Школьникам

Кружок 3 класса

Руководитель Александра Ефремовна Подгайц2015/2016 учебный год

Занятие 22 (16 апреля 2016 года). Ацнок с меаджуссар

1.

Оби-Ван показывает Люку джедайские фокусы. Люк загадал число, поделил его на 4, умножил на 3, прибавил 2, вычел 12, разделил на 2 и получил 4. Оби-Ван тут же сказал, какое число загадал Люк. Какое?

Ответ.
24

2.
а)На Татуине построили новую деревню, в ней все дома выстроены в одну линию. Потом Джабба Хатт решил, что надо построить ещё домов, и между каждыми двумя домами построили ещё по дому. В итоге в деревне стало 11 домов. Сколько домов было изначально?
б)В другой деревне также все дома стояли в одну линию. Джабба дважды добавлял по дому между каждыми двумя домами. В итоге стало 65 домов. А сколько домов было изначально?

Решение Ответ

Решение.
Пусть было n домов. Тогда между ними n-1 промежуток, и после постройки новых домов будет 2n-1 домой. Значит, если было 65, то до этого было 33 (делим пополам и округляем вверх). Если было 33, то перед этим было 17. Если было 11, то перед этим было 6.

Ответ.
а) 6; б) 17

3.

На Звезду Смерти приземлился истребитель. Через одну секунду на неё приземлился ещё истребитель. Ещё через секунду на неё приземлилось ещё два истребителя. Каждую секунду количество истребителей на Звезде Смерти продолжало удваиваться. Через два часа она была ВСЯ в истребителях, и тогда она взорвалась.
а) Через какое время Звезда Смерти была покрыта истребителями ровно наполовину?
б) Если бы в первый момент времени на Звезду Смерти село 4 истребителя, через какое время она была бы вся в истребителях?

Ответ.
а) За секунду до 2 часов, так как за эту секунду количество истребителей как раз удвоилось.
б) За 2 секунды до 2 часов.

4.
В сенаторской столовой на Корусанте продают очень вкусные пончики. Джа-Джа Бинкс съел половину всех пончиков, после чего работница столовой отложила два пончика для Палпатина. После этого в столовую пришла Падме и съела половину оставшихся пончиков. Тогда работница столовой отложила ещё три пончика для Палпатина, и пончики кончились. Сколько пончиков было изначально? Сколько съел Джа-Джа?

Решение Ответ

Решение.
В конце было 3 пончика, перед этим Падме съела половину, значит, было 6. Перед этим было отложено два пончика, значит, было 8. Перед этим Джа-Джа съел половину, то есть 8, значит, было 16.

Ответ.
Всего было 16, Джа-Джа съел 8.

5.
а) Хан Соло в поиске денег заключил сделку с Джаббой. Каждый раз, когда Хан облетает Татуин на Тысячелетнем Соколе, Джабба удваивает деньги Хана, но за это Хан отдаёт Джаббе 400 у.е. Хан облетел Татуин три раза и у него не осталось денег. Сколько у.е. было у него изначально?
б) Если бы вы были на месте Хана Соло, и вам бы предложили такую игру, а у вас было бы 380 у.е., сколько раз вы бы согласились облететь?
в) При какой изначальной сумме можно играть хоть до бесконечности?

Решение Ответ

Решение.
а) Перед тем, как деньги кончились, Хан отдал Джаббе 400, значит, у него было 400. Перед этим его деньги удвоились (в третий раз), значит до этого было 200. Перед этим было 200+400=600, перед этим 600/2=300 (второй облёт). Перед этим было 300+400=700, перед этим 700/2=350.
б),в) Если у меня 380 у.е., то после 1 облёта и отдавания денег у меня будет (380*2 — 400)=360, то есть сумма уменьшилась. Она так и будет уменьшаться, то есть можно согласиться облететь 0 раз. Так будет всегда, когда исходная сумма меньше 400, если равна 400, ничего меняться не будет, а если больше 400, можно летать сколько угодно, состояние будет только расти.
Разумеется, эти рассуждения верны, только если мы учитываем только количество денег, не обращая внимания на расход топлива, потраченное время или полученное удовольствие от полёта.

