Как всё устроено: сотрудник аэропорта работник московского аэропорта шереметьево анонимно рассказал the village о наркотрафике, террористах и о том, кого боятся невежливые сотрудники

Льготные программы и бонусы

У авиадиспетчеров сложная, ответственная и нервная работа. Из-за этого специалисты имеют право на различные льготы. Так, им компенсируют отсутствие выходных, сменный график работы и повышенную нагрузку на нервную систему.

Доступные льготы:

  • разовая денежная премия для покупки квартиры (до 1,9 млн рублей);
  • материальная помощь молодым специалистам;
  • компенсация затрат на аренду жилья (до 50%);
  • бесплатный полёт в любую точку мира (после 5 лет работы);
  • бесплатные путёвки в профилактории и санатории;
  • ежегодный оплачиваемый отпуск (67 дней);
  • ранний выход на пенсию (мужчины — 50 лет, женщины — 45 лет).

Должностные обязанности

Все воздушное пространство разделено на зоны, каждым участком которой руководит определенная специализация авиадиспетчера.

Диспетчер аэродрома диспетчерского пункта- именно с этого специалиста начинается путь самолета. Он составляет суточный план вылетов самолетов и дает разрешение на вылет. Без его разрешения самолет не имеет право подняться в воздух.

Далее начинается работа авиадиспетчера руления-с него начинается и заканчивается полет. Он дает разрешение на запуск двигателей самолета и регулирует движение самолета по аэродрому.

Как только самолет попал на взлетную полосу подключается диспетчер старта-он контролирует движение по взлетно-посадочной полосе и выдает разрешение на взлет.

Диспетчер пункта «Круг»-руководит набором высоты до 2 км и передает работу диспетчеру пункта «Подход», который, руководит набором высоты от 2 до 6 км.

Диспетчер районного центра руководит полетом на высотах от 2 до 17000 км.

Работа авиадиспетчера должна быть четкая и быстрая, ведь от него зависит множество жизней на борту. Поэтому авиадиспетчер должен быстро реагировать на внештатные ситуации и всеми силами стараться помочь пилоту:

  • Для этого он постоянно находится на связи с пилотом;
  • знает особенности управления самолетом;
  • понимет влияние метеоусловий на движение и скорость самолета и умеет правильно распределять воздушные судна, чтобы избежать их столкновения в воздухе.

В работе авиадиспетчеру помогает множество специализированной электронной техники:

  • 4 монитора для слежения за воздушной и метеорологической обстановкой;
  • средства связи;
  • навигация;
  • сигнальные табло;
  • графики;
  • справочная документация с алгоритмами действия и большое обзорное окно, для оценки реального состояния погоды.

Всеми этими гаджетами нужно уметь пользоваться, но и успевать контролировать их одновременно.

Где лучше учиться

Для одних должностей в аэропорту обязательно требуется высшее или среднее специальное образование, а чтобы занимать другие, достаточно окончить школу и пройти курсы.

Пилоты обязаны получить диплом специального летного учебного заведения и налетать необходимое количество часов. Среди вузов можно назвать Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации и Ульяновский институт ГА. В Краснокутском, Сасовском и Бугурусланском училищах гражданской авиации, Омском летно-техническом колледже учатся специалисты по аэронавигации.

Правоохранители учатся в ссузах и вузах своей системы, а инженеры могут окончить технические или классические университеты. В администрации требуются люди с высшим гуманитарным образованием. Должны иметь профильное образование медики и кулинары.

Однако ко многим профессиям требования не так высоки. Диплом вуза от стюардессы требовать никто не будет – достаточно сертификата учебного центра при аэропорту или курсов, организованных авиакомпанией. Для представителей рабочих профессий или обслуживающего персонала хватит и среднего образования, а функциональным обязанностям их научат непосредственно на рабочем месте.

Основные требования к кандидатам

Базовым требованием для трудоустройства в Домодедово является наличие высшего образования. Исключением являются вакансии по обслуживанию и техническому обеспечению авиагавани и смежных предприятий. Руководство и кадровые менеджеры воздушного узла, всегда рады новым специалистам, которые владеют иностранными языками.

