Оглавление
- Какие бывают эмоции? Несколько базовых классификаций
- Функции эмоций.
- В чем же на самом деле отличие чувств от эмоций
- Как научиться распознавать негативные эмоции у себя и других
- Какие бывают, список основных
- Как научиться контролировать свои эмоции
- Как научиться контролировать свои эмоции
- Виды психоэмоционального состояния
- Из чего состоит любовь
- Фундаментальные эмоции человека
- Часто используемые эмоции
- Особенности эмоциональной сферы личности
Какие бывают эмоции? Несколько базовых классификаций
Все специалисты согласны с тем, что эмоции можно классифицировать и разбивать на разные группы в зависимости от тех или иных их качеств и характеристик. Хотя, вопрос, как именно делить эмоции на группы, конечно, решается по-разному. Мы предлагаем остановиться на тех основных признаках и классификациях, которые наиболее полно соответствует приведенным выше определениям. И здесь можно выделить следующие виды эмоций:
1. Положительные и отрицательные
Конечно, в первую очередь эмоции бывают положительные (радость, любовь, восхищение, восторг, благодарность) и отрицательные (гнев, ярость, отвращение, разочарование, грусть). Другое название для того же разделения эмоций по знаку, по модальности – позитивные и негативные. Также выделяют нейтральные эмоции (интерес, любопытство).
2. Стенические и астенические
стеническиеактивныеастеническиепассивные
Стенические эмоции активизируют жизненные процессы (придают нам энергии, работоспособности и т.д.); астенические, напротив, угнетают. Так, радость позволяет забыть об усталости, дарит ощущение легкости, хорошее самочувствие и т.д. В свою очередь, из-за грусти у нас могут опуститься руки, уровень энергии падает, наваливается усталость.
3. Простые и сложные
Эмоции бывают простыми и сложными (другие названия для той же классификации: базовые/элементарные и составные). Образно говоря, сложные эмоции состоят из простых/базовых/элементарных. В свою очередь, простые/базовые/элементарные эмоции невозможно разделить на более мелкие составляющие.
Напомним, что это только одна из версий такой классификации. Так, некоторые специалисты, например, разделяют понятия базовых эмоций и элементарных. Для них элементарные – это те, которые нельзя разделить на более мелкие, а базовые – те, что свойственны каждому человеку, вне зависимости от его возраста, культуры, который он принадлежит, и т.д.
Списки простейших эмоций, конечно, также разнятся. Например, Декарт выделяет желание, любовь, ненависть, радость, печаль и удивление. К. Изард в своей книге «Психология эмоций» приводит 11 базовых, или фундаментальных, эмоций: вина, гнев, интерес, отвращение, печаль, презрение, радость, смущение, страх, стыд и удивление. А есть и такой список: гнев, печаль, радость, страх, стыд. Или такой: отвращение, печаль, радость, страх, удовольствие.
Как видим, большинство специалистов выделяют радость как простую эмоцию, вместе с тем восхищение или нежность – составные. Печаль тоже, как правило, рассматривается как базовая эмоция, в то время как обида или раздражение – сложная. Интересно, что в большинстве списков отрицательных элементарных эмоций больше, чем положительных.
4. Высшие и низшие
Еще один тип эмоций – низшие и высшие. Низшие – это эмоции, направленные на удовлетворение простейших потребностей и инстинктов (радость от еды или отдыха). Тогда как высшие касаются интеллектуальных, социальных, нравственных, эстетических и иных сложных вопросов (в самом широком смысле этого слова, например, восхищение от прекрасной картины или гордость за ребенка, победившего на школьной олимпиаде). При этом существует точка зрения, что высшие эмоции – это и есть чувства, однако с таким подходом согласны далеко не все.
Тест на эмоциональный интеллект Холла подскажет, насколько хорошо вы распознаете эмоции других людей
Функции эмоций.
