Критерии оценивания задания 24 егэ по обществознанию

Оглавление

На что еще обратить внимание

Ученику следует больше внимания уделять повторению терминов, не забывать использовать их в развернутых ответах. Стоит ознакомиться с критериями оценивания ответов второй части, если хотя бы один пункт не соблюден, то результат снизится. Необходимо полностью раскрывать смысл высказываний, указывать несколько аргументов или идей в качестве подтверждения.

Частые ошибки, возникающие при решении теста

При сдаче экзамена ученики допускают следующие ошибки:

  • выбирают вариант ответа, где есть слово, указанное в условии задачи;
  • при выполнении анализа схем путают понятия, например, «Спрос», «Предложение», т.д.;
  • невнимательно высчитывают данные;
  • неверно выбирают обобщающий термин для ряда слов в задании.

Как правильно готовиться?

Однозначно важно определиться с толковой литературой, представители ФИПИ на официальном портале дают некоторые рекомендации. На экзамене следует показывать исключительно знания, а спорить и дискутировать – можно было лишь на уроках

Иногда вопросы дают шанс поразмышлять, высказать личное мнение. Подобная возможность есть в сочинении, главное выбрать тему, опираясь на то, как бы вы могли ее раскрыть, это позволяет рассчитывать на высший балл.

Педагоги нередко говорили, что важно не просто знать терминологию, но и понимать ее. Часто ребенок не может дать верный ответ, так как не видит связи с конкретной научной отраслью, задействовать при этом неверный аналитический метод

Описываемая дисциплина охватывает несколько направлений, но главной сложностью оказывается размытое представление подростков по многим темам.

Согласно статистике последних лет обществознание в качестве дополнительного предмета для сдачи в формате ЕГЭ выбирает половина учеников 11 классов (49%). Каким будет этот экзамен в 2019 учебном году и как лучше к нему подготовиться – важные вопросы для будущих выпускников.

Внушительный процент учеников, выбравших обществознание третьим предметом, объясняется рядом причин.

Во-первых, это гуманитарная наука, сдать ее значительно проще многих предлагаемых. Даже при отсутствии знаний по конкретному вопросу можно дать удовлетворительный ответ, основываясь на жизненном опыте и интуиции.

Например, каждый из нас время от времени смотрит выпуски новостей, а ориентация в политической и общественной обстановке в стране – неплохой залог успешной сдачи этого предмета. Во-вторых, именно обществознание требуется для поступление почти во все гуманитарные высшие учебные заведения.

Общие цифры ЕГЭ

Год Миним. балл ЕГЭ Средний балл Кол-во сдававших Не сдали, % Кол-во100-балльников Длитель-ность экзамена, мин.
2009 39
2010 39 56,38 444 219 3,9 34 210
2011 39 57,11 280 254 3,9 23 210
2012 39 55,2 478 561 5,3 86 210
2013 39 56,23 471 011 5,3 94 210
2014 39 55,4 235
2015 42 53,3 235
2016 42 235
2017 42 235
2018

Некоторые убеждены в том, что нужна отмена ЕГЭ и возврат к советской системе экзаменации учащихся. Однако существует и другая точка зрения: ЕГЭ позволяет проверить уровень знаний учащихся и дать дорогу выпускникам из провинции поступить в престижные столичные вузы. На сегодняшний день есть два обязательных экзамена – это русский язык и математика. Далее выпускник выбирает из школьной программы те предметы, результаты по которым нужно предъявить в выбранном вузе. ЕГЭ по обществознанию 2019 интересен тем, что он интегрированный и позволяет выпускникам почувствовать себя немного юристом, социологом, экономистом, политологом или правоведом.

Секреты подготовки

Опытные педагоги утверждают, что каждый из приведенных ранее 5 блоков, в равной степени важен для получения высокого результата, а это значит, что на этапе подготовки предстоит обработать большой объем информации.