Домодедово является главным международным аэропортом страны, поэтому всем, кто связан с обслуживанием пассажиров, необходимо знать хотя бы английский язык или немецкий язык. К каждой вакансии имеются свои уникальные требования, ознакомиться с которыми можно на сайте компании либо связавшись с менеджером. Универсальными условиями являются:

  • Психологическое тестирование;
  • Собеседование;
  • Медицинская комиссия;
  • Коммуникабельность и работоспособность.

Личные качества сотрудников

Работа в огромном и популярном аэропорту имеет свою специфику. Поэтому прежде чем отправлять резюме в кадровый отдел Домодедово, следует адекватно оценить свои возможности в плане образования, здоровья, пунктуальности и коммуникабельности. Так как персоналу аэропорта довольно часто приходиться работать в стрессовых ситуациях. Необходимо уметь быстро и трезво оценивать ситуацию, принимать правильные решения и обладать «непоколебимой» психикой.

Крайне важна и физическая выносливость. Большинство служб аэропорта работают посменно «сутки трое», выполняя очень сложные обязанности. Поэтому предпочтение отдается молодым, выносливым и образованным людям.

Кто такой бортпроводник?

Бортпроводник (стюард, стюардесса) – рядовой член экипажа воздушного или водного судна, отвечающий за безопасность пассажиров, а также обеспечивающий им комфортные условия во время путешествия на борту судна.

Название профессии бортпроводника появилось относительно недавно. До 1998 года официальное название профессии стюард звучало как Flight Attendant (летный помощник). Однако в сентябре 1998 года было принято решение о том, что необходимо повысить статус стюардов, а потому старое название заменили на Cabin Crew (экипаж салона лайнера). Соответственно изменилось и общепринятое название этой профессии – сегодня вместо стюардов в полете нас сопровождают бортпроводники.

В состав экипажа самолета стюард впервые вошел в 1928 году. До этого обслуживанием пассажиров занимался второй пилот. В 1930 году с целью рекламы пассажирских перевозок, возникла идея набирать на работу по обслуживанию пассажиров молодых и привлекательных девушек, которых стали называть Sky Girls (небесные девушки). И первой стюардессой стала Эллен Черч, которая 15 мая 1930 года начала работать в компании United Airlines.

За более чем 85-ти летнюю историю развития этой профессии, изменились не только требования к бортпроводникам, но и их обязанности. Современный бортпроводник это не столько обслуживающий персонал, сколько друг и помощник каждого пассажира. В его обязанности входит: осмотр воздушного судна, встреча пассажиров и оказание помощи по их размещению, прием и размещение багажа, обеспечение безопасности пассажиров (в том числе, контроль за самочувствием/поведением каждого пассажира и оказание первой медицинской помощи в случае необходимости), организация питания, создание приятного и комфортного времяпрепровождения на борту лайнера, оформление полетной документации и т.д.

Требования к пилотам

Что нужно, чтобы стать пилотом гражданской авиации:

  • Кандидат должен иметь диплом об окончании средней общеобразовательной школы или среднего специального учебного заведения;
  • Рекомендованный возраст кандидата должен быть в диапазоне 18–55 лет. В пилоты авиалиний принимают только специалистов возрастом 23–48 лет;
  • Приемлемым считается рост в границах 160–190 см. Слишком высокие летчики не поместятся в кабине, а слишком низкие — не дотянутся до всех приборов;
  • Претендент не должен страдать дистрофией или ожирением, так как стать пилотом в России разрешается только с весом в пределах 50–110 килограммов.

Летчику нужно ежегодно проходить врачебно-лётную комиссию, а по достижении возраста 40 лет — каждые полгода. Препятствиями для полетов являются:

  • Патологии и дефекты ушей и носоглотки;
  • Логопедические проблемы, ухудшающие разборчивость речи;
  • Заболевания сердца и кровеносной системы;
  • Патологии и болезни органов пищеварения;
  • Эпилепсии, неврологические и психические расстройства;
  • Воспаления глаз, астигматизм, дальнозоркость;
  • Любые инфекционные болезни.

Дополнительные требования к пилотам:

  • Идеальное зрение нужно только курсантам училища. Пилот может работать в очках или линзах при снижении его остроты до 3 диоптрий;
  • Соискатель должен владеть английским языком на профессиональном уровне с уклоном в сторону авиационных терминов;
  • Не имеют права работать в авиации граждане, имеющие судимость за умышленные преступления или за связь с оборотом наркотиков;
  • Кандидату понадобятся актуальный международный паспорт, а также виза либо международное авиационное удостоверение.

