Оглавление
- Сотрудничество с научными учреждениями
- Студенческая жизнь
- Описание основной образовательной программы
- Аудиторное и материально-техническое обеспечение учебного процесса:
- Аудиторное и материально-техническое обеспечение:
- История
- Создание и реализация международных проектов
- Виды профессиональной деятельности
- Получение письма для прохождения практики
- Описание основной образовательной программы
- Чиркова Эльвира Борисовна
- Практика
- Кадровое обеспечение учебного процесса
- Аудиторное и материально-техническое обеспечение учебного процесса
- Описание основной образовательной программы
- Студенческая научно-практическая конференция «Инновации психолого-педагогического сопровождения детей и взрослых с нарушениями развития и поведения»
- Описание основной образовательной программы
- Общая характеристика направления подготовки
- Виды профессиональной деятельности
- Сотрудничество
- Общая характеристика направления подготовки
- Общая характеристика направления подготовки
- Возможности продолжения образования
- Профессия логопед, дефектолог, специальный психолог
- Виды профессиональной деятельности
- Конференция по итогам производственной практики
Сотрудничество с научными учреждениями
Руководитель программы д. психол.н., профессор А. А. Баранов — является основателем научной школы «Психолого-педагогическое обеспечение безопасности личности в образовательной среде»; Его школа активно и плодотворно сотрудничает с научно-методическими сообществами/школами ведущих российских и зарубежных вузов. Профессор А. А. Баранов является членом УМО по психолого-педагогическому образованию. Кроме того, проф. А. А. Баранов является членом экспертного совета по аттестации ВУЗов при МОиН РФ. Преподаватели и будущие магистры активно сотрудничают с Академией гос. службы при президенте РФ (член-кор. РАО, профессор А. А. Реан); с лабораторией возрастной психогенетики ПИ РАО (член-кор. РАО, и.о. директора ПИ РАО, профессор С. Б. Малых); с кафедрой психогенетики МГУ, возглавляемой член-кор. РАО профессором М. С. Егоровой; с лабораторией Психологии саморегуляции ПИ РАО (проф. А. К. Осницкий).
Студенческая жизнь
Студенческая жизнь принципиально отличается от прежней, школьной, хотя на первый взгляд различия небольшие: и в школе, и в вузе нужно учиться.
Студенческая жизнь — это этап высокого ученичества, предполагающий через лекции, семинары, коллоквиумы, практикумы, лабораторные восхождение к основам профессионализма и мастерства.
Это учение, замешанное на активном самообразовании, поэтому студенческая жизнь — это первые опыты научно-исследовательской работы, которые оформляются в рефераты, курсовые и дипломные работы, проживаются в публичных докладах, научных дискуссиях. В 2005 году наши студенты получили три диплома на всероссийской студенческой олимпиаде по специальности «Социальная работа».
Университетское образование предполагает непосредственный диалог с учеными-исследователями через тексты первоисточников. Поэтому студенческая жизнь — это библиотечная жизнь: библиотека, медиатека — ресурсы, овладение которыми обеспечивает высокую компетенцию выпускника.
Студенческая жизнь — это непрерывная практика как проба себя в разнообразных профессиональных ролях: лектора, игротехника, консультанта, вожатого, менеджера и т.д.
В последние годы студенческая жизнь — международная жизнь через институтский обмен студентами с зарубежными партнерами, индивидуальную инициативу студентов, выезжающих летом на работу в Европу, США по международным программам.
Студенческая жизнь — это физкультура и спорт: наши футболисты одни из сильнейших в вузе, туристический клуб университета вырос из турклуба факультета и его возглавляет наш выпускник, лидеры в аэробике и волейболе — наши девушки.
Студенческая жизнь — это и развлечения, но остроумные, яркие и веселые. Команда КВН «Дети понедельника» и шоу-группа «Студес» зажгли не одну звезду на университетском небосклоне. А традиционные посвящения в первокурсники, «Экватор», «Татьянин день» — пространства проявления студенческого братства.
Студенческая жизнь — это общественная работа в студсовете, организация олимпиад со школьниками, волонтерство, «Студенческое радио», молодежный журнал, постоянно действующая выставка декоративно-прикладного искусства студентов, работа в студенческих и педагогических отрядах и многое другое.
