Библиотекарь

Востребованность профессии

Профессия библиотекаря стала менее востребованной с того момента, когда активно стал развиваться высокоскоростной интернет. При этом библиотекари все еще требуются в школах, при вузах и колледжах.

Профессия остается востребованной для тех людей, кто не стремиться к постоянному карьерному росту, агрессивным продажам и другим конфликтным способам работы.

В большинстве случаев спад востребованности специалистов этого направления связан с тем, что необходимость в специалистах снижается, но в редких случаях, особенно в регионах это может быть связано с тем, что претендентов на рабочее место остается все еще много.

Методы обучения

Обучение проходит дистанционно, что открывает перед вами ряд преимуществ. Например, только вы будете определять в какое время приступить к занятиям и сколько свободных часов посвятить учёбе. Никто не будет торопить вас с ответом, и вы можете основательно подумать, прежде чем выполните практические задания. Это удобно ещё и в том плане, что вы сами распоряжаетесь своим временем, и ваша частная жизнь никак не пострадает от появления в ней пункта «обучение». Не говоря уже о том, что сейчас возможности информационных технологий таковы, что вы можете заниматься практически в любом месте. Вам всего лишь нужен выход в интернет – и всё, вы уже на сайте спокойно читаете лекции, выполняете задания. Однако такая свобода в действиях отнюдь не означает, что вы предоставлены сами себе, нет. У вас есть наставник, который сможет направить вас, если вы где-то заблудились, ответит на волнующие вас вопросы, поддержит и окажет всестороннюю помощь на пути получения вами новых знаний, умений и навыков.

Как проходит обучение

Изучайте теоретический материал

Текстовые лекции, электронные учебники, аудиокниги по каждой теме программы.

Выполняйте практические задания

Задания основаны на практических профессиональных ситуациях для лучшего понимания курса. Преподаватели проверяют выполненные задания, ставят оценку и дают обратную связь.

Общение с преподавателями

В процессе обучения можно консультироваться с педагогами, общаться во время вебинаров, задавать вопросы на форуме.

Итоговый экзамен

в виде тестирования по всей программе обучения.

Онлайн-вебинары

В системе дистанционного обучения вы найдете информацию по вебинарам на текущий месяц.

Библиотека вебинаров

В течение всего периода обучения доступны записи прошедших вебинаров по тематике программы и другим направлениям.

Программы

В системе ДПО сегодня существует две основные программы переподготовки библиотекарей, которые разработаны с учётом существующих квалификаций. В их учебных планах акцент делается на разных дисциплинах:

Основные дисциплины для библиотекарей Основные дисциплины для педагогов-библиотекарей
  • библиотековедение;
  • библиографическая деятельность;
  • документология;
  • правовое обеспечение работы библиотек;
  • аналитическая обработка документов и каталоги;
  • культурно-просветительская работа библиотек;
  • формирование библиотечного фонда и т.д.
  • библиотековедение;
  • введение в педагогическую деятельность;
  • возрастная психология;
  • организация библиотечного фонда учреждений образования;
  • школьная библиотека и реализация ФГОС;
  • воспитательные технологии при проведении библиотечных уроков и т.д.

Трудоёмкость программ зависит от образовательной организации, но не может быть меньше 250 академических часов.

Примеры программ

Учебные планы курсов для библиотекарей создаются на основе:

  • Федеральных государственных образовательных стандартов по направлению «Библиотечно-информационная деятельность»;
  • проекта профессионального стандарта специалистов в области библиотечно-информационной деятельности.

Разработкой программ повышения квалификации занимаются профильные вузы, образовательные центры и непосредственно библиотеки. Названия курсов могут быть разными:

  • «Современные подходы к управлению библиотекой»;
  • «Библиотечный маркетинг»;
  • «PR-технологии в библиотечной системе»;
  • «Современная общедоступная библиотека»;
  • «Управление пространством в библиотеке»;
  • «Электронно-библиотечные системы и электронные информационно-образовательные ресурсы»;
  • «Организация информационно-библиотечной работы в помощь образовательному процессу в условиях реализации ФГОС» и т.д.

