Как сдать экзамен по анатомии

Оглавление

Как подготовить пересказ близко к тексту

Такой вид текста вызывает трудности из-за обилия мелких деталей. Но зато ребёнку не требуется выражать своё отношение к содержанию текста;  нужно просто изложить перечень каких-либо сведений или фактов. А это значит, что нужно просто запомнить текст и передать его содержание согласно определённому плану.

С чего начать

Нужно пробежать текст глазами для общего ознакомления (так называемое ознакомительное чтение). Цель: составить общее представление о содержании текста, определить основную мысль, идею (если это художественный текст), или смысловые куски (если это учебный текст). Большое значение имеет уровень техники чтения, так как, если ребёнок плохо читает, ознакомительное чтение не получится.

Выписываем термины и просто незнакомые слова

Этот этап необходим, потому что у детей, как правило, словарный запас не слишком богат; кроме того, в текстах  действительно встречается много незнакомых слов, в том числе терминов, которые нужно знать. Такая работа позволяет лучше понимать содержание текста, а также способствует расширению словарного запаса.

Составляем краткий конспект

Более внимательное прочтение. Читаем  абзац (или смысловую часть параграфа, они обычно озаглавлены), отвечаем на вопрос «О чем идёт речь?». Записываем в тетрадь. Подобным образом прорабатываем весь текст (или параграф).

Читаем ещё раз

На этом этапе можно использовать разные варианты работы, в зависимости от типа памяти ребёнка. Если преобладает словесно-логическая память, лучше прочитать ещё раз. Если у ребёнка хорошая образная память, а именно – зрительная, можно параллельно с чтением делать  рисунки или схемы (рядом с пунктами краткого опорного конспекта). Если у ребёнка хорошая слуховая память, можно ему помочь, читая текст вслух. То есть, используем всё, что может помочь запоминанию.

Пересказ текста

Пересказываем текст, пользуясь опорным конспектом.

Смена деятельности, отдых

Откладываем работу минут на двадцать. В это время можно заняться любыми другими делами.

Повторный пересказ

Возвращаемся к пересказу. Пользуемся только опорным конспектом, не заглядывая в текст. Отмечаем пробелы – пункты плана, которые ребёнок не смог пересказать, потому что не вспомнил, о чём шла речь в тексте. Если такие пробелы имеются, возвращаемся к ним после того, как пересказали весь текст.

Очень полезно повторный пересказ начинать с конца опорного конспекта, потому что очень часто дети хорошо запоминают начало текста, а последние его части забывают.

В идеале надо пересказать текст ещё раз часа через два. Но уговорить на это ребёнка удаётся далеко не всем.

Подготовка в зависимости от формата

Вряд ли кто-то из учеников скажет, что готовиться к тесту или экзамену легко. Однако упростить себе задачу можно, особенно если время сильно поджимает. Для этого придется учитывать тот формат, в котором будет проходить экзамен. Существует 4 распространенных варианта, каждый из которых подразумевает определенную методику изучения:

  1. Устный ответ. Устные экзамены может быть крайне тяжело сдавать людям, которые медленно формулируют свои мысли. Именно поэтому самым подходящим вариантом будет чтение информации вслух, а также пересказ материала стоя перед зеркалом. Если есть какие-то моменты, которые требуют особого запоминания, то лучше всего записать их на карточках, которые можно хранить при себе до того момента, пока не предстоит зайти в аудиторию.
  2. Тестирование. Данный вариант сдачи является наиболее простым, но в то же время самым коварным из всех. Ведь многие ответы могут быть схожи между собой, а вопросы часто бывают поставлены каверзным образом. Чтобы подготовиться к тестированию, лучше всего решать как можно больше задач из демоверсии или прошлогодних вариантов. Однако необходимо обязательно разбирать все ошибки и делать соответствующие выводы.
  3. Сочинение или эссе. Такой вариант экзамена встречается в русском языке. Чтобы не завалить важный предмет, необходимо не только уметь грамотно выражать свои мысли, но и приводить аргументы из литературы или реальной жизни. Для этого необходимо обязательно прочитать несколько интересных примеров похожих сочинений в интернете или специальных учебниках.
  4. Решение задач и уравнений. Чтобы научиться правильно справляться с такими заданиями, потребуется воспитать в себе внимательность и запомнить все важные формулы и теоремы. Выписки из конспектов и практика будут незаменимыми помощниками в этом плане. А вот изучать длительное время теорию не лучшая из идей, поскольку на экзамене придется использовать лишь 20−30% информации, которая есть в учебнике.