Описание основной образовательной программы
Основная образовательная программа бакалавриата предусматривают изучение следующих учебных циклов: гуманитарный, социальный и экономический цикл; математический и естественнонаучный цикл; профессиональный цикл и разделов: физическая культура, учебная и производственная практика.
Базовая (обязательная) часть цикла «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «История», «Философия», «Иностранный язык».
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», «Профессионально-этические основы социальной работы», «Технологии социальной работы», «Правовое обеспечение», «Конфликтология, «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе» и др.
Аудиторное и материально-техническое обеспечение учебного процесса:
аудиторная и материально-техническая база Института педагогики, психологии и социальных технологий в основном соответствует требованиям общеобразовательных программ. Базовыми учебными лабораториями являются лаборатория психофизиологии и экспериментальной психологии, лаборатория компьютерных технологий, а также Центр социально-психологических и гуманитарно-образовательных технологий. Для обеспечения качества образовательного процесса в институте созданы два компьютерных класса, в которых оборудовано 23 рабочих места. Наличие компьютерной техники позволяет обеспечить в образовательном процессе использование новых технологий обучения. Специализированное и лабораторное оборудование обеспечивает выполнение требований ФГОС к проведению лабораторных и практических занятий и организации образовательного процесса в целом. Степень использования материально-технической базы института в образовательном процессе составляет 100%.
Аудиторное и материально-техническое обеспечение:
- средняя площадь на одного студента, кв. м. 11
- достаточность учебно-лабораторного оборудования — да, достаточно
- количество терминалов, с которых имеется доступ к сети Internet — 20
- общее количество единиц вычислительной техники — 30
- из них с процессорами Pentium-IV и выше — 20 единиц
- количество компьютерных классов, где занимаются студенты по направлению подготовки — 2
- доступ к ресурсам информационной сети университета, научной библиотеке УдГУ, Российской государственной библиотеке, коллекции электронных изданий по направлению подготовки и др. — в любое время по желанию студента.
Институт педагогики психологии и социальных технологий имеет достаточный для обучения аудиторный фонд, расположенный в корпусе 6 (ауд. 101, 102 (лаборатория информационных технологий, 105, 109, 111) и корпусе 3 (ауд. 108, 101, 201.202 компьютерный класс, 204 компьютерный класс, 209, 210).
Все учебные лаборатории оснащены оборудованием, обеспечивающим выполнение программы дисциплин согласно учебному плану.
Оборудование учебных помещений, оснащённость учебного процесса библиотечно-информационными ресурсами, материально-техническое обеспечение образовательного процесса в целом соответствуют лицензионным требованиям и нормативам.
История
Постановление Правительства РФ № 1259 от 26.12.1995 г.
В целях совершенствования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации военных специалистов для органов
Федеральной пограничной службы Российской Федерации Правительство Российской Федерации ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Принять предложение Федеральной пограничной службы Российской Федерации о создании:
в г. Калининграде — Калининградского военного политехнического института Федеральной пограничной службы Российской Федерации на базе имущества и фондов Калининградского высшего инженерного училища инженерных войск, передислоцируемого в г. Кстово Нижегородской области в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 апреля 1995г. № 336 «О передислокации Калининградского высшего инженерного училища инженерных войск»;
в г. Кургане — Курганского военного авиационного института Федеральной пограничной службы Российской Федерации на базе имущества и фондов упраздненного Курганского военного авиационно-технического училища.
Отнести создаваемые институты к образовательным учреждениям высшего профессионального образования Российской Федерации.
2. Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной пограничной службе Российской Федерации совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом необходимости сохранения непрерывности учебного процесса обеспечить решение организационных, кадровых, имущественных (включая передачу вооружения, военной техники и специального учебно-лабораторного оборудования) и иных вопросов, связанных с передачей Федеральной пограничной службе Российской Федерации имущества и фондов, указанных в пункте 1 настоящего постановления инженерного и авиационно-технического училищ.