Однако уже Ч. Дарвин говорил о биологической целесообразности эмоций. По некоторым данным человек является самым эмоциональным среди представителей животного мира. и развития человечества. Рассмотрим наиболее часто обсуждаемые в психологической литературе функции эмоций.
Функция оценки. Эмоция дает возможность мгновенно оценить смысл изолированного раздражителя или ситуации для человека. Эмоциональная оценка предшествует развернутой сознательной переработке информации и поэтому как бы «направляет» ее в определенное русло
Все знают, как важно первое впечатление, которое мы производим на нового знакомого. Если первое впечатление от человека благоприятное, то в дальнейшем достаточно сложно разрушить возникшую позитивную настройку восприятия («Все, что делает этот приятный человек, – хорошо!»)
И, наоборот, «реабилитировать» в своих глазах человека, который почему-то показался нам неприятным, удается с трудом.
Функция мобилизации. Мобилизующая функция эмоций проявляется, в первую очередь, на физиологическом уровне: выброс в кровь адреналина при эмоции страха повышает способность к бегству (правда, чрезмерная доза адреналина может привести и к обратному эффекту – ступору), а понижение порога ощущения, как составляющая эмоции тревоги, помогает распознать угрожающие стимулы. Кроме того, феномен «сужения сознания», который наблюдается при интенсивных эмоциональных состояниях, заставляет организм сосредоточить все усилия на преодолении негативной ситуации.
Функция следообразования. Эмоция часто возникает уже после того, как то или иное событие завершилось, т.е. тогда, когда действовать уже поздно. По этому поводу А.Н. Леонтьев замечал: «В результате аффекта, характеризующегося ситуацией, из которой, в сущности, уже поздно искать выход, создается своеобразное настораживание по отношению к возбуждающей аффект ситуации, т.е. аффекты как бы метят данную ситуацию… Мы получаем предупреждение».
Согласно формулировке С.Л. Рубинштейна, «эмоции являются субъективной формой существования потребностей». Современный человек весьма изощрен по части мотивировок своего поведения, однако именно эмоции открывают ему (и окружающим) истинные мотивы. Во время осуществления деятельности динамика эмоций сигнализирует об ее успешности или препятствиях. Например, при интеллектуальной деятельности эмоциональная «ага-реакция» предвосхищает еще не осознанное субъектом нахождение решения задачи.
Функция компенсации информационного дефицита. Описанная выше оценочная функция эмоций особенно полезна в том случае, когда нам не хватает информации для рационального принятия решения. Эмоции обладают совершенно экстраординарным значением в функционировании живых организмов и вовсе не заслуживают того, чтобы их противопоставляли «интеллекту». Эмоции, скорее всего, сами представляют высший порядок интеллекта. Другими словами, эмоция является своеобразным «запасным» ресурсом для решения задач. Возникновение эмоций как механизма, компенсирующего дефицит информации, объясняет гипотеза П.В. Симонова.
Возникновение положительных эмоций усиливает потребности, а отрицательных – снижает их интенсивность.
Когда человек оказывается в ситуации информационного дефицита и не в состоянии сделать какой-либо прогноз, он может «опереться» на эмоцию – получить «эмоциональный аванс».
Функция коммуникации. Экспрессивный (выразительный) компонент эмоций делает их «прозрачными» для социального окружения. Выражение некоторых эмоций, например боли, вызывает пробуждение альтруистической мотивации у других людей. Например, матери легко отличают плач детей, вызванный болью, от плача по другим причинам и быстрее спешат на помощь. Известно, что эмоции обладают «заразительностью». «Заражение» эмоциональным состоянием происходит именно потому, что люди могут понять и примерить на себя переживания другого человека.
Для того чтобы содержание эмоции было верно истолковано окружающими, эмоции должны выражаться в конвенциональной (т.е. понятной всем членам общества) форме. Отчасти это достигается врожденными механизмами реализации базовых эмоций.