Профессии в аэропорту, связанные с обслуживанием самолетов и других механизмов

Диспетчеры по техническому обслуживанию контролируют состояние самолетов (или вертолетов), находящихся на летном поле. Авиакомпании заключают договора на техобслуживание с аэропортами.

Техники и наладчики проверяют работоспособность систем самолетов, производят необходимые ремонтные работы, указывают на крупные проблемы, требующие более серьезного вмешательства. Кроме того, время от времени приходится чинить багажную ленту или снегоочистительную машину.

Инженер по сигнальному и низковольтному оборудованию отвечает за бесперебойную работу систем подсветки взлетных полос и других электрических устройств, призванных обеспечивать комфортные условия для пилотов и безопасность полета в целом.

IT-специалисты поддерживают в рабочем состоянии все компьютерные программы, использующиеся в аэропорту. Они защищают их от несанкционированных вмешательств, своевременно обновляют, а также вносят предложения относительно закупок новых компьютеров и другого оборудования.

Аэропорт – это огромный организм, где все системы взаимосвязаны. Поэтому в воздушных гаванях требуется масса представителей рабочих профессий, таких как уборщики, охранники, кладовщики, носильщики, грузчики, заправщики. Например, на летном поле очень оживленное дорожное движение: к воздушным судам доставляют пассажиров, багаж, продукты, топливо, поэтому нужны водители и специалисты, регулирующие весь этот процесс, чтобы не случалось аварийных ситуаций.

Так же, как и в любой другой компании, в аэропорту не обойтись без управленцев, особенно ценятся узкие специалисты, способные наладить работу по какому-либо направлению, например, по туристическому продукту или сотрудничеству с посольствами и органами власти. Требуются кадровики, бухгалтеры, финансисты, деловоды и т. д.

Кстати, многие должности в аэропорту не считаются «мужскими» или «женскими», но традиционно преимущественно девушки работают на регистрации пассажиров, проверке вещей, в кадровых, медицинских и диспетчерских службах, в кулинарных и кондитерских цехах, в зоне duty-free – продавцами, официантками, бариста и др.

Особенности профессии

Инспектор, специализирующийся на авиационной безопасности, большую часть рабочего времени проводит на территории аэропорта. Работа очень интересная, ведь ежедневно специалисты сталкиваются с разными видами грузов – от экзотических животных до элитных автомобилей. Их деятельность не всегда столь радужная, ведь некоторые пассажиры ведут себя некорректно, пытаются провезти запрещенные грузы. Часто случаются нештатные ситуации, требующие быстрой реакции и коммуникабельности. У этих специалистов много обязанностей, рассмотрим основные из них:

  • осуществление надзора за сотрудниками, работающими в аэропорту;
  • проведение досмотров – от воздушных судов до личных вещей;
  • предупреждение появления в контролируемой зоне посторонних лиц, автотранспортных средств;
  • ведение наблюдения за тем, как люди, находящиеся и работающие в аэропорту, соблюдают установленные правила и нормы безопасности;
  • изъятие запрещенных грузов у пассажиров, которые пытаются их провезти;
  • предупреждение любых видов террористической угрозы;
  • фиксирование нештатных ситуаций, составление актов изъятия, ведение документации.

Инспекторы, выбравшие это направление, входят в состав комиссии, которая занимается анализом, учетом, предупреждением и расследованием инцидентов, произошедших в аэропорту. Специалисты могут работать в сфере гражданской или военной авиации, они получают достойный оклад, имеют хорошую подготовку, знают один или несколько иностранных языков.

Какая зарплата в аэропорту?

Аэропорт это далеко не обычное здание, которое обеспечивает взлёт и посадку самолётов, в действительности, это целая система, от функциональных возможностей которой зависит безопасность, уровень обслуживания и т.д. В аэропортах работают десятки тысяч людей, и с каждым днём количество специалистов намеревающихся устроиться на работу туда продолжает расти. Сегодня довольно часто можно уличить неподдельный интерес к тому, какая зарплата в аэропорту.