3. Федеральной пограничной службе Российской Федерации и Министерству обороны Российской Федерации на основе договоренности решить вопросы о:
завершении в 1995/1996 учебном году обучения курсантов третьего, четвертого и пятого курсов Калининградского высшего инженерного училища инженерных войск силами учебных структурных подразделений указанного училища на базе имущества и фондов, передаваемых Калининградскому военному политехническому институту Федеральной пограничной службы Российской Федерации;
продолжении обучения курсантов второго и третьего курсов Курганского военного авиационно-технического училища по действующим в настоящее время учебным программам и распределении выпускников в 1996 и 1997 годах в соответствии с планами Министерства обороны Российской Федерации.
4. Федеральной пограничной службе Российской Федерации формирование Калиниградского военного политехнического и Курганского военного авиационного институтов Федеральной пограничной службы Российской Федерации осуществить в пределах численности и ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете для Федеральной пограничной службы Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В. Черномырдин
Постановление Правительства РФ № 1535 от 24.10.2003 г.
Принять предложение ФСБ России о переименовании:
Военно-медицинского института Федеральной пограничной службы Российской Федерации при Нижегородской государственной медицинской академии в Военно-медицинский институт Федеральной службы безопасности Российской Федерации (г. Нижний Новгород);
Голицынского военного института Федеральной пограничной службы Российской Федерации в Голицынский пограничный институт Федеральной службы безопасности Российской Федерации;
Калининградского военного института Федеральной пограничной службы Российской Федерации в Калининградский пограничный институт Федеральной службы безопасности Российской Федерации;
Курганского военного института Федеральной пограничной службы Российской Федерации в Курганский пограничный институт Федеральной службы безопасности Российской Федерации;
Московского военного института Федеральной пограничной службы Российской Федерации в Московский пограничный институт Федеральной службы безопасности Российской Федерации;
Хабаровского военного института Федеральной пограничной службы Российской Федерации в Хабаровский пограничный институт Федеральной службы безопасности Российской Федерации;
Первого кадетского корпуса Федеральной пограничной службы Российской Федерации в Первый пограничный кадетский корпус Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Касьянов
Создание и реализация международных проектов
В 2010 году кафедра социальной работы при поддержке УдГУ и Германской службы академических обменов организовала и провела Летнюю школу для немецких студентов по теме: «Социальная работа в поликультурном пространстве Удмуртии»).
Чтение лекций для студентов и преподавателей зарубежными учеными:
- В 2005 г. Мишель Валентайн (Michelle Valentine), член городского совета г.Норидж, руководитель общественной организации «Инвалиды вперед» и Дэвидом Макйорик (David McQuirk), представитель общественной организации «Инвалиды вперед», оба инвалиды по зрению.
- В 2005–2006 гг. профессор Пол Мейден (Paul Maiden), директор школы социальной работы университета Центральной Флориды (США).
- В 2008 г. Шэрон Темплмэн (Sharon Templeman) профессор школы социальной работы штата Техас (США).
- В 2010 г. Лео Никвист, профессор социальной работы отделения социальных исследований университета Турку (Финляндия).
- В 2010 г. Майя Яппинен, исследователь отделения социальных исследований университета Хельсинки (Финляндия).
Виды профессиональной деятельности
Психологи, прошедшие подготовку по магистерской программе «Психология личности» могут использовать свои знания по психодиагностике, консультированию, психотехнике и психокоррекции в таких сферах практики, как образование, здравоохранение, социальная защита, оборона, юриспруденция, спорт и т.п., а также для решения широкого класса задач в системах управления, государственной службы и средствах массовой информации. Они могут оказывать психологическую помощь отдельным обратившимся к ним лицам, нуждающимся в оказании подобной помощи. Психологи, освоившие данную программу, могут преподавать психологию личности как общепрофессиональную дисциплину, обеспечивающую подготовку специалистов по общей психологии, детской и возрастной психологии, инженерной психологии и психологии труда, психофизиологии, специальной психологии и клинической психологии, практической психологии образования и социальной психологии.
Получение письма для прохождения практики
Письмо для прохождения практики выдается студенту для его передачи в организацию, в которой студент проходит практику.
Пришлите письмо на почту кафедры kafspkp@mail.ru.
Тема письма «Письмо для прохождения практики».
В письме укажите следующие данные:
- полное название организации, в которой студент проходит практику. Например, МБДОУ «Детский сад № 189» или МБОУ «СОШ № 61».