Функция дезорганизации. Интенсивные эмоции способны нарушить эффективное протекание деятельности. Даже аффект оказывается полезен, когда человеку необходимо полностью мобилизовать свои физические силы. Однако длительное действие интенсивной эмоции обусловливает развитие состояния дистресса, который, в свою очередь, действительно приводит к расстройству поведения и здоровья.
В чем же на самом деле отличие чувств от эмоций
Испытывая некие душевные переживания, мы ощущаем всеми сенсорами своего тела положительные или негативные эмоции. Не каждый сможет выразить такие волнения в словесной форме. Однако понимание чувств позволяют нам, не только качественно выявлять их, но и всецело контролировать эти душевные переживания.
Очень важно не путать эмоции и чувства, так как очень много мнений существует по этому поводу. Многие люди считают, что это одно и тоже
Но на самом деле это совершенно не так
Как мы уже выяснили, чувства – это набор определенных переживаний по отношению к окружающим нас людей, а также предметам вокруг нас или каких-то событий.
Многие личности трактуют слова «чувства» и «эмоции» по-разному: Некоторые считают, что это одно и тоже, другие уверены, что чувства – это разновидность эмоционального состояния человека. Но есть и те, кто думает что эмоции – психическое состояние живого организма, а чувства – свойства психического состояния. Любое мнение имеет место быть, так как в действительности чувства и эмоции связаны между собой. Благодаря этим душевным переживаниям, мы можем наслаждаться своей жизнью, а без них мы бы просто существовали. Такая эмоциональная палитра делает нашу жизнь разнообразной и увлекательной, и каждый из нас находит смысл жизни благодаря этим ощущениям.
Очень важно научиться контролировать собственные чувства и эмоции, чтобы не впасть в состояние депрессии или апатии. Если человек длительное время будет пребывать в таком состоянии
то его очень сложно будет вернуть к нормальной жизни и сделать счастливым
Так какая же разница между чувствами и эмоциями? На самом деле есть конкретные отличия, а именно:
Эмоциями наполнен каждый из нас с самого рождения. Это инстинктивные реакции людей, которые меняются в зависимости от изменения окружающего нас мира, а чувства развиваются на протяжении всей нашей жизни в социальном обществе. Мы приобретаем умение чувствовать вследствие нашего воспитания и познание, то есть обучения. Как всем известно, способность выражать эмоции мы умеем с самого нашего рождения, а вот чувствовать люди учатся на протяжении всей своей жизни.
Человеческие чувства проще поддаются контролю, а эмоциональное отношение нельзя контролировать, так как это часть нашего инстинктивного начала.
Как правило, чувство могут изменяться во время жизни человека, они могут, как прогрессировать и развиваться, так и полностью исчезнуть, их проявление может проходить по-разному и полностью изменить свою «полярность». Эмоция же всегда неизменна.
Когда человек испытывает негативное чувство по отношению к предмету или другому человеку, то такое отношение может измениться в любой момент, и перерасти в противоположное ощущение – например, если вы испытываете ненависть, то такое чувство может поменяться в чувство любви к какому-то объекту. Но, причина страха всегда остаются неизменной, если вы испытываете данную эмоцию, то вероятности его изменения нет, так как на это есть инстинктивная причина. Тут два варианта: или вы боитесь чего либо, или нет.
Основной мотивацией является чувство, а эмоция вызывает кратковременное желание что-либо предпринять и воплотить в реальность.
Как научиться распознавать негативные эмоции у себя и других
При идеальном раскладе, еще в детском возрасте нужно учиться распознавать разные эмоции, называть их и стараться контролировать или грамотно прорабатывать. Но и для вас, в каком бы возрасте вы сейчас ни были, еще не все потеряно! Учиться развивать эмоциональный интеллект (именно так называется умение понимать эмоциональный фон свой и окружающих) никогда не поздно!
Чему можно научиться, пройдя этот курс:
- узнавать лживых людей, которые встречаются на работе и в личной жизни;
- видеть проявление эмпатии и других скрытых эмоций;
- умение “читать” собеседника;
- определять, где произошла утечка информации;
- умение не выставлять напоказ свои эмоции;
- умение видеть манипулятора;
- налаживать отношения в личной жизни;
- стать уверенным в себе.