Заработная плата в аэропорту в первую очередь зависит от того, кем вы являетесь по специальности и от того, какую должность занимаете. Несмотря на это, необходимо отметить, что для того, чтобы специалисты выполняли свою работу качественно и максимально оперативно, руководство аэропортов намеренно увеличивает заработную плату своим сотрудникам

Необходимо обратить внимание, что зарплата в аэропорту зависит от ответственности работника – если необходимо регулярно отвечать за техническое состояние систем аэропортового комплекса, проверять работоспособность оборудования аэропорта, обеспечивать безопасность полётов, то можно предположить, что заработная плата в этом случае будет весьма высокой

Так, водитель, работающий непосредственно на территории аэропорта претендует, как правило, на 40-45 тысяч рублей, в то время, как инженер-эколог, работающий на должности имеет все основания получать более 70 тысяч рублей. Это вполне реальная заработная плата в столичных аэропортах, однако, наверняка может возникнуть вопрос о том, какая зарплата в аэропорту расположенному в регионах отдалённых от столичного? В этом случае всё в первую очередь зависит от деятельности аэропорта. Если авиатранспортный узел пользуется популярностью у российских и иностранных авиакомпаний, ежедневно из него совершаются десятки авиарейсов, то вполне обоснованно говорить о высокой заработной плате. Так, инженерные и технические кадры, занимающие определённую должность, могут получать от 30 тысяч рублей, однако всё зависит от конкретной специализации и занимаемого поста. Как правило, в подобных аэропортах зарплата редко превышает лимит в 50 тысяч рублей, однако у обычного персонала заработная плата будет ещё меньше.

Какая зарплата в иностранных аэропортах? Здесь в большей мере всё зависит от вашего опыта и профессионализма, и в том случае, если рассматривать крупные европейские аэропорты, то заработная плата здесь колеблется в пределах 3-4 тысяч евро, однако если речь идёт о зарплате лиц занимающих определённую должность, то разговор уже идёт о 8-10 тысяч долларов.

Где еще искать вакансии

Работу в аэропорту Внуково осуществляют ряд предприятий:

Название предприятия Обслуживание
ООО «Автопарк» паркинги
ООО «Центр Управления Наземным Обслуживанием» (ООО «ЦУНО) Заключение договоров с авиакомпаниями
ООО «ВИП Лаундж» ВИП-зал, Терминал А
ООО “Эй-Джи-Эс” Уборка помещения и аэросудов
АО «Центр Бизнес-Авиации» Пассажиров бизнес-авиации
ЗАО «ВИППОРТ» Бизнес – авиации наземное
ЗАО «Топливо-заправочный сервис» топливо
ЗАО «Авиационно-заправочный комплекс» топливо
UTG aviation services (ЗАО «Ю-Ти-Джи») Наземное, тех. обслуживание ВС оперативное
ЗАО «Внуковская инвестиционная компания» Инвестиции в строительство
ООО «Трансагентство Внуково» Жд перевозки, страхование, услуги гостиниц
ОАО «ВАРЗ-400» Техническое и ремонт
АО «Восток Техникал Сервис Техническое и ремонт
ООО «Скай Фуд Внуково» Общественного питания
ЗАО «Внуково терминал» Коммерческих грузов
ООО «Внуково-Карго» Доставка почтового груза
ООО «Авиаброкер» Представитель таможни
ОАО «Компания Авиа-Инвест» Коридора Турция — Россия
Гостиничный комплекс «Внуково» услуги
Учебно-тренировочный центр (УТЦ-21) обучение

Для получения рабочего места в аэропорту Внуково достаточно обратиться в одну из указанных организаций по интересующей специальности.

Получите информацию о вакансиях внуковской таможни в Центре занятости г. Москвы.

UTG

Офисы компании UTG aviation services (ЗАО «Ю-Ти-Джи») работают в московских аэропортах Внуково и Домодедово. Она имеет сертификат ФАВТ на выполнение воздушного обеспечения и является в этом направлении первой.

В центре обучения UTG university готовят сотрудников для работы в компании по всем специальностям.

Использование уникальных технологий дает возможность ЗАО «Ю-Ти-Джи-Экспресс» осуществлять срочную доставку коммерческой корреспонденции. Пассажир может отправить посылку не только из аэропорта в аэропорт, но и заказать доставку курьером к дому.

В компании UTG aviation services всегда требуются высококвалифицированные специалисты по различным специальностям. Больше о вакансиях этой фирмы можно узнать на сайте www.utg.aero.