Секрет успешной подготовки в таких базовых блоках, как:

  • своевременность начала подготовки;
  • выбор правильной литературы;
  • эффективная стратегия с учетом пробелов, имеющихся в знаниях;
  • регулярность занятий;
  • практика и еще раз практика.

На этапе теоретической подготовки лучше всего работать с изданиями Боголюбова, Бордовского или Никитина, в которых достаточно хорошо изложен необходимый материал. Ответы на вопросы из курса «право» вы найдете в учебниках Боголюбова и Певцова, а информацию из курса «экономика» — в книгах Липсица или Киреева.

Важным этапом также является подготовка к написанию эссе, ведь мини-сочинение имеет большое значение для каждого, кто стремиться к высокому баллу. Тут важна тренировка. Помните, в работе должны быть выдержаны все основные структурные элементы:

  1. собственно, цитата;
  2. проблема, которую поднимает автор цитаты;
  3. раскрытие смысла данного высказывания;
  4. ваша собственная точка зрения по рассматриваемой проблеме;
  5. аргументация;
  6. примеры из истории, социальной практики либо литературы;
  7. выводы.

Работая над эссе, вы можете использовать готовые фразы-клише:

Также полезными будут советы из видео-уроков по подготовке к ЕГЭ 2019 года по обществознанию:

Изменения 2022 года

В сфере аттестации школьников свершилась революция. Ее первый этап прошел еще в 2019-м, когда ФИПИ предложил обновленные варианты ОГЭ. Теперь сделан и следующий шаг: общедоступными стали перспективные модели демоверсий ЕГЭ на 2022 год.

По мнению большинства экспертов, экзамен по обществознанию в 2022 году упростится. В нем есть, конечно, существенные обновления. Но они являются скорее просто непривычными для тех, кто уже работал с демонстрационными вариантами вплоть до ЕГЭ 2021, чем усложненными:

  1. Из части 1 КИМ исключены задания 1, 2 и 20 по нумерации 2021 г.
  2. Задание с кратким ответом на анализ графика спроса и предложения (задание 10 в КИМ 2021 г.) преобразовано в задание с развёрнутым ответом (задание 21 по нумерации 2022 г.).
  3. В части 2 КИМ устранены дублирующие друг друга по проверяемым умениям задания (задания 22 и 26 исключены, задания 25 (позиция 25.1) и 23 из КИМ ЕГЭ 2021 г. сохранены в составном задании к тексту).
  4. Максимальный балл за выполнение задания–задачи 22 (по нумерации 2022 г.) увеличен с 3 до 4 баллов.
  5. В КИМ ЕГЭ 2022 г. не включено альтернативное задание, требующее написания мини-сочинения (задание 29 КИМ 2021 г.).
  6. В часть 2 включено задание с развёрнутым ответом по Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации (задание 23 по нумерации 2022 г.).
  7. Задание на составление плана развёрнутого ответа по предложенной теме (задание 28 в КИМ ЕГЭ 2021 г.) включено в составное задание, соединившее в себе составление плана и элементы мини-сочинения (задания 24 и 25 по нумерации 2022 г.).
  8. Максимальный балл изменён с 64 до 57 баллов.
  9. Общее время выполнения работы сокращено с 235 до 180 минут.

В целом, как считают преподаватели, которые уже успели изучить проект ЕГЭ по обществознанию, тесты стали более продуманными. Угадывать сложнее, но постановка самих вопросов проще.

24.2 Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана — 1 балл

0 баллов

Все иные ситуации

Эссе по обществознанию

  • Топ-50 примеров эссе по темам (высказываниям)
  • Структура, план, шаблон для эссе
  • Аргументы для эссе по всем темам
  • Клише для эссе по любому высказыванию
  • Критерии оценивания эссе
  • Как писать эссе по обществознанию с нуля?

ЕГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами
  • 50 примеров сложных планов по блокам
  • Список нормативных правовых актов для ЕГЭ
  • Как подготовиться к ЕГЭ и не сойти с ума?
  • Помесячный план подготовки к экзамену
  • Как правильно решать задание с определением

ОГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами

Выбери ответ

Критерии оценивания сочинения ЕГЭ

Задание № 27 – часть № 2 – представляет собой развернутый ответ в виде сочинения по тексту, предложенному для анализа в 22–26 вопросах КИМ. Объем письменного высказывания должен составлять не меньше 150 слов, иначе его даже не станут проверять. Если требование к размеру соблюдено и рассуждения строятся на основании прочитанного текста, а не абстрактно, то эксперты приступают к детальной проверке сочинения.

Критерии оценки сочинения ЕГЭ систематизированы в таблице, которой пользуются эксперты при проверке работ. Кратко эта подсказка проверяющим выглядит так.

Критерий Что нужно оценить Сколько можно набрать баллов
Проверка содержания
К1 Проблема и ее формулировка*
Сформулирована одна проблема. Нет фактических неточностей. 1
К2 Комментарий к выявленной проблеме
Комментарий дается с опорой на текст, предложенный в КИМе, приведено 2 примера, демонстрирующих указанную проблемную ситуацию. К каждому аргументу имеются свои пояснения. Смысловая связь между ними прослежена. Фактических ошибок нет. 5
К3 Отражение позиции автора
Авторская позиция правильно отражена. Факты не искажены. 1
К 4 Отношение к позиции автора
Указано и обосновано личное отношение к той позиции, которую отразил автор в своём тексте. 1
II Оформление речи
К 5 Соблюдение целостности, связность текста и последовательность изложения

Нет нарушения смысла и последовательности повествования:

– рассуждения логичны и последовательны;

– членение текста на абзацы верное.

2
К 6 Насколько точна и выразительна речь*
Мысли выражены точно, речь отличается разнообразием грамматических форм. 2
III Грамотность
К 7 Соблюдение норм орфографии
Ошибок нет, но одна не очень грубая допускается. 3
В тексте есть две ошибки. 2
Выпускник сделал 3-4 ошибки. 1
Насчитывается 5 и более неверных орфографических написаний.
К 8 Соблюдение пунктуации
Работа без ошибок. Может быть одна ошибка из разряда негрубых. 3
3 ошибки. 2
4-5 ошибок. 1
6 и более ошибок.
К 9 Соблюдение норм грамматики
Нет ни одной ошибки. 2
Текст с 1-2 ошибками. 1
3 и более ошибок.
К10 Соблюдение речевых норм
Ошибок речи не более 1. 2
2-3 ошибки. 1
4 и более.
К11 Соблюдение норм этики
Неэтичных высказываний нет. 1
1 и более ошибок.
К12 Соблюдени точности в фактах
Фактические неточности отсутствуют. 1
1 и более ошибок.

Итого по критериям К1–К12

24

* Если не сформулировано ни одной проблемы, то сочинение по критериям 1–4 получает 0 баллов.

** 2 балла за высокое качество речи (по К6) выпускник получит, только если по К10 выставлен максимум.

Более детально критерии оценивания сочинения и в целом ЕГЭ по русскому языку можно изучить в актуальной демоверсии КИМ.

Практические и теоретические аргументы

Теперь давайте более подробно остановимся на практических и теоретических аргументах, так как именно они лягут в основу вашего сочинения на ЕГЭ по обществознанию. Начнём (в соответствии с нашей структурой!) с теоретических аргументов.

Теоретические аргументы

В основе теоретических аргументов должны лежать ваши знания по основным теоретическим аспектам в рамках смысла высказывания. Всего должно быть 2 теоретических аргумента. Постарайтесь выделить два опорных понятия, которым вы будете далее давать характеристики и развивать в качестве теоретических аргументов. И помните о том, что теоретические аргументы обязательно должны быть связаны как с темой цитатой, так и между собой. Если же в самой цитате уже присутствует термин, он обязательно должен быть раскрыт в вашем мини-сочинении! И не забудьте сделать микровывод, чтобы гарантированно получать 1 балл по К3.