Стоимость обучения – 990 руб. Запись производится автоматически на сайте.
В течение 7 дней вы сможете вернуть деньги, если курс вас не устроит.
Также на levelself.ru есть статья, где собраны самые лучшие курсы по ЭИ.
Какие бывают, список основных
При изучении эмоций применяют разные подходы. Они связаны с систематизацией и классификацией эмоциональных состояний человека. Наиболее простой является такая методика:
Классификация Додонова
Наиболее распространенной в психологии является данная схема. Согласно классификации Додонова, определяются типы переживаний, исходя из их функционала:
- коммуникативные, возникающие при общении;
- альтруистические, в виде желания приносить пользу людям;
- праксические, как результат успешного выполнения планов;
- глорические, в форме потребности в самоутверждении;
- пугнические, проявляются как тяга к риску и опасности;
- романтические, в виде стремления к новому и необычному;
- эстетические, являющиеся следствием взаимодействия с миром искусства;
- гностические, как тяга к знаниям;
- акизитивные, основанные на накоплении и собирательстве;
- гедонистические (потребность испытать удовольствие).
Классификация Леонтьева
Данный подход делит эмоции в зависимости от их источника. Согласно классификации Леонтьева, причинами переживаний являются:
- степень удовлетворения каких-либо потребностей;
- чужие желания и отношение к ним индивида;
- взаимоотношения;
- презрение;
- аналогия между реальной и идеальной личностями;
- сравнение индивида с общественными стандартами.
Примечание
Методика Леонтьева подвержена критике. Причиной является отсутствие четкого разделения понятий. Например, одинаковые ощущения могут возникать по разным причинам.
Как научиться контролировать свои эмоции
Во избежание всплеска эмоций, стоит сделать несколько простейших шагов для успокоения своего взбушевавшегося духа и беспокойного ума. Когда ситуация минует, поверьте, вы скажете спасибо самому себе за то, что смогли удержать свои эмоции в узде и стать самому себе хозяином.
Полное управление собой эмоционально требует умственной дисциплины и жертв. Для тех, кто в первую очередь знаком со своим сентиментальным(чувствительным) опытом, управление эмоциями может стать одним из самых трудных аспектов жизни.
Наличие надежного метода в вашем арсенале — переломный момент. Мы собираемся поделиться техникой, которую используют многие известный люди, чтобы постоянно контролировать свое состояние и освободить свой ум от постоянной снисходительности в обширной эмоциональной палитре, предлагаемой всем нам.
Каждый испытывает негативные и непродуктивные мысли, и большинство из нас могут вспомнить те, которые оставили нас в замешательстве, задаваясь вопросом, из какой альтернативной вселенной или реальности они произошли.
Вы не всегда можете контролировать сумасшедшие вещи, которые приходят вам в голову, но вы можете контролировать, как долго эта мысль остается неизменной, позволяете ли вы ей пустить корни, влиять на ваши чувства и, в конечном счете, диктовать свои действия. Хотя абсолютного контроля над чувствами иметь нельзя, вы можете проконтролировать их часть, путем замкнутого действия.
Путь замкнутого действие — явление, при котором человек зажимает чувства в себе на определенный срок. Например, лучше сдержать в себе гнев, если вы сидите в кабинете у начальника.
В зависимости от того какие эмоции испытывает человек. Внутренняя энергия в теле концентрируется в таком виде как показано на рисунке. Понимая это, можно направлять потоки этой энергетической заряженности в нужное русло и научиться контролировать себя в любой ситуации
Как научиться контролировать свои эмоции
— В чём смысл эмоций? Зачем мы их испытываем?
— У эмоций есть как минимум три функции. Первая — это сигнал к действию: если мы увидели медведя, то сразу бежим от страха. Гнев заставляет нас защищать свои границы. Любовь побуждает нас заботиться о близком человеке, поддерживать с ним связь.