Программы регулярно обновляются и корректируются в соответствии с новыми требованиями к квалификации библиотечных работников.

Компоненты курса

Программы магистра библиотечного дела (или эквивалентные, такие как магистр управления информацией в Австралии) обычно структурированы так, чтобы предлагать сочетание обязательных и факультативных курсов по библиотечному делу и информатике . Необходимые курсы сосредоточены на основных библиотечных навыках, таких как каталогизация , справочная информация, создание коллекций, а также на смежных областях, таких как философия, лежащая в основе профессии, информационные технологии и менеджмент . Курсы по выбору могут включать в себя управление информацией, детскую литературу , генеалогию и архивы , а также специализированные курсы, связанные с различными типами библиотек ( академические библиотеки , музыкальные библиотеки , специальные библиотеки и т. Д.).

Факультет

Обычная подготовка для преподавателя кафедры библиотечного дела (или другого названия) — это докторская степень в области библиотековедения или информатики . В некоторых областях библиотечного дела эквивалентной является докторская степень по другому смежному предмету, например по архивным исследованиям, а некоторые преподаватели имеют докторские степени по различным предметным областям, а также степень MLS (или аналогичную).

Недостатки профессии библиотекаря

Бытует мнение, что сотрудник библиотеки целый день занимается только тем, что сидит и читает книжки. На самом же деле иногда библиотекарю не удается присесть даже на пару минут, особенно если библиотека расположена в многоэтажном здании, а библиотечный фонд «разбросан» по разным этажам. Поэтому первым недостатком этой профессии можно назвать большие физические нагрузки. Вторым недостатком является книжная пыль, которая рано или поздно становится причиной аллергии.

Как уже упоминалось выше, библиотекарям приходится ежедневно общаться с огромным количеством читателей, и, к сожалению, не все они отличаются адекватным поведением. Высокое эмоциональное и нервное напряжение – это третий недостаток. Четвертым недостатком можно считать небольшие возможности для карьерного роста.

Ну и самое главное, в нашей стране библиотекари получают настолько мизерную зарплату, что ее с трудом хватает даже на самое необходимое. И это, пожалуй, самый значимый недостаток, оказывающий основное влияние на постоянное снижение популярности этой благородной профессии среди абитуриентов.

Специфика

Согласно проекту профстандарта, обучение должно проводиться в течение всего периода работы с периодичностью 1 раз в 5 лет. Оно необходимо для усовершенствования навыков, овладения новыми знаниями и технологиями. Существует несколько важных моментов, о которых стоит упомянуть:

  1. Директор библиотеки обязан направить сотрудника на обучение, если изменились профессиональные стандарты.
  2. Если работник отказывается пройти курсы, администрация вправе провести аттестацию или направить его на независимую оценку. Это необходимо для подтверждения его уровня квалификации.

Обычная трудоемкость курсов повышения квалификации – от 16 до 108 академических часов. Обучение проводится в очной, заочной, очно-заочной и дистанционной форме. По окончанию сдается небольшой экзамен (часто в виде теста). Слушателю курсов выдается удостоверение с указанием даты, темы и места проведения занятий.

Направления обучения

Анонс программ (115)

Безопасность жизнедеятельности в социальной сфере (23)

Хит!

Бухгалтерский учет (31)

Государственная служба и юриспруденция (19)

Дефектология (59)

Хит!

Дизайн. Программы от партнеров (21)

Документоведение и делопроизводство (9)

Дошкольное образование (71)

Хит!

Индустрия красоты (4)

Культура и искусство (16)

Логопедия (46)

Хит!

Маркетинг и продажи (3)

Менеджмент и управленческие компетенции (31)

Начальное образование (21)

Охрана труда и жизнедеятельности (2)

Педагогика (24)

Педагогика дополнительного образования (41)

Педагогика профессионального образования (19)

Предметная подготовка учителей (62)

Психология (81)

Хит!

