Оглавление
- Отдел биологических испытаний (проф., д.б.н. Мурашев А.Н.)
- Биохимическое направление (медицина)
- Самые востребованные профессии с биологией
- Направления подготовки
- Топ специальностей и вузов, куда поступить с ЕГЭ по биологии (профильный предмет)
- Московский государственный университет им. Ломоносова
- Новосибирский государственный университет
- Уральский федеральный университет
- Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова
- Дальневосточный федеральный университет
- Московский педагогический университет
- Белгородский государственный национальный исследовательский университет
- Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта
- Сотрудничество
- Достижения
- Отдел биомолекулярной химии (д.х.н. Ямпольский И.В.)
- Отдел иммунологии (акад., проф., д.м.н. Петров Р.В.)
- Топ вузов и факультетов России, где биология является профильным предметом
- Отдел «Учебно-научный центр» (проф., д.х.н. Овчинникова Т.В.)
- Отдел геномики и постгеномных технологий (акад., д.б.н. Лукьянов С.А.)
- Отдел функционирования живых систем (акад., проф., д.х.н. Донцова О.А.)
- Отдел структурной биологии (проф., д.х.н. Арсеньев А.С.)
- Отдел биофотоники (Чл.-корр. РАН, проф.РАН, д.б.н. Лукьянов К.А.)
Отдел биологических испытаний (проф., д.б.н. Мурашев А.Н.)
![]() |
На базе Отдела биологических испытаний организован Испытательный центр (ИЦ) для проведения неклинических (доклинических) исследований по медицинской безопасности, которые выполняются в соответствии с принципами надлежащей лабораторной практики (GLP), руководствами Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), Международной конференции по гармонизации (ICH), а также рекомендациями нормативных документов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). —Лаборатория биологических испытаний (к.б.н. Дьяченко И.А.) —Лаборатория токсикологии in vitro (д.б.н. Наволоцкая Е.В.) —Лаборатория фармакокинетики (к.б.н. Зинченко Д.В.) |
Биохимическое направление (медицина)
Что требуется от абитуриента
Биология, химия, математика, английский и милосердие
Медицинские специальности требуют отличных знаний, как минимум, по биологии и химии. Если один из этих предметов у вас западает, то в медицинском будет особенно сложно. На факультете фундаментальной медицины ДВИ по химии ввели потому, что многие студенты вылетали с первых курсов из-за неаттестации по этому предмету. В некоторых вузах уже требуется профильный экзамен по математике вместо базового, поэтому нужно внимательно изучить информацию приёмной комиссии. Передовые научные исследования публикуют в международных журналах, поэтому пригодятся и знание английского языка.
«Медикам не чуждо самопожертвование. Это люди, которые во время учёбы не спят, а потом выходят на работу и тоже не спят. Случаются и прекрасные моменты, но нужно понимать, что медицина — времязатратное занятие», Полина Шлапакова.
Прежде чем подавать документы в медицинский, нужно понять, готовы ли вы каждый день общаться с незнакомцами и как сильно вы хотите помогать людям. Проверьте себя в волонтёрских проектах медицинской направленности: мероприятия ко дню донора, помощь в онкологических отделениях больниц и работа с детьми-отказниками. Погрузиться в атмосферу медицинской диагностики помогают специальные курсы для школьников.
Способность к клиническому мышлению
Хороший врач полагается на собственное чутьё, а не только на современное оборудование и методики. Компьютерные томографы и лучевая диагностика позволяют увидеть многое, но времени и денег на всестороннее изучение каждого пациента часто не хватает. Врач должен поставить предварительный диагноз и для его уточнения назначить анализы или обследования.
Медицинская диагностика напоминает расследования Шерлока Холмса: наблюдательный медик складывает фрагменты симптомов и жалоб пациента в единую картину. Такую способность при первичном осмотре просканировать человека называют клиническим мышлением.
«Считается, что правильно поставленный диагноз на 50% определяет успех лечения. Если врач вовремя «поймал» болезнь и назначил лечение, то прогноз более благоприятный, а вероятность осложнений ниже», — Полина Шлапакова.