Кто работает в аэропорту: список профессий

Профессии в аэропорту делятся на «небесные» и «земные» специальности. «Небесные»  профессии – летчики и бортпроводники. Они с одной стороны героические с приключениями, а с другой – романтические специальности, связанные с авиаперелетами, с путешествиями и с постоянными переменами.

А вот работа в аэропорту «на земле» — это выполнение менее привлекательных, но не менее ответственных обязанностей поддерживать постоянную связь и управлять движением авиалайнеров, осуществлять обслуживание и заправку топливом самолетов, принимать и досматривать пассажиров и их багаж. Осуществлять паспортный и таможенный досмотр путешественников, туристов и командировочных, как улетающих за рубеж, так и возвращающихся из путешествий и командировок.

В аэровокзале обязательно наличие медицинского пункта, а также должно быть постоянное присутствие бригады медицинской помощи. Кроме этого в штате аэропорта  должна быть всегда начеку бригада пожарных со всем необходимым оснащением и оборудованием для быстрой локализации и тушения возможных возгораний, как в помещениях аэровокзала, так и на летном поле.

В залах ожидания есть помещения для различных служб сервиса, начиная с торговых точек реализации сувениров и, заканчивая предприятиями общественного питания.  

Исходя из перечисленных служб, необходимых для выполнения аэропортом своих задач, список профессий этого объекта воздушного транспорта может быть представлен, так, что «небесные» специальности, это:

  • пилоты;
  • борт инструкторы;
  • бортпроводники.

Что касается того, какие профессии «земные», то это более обширный перечень:

  • авиадиспетчеров;
  • таможенников;
  • а также пограничников на международных авиалиниях;
  • досмотрщиков пассажиров и багажа – на внутренних рейсах;
  • из обслуживающего персонала – это механики обслуживания авиалайнеров;
  • топливозаправщики;
  • водители снегоочистительных машин;
  • водители перевозки багажа;
  • и транспортировки трапов для посадки и высадки пассажиров.

Далее – представители медицины: врачи, фельдшеры, медсестры. А потом – это охранники, а также – пожарные.

Для каких нужно специальное образование?

В аэропорту представлен широкий выбор должностей, для которых нужно иметь специальное образование. Многие профессии имеют непосредственную связь с самолетами и авиацией или близки к ней:

  • пилот гражданской авиации;
  • командир воздушного судна;
  • бортпроводник;
  • бортинженер;
  • авиадиспетчер;
  • агент по регистрации – сотрудник проверяет паспорта, принимает и взвешивает багаж, выдает посадочный талон;
  • агент по сопровождению – еще раз проверяет документы и багаж и пропускает на борт самолёта;
  • менеджер авиакомпаний;
  • специалист по паспортному контролю;
  • специалист по авиабезопасности;
  • техник и наладчик;
  • инженер по сигнальному и низковольтному оборудованию;
  • диспетчер по техническому обслуживанию;
  • IT-специалист;
  • таможенник.

Перечень профессий для работы в аэропортах

Для того чтобы трудоустроиться в воздушную гавань, необходимо иметь высшее образование. В противном случае шансы на получение престижной должности существенно снижаются. Юноши, не имеющие профильного образования, могут рассчитывать на должность грузчика. Эта работа подойдет физически крепким людям. Помимо этого, представители сильного пола могут получить должность заправщиков авиалайнеров. Получить эту ответственную должностную позицию довольно сложно. Отдельного внимания заслуживает вопрос о том, кем можно работать девушке в аэропорту, не имея высшего образования. Девушки, относящиеся к данной категории, могут претендовать на следующие должности:

  1. Продавцы-консультанты в сувенирных лавках и магазинах беспошлинной торговли.
  2. Уборщицы.
  3. Мойщицы.

В каждом аэровокзале имеется медицинский пункт и небольшие аптеки, однако для работы в этих учреждениях необходимо профильное образование. Лица, имеющие среднее медицинское образование, могут получить должность ассистентов врачей. И только граждане с высшим медицинским образованием могут занять пост медика в санитарной части воздушного комплекса.

Где искать вакансии

Рассмотрев вопрос о том, кто работает в аэропорту, профессии и специальности, следует перейти к разговору о поиске вакантных мест. У каждого аэровокзала имеется собственная страница в интернете, где публикуется информация о пустующих рабочих местах. Вакансии, связанные с обслуживанием самих авиарейсов, публикуются на сайтах перевозчиков.

