Какие предметы нужны археологу

Оглавление

Магия личности

Стать археологом не было моей детской мечтой. Впервые с этим миром я познакомилась совершенно случайно, когда в девятом классе вместе с другими школьниками работала в алтайских степях на раскопках сросткинской культуры, проводимых московским Институтом археологии АН СССР. Когда взяла в руки свои первые маленькие находки – «пропала», и чисто детское любопытство сменилось пониманием: я хочу этим заниматься. Я увидела, что совсем рядом, буквально у нас под ногами существует и живет по своим законам таинственный мир прошлого. И если эпоха великих географических открытий уже позади, то великие исторические открытия еще ждут нас, потому что Земля сохранила все, что из века в век оставлял на ней человек.

Мы жили рядом с Барнаулом в поселке, построенном в лесу вокруг крупного военного завода. Поселок чем-то походил на Академгородок, там была прекрасная школа с умными, любящими свою профессию учителями, лучший в городе бассейн, замечательная библиотека, где на полках стояли прижизненные издания Циолковского, а в каких-то старых потрясающих книгах встречались невероятные стихи, которые до сих пор я так и не могу найти… После окончания такой «поселковой» школы я поступила на гуманитарный факультет Новосибирского университета.

Почему выбор пал на НГУ – ведь в то время здесь в отличие от Московского университета не было отделения археологии? Ответ один – Окладников. В то время это был самый известный в Советском Союзе археолог. Его имя было у всех на слуху, мы зачитывались его книгами… В самой его личности было что-то такое необычное и обаятельное, что привлекало и завораживало людей, никогда в жизни с ним не встречавшихся. Тем более что Алексей Павлович занимался историей Сибири – края, где мы жили. Магия его личности объяснялась еще и тем, что он был не просто известен, но всемирно известен: для нас он был одним из замкнутой касты «небожителей», человеком, олицетворяющим собой всю археологию мира.

Сегодня абитуриенты выбирают факультет – мы тогда выбирали имя. Шли к человеку, от которого мечтали многое услышать и узнать, многому научиться. И хотя, как оказалось впоследствии, Окладников не преподавал в НГУ, выбор оказался верным: он возглавлял институт, куда я попала на практику сразу после первого курса. Уже тогда я поняла, что в университете нужно получать знания, фундаментальную базу, но профессию… Профессию может дать только научно-исследовательский институт, где ты будешь на равных включен в реальную работу.

Исторический факультет: какие предметы изучают

Поступая на исторический факультет будьте готовы, что вам придется учить не только историю разных эпох, но и общеобразовательные предметы. Обычно их проходят на 1-2 курсах.

Общие дисциплины, изучаемые на историческом факультете

Как и на любом другом факультете, в учебный план специальностей истфака включены:

  • русский и иностранный языки;
  • социология и политология;
  • логика и правоведение;
  • экология и экономическая теория;
  • философия и педагогика.

Также на младших курсах любых факультетов есть физическая культура. В крупных вузах студент может выбрать секцию по душе: футбол, волейбол, теннис, плавание и пр.

Специальные предметы на историческом факультете

Естественно, большинство дисциплин исторического факультета связано с историей:

  1. История первобытного общества.
  2. История древних цивилизаций.
  3. История античности.
  4. История Средневековья.
  5. История России (несколько частей).
  6. История Нового времени.
  7. Историй Новейшего времени.

Подготовка хорошего специалиста-историка требует от студента изучения специальной литературы

Также обучение на истфаке невозможно без предметов, которые в будущем позволят студентам проводить собственные исторические исследования:

  • введение в специальность;
  • теория и методология истории;
  • историческая география;
  • археология;
  • антропология;
  • этнография;
  • архивоведение;
  • история культуры;
  • музееведение;
  • вспомогательные исторические дисциплины.

По некоторым из этих предметов студенты проходят летнюю практику: археологическую, музейную, архивную и пр. Педагогическую практику обычно проходят зимой на 4 курсе.

Какие дисциплины изучают на историческом факультете в магистратуре

Предметы 5-6 курса зависят от специализации студента. Некоторые углубленно изучают историю Европы, Америки или восточных государств, другие специализируются на военной истории, этнологии или истории мировых религий.

Учебные программы магистратуры во многом зависят от направлений научной работы кафедры.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Какие предметы на историческом факультете не проходят

Как и на филологическом факультете, вам не встретятся точные науки: высшая математика, начертательная геометрия, основы математического анализа и пр.

