Нотной грамоте учат неправильно*

Разница между верхом и низом

Первое, что стоит сделать – научить малыша понимать разницу между верхом и низом. Различать он должен и на листе тоже – тогда он сможет понять, как движется гамма, и как звуки соотносятся по высоте. Самый простой пример – птички, которые поют «тонкими голосами» и высоко летают, соответственно, «тонкие звуки» — высокие. Такой же пример нужно придумать для низких звуков – с помощью ассоциации дети понимают их очень хорошо. Если малыш не различает понятия высоких и тихих звуков, нужно объяснить, что произноситься тихо могут и высокие, и низкие звуки. Произнесите для него высокие и низкие звуки, чтобы он услышал их и понял еще лучше.

Появление нотной грамоты

 

Полностью развитая система создана греками в VII в. Эллины различали цветность, четверть тона и гармонию. Однако изобретатели сильно запутали систему, поэтому путали названия и применяли одни и те же слова для обозначения разных явлений. Знаки были написаны в трех разных позициях: вертикальном, горизонтальном и перевернутом, что в принципе соответствовало современным хроматическим знакам. Инструментальная партия писалась финикийским алфавитом, а вокальная — греческим. Обе записи указывали интервалы, а не высоту исполнения. Были отмечены ритм, размер, паузы, динамика.
 

В средневековье монастыри и церкви были главными центрами развития музыкальной культуры. Начали создаваться теоретические сочинения о музыке. Боэций (470–525) описал двухактавную шкалу и взял для обозначения 15 букв алфавита. Шкала в одну октаву была описана Одо из Клюни, а звуки были названы от а до г. В 11 веке Гвидо из Ареццо создал 6-нотные гаммы — гексахорды, которые должны были облегчить пение. Они обозначались, как C (cdefga), G (gabcde), а затем F (fgabcd). Позже проблема тритона (diabolus in musica) возникла между F и B. Поэтому звук b molle, ниже на полтона, стал использоваться для отличия от старого b, называвшегося b durum.. Для написания использовался определенный графический знак, который в руках невнимательных переписчиков превратился в H. 
 

Современные обозначения были написаны до VIII века монастырскими хорами и использовались для записи григорианских песнопений. Отдельные обозначения (более 20) воспроизводили движения рук кантора и качались примерного направления мелодии. Система носила название хирономической (от греч. «рука”). Подобные приемы использовались и в Древнем Египте, и сегодня, когда певчие не знают музтеории.
 
 

Нотная грамота. Изучаем ноты — Конспект занятия по математическому развитию «Веселые нотки» для детей старшей группы

Публикация «Конспект занятия по математическому развитию «Веселые нотки» для…»
«Веселые нотки» Образовательные: • способствовать закреплению умений считать в пределах 10 (количественный и порядковый счёт); • соотносить количество предметов с цифрой; • продолжать учить решать арифметические задачи; • преобразовывать геометрические фигуры. Развивающие: •…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект праздника к 8 Марта «Весёлые нотки» (старшая группа)
Из дверей зала к центру зала выходит дворник и напевает песню. Бабушка: Здравствуй, милый человек , ты что, петь не обучен ?Не слыхал что ли как звезды поют? Дворник: Не слыхал! Так где же этих звезд увидишь? Они далеко -все там в столице! Баб: А вот и не правда. В Архангельском…

Сценарий «Осенние нотки» для детей старшей группы
Дети под музыку входят в зал и встают «врассыпную»…. Вед.: Посмотри скорей в окошко и увидишь листопад: Листик красный, листик желтый всё летят, летят, летят…. Улетели к югу птицы и дождинки моросят — Это осень наступила и украсила наш сад. 1: Вновь осенняя пора листья закружила…

Нотная грамота. Изучаем ноты — Сценарий игры по станциям в старшей группе «Нотная радуга»

Статья «Сценарий игры по станциям в старшей группе «Нотная…»
Сценарий игры по станциям для старшей группы «Нотная радуга» СТАНЦИЯ 1. «Нота ДО» (красная) На этой станции ребята вспоминают названия нот. Педагог предлагает им посмотреть на нотоносец и правильно назвать ноты по порядку туда и обратно. СТАНЦИЯ 2. «Нота РЕ» (оранжевая) На этой…