Практические аргументы

Теперь давайте перейдём к практическим аргументам, которые являются логическим продолжением вашей работы. В сочинении должно быть 2 практических аргумента. Ваши практические аргументы обязательно должны продолжать общую идейную линию мини-сочинения и подтверждать вашу позицию. В критериях зафиксированы источники, из которых можно брать аргументы. Их всего три. Это очень важный момент!

Источники практической аргументации:

1) Социальный опыт (факты общественной
жизни, сообщения СМИ, статистические данные).

2) Зарубежная и отечественная история. Обе
они относятся к одному источнику. Чтобы ваш аргумент был засчитан как
исторический, вы должны указать даты или исторический период. Будьте
максимально конкретны!

3) Личный опыт. Сюда входит все, что
касается ситуаций, которые происходили с вами, а также книги, которые вы
читали, фильмы, которые вы смотрели.

Обратите внимание на то, что аргументы должны быть приведены из двух разных источников! В обратном случае они просто будет не засчитаны. И в дополнении к источникам у меня есть приятная новость! Указание источника фактов современной общественной жизни, например, конкретного СМИ или социологического центра не требуется

Будьте внимательны! Факты, содержащие фактические и смысловые ошибки, не будут засчитываться экспертами. Поэтому, если вы не помните автора книги или в каком году точно произошло определенное событие, лучше воздержитесь от данных аспектов.

Вот ещё один очень полезный совет. Создайте отдельную тетрадь, куда вы будете записывать ваши практические аргументы. Это послужит для вас личным «банком», к которому вы всегда сможете обратиться при подготовке. Не оставляйте без внимания ни одну новостную статью, которую вы прочитали или интересный фильм, который вы просмотрели. Ведь они могут пригодиться на экзамене!

Система оценивания ЕГЭ по обществознанию 2019

Многих школьников принцип начисления баллов во время экзамена мало волнует до наступления самой сдачи. Такой подход можно отнести к ошибочным — зная нюансы оценивания разных заданий, реально набрать достаточное количество баллов, ответив лишь на часть вопросов. В экзамене есть ряд вопросов, оцениваемый всего в 1 балл.

Они расположены в первой части заданий и находятся под такими номерами.

Остальные вопросы первой части могут принести 2 балла. Также у них есть и промежуточная оценка в 1 балл, начисляемый при частично выполненном задании. Один балл за такой ответ можно получить в случае указания одного дополнительного неверного утверждения или понятия в вопросах, в которых необходимо отметить несколько вариантов. Аналогичная ситуация происходит в случае отсутствия одного варианта из числа нужных. Если пропущено 2 варианта, 2 ответа выбрано неверно или по одному неправильному ответу и не отмеченному нужному, то балл уже не начисляется, задание считается невыполненным.

Критерии оценивания второй части более сложные. Это связано с более развернутой структурой ответа и с самой сложностью задания. Некоторые задания 2 части содержат по несколько вопросов или других элементов. Часто внутри задания необходимо объяснить не только само понятие, но и рассказать о сфере его применения, способах употребления и т.п. К тому же отличается и количество таких вопросов в одном задании. Из-за этого система оценивания второй части вариативна — часть вопросов дает 2 балла, другая 3, 4 или даже 6. При этом есть четкие указания по возможности частичного начисления баллов за не полностью выполненное задание.

Полезно будет знать и то, что уровень объективности выставления оценок за 2 часть довольно высок. Работу проверяет 2 независимых эксперта, не имеющих информацию о результатах оценивания друг друга. Если по итогам их проверки выявляется расхождение в 2 балла по одному и тому же вопросу, то происходит дополнительный анализ третьим экспертом. Ему уже предоставляется информация о результатах 2 других специалистов, задача эксперта выявить правильную оценку из двух предыдущих.

Сотрудники ФИПИ отдельно подчеркнули изменения в нескольких вопросах. В 28 и 29 заданиях была проведена детализация формулировок, исключающая разночтения. Также изменили систему оценивания, сделав ее более четкой. Более серьезной трансформации подвергся 25 вопрос — изменения настолько крупные, что теперь за полный ответ полагается 4 балла, вместо трех прежних. Из-за этого новшества общее количество первичных баллов в тесте тоже поменялось. Сейчас их стало 65.