Самый крупный доход получают работники компаний, являющихся лидерами в авиационной сфере. Среди отечественных авиакомпаний необходимо выделить «Россию», «Аэрофлот», «ЮТэйр» и S7. Эти организации набирают работников через рекрутинговые компании и собственные ресурсы в интернете.

Как трудоустроиться в аэропорт

Перед подачей заявки на трудоустройство следует выбрать определенную вакансию. Требования к претенденту зависят от выбранной им должностной позиции. Получить серьезную работу можно лишь при знании иностранных языков и наличии профессионального стажа. Многие перевозчики предлагают всем желающим пройти специальные курсы, предназначенные для повышения квалификации.

После этого претендентам на должность предлагается прохождение испытательного срока. Длительность этого процесса составляет около одного месяца. В штат компании принимают лишь тех кандидатов, которые демонстрируют профессионализм и должное отношение к своим рабочим обязанностям.

Как уже говорилось выше, получить престижную должность можно лишь при наличии соответствующего уровня образования и профессионального стажа. Сотрудники HR-отдела обязательно спросят, чем вас привлекает работа в аэропорту. Следует заранее заготовить ответы на этот и другие распространенные вопросы.

Для кандидатов на ряд должностей необходимо специальное обучение

Лицензирование деятельности пилота

Существует 4 основные авиационные лицензии, а также «Рейтинги» — особые дополнения. Основные виды лицензий:

  • PRIVATE PILOT LICENSE (PPL) – лицензия частного пилота. Дает возможность выполнять небольшие перелеты на собственном или арендованном самолете и строго запрещает любые виды коммерческой деятельности.
  • COMMERCIAL PILOT LICENSE (CPL) – лицензия пилота коммерческого самолета. Дает возможность летать с пассажирами за «вознаграждение» и быть капитаном в небольших чартерных компаниях либо вторым пилотом в крупных рейсах.
  • CERTIFIED FLIGHT INSTRUCTOR LICENSE (CFI) – лицензия инструктора и летчика-испытателя, которая дает возможность обучать других пилотов и назначать их квалификацию в соответствии с этой градацией. Пилот с этой лицензией допускается до управления воздушным судном только при наличии лицензии частного или коммерческого пилота.
  • AIRLINE TRANSPORT PILOT LICENSE (ATPL) – дает возможность быть командиром воздушного судна в крупных международных авиакомпаниях и может быть получена после получения CPL либо CFI.

Основные виды рейтингов:

  • INSTRUMENT RATING (IR) – инструмент-рейтинг, на русском чаще называется «Полет по приборам», либо «ППП». Дает возможность управлять ВС в условиях недостаточной видимости, ориентируясь только на показания бортовых приборов. Может быть прикреплена к лицензии PPL, CPL или
  • MULTI-ENGINE RATING (ME) – дает возможность управлять самолетом с двумя и более моторами. Может быть «прикреплена» к PPL, CPL или
  • TYPE-RATING (TR) – получение тайп-рейтинга необходимо для управления самолетом выбранного типа. Также необходимо для работы с самолетом весом более 5700 килограмм либо с любым количеством турбореактивных двигателей. Необходимо наличие PPL, CPL или CFI.

Профессиональные обязанности

Для того чтобы летчики безопасно взлетели и посадили самолет в точке прилета диспетчер авиации обязан действовать четко и правильно. А для этого он должен хорошо знать:

  • воздушную навигацию;
  • как влияют явления в атмосфере Земли на авиацию, т.е. авиационную метеорологию;
  • инструкции и правила о распределении воздушных судов относительно друг друга, во избежание их столкновения.

Диспетчер воздушного транспортного сообщения способен управлять всеми этапами движения самолета: взлетом, посадкой, рулением, движением самолета на разных высотах.

Контроль и руководство за воздушным транспортом осуществляется методом слеживания за обстановкой в воздушном пространстве при помощи специального монитора, точнее четырех мониторов и обзорного окна, для наблюдения реальной ситуации в воздухе и на аэродроме.

От внимания и скорости реакции на ситуации авиадиспетчера зависят человеческие жизни, поэтому права на ошибку у людей этой профессии просто нет. Вся их деятельность направлена на то, чтобы таких ошибок в управлении полетами не возникало.