Мастер-класс «Осенние нотки в оформлении музыкального зала»
В детском саду к любому мероприятию необходимо оформить центральную стену. Обычно этим занимается музыкальный руководитель и творческая группа. Мне повезло, в нашем детском саду есть творческие люди, которые болеют за наше общее дело, у них хороший творческий подход и…

Сценарий развлечения музыкального шоу «В стране веселых нот» для детей 4–7 лет
Цель: Узнавание детьми знакомых мелодий в несколько неожиданных для них ситуациях или необычной обстановке вызывает эмоциональный подъем, способствует расширению музыкальных представлений. Задачи: 1. Создать для детей праздничную атмосферу-побуждать детей к активному участию в…

Музыкально-спортивное развлечение «Путешествие в страну веселых нот»
Музыкально-спортивное развлечение «Путешествие в страну веселых нот» Цель: Создать условия для повышение у дошкольников интереса к музыкальной деятельности. Формирование навыков коллективного сотрудничества. Участники мероприятия: Королева музыка, Домисолька, Баба-яга,…

Страницы:

Расскажите детям о нотах

Музыка – это язык чувств. Мир музыки – удивительный и загадочный. Понять его может каждый, кто умеет слышать и слушать; кто любит мечтать и фантазировать, познавать новое. Изъясняться в этом мире принято на особенном языке — музыкальном, овладеть которым помогают ноты.

С помощью нот можно записать музыку – так же, как с помощью букв записываются слова. Всего нот существует семь: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Они «живут» в «музыкальном доме», который называется «нотный стан». У нотного стана пять линеечек. Ноты обозначают не только звуки, но и их высоту, длительность и порядок исполнения по отношению к другим звукам.

Паузы

Паузы измеряются по такому же принципу, как нотные длительности. Пауза точно так может быть целой, половинной и т.д. Однако пауза может длиться дольше, чем целая нота, и для таких случаев придуманы особые названия. Так, если пауза длится в 2 раза дольше, чем целая нота, ее называют бревис, если в 4 раза дольше – это лонга, в 8 раз – максима. Полный перечень названий с обозначениями можно увидеть в нижеследующей таблице:

Итак, на сегодняшнем уроке вы познакомились с нотной грамотой «с нуля», получили представление о знаках альтерации, написании нот, обозначении пауз и других связанных с этой темой понятиях. Думаем, что для одного задания этого более чем достаточно. Теперь осталось закрепить ключевые моменты урока с помощью проверочного теста.

Расположение нот на нотном стане

Вы уже знаете, что нота – это музыкальный звук. Ноты отличаются по высоте, и за каждой нотой закреплено свое обозначение. Также вы уже поняли, что нотный стан представляет собой 5 параллельных линий, на которых расположены ноты. За каждой нотой закреплено свое место. Собственно, именно так и можно идентифицировать ноты, глядя на обозначения в нотном стане. Теперь давайте совместим эти знания и посмотрим, как выглядит нотный стан с нотами в самом общем виде (на значки слева пока не смотрим):

Нотный стан (он же нотоносец) – это те самые 5 параллельных линий, которые вы видите на картинке. Кружочки на нотах – это условные обозначения нот. На верхнем нотоносце вы видите ноты для 1-й октавы, на нижнем – ноты для малой октавы.

Точкой отсчета в обоих случаях является нота «до» 1-й октавы, и для нее предусмотрена добавочная линейка. Разница в том, что на верхнем нотоносце ноты идут снизу вверх, поэтому нота «до» 1-й октавы находится внизу. На нижнем нотоносце ноты идут сверху вниз, поэтому нота «до» 1-й октавы находится сверху.

Однако мы помним, что музыкальные звуки охватывают намного больший диапазон, чем малая и первая октавы. Поэтому, чтобы получить полное представление о расположении нот на нотном стане, вам нужно изучить более подробную схему размещения нот:

Самые внимательные из вас увидели, что и на подробной схеме мы видим не все октавы. Чтобы увидеть правильное расположение всех нот, нам снова понадобятся добавочные линейки. Посмотрите, как это выглядит, на примере контроктавы:

А теперь вы уже готовы к тому, чтобы выучить расположение всех нот на нотном стане. Для удобства скоординируем изображение нотного стана с клавиатурой фортепиано, которую вы уже успели рассмотреть, когда проходили урок №1

Обратите внимание, где находится первая нота «до» 1-й октавы относительно линий верхнего и нижнего нотоносца. Мы отметили ее красным цветом:

У большинства из тех, кто видит всю эту картину впервые, возникает вопрос: а как же это запомнить?!.. В общем-то, запомнить вам нужно только расположение первой ноты «до» 1-й октавы, а все остальные ноты располагаются в определенной логической последовательности относительно первой ноты «до».