Вторая функция — это коммуникация с другими людьми. Когда я свожу брови от недовольства, моя дочка пытается что-то предпринять, чтобы мама не ругалась. Когда мы с кем-то общаемся, то через невербальные сигналы передаём другому человеку своё состояние или вкладываем дополнительное значение в слова.
И последняя функция — коммуникация с самим собой. Эмоции нужны, чтобы мы посмотрели на ситуацию с высоты своего разума. Если мы грустим, то этому всегда есть причина: надо сесть и проанализировать ситуацию.
— Можно ли запрограммировать себя только на положительные эмоции или же не испытывать вообще никаких?
— Нет, это невозможно. Эмоции — это ответ на среду, которую мы в большинстве случаев не контролируем. Поэтому, пока мы живы, они будут с нами. И это совершенно нормально.
Чтобы быстрее справляться с неприятными эмоциями и создавать больше условий для приятных, мы можем развивать навыки эмоциональной регуляции. Кроме того, они укрепляют психологическое здоровье, помогают достичь своих целей и улучшить отношения с близкими.
Эмоциональная регуляция — это то, чему должны учить ещё в школе.
— Но учат нас скорее не регулировать эмоции, а подавлять их…
— Да, в этом и проблема. Если подавлять эмоции, они застаиваются и провоцируют психологические болезни. Представьте себе волну, застрявшую между двумя стенами. Масса воды будет колебаться, но никуда не утечёт. Примерно то же произойдёт с нашими эмоциями, если мы их заблокируем.
— Как тогда выражать их правильно?
— Экологично, то есть без вреда своим долговременным целям и другим людям. «Я очень разозлилась из-за твоего опоздания, не делай так больше, пожалуйста», — вот пример конструктивного выражения гнева.
— Как мы можем научиться контролировать эмоции?
— Есть много способов. Приведу некоторые из них:
Первый способ. Осознанно замечать порыв эмоций и останавливать себя. Чтобы не допускать импульсивных действий, нужно заранее готовиться к ситуациям, которые их провоцируют.
Представим, что мы импульсивно покупаем ненужную нам одежду. Выход есть — вместо покупки очередной юбки, которую мы никогда не наденем, можно позвонить подруге, рассказать о чём-то, что выводит нас из эмоционального равновесия. Или же всё-таки примерить понравившуюся вещь, но сказать себе: «Если она мне подойдёт и я её точно буду носить, то только тогда куплю».
Второй способ. Контролировать не эмоции, а стимулы, которые их вызывают. Например, если мы говорим о проблемном поведении, вроде злоупотребления спиртным как средством от стресса. Проблема с алкоголем — не покупай алкоголь или отказывайся от него постепенно. Но пока есть такой дисфункциональный способ справляться с эмоциями, нет возможности использовать более конструктивные.
Третий способ. Медитировать или заниматься телесными практиками. Этот способ отлично помогает отвлечься от неприятных эмоций.
Четвёртый способ. Понять свои эмоции и регулировать их. Например, вы поссорились с лучшей подругой, и после ссоры остался шлейф негативных эмоций
Чтобы его не было, важно не затаивать обиду, а подумать, почему вы и она были склонны к ссоре, а потом помириться и сделать для неё что-то приятное
Пятый способ. По-разному интерпретировать событие и смотреть на ту же самую ситуацию с другого ракурса. Практически на любую точку зрения найдётся диаметрально противоположная. Кто-то считает, что коронавирус — это плохо, потому что ограничения мешают полноценно жить. А кто-то думает, что это хорошо, так как во время карантина мы стали больше времени проводить с семьёй. Понимание многообразия точек зрения может быть полезно во многих ситуациях.
— Как понять, что нами пытаются манипулировать через эмоции?
Виды психоэмоционального состояния
Сегодня широкую популярность получила классификация психоэмоциональных процессов, подразделяющая их на аффекты, эмоции, чувства. Это разделение обусловлено психологическими спецификами и закономерностями течения. Нередко в отдельный вид психоэмоционального состояния выделяют настроение.