Нет среди предметов истфака естественных дисциплин: физики, химии, биологии, астрономии и т. д.

В чем заключается работа археолога?

Чем занимаются археологи? Не только глобальными раскопками, но и отдельными мозаическими фрагментами, которые необходимо правильно подобрать и тщательно сложить в одно целое. Часто бывает, что на разгадку тайны прошлого уходят многие годы. Но зато окончательный результат того стоит. Так как именно таким образом можно воссоздать прошлое, которое, казалось бы, навеки сокрыто в недрах планеты.

Чем занимаются археологи? Они изучают источники, анализируют их и впоследствии дополняют различными уже известными фактами. Исследования включают в себя не только раскопки, но и кабинетную часть, когда работа проходит напрямую с артефактами и документами. Ученые могут работать не только на суше, но и под водой.

Обязанности

Итак, что делает археолог. Прежде всего, он принимает участие в экспедициях. На первом этапе специалисту нужно конкретизировать область раскопок и получить разрешение для их проведения. Затем он приступает к изучению истории этой зоны, чтобы знать о ней все.

Второй этап – практический. Как работают археологи «в поле»? Они буквально добывают из земли артефакты

Каждая находка максимально осторожно извлекается и укладывается в специальный пакет, коробку или ящик. Ее обязательно нумеруют, описывают и заносят в каталог, после этого отправляют на исследование в лабораторию

Артефакты фотографируют и обрабатывают специальным защитным раствором. Если этого не сделать, есть риск их разрушения из-за воздействия открытого воздуха. В «арсенал» археолога входят не только увесистые лопата, кувалда, кирка, но и мини-инструменты, предназначенные для самой аккуратной работы. К примеру, подточенный 6-дюймовый гвоздь с успехом используется для очищения хрупкой косточки.

Сегодня археологи работают с современными компьютерными технологиями, которые помогают сделать 3D-реконструкцию участка местности по данным древних карт или воссоздать объемную модель какого угодно предмета. Появилось даже целое направление – виртуальная археология. Основывается оно на новейших методах моделирования, трехмерной графики и реконструкции.

Продолжительность исследований бывает разной – от 2-3 часов до 10 лет. Состояние некоторых артефактов может быть неудовлетворительным настолько, что они рассыпаются даже при легком касании. Это существенно осложняет и затягивает работу археолога.

Несколько слов о профессии «археолог»

Археология – это наука, которую можно назвать ключом от прошлого, открывающего дороги будущего. Это одна из самых захватывающих и интересных профессий в мире. Однако не каждый сможет постичь эту профессию, поскольку кроме манящих тайн и романтики, занятие археологией – это серьёзный научный труд!

Как появилась профессия «Археолог»

Археология относится к историческим дисциплинам, она изучает историческое прошлое человечества по вещественным источникам, к которым относятся орудия производства и созданные материальные блага (предметы искусства и быта, сооружения).

Наука археология зародилась в Древней Греции. Слово «археология» происходит от древнегреческих слов ἀρχαῖος — древний и λόγος — слово, учение.

Археология в России получила широкое распространение в 18-19 веке.

Какими качествами должен обладать археолог?

Человек, желающий стать археологом, должен обладать, прежде всего, терпением и аналитическим складом ума. В тоже время здесь не обойтись и без творческого подхода. Если вы решили стать археологом, то вы должны понимать, что вам придется много времени проводить в командировках, заниматься анализом и систематизацией данных, работать с большим объёмом документов. Ко всему же археолог должен быть коммуникабельным, так как ему придется часто принимать участие в коллективных работах, обмениваться данными. Также плюсом будет неприхотливость в быту, будущему археологу, возможно, придется ночевать в заброшенных и диких местах в палатке. Хорошая память – это тоже верный помощник археолога.

Противопоказание к профессии по состоянию здоровья

Профессия археолог подразумевает определенные нагрузки на организм. Поэтому труд археолога может стать опасным для здоровья и жизни при следующем ряде заболеваний:

  • нарушения артериального давления;
  • заболевания сердца;
  • потери сознания, судороги;
  • расстройства речи или слуха;
  • сахарный диабет;
  • хронические инфекционные заболевания;
  • кожные заболевания;
  • геморроидальные расстройства;
  • употребление наркотиков, зависимость от алкоголя;
  • заболевания органов пищеварения и выделения;
  • некорректируемое снижение остроты зрения.