Сельское хозяйство (12)

Социальная работа (14)

Управление персоналом и кадровое делопроизводство (18)

Физическая культура и спорт (33)

Экономика и финансы (8)

Дистанционное обучение

Среди учреждений ДПО, располагающих курсами этого профиля, намного больше таких, где переподготовка библиотекарей ведётся заочно, в онлайн-формате. Соответствующие программы можно найти на интернет-ресурсах следующих центров:

Название центра ДПО Программы Стоимость обучения
Есть два направления подготовки – библиотечно-информационная и библиотечно-педагогическая деятельность. Каждое из них имеет варианты учебных планов, рассчитанных на 260, 520 и 780 часов. От 8000 до 10000 рублей, в зависимости от объёма программы
Реализует три курса с присвоением разных квалификаций: педагог-библиотекарь, специалист по библиотечно-информационной деятельности и менеджер библиотечно-информационной деятельности. Трудоёмкость – 260 или 520 академических часов. 6500 или 8500 рублей
Проводит дистанционную переподготовку на библиотекаря по программе «Библиотековедение». Её объём – 340 академических часов, продолжительность обучения – 3 месяца. 8005 рублей
Московский институт профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов Курс называется «Профессиональная деятельность педагога-библиотекаря». Реализуется в двух версиях: на 270 и 540 академических часов. 9750 и 12250 рублей без учёта возможных скидок
Институт современного образования

Располагает двумя программами:

  • «Библиотечное дело». Объём – 530 часов, распределённых на 4 месяца обучения.
  • «Библиотечно-педагогическое обеспечение в образовательных организациях». Объём – 320 часов.
Для библиотекарей – 5560 рублей, для педагогов-библиотекарей – 4860 рублей
Курс, нацеленный на подготовку педагогов-библиотекарей. Имеет трудоёмкость 504 академических часа. Срок обучения – 6 месяцев. 15500 рублей

Несмотря на то, что с развитием цифровых технологий профессии библиотекаря порой предрекают исчезновение, она продолжает существовать и подстраиваться под современные реалии. Переподготовка по библиотечному делу помогает приобрести специальность, в рамках которой можно непрерывно развиваться – как интеллектуально, так и творчески.

Применение результатов обучения

Основное направление деятельности выпускников данного курса — библиотечное дело. Работа библиотекаря в современных условиях видоизменяется, совершенствуется, приобретает новые формы. С появлением интернета библиотеки утратили монополию на хранение книжной информации, что привело к оттоку читателей. Сегодня на первый план выходит задача привлечения клиентов и поиска путей их эффективного обслуживания. Для этого широко применяются информационные технологии, проводятся промо-мероприятия, способствующие продвижению интереса к книге и чтению. Данный курс позволит освоить эти технологии.

Слушатели программы могут трудоустроиться библиотекарями в библиотеки всех уровней и форм собственности.

Вы узнаете и научитесь

Учебным планом курса предусмотрено рассмотрение следующих тем:

  • Особенности ведения делопроизводства и документооборота в библиотечно-информационном деле.
  • Теория и практика библиотечного дела.
  • Справочно-библиографическая деятельность в библиотечном учреждении.
  • Менеджерские методы управления процессом привлечения читателей.
  • Основы организации социально-культурной деятельности в библиотеке.

Результаты и перспективы

  • Вы готовы к работе библиотекаря, способны вести обслуживание читателей, осуществлять заказ новой литературы и периодических изданий.
  • Пройдя курс занятий на библиотекаря, вы научитесь вести учет читателей и выданной им литературы, составлять библиографические описания для каталогов, внедрять современные методы работы и информационные технологии в процесс обслуживания посетителей.
  • Вы понимаете значение библиотек в культуре как носителей информации, новых знаний, технологий.

Применение результатов обучения

Основное направление деятельности выпускников данного курса — библиотечное дело. Работа библиотекаря в современных условиях видоизменяется, совершенствуется, приобретает новые формы. С появлением интернета библиотеки утратили монополию на хранение книжной информации, что привело к оттоку читателей. Сегодня на первый план выходит задача привлечения клиентов и поиска путей их эффективного обслуживания. Для этого широко применяются информационные технологии, проводятся промо-мероприятия, способствующие продвижению интереса к книге и чтению. Данный курс позволит освоить эти технологии.