Олимпиады по медицине
Медицинских олимпиад проводится мало. Вузы организуют локальные олимпиады, которые могут добавить пару баллов при поступлении. Хоть эти олимпиады и не входят в перечень Российского совета олимпиад школьников, участвовать в них полезно: вы прокачаете свои знания, познакомитесь с увлечёнными сверстниками, заработаете несколько бонусных баллов в портфолио.
Лучшие медицинские вузы страны
Самые известные медицинские вузы страны — Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова, Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова и Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова в Санкт-Петербурге.
В специализированных вузах с многолетней историей на первый курс ежегодно зачисляют до 1500 студентов. Там учатся и работают династии врачей. В крупных вузах успешные студенты после каждой сессии прощаются с нерадивыми одногруппниками.
Чтобы поступить на бюджет в военный медвуз, нужно пройти медицинскую комиссию. На гражданского врача там учат платно. Подробности поступления необходимо уточнять в документах приёмной комиссии.
Помимо обособленных университетов врачей готовят на медицинских факультетах немедицинских вузов. Поступить туда сложнее, но и вылететь тоже не так просто. На маленькие медфаки набирают до 100 студентов, которых курируют почти индивидуально. Студенты-медики в таких вузах, например в МГУ, могут посещать занятия и даже выполнять курсовые работы на других факультетах.
Обратите внимание, что многие медицинские вузы стали требовать профильный экзамен по математике
Самые востребованные профессии с биологией
Эта фундаментальная наука легла в основу огромного количества профессий. Многие из них очень востребованы на рынке труда. Поэтому заранее разузнайте, куда поступать с ЕГЭ по биологии.
Наша задача рассказать о самых перспективных направлениях, в которых HR-отделы ищут специалистов.
Биохимик
Такой специалист занимается изучением структуры и функций хим. веществ, которые образуют живой организм.
На сегодняшний день в вузах по этой специальности небольшой конкурс. Но по прогнозам специалистов в ближайшие годы спрос на биохимиков вырастет в несколько раз.
Молодой специалист этой профессии получает около 15 000 рублей. Опытным работникам живется лучше, ведь им платят 40-50 тысяч.
Биотехнолог
Представитель этой профессии проводит лабораторные исследования, направленные на улучшение технологии производства, занимается созданием новых БАДов, витаминных комплексов, фармакологических препаратов.
Такие специалисты стабильно востребованы. Свежие выпускники могут без труда найти работу в пищевой или косметологической лаборатории, сделать карьеру в системе общественного питания и получать за это 15 000 рублей. Средняя же зарплата биотехнолога с опытом составляет 60-60 000.
Агроном/Агротехник
Это еще одна специальность, где нужна биология при поступлении. Представитель этой профессии производит контроль выращивания и сбора растений. Его задача хорошо разбираться в растениеводстве, почвоведении, геологии, географии и даже в метеорологии.
Профессия хорошо востребована на рынке труда, поэтому и оплачивается достойно. Но агроном должен быть готов к тому, что даже половину дня он не сможет пробыть в своем кабинете. Его «вторым домом» станет жизнь в поле, рядом с растениями.
Зарплата стартует от 20 000 рублей и в зависимости от опыта может доходить до 150 000 рублей.
Агрохимик
Со знаниями агрономической химии можно изучать земледелие, почвоведение, биохимию растений, метеорологию и многое другое. При правильном подходе такой специалист поможет улучшить плодородие почвы, селекцию растений, повысить урожайность.
Рабочий день агрохимика проходит в больших лабораториях, где он может заниматься исследованиями. За это ему платят зарплату от 15 000 (молодому) до 50 000 (опытному).
Вирусолог
Такой специалист занимается вирусами и паразитами, изучает генетику и биохимию заболеваний человека, животных и растений. Не удивительно, что подавляющее большинство его рабочего времени проходит в современно оборудованных лабораториях за биохимическими, радиобиологическими и другими типами исследований. А экспериментальные труды помогают заработать таким специалистам не только деньги, но и славу.
Зарплата такого специалиста может стартовать от 20 000. Опытный же работник спокойно получает 60 000 в месяц.
Зоолог
Он изучает разных животных, их взаимодействие с человеком с любых сторон развития мира животных.
Такие специалисты могут работать и в заповедниках, и в НИИ, и в специализированных парках, и в медицинских центрах.