Преимущества профессии «археолог»

Основное преимущество – соприкосновение с тайнами древности. Раскопки древних могильников и городов, интересные экспедиции. А может, повезет, и вы сделаете значимое открытие, тогда вас ожидает всемирная известность!

Что нужно для того, чтобы стать археологом?

Чтобы успешно освоить профессию археолога, вам нужны отличные знания по следующим школьным предметам:

  • география;
  • история;
  • физика;
  • химия.

Кроме того, понадобятся дополнительные знания в сфере геологии, антропологии, культурологии, истории цивилизаций.

Чтобы убедиться в том, что вы правильно выбрали себе профессию, можно и даже желательно записаться в поисковый отряд (поиск останков павших солдат ВОВ) или исторический клуб. Здесь вы сможете принять участие в раскопках или исторических реконструкциях и понять, хотите ли вы этому занятию посвятить всю жизнь. Вы также можете принять участие в археолого-этнографических студенческих конференциях. Настоящим археологом вы можете себя почувствовать, приняв участие в международных волонтёрских проектах, часто проводимых Русском географическим обществом.

Преимущества профессии археолога

Явным, и едва ли не единственным преимуществом профессии археолога, конечно же, является возможность много и долго путешествовать в компании единомышленников. Кроме того, большую часть своего времени археолог проводит на свежем воздухе, что также можно считать преимуществом этой профессии. В какой-то степени к достоинствам можно отнести и ненормированный рабочий график, но только условно, так как чаще всего раскопки занимают большую часть суток, а не наоборот.

Больше преимуществ этой профессии нам выявить не удалось. Возможно именно незначительное количество достоинств и послужило причиной постоянно снижающейся востребованности этой специальности среди абитуриентов.

Как археолог работает с найденными предметами?

Когда археолог находит старинный предмет, он в обязательном порядке должен его описать. Во всех красках. Учитывая все подробности и обстоятельства, при которых он был найден. Это нужно для того, чтобы в дальнейшем проанализировать артефакт. И выяснить, к какому веку он принадлежит.

Бывают ситуации, когда археологи очень бережно относятся к находкам еще на этапе их поиска. Когда они достают изделие из земли, то сразу же проводят небольшую по масштабам реконструкцию. И консервируют артефакт. Чтобы он не деформировался под воздействием кислорода.

Профессия археолога подойдет не для всех

Это не такая работа, на которой подростку будет очень весело. И на него будут сыпаться горы денег. Работа археолога — очень сложная. Причем, не только в интеллектуальном плане. Но и в моральном, физическом.

Подростку предстоит постоянно проявлять физическую силу. Усидчивость. Терпение. И быть готовым к рутинной работе.

Идти в профессию нужно только в том случае, если подросток всю жизнь мечтал стать археологом. И если ему интересно это направление деятельности. Если он готов посвятить ему всю свою жизнь.

Если же подросток планирует пойти сюда только ради денег, то ничего не получится. Он сбежит из профессии сразу после первых раскопок. Положительные эмоции работа приносит только тем, кто пошел работать по собственной инициативе. И по призванию.

Плюсы и минусы профессии

Работа исследователя древности – это профессия для настоящего энтузиаста, который готов посвятить все свое время изучению древних артефактов и открытию новых источников исследования.

Главным и весомым преимуществом специальности можно назвать возможность путешествовать со своими единомышленниками.

Еще к достоинствам можно отнести то, что исследователь много времени проводит на свежем воздухе. Условным плюсом можно назвать ненормированный рабочий день.

Почему условно? Потому что, зачастую, раскопки у человека занимают довольно много времени – большую часть суток.

Правда, минусов у такой специальности еще больше. Возможно, именно поэтому она становится менее востребованной.

Среди основных недостатков профессии стоит выделить:

    1. Физически тяжелая и монотонная работа, которая иногда не под силу даже сильным мужчинам.
    2. Маленькие зарплаты по причине малого финансирования самих раскопок и исследований артефактов. О том, какая зарплата археолога мы потом рассмотрим более подробно.
    3. Жизнь в весьма сложных условиях. Довольно часто археолог может спать едва ли не на земле, а есть дары природы и на протяжении многих лет.
    4. Многие сталкиваются с тем, что их жизнь прошла впустую и время потеряно. А все потому, что открытие было сделано коллегой.
    5. Построить нормальную личную жизнь весьма сложно из-за длительных экспедиций.