Поэтому перед подготовкой к экзамену каждый ученик должен для начала определиться с тем, что его ждет. Исходя из этого, необходимо подобрать подходящую методику, а также составить план подготовки к тестированию или устному ответу.

Скелетная или опорно-двигательная (кости, хрящи, связки) система

Основой нашего передвижения является скелет, который является главной опорой для всего остального. К скелету крепятся мышцы, присоединяются они с помощью связок (мышцы умеют растягиваться, связки нет) благодаря этому кость может быть поднята или отодвинута.

Разбирая свойства скелетной системы можно отметить, что главное в ней – это опора для тела и защита внутренних органов. Опорный скелет человека включает в себя 206 костей. Главная ось представляет собой 80 костей, добавочный скелет состоит из 126.

Типы костей человека

Всего бывает четыре типа костей:

  1. Трубчатые кости. Трубчатые кости выстраивают конечности они длинные и подходят для этого.
  2. Смешанные кости. Смешанные кости могут содержать в себе все вышеперечисленные типы кости в двух или трех вариантах. Примером служит кость позвонка, ключица и др.
  3. Плоские кости. Плоские кости подходят для крепления больших мышечных групп. В них ширина преобладает над толщиной. Короткие – это кости, в которых длина равна ширине кости.
  4. Короткие кости. Короткие – это кости, в которых длина равна ширине кости.

Кости скелетной системы человека

Основные кости скелетной системы человека:

— Череп;
— Нижняя челюсть;
— Ключица;
— Лопатка;
— Грудина;
— Ребро;
— Плечевая;
— Позвоночный столб;
— Локтевая;
— Лучевая;
— Кости пясти;
— Фаланги пальцев кисти;
— Таз;
— Крестец;
— Бедренная;
— Коленная чашечка;
— Большая берцовая;
— Малая берцовая;
— Кости предплюсны;
— Кости плюсны;
— Фаланги пальцев стопы.

Строение скелета человека

В строение скелета различают:

— Скелет туловища. Состоит скелет туловища из позвоночника и грудной клетки.
— Скелете конечностей (верхних и нижних). Скелете конечностей принято делить на скелет свободных конечностей (руки и ноги) и скелет пояса (плечевой пояс и тазовый пояс).

Скелет рук состоит из:

— плеча, состоящего из одной кости, плечевой;
— предплечья, которые образуют две кости (лучевая и локтевая) и кисти.

Скелет ноги  делится на три отдела:

— бедро, которое состоит из одной кости, бедренной;
— голень, образованную малоберцовой костью и большеберцовой костью);
— стопу, которая имеет в своем составе предплюсну, плюсну и фаланги пальцев.

Плечевой пояс образуют две парные кости:

— лопатка;
— ключица.

Скелет тазового пояса состоит из:

— парных тазовых костей.

Скелет кисти образуют:

— запястья;
— пястья;
— фаланги пальцев.

Строение позвоночника человека

Человек стал прямоходящим благодаря особенному строению его позвоночника. Он проходит по всему туловищу и упирается в таз, где постепенно заканчивается. Последней костью является копчик, предполагается, что раньше это был хвост. В человеческом позвоночном столбе находится 24 позвонка. Через него проходит спиной мозг, который соединяется с головным мозгом.

Позвоночник разделяется на отделы, всего их пять:

— шейный отдел состоит из 7 позвонков;
— грудной отдел состоит из 12 позвонков;
— поясничный отдел состоит состоит из 5 позвонков;
— крестцовый отдел состоит из 5 позвонков;
— копчиковый состоит из 4-5 рудиментарных позвонков сросшихся между собой.

Метод запоминания ОГПУ

Случалось ли вам, пытаясь что-то вспомнить, видеть перед глазами страницы учебника, когда буквально видишь, где начинается параграф, слева или справа, над картинкой или под, крупный шрифт или мелкий?

Если да, значит, у вас есть эффект зрительной привязки. Ваши глаза запоминают, как текст расположен на страничке, и это можно использовать с помощью метода ОГПУ.