Слушатели программы могут трудоустроиться библиотекарями в библиотеки всех уровней и форм собственности.

Требования к Слушателям:

Обратите внимание! Для поступления достаточно прислать скан-копии или фотографии документов, а также осуществить удаленное заключение договора. Копии документов должны быть чёткими, разборчивыми, легко читаемыми.Обучающимся от юридического лица необходимо отправить бумажные документы почтой до окончания обучения.. Граждане Российской Федерации предоставляют заявление о приёме на обучение и копии следующих документов:

Граждане Российской Федерации предоставляют заявление о приёме на обучение и копии следующих документов:

  • Паспорта.
  • Страхового номера индивидуального лицевого счёта (СНИЛС).
  • Диплома о высшем или среднем профессиональном образовании*.
  • При поступлении на основе неоконченного образования – справки об обучении из организации высшего или среднего профессионального образования, в которой обучается студент.
  • Документа, подтверждающего факт изменения фамилии, имени или отчества (если необходимо).

Внимание! Принимаются лица от 18 лет. Гражданам иностранных государств и лицам без гражданства следует уточнить список документов в отделе по организации приема по телефону или через форму заявки на консультацию

Гражданам иностранных государств и лицам без гражданства следует уточнить список документов в отделе по организации приема по телефону или через форму заявки на консультацию.

Подробнее о процессе поступления можно узнать здесь.

Преподаватели


Наши преподаватели результаты научной работы

Важнейшей особенностью обучающих дисциплин Института дополнительного образования РНБ является их тесная связь с практической деятельностью современных библиотек. Читающие лекции и ведущие практические занятия специалисты являются действующими руководителями структурных подразделений РНБ, ответственными исполнителями ее основных научных проектов, активными деятелями Российской библиотечной ассоциации, организаторами международных и всероссийских научных конференций и научно-практических семинаров, ведут методическую и консультационную работу с библиотеками Российской Федерации.

Обучающиеся не только знакомятся с авторскими курсами и методиками, приобретают актуальные знания по основным направлениям деятельности библиотек, но и получают уникальную возможность непосредственного общения с ее лидерами, формирующими основы современного библиотечного сообщества. В процессе обучения формулируются рекомендации и решения по конкретным вопросам повседневной библиотечной работы.

Проблемы, обсуждаемые в процессе обучения, в значительной мере являются общими для учреждений науки и культуры различной ведомственной подчиненности — не только библиотек, но и музеев, архивов, научно-образовательных, научно-исследовательских и других организаций. Сотрудники этих учреждений получают в Институте дополнительного образования РНБ квалифицированное образование по программам, соответствующим их профессиональным запросам.

Где можно получить профессию библиотекаря?

Библиотеки могут предъявлять разные требования к кандидатам на должность. Чтобы работать по профессии, можно получить образование в вузе или колледже.

Если образование получено в ссузе, специальность будет называться «библиотечное дело» и «библиотековедение».

Поступить в колледж можно сразу после 9 или 11 класса. После 9 класса обучение длится 2 года и 10 месяцев, после 11 класса на год меньше. Также длительность обучения зависит от формы обучения, которая может быть очной, заочной или вечерней.

Техникумы и колледжи, подходящие для получения среднего образования библиотекаря:

  • Санкт-Петербургский техникум библиотечных и информационных технологий.
  • Омский колледж библиотечно-информационных технологий.
  • Саратовский областной колледж искусств.
  • Отделение среднего профессионального образования Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского.
  • Пермский краевой колледж искусств и культуры.

Для поступления в колледж проводится конкурс аттестатов. Вычисляется средний балл каждого ученика и сравнивается с другими. Некоторые учебные заведения проводят дополнительные конкурсы.

Также получить подходящее образование можно в вузе, например, специальность «библиотечно-информационная деятельность» и «документоведение и архивоведение».

Чтобы поступить в вуз нужно сдавать ЕГЭ по нескольким предметам: литература, русский язык, история и обществознание. В некоторых случаях вместо обществознания сдают английский язык. Среднее время обучения в вузе — 4-5 лет.