Более легкому запоминанию нот поможет упражнение «Лезгинка». Как ни удивительно, к музыке оно никакого отношения не имеет, а предназначено для развития координации работы правого и левого полушарий головного мозга у детей . Представьте, что кулак или ладошка с поджатыми пальцами – это кружок для обозначения ноты, а прямая кисть руки, которая упирается в середину ребра ладони – это добавочная линейка нотоносца:

Так вы запомните, что добавочная линейка рассекает пополам кружок, обозначающий ноту «до»:

Дальше будет проще. Ноту «ре» можно представить как кулак, расположенный над вытянутой кистью. Следующая нота «ми» будет рассечена пополам вытянутой кистью, но кисть уже будет изображать не добавочную линию, а нижнюю из пяти линий нотоносца. Для ноты «фа» мы поднимаем кулак над линией, а ноту «соль» рассекаем вытянутой кистью, которая теперь изображает вторую снизу линию нотоносца. Думается, принцип построения нот вы поняли. Аналогично можно выстроить ноты, идущие вниз относительно «до» 1-й октавы.

Есть и другие мнемонические техники запоминания. «Рассеченные» ноты на нотном стане можно запомнить по первым буквам английской фразы Every (Е-«ми») Good (G-«соль») Boy (В-«си») Does (D-«ре») Fine (F-«фа»). Ноты, обозначенные цельными не «рассеченными» кружочками можно запомнить с помощью слова FACE: (F-«фа»), (А-«ля»), (С-«до»), (Е-«ми»).

Если вы хотите освоить специальные мнемотехники, которые помогут запоминать любую информацию, записывайтесь на наш курс «Мнемотехники», и за короткий срок (чуть больше месяца) вы поймете, что никаких проблем с памятью у вас нет. Есть лишь более эффективные техники запоминания, нежели те, которыми вы пользовались ранее.

Итак, с расположением нот на нотном стане, думаем, в целом все понятно. Самые внимательные уже заметили, что при такой расстановке нот места для диезов и бемолей, т.е. повышения и понижения ноты, уже не остается. И вот для этого нам нужны знаки альтерации в нотах.

Определенные особенности записи нот

Для записи очень высоких или очень низких нот можно использовать не дополнительные линейки, а знак восьмерки.

Знак восьмерки

В случае расположения специального знака восьмерки выше обычного нотного стана, все ноты, расположенные под пунктиром следует играть на октаву выше. Если знак восьмерки расположен ниже нотного стана – ноты играются на октаву ниже.

Пунктир и сама восьмерка должны быть расположены или над нотоносцем, или под ним.

Длительность нот

Ноты способны отражать не только высоту звука, но и его длительность – протяженность во времени. Самая продолжительная нота называется «целая». Остальные виды протяженности происходят за счет деления целой.

Виды длительности ноты:

  • Целая. Обозначается в виде прозрачного овала. Например, протяженность ее 4 секунды.
  • Половинная. Обозначается в виде прозрачного овала со штилем. Эта нота будет звучать уже 2 секунды.
  • Четвертная. Обозначается в виде закрашенного овала со штилем. Звучит в четыре раза короче, чем целая – 1 секунду.
  • Восьмая. Обозначается также как и четвертная, только штиль на конце имеет специальный флажок в виде хвостика. По длительности занимает всего полсекунды.
  • Шестнадцатая. Имеет два флажка. Для того чтобы заполнить время целой, таких нот нужно будет шестнадцать.
  • Тридцать вторая. Имеет три флажка. Для заполнения времени целой ноты понадобится уже тридцать две таких нот.
  • Шестьдесят четвертая. Имеет четыре флажка. Шестьдесят четыре таких ноты заполняют одну целую.

Ноты могут группироваться между собой, образуя ребро (похоже на букву П). В зависимости от количества флажков объединенных нот формируется и количество ребер.

Ноты с точкой

Использование точки рядом с нотой необходимо для отображения увеличения или уменьшения продолжительности звучания.