Это комбинированный метод запоминания, название которого расшифровывается так: ознакомление → главные мысли → повтор → умозрение.

Суть метода в том, что необходимо прочитать параграф учебника, свой конспект или теоретический материал к уроку четыре раза:

  • Первый раз: бегло просматриваем текст, знакомимся.
  • Второй раз: читаем вдумчиво и выделяем главные мысли, подчёркиваем их (от четырёх до семи главных мыслей в тексте).
  • Третий раз: повторяем, но не весь текст, а только выделенные главные мысли.
  • Четвёртый раз: читаем умозрительно, то есть закрываем глаза и пытаемся представить текст.

Анатомия опорно-двигательного аппарата человека

МЫШЦЫ
 

В теле человека 640 мышц. Структурный элемент мышц — мышечное волокно, каждое из которых в отдельности является не только клеточной, но и физиологической единицей, способной сокращаться.

СКЕЛЕТ
 

Скелет — совокупность отдельных плотных образований, производных мезенхимальной ткани, соединённых между собой посредством хрящевой или костной ткани, выполняет ряд функций биологического и механического значения и составляет пассивную часть аппарата движения.

СУСТАВЫ
 

Суста́вы — подвижные соеди- нения костей скелета, разделён- ных щелью, покрытые сино- виальной оболочкой и суставной сумкой. Прерывистое, полост- ное соединение, позволяющее сочленяющимся костям совер- шать движения относительно друг друга с помощью мышц.

Онлайн анатомический атлас человека — целый комплекс полезной информации, предназначен врачам всех специальностей, студентам медицинских вузов, а также незаменим для массажистов, художников, научных работников и всех, кто интересуется этим интересным словом — анатомия.

Атлас, построенный по принципам систематической и функциональной анатомии, содержит огромное количество высококачественных иллюстраций по всем аппаратам, системам и органам человека. Содержание анатомического атласа полностью соответствует программе по анатомии для медицинских вузов и для работы массажиста. Анатомические термины даны на русском языке.

Анатомия человека включает анатомическое описание движений нашего тела, особенностей строения и физиологии костей и мышц и полную информацию о суставах. Визуальная четкость иллюстраций облегчит интерпретацию информации, а благодаря обширному фактическому материалу из авторитетных источников анатомический атлас может претендовать на высокую степень точности данных.

Анатомия человека является одним из самых интересных и востребованных научных направлений современности. Несмотря на многовековую историю, анатомия человека до сих пор хранит огромное количество тайн и секретов. Человеческий организм представляет собой сложный механизм, который состоит из огромного количества деталей и элементов. Каждая из «запчастей» является уникальной и неповторимой. Процессы обмена веществ, роста, а также самовоспроизведения являются лишь следствиями глобальных изменений, которые происходят в человеческом теле на протяжении всей жизни. Изучение и исследование анатомии человека ведется в самых разнообразных ракурсах.

Благодаря этому атласу у Вас всегда будут под рукой подробные сведения о скелетно-мышечной анатомии.

Мышечная система

Основная функция мышечной системы — это сокращаться под воздействием электрических импульсов, тем самым обеспечивая функцию движения. Иннервация осуществляется на клеточном уровне. Клетки мышц — это структурная единица мышечного волокна. Из мышечных волокон сформированы мышцы. Мышечные клетки имеют особую функцию – сокращение. Сокращение происходит под воздействием нервного импульса, благодаря чему человек может совершать такие действия как ходьба, бег, приседание, даже моргание совершается за счет клеток мышц.

Мышечная система состоит из трех видов:

— Скелетные (поперечно-полосатые);
— Гладкие;
— Мышцы сердца.

Поперечно-полосатые мышцы

— Поперечно-полосатая мышечная ткань имеет высокую скорость сокращения, поэтому она выполняет все двигательные функции.

Поперечно-полосатые мышцы это:

— Мышцы рук;
— Мышцы плечевого пояса;
— Мышцы спины;
— Мышцы груди;
— Мышцы живота;
— Мышцы туловища;
— Мышцы ног.

Гладкие мышцы

Гладкая мышечная ткань, сокращается автономно под воздействием адреналина и ацетилхолина, и скорость сокращения заметно ниже. Гладкие мышцы выстилают стенки органов и сосудов и отвечают за внутренние процессы, например переваривание пищи, движение крови (за счет сужения и расширения сосудов).