Аффект считается наиболее интенсивным вариантом эмоциональной реакции. Под аффектом подразумевается эмоциональное состояние буйного характера, неистово протекающее, вызывающее изменение сознания, расстройство волевого самоконтроля. Примером такой реакции может являться ярость, сильный ужас, бешеная радость.
Основной его особенностью является то, что аффект непреодолимо навязывает индивиду необходимость совершить какую-либо операцию. Одновременно с этим человек утрачивает ощущение реальности, вследствие чего он не может себя контролировать
Когда человек подчинён аффекту, меняется функционирование всех процессов психики, включая внимание. Происходит снижение его переключаемости, из-за чего воспринимаются лишь предметы, связанные с переживаниями
Пребывая в аффективном состоянии индивиду сложно предвидеть итоги собственного поведения действий по причине трансформации характера течения интеллектуальных процессов. Описываемое явление приводит к невозможности целесообразного поведенческого паттерна.
Аффект наступает вследствие внутренней конфронтации между желанием и его неосуществимостью.
Эмоции в сопоставлении с аффектами являются длительными состояния. Помимо того они возникают как следствие реагирования не только на сиюминутные события, но и на потенциальные либо вспоминаемые.
В ряде случаев вместе с наслаждением и неудовольствием появляются ощущения напряжения или облегчения, возбуждение и успокоение. Избыточное возбуждение также может нарушать рациональную составляющую деятельности, делая ее хаотичной. Кроме того оно может порождать различные проблемы с психоэмоциональным состоянием.
Учёные также выдели базовые эмоции. Проще говоря, это процессы, составляющие многообразие эмоционального бытия индивида. Разные научные деятели выдвигают различные перечни таких эмоций, однако единого списка не существует пока.
Кроме того переживания часто бывают неоднозначными. Один и тот же предмет может порождать противоречивые эмоции. Такое явление именуется амбивалентностью чувств. Как правило, такая двойственность порождается тем, что некоторые особенности объекта неодинаково воздействуют на ценности и потребности человека.
Помимо положительного эмоционального реагирования и негативного выделяют также смешанные реакции, когда в одном переживании переплетаются позитивные и негативные оттенки.
Чувства характеризуются большей длительностью и меньшей интенсивностью в сравнении с аффектами и являются эмоциональными процессами, отображающими необъективный смысл конкретных объектов.
Настроения представляют собой довольно длительные эмоциональные процессы слабой интенсивности, например, тоска.
Из чего состоит любовь
Эмоции чаще всего проявляются во взаимодействии, перетекая одна в другую, усиливая или подавляя друг друга. Так, страх часто связан с отвращением и злостью, а интерес может переходить в радость.
С развитием человека и его способности реагировать на изменяющиеся условия жизни стали возникать более сложные чувства и эмоциональные реакции: усложнились вызывающие их ситуации, и к семи базовым эмоциям добавилось много нового. Для чего же нам нужно сейчас это выделение базовых эмоций и прослеживание причин их первоначального возникновения?
Все это можно использовать, сравнивая с математикой или географией, как систему координат. А воспользовавшись сравнением с едой, можно также сказать, что эти семь эмоций являются основными ингредиентами разнообразных современных чувственно-вкусовых переживаний. И понимание их происхождения помогает нам не класть плохо совместимые ингредиенты в наши эмоциональные блюда и чувственные коктейли, а добавлять составляющие грамотно, с пользой, в нужный момент и в нужных пропорциях.
Выбор этой системы координат — семи основных эмоций — позволяет нам с вами подобрать ключики к многочисленным чувствам и переживаниям, количество которых уже трудно посчитать. Слава Богу (или природе, или нам самим), от животных предков мы ушли далеко. И потому наша эмоциональная жизнь стала намного сложнее, да и вышеуказанные эмоции и чувства мы переживаем уже не только в перечисленных выше ситуациях.