Знания зоологов нередко востребованы в фармакологии, сельском хозяйстве, медицине и прочих сферах промышленности и науки.
З/п начинающего зоолога начинается от 19 000 и может доходить до 50 тысяч рублей.
Генетик
На сегодняшний день эта профессия рассматривается скорее как ученая деятельность с проведением большого числа исследований по человеческой ДНК. Сегодня огромные перспективы этой профессии ограничены на законодательном уровне.
Но по прогнозам специалистов в скором будущем планируется бурный рост этой отрасли.
Профессиональный генетик занимается выявлением потенциальных генетических заболеваний, разрабатывает программы по коррекции ДНК, ищет пути предупреждения врожденных пороков, проблем со здоровьем малышей, родившихся у несовместимых пар.
На старте работник с дипломом генетика может получить 25 000, со временем увеличив зарплату до 90 000 рублей.
Само собой, основное направление, куда можно поступать с биологией – это медицина и смежные области. Но эта сфера достойна отдельной статьи.
А для безупречных знаний в области биологии следуйте нескольким нехитрым советам:
- Занимайтесь самостоятельно в день не менее 2-х часов и по возможности берите дополнительные уроки, посещайте все факультативы.
- Смело участвуйте в олимпиадах и конференциях, научных конкурсах.
- Пытайтесь проводить собственные эксперименты, проекты.
- Займитесь написанием научных статей по биологии для школы или изданий.
- Перед поступлением запишитесь на подготовительные вузы выбранного вуза.
В общем, делайте все, чтобы осуществить свою мечту и связать свою жизнь с биологией. Вам нужно только поступить. А уже там рядом с вами всегда будет надежный друг – сервис студенческой помощи.
Направления подготовки
06.03.01 Биология
Квалификация – бакалавр.
Нормативный срок обучения – 4 года (очная форма обучения).
Области профессиональной деятельности:
- научно-исследовательская деятельность;
- педагогическая деятельность;
- производственная деятельность.
Трудоустройство:
- НИИ;
- учебные заведения: школы, сузы, вузы;
- лаборатории различного профиля.
Должности:
- биолог;
- учитель;
- научный сотрудник;
- младший научный сотрудник;
- управляющий отделением (фермой, сельскохозяйственным участком);
- инженер по охране окружающей среды (эколог).
06.04.01 Биология
Магистерские программы: Экология; Биохимия и молекулярная биология
Квалификация – магистр.
Нормативный срок обучения – 2 года (очная форма обучения).
Области профессиональной деятельности:
- научно-исследовательская деятельность;
- педагогическая деятельность;
- производственная деятельность.
Трудоустройство:
- НИИ;
- учебные заведения: школы, сузы, вузы;
- лаборатории различного профиля.
Должности:
- биолог;
- физиолог;
- эколог;
- биохимик;
- учитель;
- завуч;
- младший научный сотрудник;
- научный сотрудник;
- старший научный сотрудник;
- начальник исследовательской лаборатории;
- начальник отдела охраны окружающей среды;
- управляющий отделением (фермой, сельскохозяйственным участком);
- инженер по охране окружающей среды (эколог).
06.06.01 Биологические науки
Квалификация – исследователь, преподаватель-исследователь.
Нормативный срок обучения – 4 года (очная форма обучения).
Области профессиональной деятельности:
- научно-исследовательская деятельность;
- педагогическая деятельность;
- производственная деятельность.
Трудоустройство:
- НИИ;
- учебные заведения: школы, сузы, вузы;
- лаборатории различного профиля.
Должности:
- физиолог;
- эколог;
- учитель;
- завуч;
- научный сотрудник;
- младший научный сотрудник;
- заведующий аспирантурой;
- научный сотрудник;
- старший научный сотрудник;
- начальник исследовательской лаборатории;
- начальник отдела охраны окружающей среды;
- управляющий отделением (фермой, сельскохозяйственным участком);
- инженер по охране окружающей среды (эколог);
- ведущий научный сотрудник;
- заведующий (начальник) научно-исследовательским отделом (лабораторией) учреждения;
- заведующий (начальник) научно-исследовательским сектором (лабораторией), входящим в состав научно-исследовательского отдела (отделения, лаборатории) института.