С каждым годом система оценивания усовершенствуется, но одновременно с этим ужесточаются требования к формулировкам ответов. Преподаватели обществознания и специалисты, разрабатывающие КИМы, говорят о том, что каждую фразу в ответе необходимо доводить до состояния однозначности, исключающую какое-либо проявление двусмысленности.

При ответе надо придерживаться правил, касающихся следующих литературных ходов:

  • минимизировать аналогии;
  • не использовать аллегории;
  • исключить метафоры и отрицания;
  • отказаться от кратких ответов-словосочетаний;
  • формировать развернутые предложения с пояснениями.

Такой подход к формулировкам позволить минимизировать недосказанность или некую «непонятность» ответа, способную лишить баллов даже за условно продемонстрированные знания. По факту для правильного ответа на задания во второй части экзамена по обществознанию, необходимо хорошо владеть письменной речью, качественно и понятно формируя предложения. Школьники, не умеющие полноценно отвечать в письменном виде, должны помнить, что простое словосочетания вместо предложения производит ощущение неполного предоставления данных. Поэтому лучше попробовать отвечать хотя бы краткими предложениями, а не простыми словосочетаниями через запятую.

(с развёрнутым ответом)

Демоверсия от ФИПИ по обществознанию, справочник Баранова для подготовки к ЕГЭ

Второй файл, который наряду с кодификатором незаменим при самостоятельной подготовке к испытанию, это демонстрационная версия экзамена. Документ носит название “нулевой вариант” или “демоверсия”, он уже выложен на официальном сайте Федерального Института Педагогических Измерений в свободном доступе в формате PDF.

Демоверсия представляет собой максимально приближенный к предстоящим экзаменам вариант заданий, а также предлагает заранее ознакомиться с бланками ответов, правилами их заполнения и оформления, критериями оценки и количеством возможных баллов за каждое задание.

Информация для изучения тем собрана на многочисленных интернет-ресурсах, а также в виде печатной литературы. Отлично зарекомендовала себя книга “ЕГЭ. Обществознание. Полный справочник” авторов Баранова, Шевченко и Воронцова. Издание постоянно дополняется и дорабатывается, а структура книги соответствует официальным кодификаторам с сайта ФИПИ

Выпускники отмечают важное преимущество справочника Баранова – это действительно полное собрание теоретической информации, не требующее дополнительных поисков и пособий

Подготовиться к ЕГЭ 2019 по обществознанию самостоятельно – вполне посильная задача для учеников, подошедших к делу основательно. Последовательность и систематичность в занятиях обеспечат высокие результаты на экзамене.

Как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию с нуля

Надо руководствоваться простыми правилами:

  • Изучайте и разбирайте теорию по учебнику обществознания за 10–11-й классы. Например, Л. Н. Боголюбова и «Фоксфорда». Это создаст вам необходимый теоретический фундамент.
  • После этого переходите к практике — решайте тесты и развёрнутые задания по различным блокам обществознания.
  • Выберите время и проведите для себя или пройдите пробный ЕГЭ. Оцените свой уровень.
  • Посвящайте часть своего времени просмотру или чтению новостей, это точно поможет.
  • В идеале можно записаться на курсы, где вам помогут разобраться со сложными вопросами обществознания.

С чего начать подготовку к ЕГЭ по обществознанию

Учебники. Для подготовки к экзамену советую выбрать учебник Л. Н. Боголюбова за 10–11 классы и интерактивный учебник «Фоксфорда» — в них собрана основная теория, которой достаточно для сдачи экзамена.

Широкий кругозор полезен, но штудировать энциклопедии перед ЕГЭ необязательно: нет смысла распыляться на разные источники, лучше тренироваться писать планы и работать с текстом.