Желудочно-кишечный тракт

 

Для тех, кто предпочитает серьезным лекциям легкие познавательные передачи, канал «Наука 2.0» предлагает в развлекательной форме познакомиться с желудочно-кишечным трактом. Зрители смогут проследить путь, который проходит съеденная пища, узнать о сопутствующих процессах, понаблюдать в рамках лабораторного эксперимента за реакцией желудочного сока на вареное и сырое яйцо, понять, чем голод отличается от аппетита, изучить строение ЖКТ на виртуальной модели. Ролик не претендует на распространение фундаментальных энциклопедических знаний, но позволит лучше понимать свое тело.
 

Мозг

 

Занятие ведет Олсуфьева Анна Викторовна, врач, старший преподаватель Сеченовского Университета на кафедре анатомии. Она имеет стаж более 20 лет, в том числе педагогический (от 15 лет), является автором более 10 научных работ. В этом уроке она помогает студентам освоить строение мозга, подробно объясняя расположение его составляющих на правом/левом полушарии и в поперечном разрезе. Вместе со студентами зрители имеют возможность познакомиться с внешним видом и местоположением борозд, извилин, покрышки, островка, мозолистого тела (и его частей), эпифиза, обонятельной луковицы и треугольника, переднего продырявленного вещества.

Не акцентируйте свое внимание только на мышцах

Многие художники уделяют большое внимание анатомической проработке в своих работах, из-за чего персонажи получаются мускулистыми или слишком сухощавыми. Фигуры часто выглядят так, словно у них нет кожи и жира

Мышцы нужны для того, чтобы придать больше реализма образу, но они не должны быть главным фокусом изображения.

Используйте мышцы для усиления действия на рисунке

В центре изображения следует передать действие, эмоцию или личностные качества субъекта. Вы же не хотите, чтобы публика смотрела только на некоторые части вашего рисунка; вам нужно, чтобы наблюдатель наслаждался всей фигурой целиком и интересовался тем, что делает эта фигура и кем она является.

Чтобы правильно сосредоточиться на действии, всегда желательно начинать все ваши рисунки с изображения телодвижений. Это является своеобразным планом действий. Все, что происходит после, поможет прояснить и закрепить это действие.

Мышцы должны быть направлены на усиление движения нарисованной фигуры, но не должны привлекать к себе внимание. Хорошим примером являются персонажи комиксов, которых художники изображают с преувеличенной анатомией, чтобы наиболее наглядно была представлена их сила

Более успешны те комиксы, которые не описывают мышцы героя, а демонстрируют силу персонажа в какой-либо истории. Объем мышц предназначен, прежде всего, для привлечения внимания через тело персонажа к точке действия. Читатель не останавливается, чтобы посмотреть на хорошо развитую мускулатуру главного героя.

(Обратите внимание, как мышцы на рисунке справа отражают телодвижение, изображенное слева. Мышцы используются для усиления действия фигуры, они не являются фокусом рисунка)

Покровная система

Покровная система – это живая оболочка человеческого тела. Кожа, волосы и ногти являются «стеной» между внутренними органами человек и внешней средой.

— Кожа является водонепроницаемой оболочкой, способной поддерживать температуру тела в пределах 37 градусов. Кожный покров защищает внутренние органы от инфекции и вредоносных солнечных лучей.

— Волосы защищают кожу от механических повреждений, охлаждения и перегрева. Волосяной покров отсутствует лишь на губах, ладонях и стопах ног.

— Ногтевые пластины несут в себе защитную функцию чувствительных кончиков пальцев рук и ног.

Не повторяйте анатомический справочник

Изображение анатомии для начинающих может показаться непреодолимым на первый взгляд, так как в теле очень много мышц. Когда вы смотрите на модель и видите множество изгибов на теле, у вас может возникнуть желание достать книгу по анатомии, чтобы понять, что находится под кожей. 

Продумывайте рисунок в простых объемах

Приступая к своему рисунку, вам необходимо начать с основных объемов, используя сферы, кубы и цилиндры. Начав с этих простых основ и затем постепенно усложнив их, вы сможете сделать ваш рисунок объемным. 

Если же вы копируете контуры фигуры, то вероятней всего у вас получится плоский рисунок.