Похожие новости

16/10/2020

​В Новосибирском государственном краеведческом музее  идёт выставка «Искали золото…», где драгоценный металл представлен в самых разных состояниях и формах. Открывают экспозицию археологические золотые изделия из коллекции Музея истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока ИАЭТ СО РАН.

821

23/12/2019

​В 2019 г. мы наконец-то узнали, как могла выглядеть первый известный представитель денисовцев – девочка-подросток, ископаемая косточка мизинца которой была обнаружена в Денисовой пещере на Горном Алтае.

1053

10/01/2018

Археологи нашли на Алтае необычайно крупный петроглиф с оленем

​Археологи обнаружили в Кош-Агачском районе Республики Алтай большой валун с петроглифами, один из рисунков имеет редкую величину — в длину его размер достигает 170 см. Всего на камне изображено по меньшей мере 28 фигур.

1779

29/08/2017

​В начале августа звезда мировой археологии, знаменитый французский ученый Анри де Люмлей по приглашению академика РАН Анатолия Деревянко посетил несколько археологических памятников – четыре алтайских пещеры, в которых многие годы ведут работы новосибирские ученые, сотрудники Института археологии и этнографии СО РАН: пещеры Денисова, Чагырская, Окладникова и Усть-Канская.

2294

25/08/2020

Сотрудники Института археологии и этнографии СО РАН совместно с зарубежными коллегами изучили украшения с одной из самых высокогорных стоянок древних людей — Ошхона. Она расположена на Памирском плато на высоте 4 200 метров над уровнем моря и датируется возрастом 8,5—6 тысяч лет.

808

07/04/2020

​​Институт археологии и этнографии СО РАН победил в конкурсе РНФ с проектом «Изменения климата и биоразнообразия Алтайской горной страны в голоцене (по результатам комплексного изучения высокоразрешающих палеозаписей из донных отложений озер)», руководитель — к.

787

15/01/2018

​Теоретически – да: на Алтае нашли пять варганов, на одном из которых до сих пор можно  играть. Археологи обнаружили на Алтае пять варганов – музыкальных инструментов, сделанных из рёбер животных.

1864

05/04/2018

Монография старшего научного сотрудника Института археологии и этнографии СО РАН, кандидата исторических наук Глеба Кубарева «Древнетюркские захоронения Алтая» опубликована в Германии. По сообщениям Института археологии и этнографии СО РАН, это первый научный труд энциклопедического масштаба по древнетюркским погребальным памятникам, изданный в Европе.

1900

14/08/2018

​В ходе раскопок в Чагырской пещере обнаружен один из самых древних датированных на территории северной Азии неандертальских костров. «Этот костер — не самый древний в Евразии, он достаточно поздний в хронологическом отношении.

1095

Где учиться

Обучение по специальности «История и археология» можно проходить как в вузах, так и в ссузах. Начальные знания можно получить на дистанционных курсах.

Вузы и академии

Лучшие вузы Москвы, обучающие по направлению «История и археология»:

  • МГУ имени М. В. Ломоносова.
  • Московский государственный институт международных отношений
  • Государственный академический университет гуманитарных наук при Российской академии наук.
  • Московский педагогический государственный университет
  • Российский государственный социальный университет
  • Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина.
  • Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
  • Государственный гуманитарно-технологический университет.

Колледжи и техникумы

Список лучших колледжей и техникумов Москвы, обучающих по направлению «История (археология)»:

  • Колледж Министерства иностранных дел Российской Федерации.
  • Колледж (факультет среднего профессионального образования) Московского финансово-юридического университета.
  • Политехнический колледж имени П. А. Овчинникова.
  • Педагогический колледж № 18 Митино.
  • Колледж предпринимательства № 11.

Курсы и тренинги

Курсы и тренинги Москвы, обучающие основам археологии:

  • Курсы ГАУГН.
  • Курсы «Бирчем».
  • Курсы при МГУ.
  • Учебный центр при библиотеке имени Н. А. Некрасова.
  • Курсы музея искусств народов Востока.