Спору нет, в нашей жизни и стыд, и испуг, и надежда, и презрение, и любовь (и не только эти чувства) играют немалую роль и хорошо читаются по лицам и поступкам людей. Даже маленькие дети начинают выражать некоторые их этих чувств на самом раннем этапе своего развития. Но мне эти чувства кажутся производными от основных, и потому для простоты понимания я семь основных эмоций буду называть именно эмоциями, а остальное, производное от них, путем ли смешения, изменения интенсивности, направленности, — чувствами и переживаниями.
Например, такое чувство, как презрение, образуется из двух фундаментальных эмоций — гнева и радости: я злюсь на объект презрения и одновременно радуюсь, что лучше его. Из тех же эмоций состоит азарт, но в иных пропорциях и с направлением внимания на будущее: гнев на препятствие и радость от представления о том удовольствии, что будет получено в результате преодоления этого препятствия. В ненависти есть элементы гнева и удивления, к тому же и интереса. А любовь (одна из ее разновидностей) состоит из интереса — влечения к объекту — и радости от соединения с ним (принятия его). Люди могут добавлять к этому чувству и страх, и печаль, и гнев, и удивление, и получаются иные виды любви, хотя в основе этого чувства лежат именно эти две фундаментальные эмоции. Как ни крути, если нет интереса или радости, то нет и любви, а получается что-то совсем иное.
Фундаментальные эмоции человека
Интерес-возбуждение. Эмоция, которую испытывает человек чаще других
Следует подчеркнуть важность этой эмоции для мотивации в развитии навыков, приобретении знаний. Интерес открывает дорогу любопытству, исследованию, расширению опыта
Если интерес интенсивен, человек находится в состоянии воодушевления, оживления.
Радость может быть охарактеризована чувством уверенности, значительности, наслаждения и удовлетворения. Человек доволен собой, окружающим его миром, он ощущает силы и энергетический подъем. Радость — чувство, которое возникает при достижении чего-то, при реализации своих способностей, удовлетворении желаний.
Удивление. Особенность этой эмоции в том, что она быстро возникает и так же быстро проходит. Это эмоция переходящего характера. Удивление не может быть мотивом для поведения на протяжении длительного периода. Функция этого состояния заключается в подготовке человека к последующим действиям, к новым событиям.
Страдание. Одна из наиболее распространенных отрицательных эмоций. Является доминирующей при горе, депрессии. Причин для страдания много. Это и проблемы повседневной жизни, потребностные состояния. Описывая страдание отмечают упадок духа, одиночество, изоляцию, уныние.Эмоция сигнализирует человеку и его окружению, что ему плохо. Эмоция побуждает человека к действиям, облегчающим это состояние, устраняющим причину страдания. Наиболее тяжелой формой страдания является горе. Источник горя — утрата. Состояние горя очень тяжело переживается человеком.
Гнев. Очень сильная отрицательная эмоция. Гнев возникает вследствие неосуществления, недостижения страстно желаемого. Причинами гнева могут быть: личное оскорбление, обман, принуждение. Когда человек испытывает гнев, он ощущает свою силу, испытывает желание сокрушить источник гнева. Чем больше сила гнева, тем сильнее субъект и тем больше его желание физически действовать. Ярость — наивысшее проявление данной эмоции. Здесь мобилизация энергии настолько велика, что человек вынужден выплеснуть эту энергию. Это проявляется различными способами.
Отвращение. Эта эмоция возникает, когда человек стремится устранить объект или изменить его. В сознании человека происходит рассогласование ценностно-значимого и уродливо-несовершенного. Отвращение могут вызывать предметы, действия, поступки. Как и гнев, данная эмоция может быть направлена на себя, тогда снижается самооценка, возникает чувство самоосуждения.
Презрение. Если человек испытывает данную эмоцию, то он должен чувствовать себя умнее, сильнее, увереннее, чем презираемое лицо. Человек испытывает чувство превосходства и обесценивает качества других. Это враждебное чувство. Человек враждебно относится к тому, кого презирает.