Профессии “В небе”

Пилот

Определяющая и самая «героическая» в отрасли профессия. Управление летательными аппаратами попадает в категорию «техническая эксплуатация», и пилоту достаточно среднего специального образования, которое получают в летных училищах или школах частных пилотов.

Обязательные условия:

  1. Подтверждение среднего специального или высшего образования;
  2. Пройденная врачебно-летная экспертная комиссия (ВЛЭК);
  3. Знание английского языка.

Размер вознаграждения за услуги пилота на рекрутинговых сайтах чаще указывается как “договорной”. Сумма варьируется от 60 000 до 400 000 рублей в месяц.

Заработная плата зависит от того, в каком направлении, на каком воздушном судне совершается рейс и на какую компанию пилот работает. Как в государственных, так и частных авиакомпаниях, существует своя система тарифов оплаты труда сотрудников, включая премии, льготы, предоставление питания на рабочем месте и жилья.

Новички в гражданской авиации, за неимением достаточного опыта, управляют небольшими пассажирскими и грузовыми воздушными судами в пределах Российской Федерации. С накоплением стажа пилот постепенно осваивает новые виды техники, полеты на дальние расстояния и  международные рейсы. В этом случае размер вознаграждения растет в три-пять раз.

Бортпроводник

Стюардессой мечтала стать добрая половина девчонок нашей страны. Немудрено, ведь набор в сферу обслуживания на борту самолета больше похож на кастинг для показа мод. Помимо приятной внешности кандидаткам и кандидатам на эту вакансию необходимо крепкое здоровье (пройти ВЛЭК), стальные нервы, знание английского языка и наличие документа об обучении.

Бортпроводники обязаны предоставить работодателю свидетельство, которое можно получить после обучения в колледже (училище, университете), либо во время обучения при поступлении на работу в авиакомпанию. При государственных авиакомпаниях работают учебные центры, которые в краткие сроки обучают будущих бортпроводников всем необходимым навыкам: сервис, оказание медицинской помощи, техника безопасности, действия в аварийных ситуациях.

Заработная плата бортпроводника, как и пилота, растет со стажем и навыками работника. Факторы, определяющие размер вознаграждения: размер авиакомпании, уровень владения иностранными языками, маршруты полетов, опыт работы. В начале карьеры бортпроводники 3 класса (низшая ступень) могут рассчитывать на зарплату в размере от 40 000 рублей в месяц. Старшие бортпроводники на международных рейсах в крупных авиакомпаниях получают в три-пять раз больше (до 200 000 рублей).

Льготы и привилегии

Вышеперечисленные профессии имеют право на особый расширенный соц. пакет. Он определяется законодательством с одной стороны, и политикой авиакомпании-нанимателя – с другой.

  • Особая программа здравоохранения;
  • пенсионный возраст для женщин – 45 лет, для мужчин – 55 лет;
  • 36 дополнительных дней оплачиваемого отпуска;
  • помощь или полная компенсация при съеме жилья рядом с местом работы;
  • питание на рабочем месте;
  • регулярное обучение за счет компании;
  • льготные программы кредитования в банках;
  • обеспечение местами в детских садах и летних лагерях детей сотрудников.

Выход на пенсию

Один из важнейших плюсов профессии – это право на досрочную пенсию. Авиадиспетчеры мужчины могут претендовать на пенсию с 50 лет, а женщины с 45 лет, при условии работы в службе управления полетами воздушного транспорта не менее 12,5 лет.

Пенсии воздушных диспетчеров невысоки, так в среднем по стране размер месячного пенсионного обеспечения около 20 тыс. руб. Авиадиспетчера заработавшие пенсию на Севере могут рассчитывать на 25 тыс. в месяц.

При списании сотрудника воздушной диспетчерской службы по состоянию здоровья до наступления пенсионного возраста положена компенсация в размере 6 среднемесячных оплат труда.

По сравнению с работниками других специальностей, специалисты-аэронавигаторы получают достойную зарплату за свой тяжелый труд. Специалисты этого направления востребованы на современном рынке труда. Авиадиспетчеров готовят гражданские вузы — институты гражданской авиации в Москве и Ульяновске и высшие военные училища в Краснодаре и Ейске.