(Рисунок слева чрезмерно подчеркивает мышцы модели, и он больше похож на рисунок из книги по анатомии, чем на фигуру. Художнику, прежде всего, нужно думать о трехмерной (объемной) форме мышц, чтобы придать образу иллюзию объема)

Учитывая выше сказанное, вам не обязательно всегда рисовать сферы и кубы на странице. Если вы взгляните на такого художника, как Гарри Кармен, заметите, что, хотя он иногда изображает тело схематично, очевидно, что художник думает о трехмерных (объемных) свойствах рисунка.

Стопа

 

Вебинар посвящен функционированию стопы. Рассмотрен связочный аппарат, взаимосвязь с мозгом, кором, коленными суставами. Слушатели узнают почему появляется второй подбородок, ноги сильно устают при медленной ходьбе, болит передняя часть голени, во время приседания поднимаются пальцы ног, у всех новорожденных наблюдается плоскостопие, как ношение каблуков влияет на ЦНС, а хождение босиком по неровной поверхности на стопу, в каких обстоятельствах образовывается пяточная шпора. В конце речи пойдет о тонкостях выполнения оздоровительных упражнений. Лектор – Анна Воронина. Она является кандидатом биологических наук (специальность: молекулярная генетика), соавтором статей, сертифицированным специалистом в области нейрокинезиологии. 
 

Мышцы

Есть чуть более шестисот произвольно-сокращающихся мышц в организме человека, но для наших целей необходимо обсудить лишь:

крупные поверхностные мышечные группы
, которые влияют на форму тела и ответственны за движения конечностей, а также

гораздо более сложные мышцы, которые влияют на движение лица
.

Это все скелетные мышцы
. Большинство скелетных мышц прикрепляются обоими концами к костям (через сухожилия) и действуют подобно натяжению пружины в плане того, что они способны сокращаться; при этом они дают возможность одной кости вращаться относительно другой, как рычаг. Мышцы, которые дают выражение на лице связывают кость и кожу.

Мышца состоит из тысяч волокон
, каждое из которых контролируется нервным окончанием. Эти нервные окончания реагируют на сигналы от мозга, выпустив незначительное количество ацетилхолина, который заставляет мышечные волокна сокращаться вдоль их длины, и они становятся короче и толще.

Иллюстрация ниже показывает действие бицепса на переднюю часть руки
. Когда он сокращается, рука согнута. Выпрямляет руку другая мышца — трицепс, которая находиться на задней поверхности предплечья. Чтобы разогнуть руку, трицепс должен сократиться, а бицепс расслабиться. Все мышцы, отвечающие за движения скелета спарены таким образом, чтобы для каждой мышцы, тянущей в одном направлении, была другая расположенная так, что она может потянуть в противоположную сторону.

Вообще весь комплекс мышц задействован для каждого движения тел
а: сгибание руки включает в себя множество мышц помимо бицепса и трицепса. Один набор мышц обеспечивает основную движущую силу, в то время как противоположные мышцы обеспечивают расслабление и удлинение. Между тем, другие обездвиженные суставы нужны для стабилизации равновесия организма.

Мышцы расположены одинаково в мужском и женском организме, а дифференцированной жировые отложения на груди и бедрах вызывают гендерные различия формы тела. Мы рассмотрим их позже.

В статье использовались материалы из книги Ron Tiner «Figure Drawing without a model».

Эта программа демонстрирует работу пищеварительной системы через вскрытие тела женщины.

Он демонстрирует прохождение через рот еды, вниз по пищеводу и удаляет весь брюшной квартал от языка вплоть до ануса, и, после рассечения все органы желудочно-кишечного тракта распутывает на всю длину — семь метров.

5 фильмов доктора Гюнтера фон Хагенса знакомящих с миром анатомии человека. Фильмы сняты очень качественно и с подробными примерами. У неподготовленного человека могут вызвать шок
.