35.06.01 Сельское хозяйство
Квалификация – исследователь, преподаватель-исследователь.
Нормативный срок обучения – 4 года (очная форма обучения).
Области профессиональной деятельности:
- научно-исследовательская деятельность;
- педагогическая деятельность;
- производственная деятельность.
Трудоустройство:
- НИИ;
- учебные заведения: сузы, вузы;
- лаборатории различного профиля.
Должности:
- учитель;
- завуч;
- научный сотрудник;
- младший научный сотрудник;
- заведующий аспирантурой;
- научный сотрудник;
- старший научный сотрудник;
- начальник исследовательской лаборатории;
- начальник отдела охраны окружающей среды;
- управляющий отделением (фермой, сельскохозяйственным участком);
- инженер по охране окружающей среды (эколог);
- ведущий научный сотрудник;
- заведующий (начальник) научно-исследовательским отделом (лабораторией) учреждения; заведующий (начальник) научно-исследовательским сектором (лабораторией), входящим в состав научно-исследовательского отдела (отделения, лаборатории) института.
Топ специальностей и вузов, куда поступить с ЕГЭ по биологии (профильный предмет)
Итак, если вы уже определились, изучите информацию по следующим основным вузам и примерному количеству проходных баллов на местные специальности.
Московский государственный университет им. Ломоносова
На специальность «Биология» потребуется набрать 435/175 баллов (за основные экзамены ЕГЭ и внутренний экзамен в вузе). Первая цифра для поступления на бюджет, вторая – на коммерческое отделение.
Новосибирский государственный университет
Если ищете, куда поступить, сдавая биологию, изучите местные специальности:
- информационная биология;
- молекулярная биология;
- общая биология и экология;
- физиология;
- цитология и генетика;
- биология.
Чтобы обучаться на бюджете, придется набрать 244 балла. На платном отделении достаточно будет набрать 200 баллов.
Уральский федеральный университет
Для обучения на бесплатном отделении на специальности «биология» нужно набрать 209 баллов. На коммерцию достаточно набрать 185 баллов.
Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова
Этот вуз предлагает абитуриентам обучение по специальности «биомедицина». Для поступления на бесплатную форму нужно 243 балла, на платную – 205.
Дальневосточный федеральный университет
В Дальневосточном федеральном университете было возможно обучение по специальности «биология» только на бесплатной основе. Для этого нужно было набрать 141 балл.
Московский педагогический университет
Обучение в этом университете на направлении «биоэкология» возможно только на бесплатном отделении, набрав 205 баллов.
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Куда можно поступить с ЕГЭ по биологии на бесплатное отделение, если не в БГНИУ! Тем более, что это будет достаточно легко. Нужно просто набрать 152 балла. Информации о платном наборе не было.
Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта
Здесь можно обучаться по нескольким направлениям:
- физиология;
- биоэкология;
- высокие технологии и инновационные бизнес-системы.
Поступить сюда на бюджет можно со 173 баллами, на коммерцию – 127 баллами.
Сотрудничество
Российские ВУЗы и организации:
- Дмитровский рыбохозяйственный технологический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Астраханский государственный технический университет» (пос. Рыбное, Дмитровский р-н, Московская обл.);
- ФГБОУ ВО «Белгородский государственный аграрный университет им. В.Я. Горина»;
- ФГБНУ «Федеральный научный центр – Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной ветеринарии им. К.И. Скрябина и Я.Р. Коваленко Российской академии наук»;
- ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт лекарственных и ароматических растений»;
- ФГБНУ «Федеральный научный центр кормопроизводства и агроэкологии имени В.Р. Вильямса»;
- Воронежский государственный университет.
Партнеры из числа зарубежных вузов:
- Каршинский государственный университет (Узбекистан);
- Харьковский национальный аграрный университет;
- Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина;
- Харьковское отделение Украинского энтомологического общества.
- Национальный музей г. Прага (Чехия).
