, связанные с творчеством (изобразительное искусство, музыка, хореография, декоративно-прикладное искусство). Они предоставляют в приемную комиссию результаты по обязательным для всех обществознанию и русскому — а кроме этого проходят дополнительные испытания на базе вуза, направленность которых соответствует профилю подготовки.
Качества, необходимые для хорошего учителя
Хорошие учителя похожи тем, что имеют ряд качеств, необходимых в этой профессии
Нужно не только уметь хорошо объяснять свой предмет, но и удерживать на себе внимание учеников, которые норовят отвлечься на свои телефоны. К числу необходимых качеств можно отнести:
- Любознательность и постоянное самообразование,
- Любовь к своему предмету и свободно в нем ориентироваться,
- Любить детей и подростков,
- Уметь слышать и с уважением относится к ученикам,
- Уметь находить контакт как с группой детей, так и с каждым ребенком по отдельности,
- Быть лидером и авторитетной фигурой, уметь вести учеников за собой,
- Иметь представление о психологических особенностях детей разных возрастов,
- Уметь справляться со стрессом от работы, быть терпеливым,
- Быть справедливым и максимально объективным,
- Иметь достаточную гибкость и творческий подход к своему делу,
- Быть организованным и дисциплинированным,
- Быть дружелюбным и уметь мотивировать,
- Иметь опрятный внешний вид и рабочее место.
Большим подспорьем могут оказываться такие книги, как: А.С. Макаренко «Педагогическая поэма», Я. Корчак «Как любить ребенка» и Б. Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз».
Учебные заведения
Ответ на вопрос, куда поступать, найдется быстро. В России система педагогических образовательных учреждений разного уровня развита хорошо. В каждом регионе есть немало достойных колледжей, например:
- Чебоксарский профессиональный колледж им. Н. В. Никольского;
- Педагогический колледж № 1 им. Н. А. Некрасова (г. Санкт-Петербург);
- Волгоградский социально-педагогический колледж;
- Факультет среднего профессионального образования Калмыцкого государственного университета им. Б. Б. Городовикова;
- Московский городской открытый колледж и др.
Дефицита высших учебных педагогических заведений в разных регионах тоже нет:
- Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Челябинск). Здесь на факультете подготовки учителей начальных классов можно получить одно- и двухпрофильное образование (с дополнительными направлениями «английский язык», «информатика» и «дошкольное образование»), а также психолого-педагогическое образование. Функционирует магистратура и аспирантура.
- Оренбургский государственный педагогический университет. В составе вуза работает Институт дошкольного и начального образования, где могут обучаться учителя для младших школьников. Сейчас там можно получить второй профиль обучения – «математика».
- Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта (г. Калининград) в своем педагогическом институте предлагает учиться на специальности «начальное образование и организация внеурочной деятельности». Выпускники вуза имеют шанс реализовать себя в разных сферах деятельности, связанных с обучением детей 6–10 летнего возраста.
- Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого обучает педагогов на факультете искусств, социальных и гуманитарных наук. В двухпрофильном формате дополнительные предметы: английский язык, информатика и искусство. Также есть вариант стать преподавателем в дошкольных учреждениях, младшей школе.
- Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова. Здесь на кафедре психологии и педагогики кроме стандартной специальности педагога младших классов предлагается профиль подготовки по инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями, связанными с состоянием здоровья.
Читать дальше: Как перенести заседание суда по гражданскому делу При многих педагогических вузах есть колледжи. Можно сначала получить среднее профессиональное образование, а затем, работая в школе, поступить в вуз. В таком случае абитуриенту потребуется пройти тестирование по профильным предметам, а обучение может проводиться по ускоренной программе.
Личные характеристики педагога
Без любви к детям не состоится ни один педагог. Чтобы стать наставником, недостаточно только осведомленности в предмете. Нужно еще иметь талант передать эти знания ученикам. А это с детьми проделать гораздо сложнее, чем с взрослыми. Многое зависит от личных качеств педагога, среди которых:
- доброжелательность;
- отзывчивость;
- деликатность;
- внимательность;
- психологическая устойчивость;
- терпение;
- любовь к профессии и детям;
- харизма.
Если вам назначили собеседование в школе, нужно обязательно рассказать обо всех этих качествах. Вашим козырем должно стать желание преподавать детям и мечта быть учителем. Вам нужно продемонстрировать, как вы умеете излагать школьную программу, насколько доходчиво и интересно это поучается. Профессию педагога не относят ни к женской, ни к мужской. Она одинаково подходит всем.