- должность и ФИО руководителя организации;
- ФИО студента, проходящего практику, номер его курса, форма обучения (очно, заочно);
- название практики и ее период (желательно, но не всегда обязательно).
Сотрудник кафедры получает ваше письмо и подготавливает письмо для прохождения практики.
Через какое-то время вам нужно подойти на кафедру и забрать письмо.
Если вы не можете приехать за письмом или его нужно срочно отправить в организацию, готовое письмо можно отправить в организацию, где вы проходите практику, факсом или отсканировенное на их е-мэйл.
Если так нужно сделать, напишите об этом в своем письме на кафедру. Укажите факс и/или е-мэйл организации, в которую нужно отправить письмо.
Описание основной образовательной программы
Основная образовательные программа магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов: общенаучный цикл, профессиональный цикл и разделов: практики и научно-исследовательская работа, итоговая государственная аттестация.
Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), которая включает следующие дисциплины: История и методология психологии, Гендерная психология, Персоногенез, Теория и практика личностного консультирования, Когнитивно-поведенческие методы помощи в проблемных жизненных ситуациях, Психологические технологии коррекции познавательной сферы, Метод психосемантического дифференциала, Психосемиотика, Основы психологической аттестации и экспертизы персонала, Этические нормы проведения исследования в США (на английском языке). Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и углубления знаний, умений и навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и обучения в аспирантуре.
Чиркова Эльвира Борисовна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры, заведующий кафедрой специальной психологии и коррекционной педагогики с 2005 по 2018 годы.
Окончила дефектологический факультет Московского педагогического государственного университета по специальности «Дефектология», квалификация «учитель-логопед, учитель русского языка и литературы школ для детей с тяжелыми нарушениями речи». По окончании университета работала учителем-логопедом гимназии №56 г. Ижевска.
В 1999 году под руководством доцента кафедры логопедии МПГУ кандидата педагогических наук Г.С. Гуменной защитила кандидатскую диссертацию на тему «Оптимизация процесса понимания речевого сообщения учащимися с недоразвитием речи».
С 2001 года начала преподавательскую деятельность на кафедре специальной психологии и коррекционной педагогики УдГУ. С 2005 по 2018 годы возглавляла названную кафедру. В этот период на кафедре сложились разнообразные формы повышения квалификации специалистов дефектологического профиля – конференции, научно-методические и обучающие семинары, мастер-классы, в том числе с приглашением ведущих ученых-дефектологов России.
С 2018 года кафедрой заведует кандидат психологических наук, доцент,
Практика
Учебная и производственная практики проводятся на базе дошкольных образовательных учреждений общеразвивающего и компенсирующего вида, общеобразовательных и коррекционных школ, учреждений здравоохранения и социальной защиты. В рамках практики проводится диагностическое изучение обучающихся, консультирование всех субъектов образовательного процесса, скрининговые исследования и сбор методических материалов по заявкам предприятий, систематизируются приемы коррекционно-развивающей работы, разрабатываются мини-проекты и коррекционно-развивающих технологии, совместно с учреждениями реализуется опытно-экспериментальная и исследовательская деятельность.
Кадровое обеспечение учебного процесса
Поскольку выпускающей кафедрой по профилю «Психология и социальная педагогика» является кафедра педагогики и педагогической психологии, то учебный процесс в основном обеспечивают преподаватели данного подразделения, из них: 3 доктора педагогических наук (Ерофеева Н.Ю., Мальцева Э.А., Фиофанова О.А.) и 11 кандидатов наук. Кадровый состав выпускающей кафедры педагогики и педагогической психологии достаточно высокого уровня, имеет тенденцию к его повышению, обеспечивает реализацию ООП в соответствии с требованиями ФГОС. Преподаватели кафедры работают в рамках следующих научных школ: теория развивающего образования на основе культурно-исторической концепции (Л. С. Выготский; В. В. Давыдов — Б. Д. Эльконин); акмеология (Н. В. Кузьмина); теория воспитательных систем и пространств (Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова); теория формирования педагогической коммуникативной компетентности (Г. С. Трофимова); Московская дефектологическая школа (С. А. Зыков).