Доктор Фон Хагенс приглашает аудиторию в удивительное путешествие по телу человека, исследуя функции, которые мы выполняем каждый день, но большинство из нас не знает, как они работают

В каждой программе, он выполняет человеческое вскрытие, сосредоточив внимание на различных аспектах анатомических систем. Этот фильм снимался перед приглашённой аудиторией в Германии, чтобы объяснить всё, что Вы хотели бы узнать о человеческом теле

Латинская терминология:

  • Femur (фэ́мур) — бедренная кость;
  • Condylus (ко́ндюлюс) — мыщелок. Это слово встретиться вам при изучении и верхних, и нижних конечностей. Знаете, наверное, как рисуют кости в мультфильмах или на пиратском флаге? Вот как раз две маленькие округлости на каждом конце кости — это и есть мыщелки. Правда, есть исключения — на затылочной кости мыщелки более плоские;
  • Epicondylus (эпико́ндюлюс) — надмыщелок;
  • Tibia (ти́биа) — большеберцовая кость. Многие студенты постоянно путают малоберцовую кость и большеберцовую кость, особенно в латинском варианте названия. Я для себя придумал такую ассоциацию: «Tibia — Тайский бокс». Это один из моих любимых боевых видов спорта, там можно и атаковать и защищаться голенями. Некоторые удары приходятся именно на большеберцовую, выступающую кость, которую вы можете нащупать;
  • Fibula (фи́буля) — малоберцовая кость;
  • Malleolus (малле́олюс) — лодыжка.

С первого по начало третьего уроков мы слегка пробежались по основным костям скелета. Теперь давайте выучим ещё несколько вспомогательных слов, которые будут вам часто встречаться на уроках анатомии и латинского языка:

  • Ligamentum (лигаме́нтум) — связка;
  • Margo (ма́рго) — край;
  • Lamina (ля́мина) — пластинка;
  • Fissura (фиссу́ра) — щель;
  • Foramen (фора́мен) — отверстие;
  • Fossa (фо́сса) — ямка;
  • Sulcus (су́лькус) — борозда;
  • Tuberculum (тубе́ркулюм) — бугорок.

Когда вы будете проходить череп на анатомии, вам встретится очень много отверстий и каналов. Чтобы их запоминать, необходимо находить правильные ориентиры. Например, по великолепному ориентиру — большому затылочному отверстию (foramen magnum, красное), вы можете сразу найти не такое очевидное ярёмное отверстие (foramen jugulare, зелёное).

А теперь небольшой блок из артрологии. Это раздел анатомии, который изучает строение и функции соединений костей (значительная часть посвящена суставам).

  • Articulatio (артикуля́цио) — сустав
  • Articulatio simplex (артикуля́цио си́мплекс) — простой сустав. Такой сустав состоит только из двух костей;
  • Articulatio composita (артикуля́цио компо́зита) — сложный сустав. Сложные суставы состоят из трёх и более костей;
  • Cartilago (картиля́го) — хрящ;
  • Cartilago articularis (картиля́го артикуля́рис) — суставной хрящ;
  • Cavitas articularis (ка́витас артикуля́рис) — суставная полость;

Типичный пример простого сустава-тазобедренный сустав. ( Он сформирован двумя суставными поверхностями — вертлужной впадиной тазовой кости и головкой бедренной кости.

Позвоночник

 

Вебинара Анны Ворониной, сертифицированного мастер-тренера TRX (США),Trigger Point, Академии Life Fitness, презентера международных конвенций INTERSPORT, MIOFF. Запись посвящена теме позвоночника, его назначению, отклонениям в естественном развитии и функционировании

Информация ориентирована на спортивную аудиторию, поэтому лектор говорит не только о строении «каркаса», но и о назначении глубоких мышц, влиянии глазной активности на позвоночный столб, последствиях нарушения геометрии позвонков, опасности стимуляции преждевременного развития позвоночника у новорожденных, важности сохранения естественного изгиба, вреде удержания спины в прямом положении. Бонус: объясняется, почему кошки всегда приземляются на лапы, а глухая кошка не может этого сделать.      
 

Как мы забываем

Немецкий психолог Герман Эббингауз изучал, как люди забывают бессмысленную информацию, например, набор слогов или чисел. В ходе экспериментов с добровольцами он выяснил, что через час испытуемые не помнят половины материала, а через месяц забывают до 80%. Для связных идей и концепций этот процент будет ниже, но динамика забывания сохранится. При этом наиболее быстро процесс забывания идёт в первые часы.

Кривая забывания Эббингауза

Что помогает запоминать

Как видно на графике, в первые 20 минут после урока или чтения книги можно запомнить более 4/5 значимой информации. Чтобы добиться такого результата, не нужно выписывать ключевые идеи из каждого абзаца и просматривать заметки. Чем меньше усилий, тем меньше вы запоминаете. Лучше прибегнуть к более эффективным способам: пройти тест или поделиться информацией с другими.