Вузы, подходящие для библиотекарей:

  • Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского.
  • Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского.
  • Краснодарский государственный институт культуры.
  • Белгородский государственный институт искусств и культуры.
  • Алтайский государственный институт культуры.

Чтобы повысить свой шанс на успешное получение профессии, нужно пройти практику в библиотеке. Так как библиотечное дело не относится к высококонкурентным профессиям, многие библиотеки берут студентов-практикантов для получения опыта работы и последующего трудоустройства.

Источник фото: cottonbro/pexels

Кто такой библиотекарь?

Библиотекарь – специалист, который отвечает за сохранность и систематизацию библиотечного фонда, а также обслуживает посетителей библиотек (в том числе, путем предоставления информационно-консультационных услуг).

Название профессии образовалось от слова библиотека, которое в свою очередь произошло от греческого βιβλίον (книга) и θήκη (место хранения). Первые библиотекари появились одновременно с возникновением письменности и первых «книг» в виде глиняных табличек. Первоначально в обязанности библиотекарей входил только быстрый поиск нужной книги. Однако по мере увеличения библиотечного фонда, расширялась и сфера деятельности библиотекарей.

Современный библиотекарь представляет собой специалиста, который не только может быстро найти нужную читателю книгу, но и знает все особенности хранения печатных изданий (в том числе, древних экземпляров), занимается организацией и управлением фонда, предоставляет информационные услуги посетителям и в совершенстве владеет современными информационными технологиями.

Профессиональные обязанности библиотекаря включают в себя: обслуживание читателей (заполнение абонемента, поиск и выдача литературы, учет выданных и возвращенных материалов и т.д.), анализ читательских заявок, обеспечение комплектации и сохранности фонда, обработку поступивших изданий, составление картотек и каталогов, организацию тематических выставок, семинаров, дискуссий и т.д.

Какими личностными качествами должен обладать библиотекарь?

Профессия библиотекаря подразумевает частое и непосредственное общение с самыми разными людьми, поэтому работник библиотеки, в первую очередь, должен быть вежливым, толерантным и коммуникабельным. Не менее важным в работе библиотекаря является опрятный внешний вид и грамотная речь. Кроме того, специфика работы требует от библиотекаря наличия таких личностных качеств, как:

  • хорошая память – помогает легко ориентироваться в лабиринте стеллажей и книжных полок;
  • внимательность и кропотливость – незаменимы при составлении каталогов и картотек;
  • аккуратность и ответственность – необходимы при работе с редкими изданиями из библиотечных архивов.

Необходимо также отметить, что поскольку в современных библиотеках активно внедряются компьютерные технологии (в том числе, оцифровывание библиотечных фондов и каталогов) сегодня библиотекарь должен ко всему прочему обладать еще и склонностью к саморазвитию и освоению новых навыков и инструментов библиотечного дела.

Какие навыки нужны?

В ходе осуществления трудовой деятельности данному специалисту необходимо:

  • ориентироваться в разных жанрах литературы;
  • знать, как осуществляется каталогизация, учет и обработка книжного фонда;
  • уметь работать в компьютерных программах, применяемых в библиотеках;
  • обладать знаниями
  • понимать информацию, содержащуюся в библиографических описаниях;
  • иметь представление о порядке подготовки конференций, выставок,
  • иметь навыки коммуникации с людьми.

Очные курсы

Желающие войти в новую профессию могут обучаться на курсах переподготовки библиотекарей дистанционно или в классической очной форме. К сожалению, второй вариант встречается редко. Лучшую на сегодняшний день очную программу реализует университет «Ленинка», который в 2019 году был создан Российской государственной библиотекой.

  • общепрофессиональные;
  • специальные;
  • элективные (по выбору).

Трудоёмкость программы – 500 академических часов. Продолжительность обучения – 9 месяцев. Набор в группы ведётся ежегодно, занятия начинают в сентябре и завершаются в мае. Итоговые аттестации проходят в июне.

Для обучения на очных курсах в «Ленинке» необходимо проживать в Москве и располагать свободным временем, поскольку занятия проводятся в дневное время 4 раза в неделю. Однако иногородние могут пройти переподготовку по библиотечному делу дистанционно – эта возможность также предусмотрена Российской государственной библиотекой.