Ответ.
а) 350; б) 0; в) больше 400.

6.
Хан и Чубакка играли на печенье. Сначала Хан проиграл половину своих печенек Чубакке, потом Чубакка проиграл половину своих Хану, потом снова Хан проиграл половину своих Чубакке. В этоге у Хана оказалось 50 печенек, а у Чубакки — 110. Сколько печенек было у каждого до начала игры?

Решение Ответ

Решение.
Перед последней игрой у Хана было в два раза больше, то есть 100 печенек, а у Чубакки на 50 меньше, то есть 60. Перед этим у Чубакки было 120, а у Хана 40. Перед этим у Хана было 80, и у Чубакки тоже 80.

Ответ.
У них было по 80 у.е.

Структура обучения

Два отделения факультета – математики и механики – отличаются программой, составом кафедр и, соответственно, получаемой в итоге специальностью. Но при этом фундаментальная база (первые два курса) одна и та же, все основные предметы читают на двух отделениях. В целом, разницу между отделениями можно сформулировать так:

В области механики больше занимаются задачами, имеющими в первую очередь прикладное значение, будь то обтекание крыла самолета воздушным потоком, динамика ударных волн или механизм извержений вулканов. На отделении математики идет работа с абстрактными объектами, конструкциями и тенденциями.

«Физику наших дней не обязательно знать физику, ему достаточно знать математику».

Лев Ландау

Структура

Специалитет

Магистратура

Срок обучения

6 лет

2 года

Форма обучения

Очная

Очная

Начальный уровень

Абитуриенты

Выпускники бакалавриата

Направление подготовки

Фундаментальные математика и механика

Математика
Механика и математическое моделирование
Математика и компьютерные науки

Образовательные программы

Математика, Фундаментальная математика и математическая физика, Механика

Количество мест

380 бюджетных мест:
Математика – 250, Фундаментальная математика и математическая физика – 25, Механика – 105
Контрактные места: математика – 60,
Фундаменатльная математика и математическая физика – 2, Механика – 30

28 бюджетных мест: математика – 5, Механика и математическое моделирование – 8,
Математика и компьютерные науки – 15
Контрактные места: математика – 8, Механика и математическое моделирование – 8, Математика и компьютерные науки – 14

Содержание обучения

Первые 4 года отводятся в основном на общеобразовательные курсы. Последние 2 года выделены на спецкурсы и семинары по той специальности, которую выбрал студент, и на написание научной работы.

В течение первых двух лет студенты изучают те базовые дисциплины, которые будут необходимы, независимо от того, какое направление они выберут в дальнейшем.
С третьего курса происходит распределение по кафедрам, студенты выбирают научного руководителя и специальные курсы в зависимости от своих научных интересов.

Выбор кафедры – это своеобразный многоуровневый квест: дело в том, что каждая кафедра заинтересована в том, чтобы привлечь лучших. Для этого проводятся семинары, практикумы, при необходимости выделяются дополнительные места. В последние годы на мехмате существует уникальная практика: если у студента есть желание, то уже на первом и втором курсе он может написать курсовую работу. И даже после этого можно сменить кафедру и руководителя и попробовать себя в других областях.

Для всех студентов проводятся компьютерные практикумы – их организует кафедра, исходя из специфики направления. На первых трех курсах есть и общий предмет – программирование; на 4 курсе появляется дисциплина «Численные методы».

Для студентов отделения механики на 3-4 курсе проводится физико-механический практикум в Институте механики МГУ: здесь ставят различные эксперименты и учатся обрабатывать результаты наблюдений. Это обязательная часть программы обучения на отделении механики.