Достижения
В 2019 г. кафедра выполнила тему НИР ««Морфофункциональная характеристика реакции экзо- и эндокринных клеток желудочно-кишечного тракта на разные экзо — и эндогенные действия». Подготовлена и защищена кандидатская диссертация асс. Кувеневой М.Л. на тему: «Морфогенез желудка крыс после ингаляционного действия эпихлоргидрина и коррекция изменений, которые возникают, экстрактом эхинацеи пурпурной»
В 2018-2020 уч. году подготовлены и утверждены на Ученом Совете методические разработки по всем разделам предметов «Биология» и «Ботаника», которые уже на данный момент включены в план печати типографии университета:
— по предмету «Ботаника»:
- «Анатомия и физиология вегетативных и генеративных органов». Авторы: Федченко С.Н., Дубовая Г.А., Гречишкина Т.Ф., Лопастинский Н.Н., Кувенева М.Л. (для препод.)
- «Низшие и высшие споровые растения. Голосеменные растения.» Авторы: Федченко С.Н., Дубовая Г.А., Гречишкина Т.Ф., Лопастинский Н.Н., Кувенева М.Л. (для препод.)
- «Систематика покрытосеменных растений». Авторы: Федченко С.Н., Дубовая Г.А., Гречишкина Т.Ф., Лопастинский Н.Н., Кувенева М.Л. (для препод.)
- «Анатомия и физиология вегетативных и генеративных органов». Авторы: Федченко С.Н., Дубовая Г.А., Гречишкина Т.Ф., Лопастинский Н.Н., Кувенева М.Л. (для студ.)
- «Низшие и высшие споровые растения. Голосеменные растения.» Авторы: Федченко С.Н., Дубовая Г.А., Гречишкина Т.Ф., Лопастинский Н.Н., Кувенева М.Л. (для студ.)
- «Систематика покрытосеменных растений». Авторы: Федченко С.Н., Дубовая Г.А., Гречишкина Т.Ф., Лопастинский Н.Н., Кувенева М.Л. (для студ.)
- «Анатомия и физиология вегетативных и генеративных органов». Авторы: Федченко С.Н., Дубовая Г.А., Гречишкина Т.Ф., Лопастинский Н.Н., Кувенева М.Л. (для срс.)
- «Низшие и высшие споровые растения. Голосеменные растения.» Авторы: Федченко С.Н., Дубовая Г.А., Гречишкина Т.Ф., Лопастинский Н.Н., Кувенева М.Л. (для срс.)
- «Систематика покрытосеменных растений». Авторы: Федченко С.Н., Дубовая Г.А., Гречишкина Т.Ф.,Лопастинский Н.Н., Кувенева М.Л.(для срс.)
— по предмету «Биология»:
- «Медицинская паразитология»
- методические рекомендации для преподавателей. Авторы: Федченко С.Н., Гречишкина Т.Ф., Дубовая Г.А., Лопастинский Н.Н., Кувенева М.Л. – 110 стр
- методические рекомендации к лабораторным занятиям по биологии для студентов. Авторы: Федченко С.Н., Гречишкина Т.Ф., Дубовая Г.А., Лопастинский Н.Н., Кувенева М.Л. – 112 стр.
- методические рекомендации для самостоятельной работы студентов (внеаудиторной работы). Авторы: Федченко С.Н., Гречишкина Т.Ф., Дубовая Г.А., Лопастинский Н.Н., Кувенева М.Л. – 50 стр.
- «Цитология. Молекулярные основы наследственности»
- методические рекомендации для преподавателей. Авторы: Федченко С.Н., Кувенева М.Л., Дубовая Г.А., Гречишкина Т.Ф., Лопастинский Н.Н. – 49 стр
- методические рекомендации для самостоятельной работы студентов (внеаудиторной работы). Авторы: Федченко С.Н., Кувенева М.Л., Дубовая Г.А., Гречишкина Т.Ф., Лопастинский Н.Н. – 33 стр.
- методические рекомендации к лабораторным занятиям по биологии для студентов. Авторы: Федченко С.Н., Кувенева М.Л., Дубовая Г.А., Гречишкина Т.Ф., Лопастинский Н.Н. – 61 стр.
- «Онто- и филогенез»
- методические рекомендации для преподавателей. Авторы: Федченко С.Н., Лопастинский Н.Н., Дубовая Г.А., Гречишкина Т.Ф., Кувенева М.Л. – 86 стр.
- методические рекомендации к лабораторным занятиям по биологии для студентов. Авторы: Федченко С.Н., Лопастинский Н.Н., Дубовая Г.А., Гречишкина Т.Ф., Кувенева М.Л. – 71 стр.