Учитесь бесплатно

Выбирайте доступные курсы из каталога, применяйте промокод в корзине и занимайтесь бесплатно в течение недели

Получить демо-доступ на неделю

Кодификаторы и демоверсии. Имеет смысл писать планы по темам из кодификатора на сайте ФИПИ. Они не на 100% совпадают с заданиями ЕГЭ, но зачастую очень схожи или представляют собой часть темы из задания.

Выполнять задания из демоверсий нужно непременно, а ещё стоит расширять словарный запас. Выпускникам будет полезно смотреть новости политики и экономики. При этом все незнакомые термины нужно записывать и находить их значение.

Источники. В ЕГЭ-2022 очевидно выросло количество заданий из блока «Право». Следует обратиться к спецификации ЕГЭ по обществознанию, которая выложена на сайте ФИПИ. На страницах 16–17 дан краткий перечень нормативных правовых актов, которые раскрывают отдельные темы единого государственного экзамена по обществознанию. В течение года их следует внимательно изучить.

Лайфхаки. Трудными темами для школьников из года в год остаются «Органы государственной власти», «Издержки производства», «Юридическая ответственность»

Чтобы получить преимущество на ЕГЭ, нужно уделить внимание этим разделам, проработать их разными способами: составить таблицы, нарисовать картинки, схемы, придумать ассоциации для лучшего запоминания

Воспользуйтесь хитростью, чтобы запомнить полномочия палат Федерального Собрания. Выучите назубок всё, что касается, например, только Госдумы. Если в задании будет что-то похожее на функции Госдумы, а вы это не заучили, значит, оно относится к Совету Федерации. С полномочиями других органов власти, например, судом, вы Совет Федерации точно не перепутаете.

Вопросы. Тем, кто занимается с преподавателем, рекомендую не просто слушать лекции, а перед каждой встречей читать материал самостоятельно с карандашом и блокнотом в руке. Самое эффективное — задавать собственные вопросы, а не пытаться запоминать готовые ответы.

Бывает, школьник читает параграф и думает: «В общих чертах, вроде бы, всё понятно». На экзамене же в вопросе по этой теме выясняется, что не всё было ясно, и вылезают ошибки.

Вопросов в процессе чтения должно возникать много, и их обязательно нужно задавать учителю.

Преподаватели. Можно готовиться к экзамену самостоятельно, а можно заниматься с преподавателем. Репетитор или учитель на курсах расскажет, как применять знания из разных областей обществознания в жизни. Экзамены закончатся, а впереди школьника ждёт жизнь в экономических реалиях, в политической и правовой системах. Знания из курса обществознания пригодятся и в транспорте, и в магазине, и в конфликтных житейских ситуациях.

Опытный преподаватель научит, как легче запомнить сложные понятия и схемы к экзамену. Например, часто ученики путают формы познания: ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение и умозаключение. В помощь школьникам я предлагаю акрофоническую фразу: «Очень вредный преподаватель, поэтому стараюсь учить». По первым буквам этого выражения нетрудно восстановить все шесть форм познания: о — ощущение, в — восприятие, п — представление и так далее.

Какие есть секреты и инновации?

Экзамен длится практически 4 часа, за отведенное время придется приложить усилия, чтобы дать ответы на 29 вопросов, желательно, чтобы они были правильными. Во время подготовки не обязательно опираться на рекомендации прошлых лет, так как они периодически обновляются. Главная инновация кроется в том, что отныне по минимуму тестовых заданий, когда раньше удавалось выбрать 1 ответ из предусмотренных вариантов, притом была высокая вероятность угадать.

Сейчас задания распределены по группам и блокам, в частности по темам, это упрощает поиск необходимого ответа. Есть также новая система, нужно учитывать первичные и вторичные баллы. Как только все задания завершены, подросток получает полные 62 балла.

Кроме этого, добавляются специальные очки за качество ответа. Задачи есть с простым ответом, а также те, что предусматривают аргументирование точки зрения, плюс эссе. За ответы на стандартные задания доступно заработать 1-3 балла, а еще 5 первичных очков, которые положены за написание небольшого сочинения, оно также имеет критерии оценивания.