Страх. Сильная и опасная эмоция. Причиной страха может стать событие, условие, которое сигнализирует об опасности. Эта эмоция управляет сознанием и поведением человека. Он может переживать состояние страха как предчувствия беды, неуверенности, незащищенности, угрозы своему существованию. Видов страха множество: от неприятного предчувствия до ужаса.
Стыд. Испытывая чувство стыда, человек представляется себе маленьким, скованным, расстроенным, никчемным. Эмоция парализует мыслительную деятельность, человек лишается возможности на какое-то время мыслить логично. Стыд может вызвать чувство презрения к самому себе.
Вина. Эмоциональное состояние, возникающее вследствие неправильных действий. Человек чувствует вину, когда понимает, что им нарушены правила, что он переступил границы чего-либо. Вина может возникать в связи с осуждением своего поступка. Реакциями на чувство вины являются раскаяние, осуждение себя, понижение самооценки. Когда человек лично ответственен за что-то, возникает чувство вины. Эта эмоция длительная и мучительная.
Часто используемые эмоции
Основные человеческие эмоции не изменились за тысячи лет, и мы по-прежнему испытываем страх, вожделение, любовь и радость. Основные эмоции человека можно пересчитать по пальцам, а вот производных великое множество. Чем развитее общество, тем богаче палитра эмоций. В примитивных социумах, таких как племена аборигенов в Амазонских лесах, нет такого разнообразия. Они знают, что такое страх, радость, вожделение, скорбь, удовольствие, сожаление, и этого вполне достаточно для выживания в дикой природе.
Цивилизованные люди тоже испытывают чаще всего именно этот набор эмоций, но в «разбавленном» и видоизменённом облике. Это связано с активной мыслительной работой, которую мы все ведём. Чем проще жизнь – тем примитивнее эмоции. Чем богаче внутренний мир человека (начитанность, образованность, любознательность, развитая нервная система, тонкая душевная организация), тем богаче его эмоциональный багаж.
Особенности эмоциональной сферы личности
Теории эмоций зрелого человека изначально связаны с именем Чарльза Дарвина, который в своих ученых трудах описал связь между биологией и психологией эмоциональных явлений
Именно благодаря эволюционным наблюдениям появилась теория об эмоциях, как важном приспособительном механизме, способствующем адаптации к разнообразным жизненным ситуациям. В дальнейшем исследование подхватили У
Джемс и К. Ланге, которые доказали, что для соответствующих эмоций существуют отличительные физические изменения. В зависимости от различных факторов, влияющих на человека, выделяют множество видов эмоционального состояния, при этом можно выделить несколько фундаментальных:
- Аффект – стремительно и неудержимо протекающее эмоциональное состояние, которое часто неподвластно сознанию и волевому контролю. Развитие аффекта происходит неожиданно, под действием потрясения, в результате которого нарушается концентрация и снижается память.
- Чувства – наиболее простые эмоции, проблема которых состоит в невозможности выражения. В этом случае требуется обогащение чувственного опыта, чтобы осознавать окраску, свойство и оттенок психического процесса.
- Эмоции, как узконаправленное выражение чувств и переживаний по отношению к ситуации и потребностям субъекта.
- Страсть подразумевает практически полное сосредоточение на предмете страсти. Данная эмоция является доминирующей и может вызывать нарушения психологической сферы.
- Настроение считается достаточно устойчивым эмоциональным проявлением, средней интенсивности. При этом на настроение влияют индивидуальные характеристики личности, а диагностика проводится с помощью различных психологических тестов и опросов.
Если кратко выразить суть эмоций, то это переживания и чувства, которые людям довольно сложно контролировать. Но, в настоящее время существуют психотерапевтические методы развития эмоционально волевой сферы, благодаря которым, можно скорректировать и отрегулировать психическое состояние человека. Ведь от чувственного содержания и настроения зависит качество жизни людей, как в социальном аспекте, так и в плане личностных достижений.