Какими личностными качествами должен обладать археолог

Качества, которыми должен обладать археолог:

готовность к работе в не самых комфортных условиях – зачастую раскопки ведутся вдали от цивилизации, где даже с элементарными удобствами возникают проблемы;
терпение и способность в течение долгого времени выполнять монотонную работу – день многих историков «в полях» состоит из махания лопатой, кисточкой или щеткой;
коммуникабельность, способность хорошо ладить с окружающими – нередко на раскопки уходят месяцы, во время которых приходится общаться с узким кругом людей;
нацеленность на выполнение не только интеллектуальных заданий, но и тяжелых физических упражнений – у многих археологов рабочий день состоит из ношения тяжестей, нахождения в неудобном положении;
увлеченность своим делом, готовность постоянно учиться – если этих качеств нет, то сложности, связанные с направлением, быстро перекроют все его положительные стороны;
умение замечать мелочи, анализировать их, делать выводы из не самых очевидных признаков;
способность сопоставлять массу различных данных, оперировать большими объемами информации, быстро принимать решения;
аккуратность, педантичность – большинство артефактов находится в уязвимом перед человеком положении

Любое неосторожное движение способно уничтожить историческое наследие;
отсутствие фантазии или способность ее сдерживать – археологи работают только с очевидными вещами. Они должны уметь абстрагироваться от теории, делая заключения только по доказанным фактам.

Полевому или подводному археологу необходима хорошая физическая подготовка и выносливость. Представителям профессии нередко приходится работать в неблагоприятных условиях, при критических показателях температуры и влажности, отсутствии элементарных удобств. Врачи выделяют ряд медицинских противопоказаний для соискателей специальности: болезни сердца, перепады АД, судороги, проблемы со слухом или речью, сахарный диабет, нарушение состава крови, дерматиты, хронические инфекции. Необходимо также отсутствие аллергических реакций на различные раздражители – от пыли или укусов насекомых до химических реагентов.

6 Археологи обожают розыгрыши. Почти всегда — невероятно тупые

Как-то раз мы подкинули в грунт на раскопе ржавый здоровенный гвоздь. Его вскоре нашли девчонки и потащили к научнику. Тот взглянул на железку и сразу пришел к выводу о том, что это — наконечник копья. Скорее всего, марийский. Скорее всего, века десятого, переделанный из древнего скифского кинжала (если судить по характерной форме, конечно). Всем вдруг стало страшно. У нас уже был один такой профессор, который по одному черепку написал целую диссертацию, сотрясающую основы всей исторической науки. Пришлось рассказать о гвозде — иначе дальше было бы только хуже.

Другой пример дебильного розыгрыша: несколько девчонок с раскопа измазали себя помадой, придали себе предельно потрепанный и зареванный вид ради того, чтобы заявить, что их, якобы, изнасиловали местные гопники. Дело происходило в глухом паршивом райцентре, от которого даже Расту Коулу стало бы не по себе, так что мы поверили и в ярости кинулись за лопатами, чтобы натурально идти и убивать. Дуры быстро поняли, что розыгрыш — тупее некуда, а таланта к шуткам у них нет. И сознались.

И так почти всегда: шутки на раскопе почему-то резко перерастают в форсмажорные ситуации.

Пенсия археологов

Рассчитывать на высокую пенсию специалистам данной области не приходится, поскольку на ее уровень в РФ влияет то, какая была средняя заработная плата человека. Низкий уровень заработка толкает некоторых археологов к «черным» раскопкам, что является нелегальной работой, но в таком случае ученый может хотя бы обеспечить себе старость, так как цена некоторых древних артефактов на черном рынке достигает нескольких тысяч долларов, и большинство этим не гнушается. Но не все идут по такому пути, есть и другие, которые занятость в сфере археологии совмещают с преподавательской деятельностью, и после выхода на пенсию продолжают читать лекции студентам, а также помогают в организации их исследовательских работ.

Как стать археологом

Важно понимать, данная деятельность занимает много времени в командировках, человеку придется работать с большими объемами документов, заниматься анализом, систематизацией данных. Коммуникабельность — неотъемлемый критерий археолога, которому доведется проводить обмен данных и принимать участие в коллективных работах

Большим плюсом является отсутствие прихотливости в быту, так как будущий археолог должен быть готов к любым условиям — таким как дикие заброшенные места, придется ночевать неделями в палатках.

Для того чтобы получить археологическое образование, достаточно твердо владеть школьными дисциплинами:

  • география;
  • физика;
  • история;
  • химия.

Еще понадобится особый багаж знаний в области культурологии, геологии, антропологии, истории цивилизаций. Специальные вузы, колледжи с социальными направлениями предоставляют возможность получить образование по данной профессии. Если вы действительно заинтересованы в поисках древне — культурных источников, не боясь трудностей, нужно целеустремленно идти к поставленной цели, тогда непременно все получится.