Если точка располагается правее от ноты, на половину от ее обычной длительности должна быть увеличена и продолжительность звучания. Также можно увеличить и паузы.

Динамика и музыкальные штрихи

Также как и в человеческой речи, для того чтобы придать музыке эмоциональности, необходимо увеличить или уменьшить силу звука. Это достигается с помощью специальных динамических оттенков.

Еще одним способом придания музыкальной композиции тех или иных оттенков является метод звукоизвлечения, именуемый штрихом. Для каждого музыкального инструмента он индивидуален

Так, для придания оттенка во время игры на фортепиано, внимание обращено на особый образ прикосновения к клавишам. Во время игры на скрипке – на прикосновение смычка

Такие приемы называются «туше».

В музыкальной грамматике используется два основных вида штрихов:

  • Легато. Обозначается в виде нарисованной под нотами дуги. Извлекаемый звук должен быть плавным и перетекаемым;
  • Стаккато. Обозначается в виде точек, расположенных над каждой нотой. Извлекаемый звук должен быть точным, кротким и прерывистым.

История болезни

Как обычно происходит знакомство с нотами? Самостоятельно, либо с преподавателем, будущий музыкант знакомится с основными элементами: нотным станом с линейками, нотами, ключами, знаками альтерации; узнает, что ключи бывают разные: скрипичный (который все знают) и басовый (на самом деле их сильно больше).

Возможно даже студент узнает, что вообще-то, ключи — это изменившиеся до неузнаваемости буквы латинского алфавита. Если постараться, в завитке скрипичного ключа можно узнать заглавную букву G, а загогулина басового ключа с точками — это части буквы F.

Но обычно ограничиваются определением, что скрипичный ключ показывает положение ноты соль на нотоносце, басовый, соответственно, ноты фа. Расположение остальных нот однозначно определяется по отношению к ключу и запоминается путем боли и страданий практики.

А вот дальше, кто во что горазд.

Обычно изучение начинают со скрипичного ключа, как самого распространенного для записи мелодии.

В англоязычных странах, где ноты принято называть буквами, для запоминания студенты используют мнемонические фразы Every Good Boy Does Fine и FACE. Первая кодирует расположение нот на линейках, вторая в промежутках между ними.

В итальянской традиции именования нот (до ре ми…) пространства для фантазии больше. Тут уже мнемоники выглядят совершенно шизофренически, вроде: «РеФаЛя в ДоМике из Соли Кремния (Si)».

Освоившись в пределах основных линеек, студент приступает к великим и ужасным — добавочным линейкам, которых «чем больше, тем сложнее». Мнемонические фразы тут уже не особо помогают, и в худшем случае начинается унылый подсчет линеек и шевеление губами. Впрочем, если студент к этому моменту овладел интервалами, то все проходит спокойнее.

Худо-бедно научившись читать скрипичный ключ, студент переходит к басовому и все начинается сначала. Даже хуже: знания начинают конфликтовать! Мозг привязал названия нот к их положению на стане и упорно подсовывает укоренившиеся скрипичные названия линеек. А бедолаги, учащиеся на органистов (и не только), с ужасом встречают в нотном тексте еще и альтовый ключ.

А ведь мы даже не затронули проблемы знаков при ключе!

…со временем в голову все-таки вдалбливаются правильные ассоциации нот и их положения на стане и проблема передается по наследству следующему поколению страдальцев. Либо не вдалбливается, и тогда человек до конца жизни свыкается с мыслью, что «ноты это сложно», а то и «ноты для лохов, а настоящий музыкант должен уметь играть на слух», если вообще не забрасывает музыку. При этом ошибка выжившего не позволяет осознать тот факт, что методика запоминания может быть другой, поэтому все остается как есть.

Беда, как мне кажется, в том, что описанные выше мнемоники подменяют понимание истинной структуры нотной записи ничего не значащей фразой, что оказывает ученику медвежью услугу.

Названия и обозначения

Названия нот. История названий

В настоящее время приняты следующие названия нот: До Ре Ми Фа Соль Ля Си. Ноты, расстояние между которыми кратно октаве, называются одинаково.

За эталон частоты ноты берётся нота «Ля» первой октавы, частота которой должна быть равной 440 Гц (т. н. A440 — современный эталон высоты, стандарт ISO 16). В равномерно темперированном строе отношение частот двух соседних нот (например, до и до-диез) равно 212{\displaystyle {\sqrt{2}}}; таким образом, можно видеть, что отношение частот нот, отстоящих друг от друга на октаву, равно двум.