Кровеносная система

Кровеносная система – одна из основных человеческих систем.

Система кровообращения представлена:

— Сердцем;
— Кровеносными сосудами;
— Кровью.

Сердце – это, так называемый, насос, который качает кровь, в одном направлении, по кровеносной сети. Длина кровеносных сосудов в человеческом организме составляет около 150 тысяч километров, каждый из которых выполняет индивидуальную функцию.

Крупные сосуды системы кровообращения:

— Яремная вена;
— Подключичная вена;
— Аорта;
— Легочная артерия;
— Бедренная вена;
— Сонная артерия;
— Верхняя полая вена;
— Подключичная артерия;
— Легочная вена;
— Нижняя полая вена;
— Бедренная артерия.

Опорно-двигательная система

Эта система представляет собой совокупность структур, обеспечивающих опору частям тела и помогающих человеку передвигаться в пространстве. Весь аппарат делится на две части:

  1. Костно-суставной. С точки зрения механики, это система рычагов, которые в результате сокращения мышц передают воздействие сил. Эта часть считается пассивной.
  2. Мышечный. Активная часть опорно-двигательного аппарата – это мышцы, связки, сухожилия, хрящевые структуры, синовиальные сумки.

Анатомия костей и суставов

Скелет состоит из костей и суставов. Его функциями являются восприятие нагрузок, защита мягких тканей, реализация движений. Клетки костного мозга вырабатывают новые клетки крови. Суставами называются точки соприкосновения между костями, между костями и хрящом. Самым распространенным типом являются синовиальные. Кости развиваются по мере взросления ребенка, обеспечивая опору для всего тела. Они составляют скелет. Он включает 206 отдельных костей, состоящих из костной ткани и костных клеток. Все они располагаются в осевом (80 штук) и аппендикулярном (126 штук) скелете.

Вес костей у взрослого составляет около 17-18% от массы тела. Согласно описанию структур костной системы, основными ее элементами являются:

  1. Череп. Состоит из 22 соединенных костей, исключая только нижнюю челюсть. Функции скелета в этой части: защита мозга от повреждений, поддержка носа, глаз, рта.
  2. Позвоночник. Образован 26 позвонками. Основные функции позвоночника: защитная, амортизационная, двигательная, опорная.
  3. Грудная клетка. Включает грудину, 12 пар ребер. Они защищают грудную полость.
  4. Конечности. Сюда относятся плечи, кисти, предплечья, кости бедра, стопы и голени. Обеспечивают основную двигательную активность.

Строение мышечного скелета

Аппарат мышц тоже изучает анатомия человека. Существует даже специальный раздел – миология. Основной функцией мышц является обеспечение человека возможностью двигаться. К костям скелетной системы прикрепляется около 700 мышц. От массы тела человека они составляют около 50%. Основные виды мышц следующие:

  1. Висцеральные. Располагаются внутри органов, обеспечивают перемещение веществ.
  2. Сердечная. Находится только в сердце, необходима для перекачивания крови по телу человека.
  3. Скелетные. Эта разновидность мышечной ткани управляется человеком сознательно.

Про органическую химию

Тоже очень важный предмет. В разных университетах её сдают по-разному (где-то зачётом, где-то экзаменом), но спрашивают на семинарах, как правило, везде довольно жестко.

Совет 1

Органическая химия в медицинских университетах — это химия названий и типичных реакций. В самом начале вам будет необходимо уметь составлять названия веществ по формулам, а также — формулы по веществам. Выучите номенклатуру:

  • C (Метан) ;
  • C-C (Этан) ;
  • C-C-C (Пропан) ;
  • C-C-C-C (Бутан) ;
  • C-C-C-C-С (Пентан) — и ещё несколько;

И функциональные группы:

  • -NH2 (Аминогруппа, суффикс «амин»);
  • -COOH (Карбоновая кислота, суффикс «овая кислота»);
  • -С-OH (Спирт, суффикс «ол»);
  • С=О (Кетон, суффикс «он») — и ещё несколько.

Это, конечно, не все номенклатурные единицы и не все функциональные группы, но, думаю, принцип вы поняли. Если вы выучили этот материал, то для вас не составит труда, например, отгадать C-C-OH (этанол).