Аудиторное и материально-техническое обеспечение учебного процесса
Для обеспечения высокого качества подготовки созданы специализированные лаборатории, кабинеты, учебные классы, мастерские разнообразной информационно-технологической направленности. Создан вычислительный комплекс с учебными классами для обучения студентов и работы преподавателей, связанный с сетью Internet, лаборатория современных информационно-технологических средств, лаборатории электрорадиотехники, общетехнических дисциплин, обработки материалов, комплекс мастерских, обеспечивающих практическую подготовку будущего учителя. Cформировано направление декоративно-прикладного творчества. Введена в эксплуатацию новейшая мультимедийная лаборатория (3 корпус, 204 ауд.). Введенная в строй мультимедийная лаборатория отвечает требованиям ГОС ВПО, требованиям работодателей и позволяет проводить теоретическое обучение по общепрофессиональным и специальным учебным предметам, а также практическое обучение в области мультимедиа, информатики, вычислительной техники и компьютерных технологий. Мультимедийная лаборатория оснащена:
- двухядерными компьютерами класса Pentium с комплектом телефонных гарнитур и выходом в Internet;
- интерактивной доской на базе приставки eBeam с акустической системой и магнитно-маркерной доской;
- принтером, копиром, сканером.
2 учебные аудитории, в которых проходят лекционные и практические занятия, оснащены интерактивными досками.
Описание основной образовательной программы
Магистерская программа «Психология образования» предусматривает изучение следующих учебных циклов:
- общенаучный цикл, включающий дисциплины: Философия и методология науки; Методология и методы организации научного исследования.
- профессиональный цикл, включающий дисциплины базовой части: научные исследования профессиональной деятельности; Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды и др.;
- профессиональный цикл, включающий, такие дисциплины вариативной части как: технологии психологической помощи детям и подросткам; Инновационные образовательные технологии; Психолого-педагогическая поддержка детей в трудных жизненных ситуациях;
- профессиональный цикл, включающий, например, такие дисциплины по выбору как: различные парадигмы образования в России и за рубежом; консультирование по проблемам развития; проектирование и экспертиза образовательных систем.
Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную) составляющую. Вариативная (профильная) часть дает возможность для углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых дисциплин (модулей) и позволяет магистранту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности.
Студенческая научно-практическая конференция «Инновации психолого-педагогического сопровождения детей и взрослых с нарушениями развития и поведения»
Уважаемые студенты! Приглашаем вас принять участие в студенческой научно-практической конференции – в секции кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики «Инновации психолого-педагогического сопровождения детей и взрослых с нарушениями развития и поведения». К участию в конференции приглашаются студенты бакалавриата и магистратуры очной и заочной форм обучения.
Предлагаем 2 варианта активного участия в конференции:
- Представление результатов научно-практического исследования.
- Представление методической разработки.
Участие в конференции заочное, свои работы следует разместить в сообществе в Контакте «Конференция УдГУ 2020г.» (vk.com/club193120955) до 13 апреля 2020 года.
После этого жюри из преподавателей кафедры подведет итоги и выберет победителей в каждой номинации. Даже если вы в этом году не принимаете активного участия в конференции, вам следует вступить в сообщество, чтобы быть в курсе научной жизни кафедры и методом голосования выявить номинанта на победу (по мнению студентов).
Критерии оценки результатов научно-практического исследования:
- актуальность исследования;
- теоретическое обоснование (методология исследования);
- научная обоснованность используемых методов и методик;
- интерпретация полученных результатов;
- форма представления результатов исследования.
Критерии оценки методических разработок:
- актуальность;
- теоретическое обоснование;
- структурированность материала (наличие описания целей, задач, методов, форм работы и/или средств их реализации);
- эстетичность оформления методической разработки;
- оригинальность подачи материала.
Каждый из критериев будет оцениваться по следующей шкале:
0 баллов – представленный материал не соответствует критерию;
1 балл — представленный материал соответствует критерию не в полной мере;
2 балла – представленный материал соответствует критерию в полной мере;
3 балла – представленный материал удовлетворяет критерию в значительной степени.
За более подробной консультацией по поводу возможности и формы своего участия в конференции обращайтесь к научному руководителю. Желаем удачи, инновационных решений и творческих подходов!
Образовательный семинар «Управление агрессией во взаимодействии с ребенком» перенесен на неопределенный срок.
Неделя молодежной науки (апрель 2020) отменена.