Приведённая выше система наименований обязана своим появлением гимну св. Иоанну «Ut queant laxis». За названия первых шести нот взяты первые слоги строк гимна, который пелся в восходящей октаве (6-ступенная гамма):

UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum,
SOLve polluti
LAbii reatum.

Названия шести нот ввёл Гвидо д’Ареццо (нота до у него называлась ут). В дальнейшем для удобства проговаривания при пении нота ут была заменена на до (Джованни Дони, около 1640 года) и добавлена нота си (сокращение от «Sancte Ioannes»; Х. Вальрант, около 1574 года). В англоязычных странах и Венгрии нота си переименована в ти, чтобы не путать её с нотой C («си») в латинской нотации, где она обозначает ноту до (см. ниже), а также для того, чтобы каждая нота имела свою согласную в слоге (таким образом, альтерированные ноты обозначаются другими согласными с той же гласной, что и основная нота).

Обозначение нот буквами

Другая распространённая система обозначения нот — буквенная: ноты от до до си обозначаются буквами латинского алфавита C, D, E, F, G, A, H. Это — так называемая немецкая система обозначения, где нота си обозначается буквой H. Почти во всех европейских странах, кроме тех, для которых основным языком является английский язык, используется немецкая система. Буквой B в ней обозначают си-бемоль (это связано с использованием фригийского ля-минора в песнопениях).

Нотные знаки
     C  D  E  F   G  A H (B)
   
    до ре ми фа соль ля си  

Существует также и английская система обозначения (см. рисунок выше), в которой ноту си обозначают буквой B (то есть, начиная с ноты ля, последовательность нот точно соответствует начальным буквам латинского алфавита: A, B, C, D, E, F, G). Эта система наиболее распространена в США, Великобритании, частично используется в Голландии, Швеции. Поэтому в англоязычной литературе используются правила английской системы обозначения. В русских сборниках гитарных аккордов также нередко встречается английская система.

Далее, для добавления к ноте бемоля к её названию приписывают -es (например, Ces — до-бемоль), а для добавления диеза — -is (соответственно -eses и -isis для дубль-бемоля и дубль-диеза). Исключения в названиях: Aes = As, Ees = Es, а также Нes = B в немецкой системе (здесь справа выписаны используемые обозначения, а слева — те, которые могли бы показаться логичными). В английской системе нота си-бемоль не подлежит исключению и обозначается согласно указанному правилу: Bes.

Мнемонический приём для запоминания нот, расположенных на первой — пятой линейках нотоносца: ми, соль, си, ре, фа (с интервалом в терцию). Для удобства запоминания используется фраза: «Мигрировала Соль на Сицилию Регистрировать Фамилию». Для нот между линейками — фа (в буквенной системе — F), ля (A), до (C), ми (E) — используется мнемоническое правило, когда буквенные обозначения нот образуют английское слово face (лицо).

Немецкая система Английская система
Нота (Бекар) Диез Бемоль (Бекар) Диез Бемоль
до c cis ces C C-sharp C-flat
ре d dis des D D-sharp D-flat
ми e eis es E E-sharp E-flat
фа f fis fes F F-sharp F-flat
соль g gis ges G G-sharp G-flat
ля a ais as A A-sharp A-flat
си h his b B B-sharp B-flat

Упрощённая система

Существуют также упрощённая система записи нот, созданная для различных музыкальных инструментов: клавишная табулатура и гитарная табулатура. Табулатуру можно использовать не владея нотной грамотой.

Длительности нот

Когда на 1-м уроке мы изучали физические свойства звука, мы узнали, что для музыкального звука важной характеристикой является его длительность. Глядя на нотный стан, музыкант должен понимать не только то, какую ноту нужно сыграть, но и как долго она должна звучать

Чтобы было проще ориентироваться, кружочки нот могут быть светлыми или темными (пустыми или заштрихованными), иметь дополнительные «хвостики», «палочки», «линии» и прочее. Глядя на эти нюансы, сразу понятно, целая это нота или половинная, или еще какая-либо. Осталось разобраться, что значит «целая» нота, «половинная» и т.д.