- методические рекомендации для самостоятельной работы студентов (внеаудиторной работы). Авторы: Федченко С.Н., Лопастинский Н.Н., Дубовая Г.А., Гречишкина Т.Ф., Кувенева М.Л. – 39 стр.
- «Основы медицинской генетики»
- методические рекомендации для преподавателей. Авторы: Федченко С.Н., Кувенева М.Л., Дубовая Г.А., Гречишкина Т.Ф., Лопастинский Н.Н. – 72 стр
- методические рекомендации для самостоятельной работы студентов (внеаудиторной работы). Авторы: Федченко С.Н., Кувенева М.Л., Дубовая Г.А., Гречишкина Т.Ф., Лопастинский Н.Н. – 59 стр.
- методические рекомендации к лабораторным занятиям по биологии для студентов. Авторы: Федченко С.Н., Кувенева М.Л., Дубовая Г.А., Гречишкина Т.Ф., Лопастинский Н.Н. – 59 стр.
Отдел биомолекулярной химии (д.х.н. Ямпольский И.В.)
![]() |
Основные задачи Отдела: исследование структурной основы и химических механизмов действия биологически активных соединений на примере биолюминесценции живых организмов и действия антибиотиков. Отдел изучает биологически активные соединения в рамках полного цикла от молекулы до гена: от выделения низкомолекулярных компонент и установления их структуры, синтеза биологически активных соединений и их аналогов, установления механизма их действия, до выделения, очистки, секвенирования белков и клонирования кодирующих их генов. —Лаборатория химии метаболических путей (д.х.н. Ямпольский И.В.) —Лаборатория молекулярных основ стрессоустойчивости растений (к.б.н. Митюшкина Т.Ю.) —Группа синтетической биологии (Саркисян К.С.) —Группа биотехнологии растений (к.б.н. Захарченко Н.С.) |
Отдел иммунологии (акад., проф., д.м.н. Петров Р.В.)
Основной целью исследований Отдела является разработка технологий получения соединений для высоко точной диагностики и эффективной терапии социально значимых заболеваний, в первую очередь, онкологических, а также разработка подходов к направленной регуляции различных звеньев иммунной системы человека, в том числе, к иммунокоррекции аллергий и использованию стресс-индуцируемых протеинов для иммунодиагностики и иммунотерапии. —Лаборатория клеточных взаимодействий (проф., д.б.н. Сапожников А.М.) —Лаборатория молекулярной иммунологии (акад., проф., д.б.н. Деев С.М.) —Лаборатория молекулярной тераностики (д.х.н. Мартынов В.И.) —Группа онконанотехнологий (д.ф.-м.н. |
Топ вузов и факультетов России, где биология является профильным предметом
Вуз |
Направление |
Специальность/Бакалавриат |
Проходной балл 2017 (бюджет/коммерция) |
06.03.01 Биология |
Биология |
435/175 (за четыре ЕГЭ и экзамен в вузе) |
|
06.03.01 Биология |
Биология |
264/223 |
|
06.03.01 Биология |
Информационная биология Молекулярная биология Общая биология и экология Физиология Цитология и генетика Биология |
244/200 |
|
06.03.01 Биология |
Биология |
209/185 |
|
06.03.01 Биология |
Биомедицина |
243/205 |
|
06.03.01 Биология |
Биология |
141/набора не было |
|
06.03.01 Биология |
Биология |
201/138 |
|
06.03.01 Биология |
Биоэкология |
205/набора не было |
|
06.03.01 Биология |
Биология |
152/набора не было |
|
06.03.01 Биология |
Физиология Биоэкология Высокие технологии и инновационные бизнес-системы |
173/127 |
Отдел «Учебно-научный центр» (проф., д.х.н. Овчинникова Т.В.)