Топ учебных заведений

Наиболее проработанные курсы предлагают вузы, занятые подготовкой работников культуры. Топ учебных заведений высшего и дополнительного образования, где библиотекари могут пройти программы повышения квалификации, представлен в таблице ниже.

Учебное заведение Программы Стоимость
МГИК (Московский государственный институт культуры)

Форма обучения дистанционная.

Зависит от количества слушателей
СПбГИК (Санкт-Петербургский государственный институт культуры) Рассчитывается индивидуально
Казанский государственный институт культуры Информация предоставляется при подаче заявки
Кемеровский государственный институт культуры Предлагается 10 тем на выбор. Заочная форма с применением технологий дистанционного обучения. Информация предоставляется при подаче заявки
Новосибирский государственный педагогический университет 4 350 руб.

Найти качественные курсы повышения квалификации для специалистов библиотечно-информационной среды можно в крупном учебном центре «Академия Рудомино». Он организован и курируется Всероссийской государственной библиотекой иностранной литературы и представляет собой площадку для непрерывного профобразования работников культуры. Здесь реализуются следующие программы:

  • «Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки»;
  • «Информационная грамотность в библиотечной деятельности»;
  • «Правовое регулирование библиотечно-информационной деятельности. Организационно-правовые основы деятельности библиотек»;
  • «Библиотечный менеджмент на современном этапе»;
  • «Проектная деятельность библиотек»;
  • «Актуальные вопросы библиотечного дела за рубежом».

Существуют и образовательные онлайн-центры с хорошей репутацией, где сотрудники библиотек могут найти подходящие программы. Некоторые из них перечислены в таблице ниже.

Учебный центр Программы Стоимость
АНО ДПО «Институт современных технологий и менеджмента»
  • «Деятельность педагога-библиотекаря в условиях реализации ФГОС»;
  • «Менеджмент в библиотечной деятельности»;
  • «Библиотечный маркетинг и PR-технологии в продвижении библиотечных систем»;
  • «Библиотечно-информационная деятельность».

Продолжительность 36 часов. Формат – дистанционный.

2000–3000 руб.

  • «Организация деятельности школьной библиотеки в условиях реализации ФГОС»;
  • «Библиотечное дело».

Трудоемкость – от 36 до 108 часов. Формат – дистанционный.

108 часов – 2180 руб.

72 часа – 1890 руб.

36 часов – 1190 руб.

Из-за высокой загруженности на работе многие библиотекари предпочитают проходить повышение квалификации дистанционно, поэтому услуги онлайн-центров пользуются большим спросом. Для некоторых это единственная возможность получить заветное удостоверение. Как при очном, так и при заочном обучении слушателям предоставляются методические и учебные материалы. В них содержится масса полезной информации, которая обязательно пригодится в работе.

Вы узнаете и научитесь

  • Научно-методическая работа как приоритетное направление деятельности библиотек.
  • Основы деловой и корпоративной культуры.
  • Функции и технологии библиотечного менеджмента и система маркетинговой документации библиотек.
  • Межличностное общение как фактор эффективного управления.
  • Особенности управления качеством работы и виды библиотечного обслуживания.
  • Возможности электронных каталогов и их практическая реализация.

Результаты и перспективы

  • Вы изучили типы и виды организационной структуры библиотеки.
  • Вы знаете правовое обеспечение деятельности современной библиотеки и роль руководителя в системе ее управления.
  • Вы освоили современные подходы ведения библиотечного дела и можете организовать успешную управленческую деятельность в библиотеке.

Применение результатов обучения

Управление современной библиотекой трудно представить без современных технологий, которые с каждым годом обновляются. Также меняются подходы и требования к работе сотрудников библиотеки. Пройдя курсы повышения квалификации, вы узнаете об инновационной деятельности в сфере библиотечного менеджмента и повысите свой профессиональный уровень. Вы сможете использовать современные технологии в управлении, что значительно упростит процесс работы, и уменьшит затраты времени на обеспечение эффективной деятельности библиотеки.