Как считать длительности:

1

Целая нота– тянется на равномерный отсчет «раз и 2 и 3 и 4 и» (звук «и» в конце произносится обязательно – это важно).
2

Половинная– тянется на отсчет «раз и 2 и».
3

Четвертная – тянется на «раз и».
4

Восьмая– тянется на «раз» или на звук «и», если восьмые идут подряд.
5

Шестнадцатая– успевает повториться дважды на слово «раз» или на звук «и».

Понятно, что считать можно с разной скоростью, поэтому для унификации счета используется специальное устройство: метроном. Там четко выверено расстояние между звуками и устройство как бы считает вместо вас. Сейчас существует бесчисленное множество программ с функцией метронома, как самостоятельных, так и имеющих данную опцию в составе других мобильных приложений для музыкантов.

В Google Play можно найти, к примеру, программу-метроном Soundbrenner, а можно скачать программу для настройки гитары Guitar Tuna, где в разделе «Инструменты» будет «Библиотека аккордов» и «Метроном» (не забудьте разрешить приложению доступ к микрофону). Далее давайте разберемся, как обозначается длительность нот.

Длительности (обозначения):

  • Целая нота – светлый (незакрашенный) значок.
  • Половинная – светлый (незакрашенный) значок + штиль (вертикальная линия).
  • Четвертная– темный (заштрихованный) значок + штиль.
  • Восьмая– темный (заштрихованный) значок + штиль с «флажком» (он же «хвостик»).
  • Шестнадцатая– темный (заштрихованный) значок + штиль с двойным «хвостиком».
  • Тридцать вторая – темный (заштрихованный) значок + штиль с тройным «флажком».
  • Точки справа от ноты увеличивают долготу звука в 1,5 раза.

Думается, принцип понятен, а для наглядности предлагаем вам следующую иллюстрацию:

Если 8-е, 16-е, 32-е ноты идут подряд, их принято объединять в группы и не «пестрить» большим количеством «хвостиков» или «флажков». Для этого применяется так называемое «ребро». По количеству ребер можно сразу понять, какие именно ноты объединены в группу для проигрыша.

Объединение нот в группу:

  • 1 ребро – восьмые.
  • 2 ребра – шестнадцатые.
  • 3 ребра – тридцать вторые.
  • 4 ребра – шестьдесят четвертые.

Вот как это выглядит:

Обычно ноты объединяются внутри такта. Напомним, что такт – это ноты и сопутствующие им знаки между двумя вертикальными линиями, которые именуются тактовыми чертами:

Как вы заметили, штиль может смотреть наверх либо вниз. Тут есть свои закономерности.

Направление штиля:

  • Для записи одной мелодической линии без моментов, когда звучат одновременно две ноты или больше, штили направляю вверх для нот, изображенных ниже середины нотного стана, и вниз для нот, нарисованных выше середины нотного стана. Штили нот на 3-й (средней) линии могут быть направлены и вверх, и вниз, но чаще их направляют вниз.
  • Для записи двух мелодических линий, когда могут звучать несколько нот одновременно, штили для нот «верхней» мелодии смотрят вверх, для «нижней» мелодии – вниз.

Более подробную информацию про длительности нот можно найти у Вахромеева в «Элементарной теории музыки .

И, наконец, в любой мелодии есть и звуки, и паузы между ними. Поговорим о них.

Помогут ли наклейки на гриф с названиями нот

Сейчас, во многих магазинах, в том числе и на любимом AliExpress, можно купить стикеры в виде кружков с названиями нот, которые можно приклеивать на гриф. Я не рекомендую такой способ. Он может больше запутать, чем помочь.
Дело в том, что ноты на гитаре, и в целом в музыке, часто совпадают по названию, но имеют разный регистр, или говоря музыкальным языком, играются в разных октавах. К примеру, диапазон гитары включает целых 4 ноты «ми». Они хоть и называются одинаково, однако звучат и записываются совершенно по-разному, и, ни в коем случае, не могут быть взаимозаменяемы. Наклейки на гриф не отображают эту информацию.

Периодически сталкиваюсь с тем, что ученики, разучивая ту или иную композицию, играют вместо открытой второй струны – 5 струну, 2 лад, так как и там и там вроде бы звук «си». В связи с этим, произведение уже звучит неправильно

Поэтому важно запоминать не только название ноты, но и её расположение на нотном стане