Проверь себя

1) Что изучает история?

2) Что такое исторический источник?

Любой предмет, любое свидетельство прошлого может стать историческим источником, поскольку несёт информацию о том, как жили люди в прошлом, может рассказать нам о прошлом.

3) Приведи примеры исторических источников.

Старинные газеты, журналы, здания, монеты, летописи, ордена, предметы быта, сказки, пословицы, былины, черепки, найденные при раскопках.

4) Что такое археология?

Археология — это наука, которая занимается древностями.

5) Почему археологию называют помощницей истории?

Археологи ищут старинные вещи, города, захоронения, проводят раскопки и открывают многие тайны прошлого, сведения о которых не сохранились. Находки археологов дополняют знания историков о той или иной эпохи, поэтому археология считается помощницей истории.

Принципы археологии

Основополагающим для всей археологии является утверждение, что археологические источники – материальные объекты, созданные древними людьми или как-то с ними связанные, – могут что-то рассказать нам об этих людях. В самом деле, археологические исследования были бы невозможны, если бы основные источники информации не имели никакой ценности. При том, что все археологи признают возможность извлечения из археологических материалов сведений о прошлых эпохах, они по-разному оценивают объем содержащейся в них информации.

Оптимисты полагают, что огромную ценность может иметь и единичный артефакт; так, найденное в могиле золотое распятие способно рассказать о религиозных представлениях умершего (о том, что он был христианином), о его социально-экономическом статусе (достаточно высоком, чтобы обеспечить ему возможность приобрести столь дорогой предмет), о примерной дате погребения (если распятье имеет специфическую форму) и – потенциально – о многих других характеристиках человека и общества, к которому этот человек принадлежал. Пессимисты, напротив, считают, что существование многих неизвестных нам обстоятельств попросту не позволяет делать столь широкие выводы. Крест, утверждают они, мог восприниматься всего лишь как украшение, не имеющее религиозного значения, его могли найти на дороге и в таком случае он никак не связан с богатством усопшего и т.д.

Человеческая деятельность часто сосредоточивалась в определенных местах, и там, где она велась особенно активно, зачастую остаются многочисленные материальные следы этой деятельности. Эти места условно именуют археологическими памятниками. В это понятие входят объекты разного масштаба – от места, где охотник затачивал отдельное орудие и бросил несколько кремневых сколов, до поселения, на котором на протяжении века жили 200 человек, оставивших после себя тысячи артефактов, или до города с многотонными культурными отложениями.

Любой памятник, функционировавший на протяжении какого-то времени, содержит разновременные остатки, и находки каждого периода составляют самостоятельный компонент в массе найденных на нем материалов. Многокомпонентные (многослойные) памятники демонстрируют изменения во времени, но принадлежащие к разным слоям находки могут оказаться перемешанными, что затрудняет определение их хронологии. Однослойные памятники не столь сложны для понимания, поскольку дают картину лишь одного периода. Оба типа памятников могут оказаться одинаково ценными с археологической точки зрения…

Объяснение археологических данных на основе их сопоставления с явлениями из жизни какого-то современного народа называют этнографической аналогией. Если при этом используются этнографические сведения о народе, в культурном отношении являющемся преемником тех, кому принадлежит исследуемый археологический материал, это называют прямой исторической аналогией; в противном случае говорят об общеэтнографических аналогиях. Многие археологи полагают, что прямые исторические аналогии более надежны, поскольку культурные преемники могли унаследовать традиции своих предшественников.

Экспериментальная археология и этноархеология опираются непосредственно на аналогии, и археолог, работающий в одном из этих направлений, должен попытаться объяснить, почему данные определенного эксперимента или сведения о том или ином виде человеческой деятельности сопоставимы с археологическими материалами, являющимися непосредственным объектом его исследования. Чем серьезнее такое объяснение, тем надежнее его выводы.

Археолог стремится охватить широкий круг проблем, связанных с существованием древних людей, их культурой и образом жизни. В число таких проблем входят изучение окружавшей человека природной среды, способов ее использования и изменения, средств существования (чем люди питались и как добывали пропитание), технологии (способы изготовления и применения орудий и приспособлений), обмена (механизмы перехода имущества от одного человека или коллектива к другому), искусства, идеологии (в том числе религии), социальной организации (каковы были система родства и иные общественные структуры), демографии (численность населения и его состав)