Описание основной образовательной программы
Основная образовательная программа бакалавриата по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» включает в себя изучение гуманитарного, социального и экономического, математического и естественнонаучного, профессионального циклов. Неотъемлемой частью профессиональной подготовки является проведение практик, а также научно-исследовательская работа студентов. Используются разнообразные формы проведения аудиторных занятий: лекционные и практические занятия, коллоквиумы, дискуссии, тренинги, работа в творческих группах. Обучение решению учебных задач проводится в практическом плане: разработана система лабораторных практикумов, работают педагогические мастерские, коррекционно-развивающие технологии осваиваются на базе образовательных учреждений в системе проведения индивидуальных и фронтальных занятий с детьми, имеющими различные нарушения в развитии.
Общая характеристика направления подготовки
Программа подготовки разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология образования».
Цели ООП связаны с подготовкой квалифицированного психолога образования, который способен:
- овладеть системой знаний о взаимосвязях физического, психического и социального здоровья человека и общества;
- знать формы и методы научного познания, владеть различными способами познания и освоения окружающего мира;
- осознавать, в условиях развития науки и постоянно изменяющейся социальной практики, собственную психологическую позицию и выбирать оптимальные формы и методы работы;
- проявлять психологическую и научно-методическую готовность к работе в междисциплинарных областях знаний.
Конкретное содержание подготовки магистра психолого-педагогического образования по программе «Психология образования» определяется экономическими, социальными и демографическими особенностями Удмуртской республики.
Правительство Удмуртской республики осуществляет систему мер по поддержке семьи, материнства и детства. Стратегия реализации семейной политики в Удмуртии заключается в актуализации позитивного жизненного потенциала каждой семьи. Основная цель семейной политики в Удмуртской республике — профилактика негативных и поддержка позитивных социальных процессов. Для достижения этой цели создана и развивается сеть учреждений по оказанию социально-психологической помощи населению. Особое место в деятельности этих учреждений отводится психологам образования.
Виды профессиональной деятельности
Бакалавр конфликтологии должен быть подготовлен к профессиональной диагностической, профилактической, проектно-аналитической, экспертно-консультационной, согласительно-процессуальной, в том числе медиативно-переговорной деятельности в органах государственного и муниципального управления; в силовых структурах, в т.ч. налоговых, судебных и милицейских органах; в социальных службах и психокоррекционных центрах, производственных предприятиях, торговых фирмах, консалтинговых и маркетинговых компаниях, банках и иных учреждениях; в общественных и политических организациях; исследовательской конфликтологической деятельности в научно-исследовательских организациях.
Сотрудничество
Деятельность института исторически строится на глубоких связях со всеми факультетами (институтами) Удмуртского госуниверситета. Наши преподаватели обеспечивают психолого-педагогическую подготовку всех специальностей УдГУ, т.к. в работе любого специалиста с высшим образованием есть и психолого-педагогическая составляющая — продуктивное взаимодействие с коллегами, с персоналом, способность к рефлексии, к самосовершенствованию.
Многофункциональность деятельности специалистов «помогающих профессий» обусловливает развитие отношений института с организациями Удмуртской Республики: Министерством образования и науки УР, госкомитетом по труду, Министерством социальной защиты населения УР, Госкомитетом УР по делам молодежи, МВД УР, Администрациями городов и районов Республики, Центром развития молодежного и детского движения УР, коррекционно-диагностическим центром, реабилитационными центрами, центрами «Семья» и т.д.
Благодаря этому сотрудничеству мы имеем базы практик, на которых отрабатываются профессиональные умения, осваиваются новые технологии.
Связи с заказчиками на рынке труда позволяют гибко реагировать на запросы жизни, продуманно отвечать на вызовы времени.
Научные направления института укрепляются тесными связями с научными школами Москвы, С.-Петербурга, Перми, Казани, Екатеринбурга.
Институт вошел в мировое образовательное пространство, участвуя в реализации международных проектов с коллегами из зарубежных вузов Германии, Англии, Финляндии, США.
Общая характеристика направления подготовки
Область профессиональной деятельности бакалавров психологов включает решение комплексных задач в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта, обороноспособности страны, юриспруденции, управления, социальной помощи населению, а также в общественных и хозяйственных организациях, административных органах, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, предоставляющих психологические услуги физическим лицам и организациям.
Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются психические процессы, свойства и состояния человека; их проявления в различных областях человеческой деятельности, в межличностных и социальных взаимодействиях на уровне индивида, группы, сообщества, а также способы и формы их организации, изменения, воздействия.
Бакалавр по направлению подготовки 030300 Психология готовится к следующим видам профессиональной деятельности: практической, научно-исследовательской, педагогической, организационно-управленческой.
Общая характеристика направления подготовки
Программа бакалавриата 050400 «Психолого-педагогическое образование» обеспечивает формирование у студентов комплекса знаний в области психологии личности, группы; психологии развития; в сфере организации педагогической деятельности, психологического сопровождения педагогического процесса и др. Обучение по программе бакалавра предусматривает овладение профессиональными компетенциями: коммуникативными, организаторскими, диагностическими,конструктивными; психолого-педагогической оценки личности и деятельности ребенка; оценки эффективности педагогического процесса, освоение технологии взаимодействия с различными категориями детей, с детским коллективом и др.
Объектом профессиональной деятельности бакалавра педагогики является личность ребенка, детский коллектив, семья, воспитательная деятельность, деятельность по сопровождению развития личности ребенка в образовательных учреждениях.
Видами деятельности бакалавра педагогики являются:
- диагностическая,
- воспитательная,
- методическая,
- проективная,
- научно-исследовательская и др.
Возможности продолжения образования
На кафедре создана и активно развивается научная школа доктора психологических наук, профессора А. А. Баранова — «Психолого-педагогическое обеспечение безопасности личности в образовательной среде». Студенты, завершившие обучение по программе «Психология образования», — имеют возможность продолжить свое обучение в аспирантуре по специальности 130001 «Общая педагогика. История педагогики и образования» и 190007 «Педагогическая психология»; Помимо этого, сегодня ведется подготовка к открытию аспирантуры по специальности 10.00.13 «Психология развития. Акмеология», в которой также могут продолжить обучение будущие магистры.
Профессия логопед, дефектолог, специальный психолог
Выпускники, получившие подготовку по направлению “Специальное (дефектологическое) образование” готовы к профессиональной
деятельности логопеда, специального психолога, олигофренопедагога: диагностической, консультативной, коррекционно-развивающей,
исследовательской, культурно-просветительской.
Логопед осуществляет коррекцию речевых расстройств у детей и взрослых в учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты.
Специальный психолог сопровождает детей с ограниченными возможностями здоровья, а также лиц с отклоняющимся поведением в образовательных, социально-реабилитационных учреждениях и организациях системы исполнения и наказаний.
Олигофренопедагог обучает детей с интеллектуальной недостаточностью, тяжелыми и множественными нарушениями развития в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VII и VIII вида, центрах социального обслуживания.


Виды профессиональной деятельности
Психологи, прошедшие подготовку по направлению «Психология» получают знания о психологических феноменах и категориях, методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики, основных подходах и программах психологического вмешательства на уровне индивида, группы, принципах конструирования и применения психодиагностических методик. Получают практические навыки: владение приемами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических проблем и состояний, умение давать характеристику психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп, навыки оценки качества процессов диагностики и психологического консультирования, навыки использования программ психологической интервенции для эффективного решения профессиональных проблем и усовершенствования используемых методов, умение оказать помощь в оценке личностных компетенций, ценностей, целей.
Конференция по итогам производственной практики
19 марта на кафедре прошла конференция по итогам производственной практики. Практика прошла на базе школ для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи, общеобразовательных школ, лицеев, а также в исправительных учреждениях, и социально-реабилитационных центрах.
В своих отзывах о прохождении практики студенты отмечали значимость приобретенных умений и навыков для будущей профессиональной деятельности, повышение мотивации к практической работе логопеда, специального психолога, благодарили своих наставников за сопровождение их профессионального становления.
Многие студенты получили предложение занять вакантные должности учителей-логопедов и психологов в образовательных и исправительных учреждениях.
Поздравляем студентов четвертого курса с успешным прохождением производственной практики. Желаем успехов в выполнении выпускной квалификационной работы.
Итоговые отметки о прохождении производственной практики будут известны 25 марта.