Совет 2

Сделайте табличку, левая часть которой будет содержать формулу типичного представителя нужного вам класса (например, пропаналь — представитель альдегидов), а правая — 3-4 типичные реакции с ним (например, серебряное зеркало). Сам процесс расписывания формул в этой таблице отлично помогает запомнить типичные свойства нужных вам классов соединений.

Особенно важно (для дальнейшего курса биохимии) помнить свойства кислот, аминосоеднений и кетонов

Интервальные повторения

Повторение – мать учения. И, действительно, чем чаще мы повторяем выученный материал, тем меньше скорость его забывания.

Метод интервальных повторений поможет запомнить информацию любых объемов.

Если Вам необходимо быстро выучить стих или подготовиться в авральном режиме к экзамену, используйте следующий алгоритм повторений:

  • первое – спустя 20 минут после заучивания;
  • второе – спустя 6 – 8 часов;
  • третье – через сутки.

Для лучшего усвоения материал рекомендуется не просто перечитывать, а активно извлекать из памяти, то есть вспоминать, подглядывая в источник.

Если запомнить предстоит большой объем информации, которая пригодится Вам не только на ближайший день или неделю, следуйте такому интервалу повторений:

  • первое – непосредственно в день заучивания (повторите весь материал);
  • второе – через 3 дня (повторите только ключевые моменты, которые выделены самим автором или Вами);
  • третье – через 6 дней (повторите всю информацию, но постарайтесь сделать это в другом порядке).

В идеале рекомендуется повторять изучаемый материал ежедневно, но уделять этому не больше 15 – 20 минут, чтобы не перегружать мозг.

Еще один совет: попробуйте объяснить непонятные или трудно запоминающиеся моменты кому-либо. Если желающих выслушивать лекцию относительно теории вероятности или значения Ренессанса в живописи не найдется, просто проговорите ту часть информации, которая вызывает наибольшие сложности воображаемому собеседнику. В процессе такого изложения мозг автоматически будет подбирать максимально упрощенные формулировки.

Новости раздела

«Развитие и аномалии развития внутренних органов»

15.02.2020. Презентация моей лекции для студентов первого курса первого курса педиатрического факультета (Клинического института детского здоровья имени Н.Ф. Филатова Первого МГМУ им. И.М. Сеченова) размещена на сайте.

«Введение в неврологию. Общая анатомия спинного и головного мозга»

15.02.2020. Презентация моей лекции для студентов первого курса стоматологического факультета (Институт стоматологии им. Е.В. Боровского Первого МГМУ им. И.М. Сеченова) размещена на сайте.

Презентация лекции «Миология. Биомеханика мышц. Развитие мышц»

02.10.2019. В связи с профилактическими мероприятиями на педиатрическом факультете (Институт здоровья детей) Сеченовского Университета 26 сентября 2019 года завтра 03.10.2019 года для студентов первого курса читается объединенная лекция. Ее презентация размещена на моем сайте.

Презентация лекции «Проводящие пути центральной нервной системы»

18.04.2019. Сегодня читаю лекцию студентам педиатричского факультета на темы «Проводящие пути центральной нервной системы». Ее понять без схем невозможно. Поэтому размещаю презентацию заранее

Презентация лекции «Функциональная анатомия головного мозга»

28.03.2019. Сегодня читаю лекцию студентам педиатричского факультета на темы «Функциональная анатомия головного мозга». Для удобства восприятия материала публикую презентацию этой лекции.

Уже более 10 лет (с 2009 года) я публикую свои лекции на страницах сайта. Здесь Вы найдете презентации лекций по всем разделам анатомии человека. Кроме того, часть своих лекций я публикую в открытом доступе в полнотекстовом варианте.

По доходящим до меня отзывам известно, что материал этого раздела сайта — самый читаемый. Его регулярно посещают студенты и преподаватели вузов России.

С 2018 года в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова (Сеченовский Университет) проводится запись лекций, читаемых ведущими преподавателями вуза, для размещения на Едином образовательном портале (ЕОП) Сеченовского Университета. С удовлетворением могу отметить, что как минимум для пяти лекций основой явился материал моего сайта.

Желаю успехов в изучении анатомии человека — ведущей фундаментальной дисциплины высшего медицинского образования во всех вузах мира.