![]() |
Отдел ведёт большую научно-исследовательскую работу по изучению функций и свойств нового класса антибиотиков на основе природных антимикробных пептидов. Кроме того, одним из приоритетых направлений деятельности ИБХ РАН является подготовка высококлассных молодых специалистов для физико-химической биологии и биотехнологии. С этой целью в 1982 году академиком Ю.А. Овчинниковым в Институте был организован специализированный Учебный центр, который стал первым учебно-научным центром в нашей стране, объединившем в себе усилия академического института и ряда высших учебных заведений Российской Федерации в деле воспитания молодого поколения исследователей в областибиоорганической химии, физико-химической биологии и биотехнологии. |
Отдел геномики и постгеномных технологий (акад., д.б.н. Лукьянов С.А.)
Отдел ведет работу по исследованию геномов и транскриптомов, разрабатывает методы флуоресцентного имиджинга структур и сигнальных событий в живых системах на разных уровнях, от целого организма до одиночных молекул, а также занимается исследованиями, направленными на создание новых геномных и постгеномных медицинских и иных технологий и нанотехнологий, медицинских и сельскохозяйственных препаратов и диагностикумов. —Лаборатория структуры и функций генов человека (к.х.н. Чернов И.П.) —Лаборатория регуляторной транскриптомики (д.б.н. Ажикина Т.Л.) —Лаборатория молекулярных основ эмбриогенеза (проф., д.б.н. Зарайский А.Г.) —Группа геномного анализа сигнальных систем клетки (д.б.н. Буздин А.А.) —Группа генной иммуноонкотерапии (к.б.н. Алексеенко И.В.) |
Отдел функционирования живых систем (акад., проф., д.х.н. Донцова О.А.)
В отделе проводятся исследования по широкому спектру направлений, начиная от синтеза и характеризации новых антибиотиков и биологически-активных соединений с противораковой активностью, исследования белков ядрышка эукариотических клеток, участвующих в процессинге рибосомных РНК, заканчивая характеризацией молекулярных механизмов, определяющих гетерогенность и устойчивость к химиотерапии клеток глиом. —Лаборатория молекулярной онкологии (акад., проф., д.х.н. Донцова О.А.) —Лаборатория молекулярного дизайна и синтеза (д.х.н. Коршун В.А.) —Лаборатория молекулярной вирусологии (д.б.н. Рубцов Ю.П.) —Лаборатория мембранных и биоэнергетических систем (д.х.н. Шахпаронов М.И.) —Лаборатория микрофлюидных технологий для биомедицины (Чл.-корр. РАН, проф., д.б.н. Тоневицкий А.Г.) —Лаборатория биоинформационных методов комбинаторной химии и биологии (Андреев Д.Е.) —Группа молекулярных инструментов для исследования живых систем (к.х.н. Аралов А.В.) —Группа электронной микроскопии (к.ф.-м.н. —Группа химии природных соединений (к.х.н. Михайлов А.А.) |
Отдел структурной биологии (проф., д.х.н. Арсеньев А.С.)
![]() |
Основными задачами отдела является установление фундаментальной взаимосвязи структура-динамика-функция для белков и пептидов различных семейств для выяснения молекулярных механизмов их биологической активности в организме, а также рациональной разработки прототипов лекарственных препаратов направленного действия. —Лаборатория биомолекулярной ЯМР-спектроскопии (проф., д.х.н. Арсеньев А.С.) —Лаборатория моделирования биомолекулярных систем (проф., д.ф.-м.н. —Лаборатория оптической микроскопии и спектроскопии биомолекул (доц., д.б.н. Феофанов А.В.) —Лаборатория структурной биологии ионных каналов (проф.РАН, д.ф.-м.н. —Группа анализа структуры мембранных белков in silico (к.ф.-м.н. |
Отдел биофотоники (Чл.-корр. РАН, проф.РАН, д.б.н. Лукьянов К.А.)
![]() |
Отдел работает над фундаментальными и прикладными задачами в области биофотоники с использованием широкого спектра подходов: генной инженерии, направленной молекулярной эволюции, белковой химии, флуоресцентной микроскопии, рентгеноструктурного анализа белков, химического синтеза. —Лаборатория генетически кодируемых молекулярных инструментов (Чл.-корр. РАН, проф.РАН, д.б.н. Лукьянов К.А.) —Лаборатория рентгеноструктурных исследований биополимеров (д.х.н. Плетнёв В.З.) —Группа молекулярных меток для оптической наноскопии (к.б.н. Мишин А.С.) —Группа химии гетероциклических соединений (к.х.н. Баранов М.С.) |