Можно ли подготовиться к ЕГЭ по обществознанию самостоятельно

К ЕГЭ по любому предмету можно готовиться самому. Для этого существуют учебники, различные бесплатные сервисы, например открытый банк ФИПИ. Но результат будет не таким эффективным, как если бы вы посещали курсы или дополнительные занятия в школе. По большому счёту, вы столкнётесь с двумя главными трудностями:

  • Если вам сложно будет разобраться с той или иной темой, вы потратите много времени на её понимание. Да, скорее всего, вы разберётесь, но сколько вы потеряете ценных минут или часов? Сказать сложно.
  • Проверка второй части. Многие задания, где надо давать развёрнутый ответ, имеют различные варианты правильных решений. Их все невозможно уместить в свою работу. В конечном счёте вам сложно будет понять, ответили вы верно или нет.

по обществознанию оценивается:

29.1 Раскрытие смысла высказывания — 1 балл.

  • Смысл высказывания раскрыт: верно выделены одна или несколько основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса, и/или сформулированы один или несколько тезисов в контексте высказывания, который(-е) требует(-ют) обоснования — 1 балл.
  • Смысл высказывания не раскрыт: ни одна основная идея не выделена / ни один тезис не сформулирован. ИЛИ
    Выделенная идея, сформулированный тезис не отражают смысла высказывания / произведена подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания. ИЛИ
    Раскрытие смысла подменяется прямым пересказом / перефразированием приведённого высказывания / последовательным объяснением каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом — 0 баллов.

Указание по оцениванию:

Если по критерию 29.1 (раскрытие смысла высказывания), выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов.

29.2 Теоретическое содержание мини-сочинения — 2 балла.

(объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие и корректность теоретических положений)

  • В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий) и теоретические положения — 2 балла.
  • В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий), теоретические положения не представлены. ИЛИ
    В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) теоретические положения, смысл ключевого(-ых) понятия(-ий) не раскрыт. ИЛИ
    В приведённых объяснениях ключевого(-ых) понятия(-ий) / теоретических положениях допущены отдельные неточности, не искажающие научного смысла этих понятий, теоретических положений — 1 балл.
  • Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла, в том числе, если теоретическое содержание мини-сочинения отсутствует: смысл ключевого(-ых) понятия(-й) не объяснён, теоретические положения не приведены или не связаны с основной идеей/тезисом, не раскрывают смысла высказывания. ИЛИ
    Приведены рассуждения бытового характера без опоры на обществоведческие знания — 0 баллов.

Указание по оцениванию:

Если по критерию 29.2 выставляется 0 баллов, то по критерию 29.3 выставляется 0 баллов.

29.4 Качество приводимых фактов и примеров — 2 балла.

  • Приведено из различных источников не менее двух корректных, развёрнуто сформулированных фактов/ примеров, подтверждающих иллюстрируемую идею/тезис / положение/рассуждение/вывод и не дублирующих друг друга по содержанию. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом — 2 балла.
  • Приведён только один корректный, развёрнуто сформулированный факт/пример, подтверждающий иллюстрируемую идею/тезис/положение/рассуждение/ вывод. Имеется явная связь этого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом. ИЛИ
    Приведены из источников одного типа корректные, развёрнуто сформулированные факты/примеры, подтверждающие иллюстрируемую идею/тезис/положение/ рассуждение/вывод. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом. ИЛИ
    Приведены два примера из источников разных типов, дублирующие друг друга по содержанию. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом — 1 балл.
  • Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла 0 — 0 баллов.

Указание по оцениванию:

В качестве источников могут использоваться факты общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), материалы учебных предметов (истории, географии и др.).

  1. Примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников
  2. Факты/примеры, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания или свидетельствующие о непонимании используемого исторического, литературного, географического и (или) другого материала, не засчитываются при оценивании.

Максимальный балл — 6

Решай по обществознанию.