Курс английского языка длится 2 года. На старших курсах студенты также слушают лекции и сдают экзамены на иностранном языке: это спецкурсы по математике или механике. Помимо английского есть курсы на французском и немецком языках и специальный семинар «Методика подготовки научного доклада и ведения дискуссии на иностранном языке».

Методика обучения на механико-математическом факультете — традиционная для советской математической школы. Ее основная особенность – глубокая связь с так называемой научной школой; именно так развивалась математика в России. Научная школа — это своеобразный клуб, во главе которого стоит ученый, академик или профессор. Это уникальное сообщество, с атмосферой аристотелевского Ликея, отчасти даже домашней, где студент попадает в большую научную семью. Живое общение — ключевая особенность обучения на мехмате. Студенты мехмата проходят именно такие «научные школы» с 3 курса, после того как проходит распределение по кафедрам и выбор научного руководителя.

Кружки для младших школьников

Руководитель Ирина Сергеевна Засыпкина2012/2013 учебный год

Занятия кружков для младших школьников под руководством И. С. Засыпкиной
проходят по субботам в аудитории П3 2-го учебного корпуса.

Ниже приведены окончательные списки зачисленных на эти кружки по итогам вступительной работы 15 сентября. Все вопросы просим присылать только по электронной почте vecher.mmmf@gmail.com. Мы непременно ответим.

К сожалению, формат проведения занятий не позволяет охватить бóльшее количество школьников, поэтому
дополнительный набор в течение года не планируется. Учащиеся
2–4 классов, не прошедшие отбор или не участвовавшие во вступительной работе, могут посещать
кружки под руководством E. Б. Прониной и А. В. Спивака (см. расписание кружков). Для этого нужно зарегистрироваться (даже если вы уже регистрировались на вступительную работу в кружок И. С. Засыпкиной).

Кружок для 1 и 2 классов (начало занятий 12:30)

  1. Акопова Карина
  2. Аношин Иван
  3. Антонов Игорь
  4. Архипова Анастасия
  5. Бицоева Полина
  6. Дёмин Дима
  7. Долженков Кирилл
  8. Казаков Илья
  9. Калмыков Владимир
  10. Купцов Святослав
  11. Латышев Иван
  12. Латышев Михаил
  13. Михайлов Антон
  14. Молодчиков Александр
  15. Мустафин Денис
  16. Сакальская Виктория
  17. Смирнов Андрей
  18. Фёдоров Александр
  19. Чечуро Дарья
  20. Чибисов Даниил
  21. Шапошник Илья
  22. Якушев Всеволод

Кружок для 2 и 3 классов (начало занятий 13:30)

  1. Артемьев Николай
  2. Ахияров Артур
  3. Бендюков Никита
  4. Бобкова Екатерина
  5. Брянский Артём
  6. Вакуловский Кирилл
  7. Вахрамеев Федор
  8. Гаджиев Теймур
  9. Гераськина Мария
  10. Голоцан Григорий
  11. Горшкова Мария
  12. Гудков Григорий
  13. Дмитрёнок Мария
  14. Евстифеев Михаил
  15. Зюзюкин Кирилл
  16. Каушик Эвелина
  17. Коршоков Степан
  18. Крахмалёв Александр
  19. Лазутина Софья
  20. Ленский Кирилл
  21. Лепешов Всеволод
  22. Мелькумова София
  23. Мельников Алексей
  24. Мосейчева Юлия
  25. Наумов Фёдор
  26. Нестеренко Виталий
  27. Перунова Мария
  28. Подойницын Илья
  29. Пойдашев Артём
  30. Потехин Федор
  31. Пронькина Арина
  32. Рафикова Галя
  33. Розинский Сергей
  34. Рощин Сергей
  35. Рощина Надя
  36. Садовничий Антон
  37. Самоделкин Петр
  38. Соловьева Юлия
  39. Тимошкина Алина
  40. Черкесова Ольга
  41. Эшмеев Павел

Кружок для 4 класса (начало занятий 15:00)

  1. Бойков Алёша
  2. Брусник Андрей
  3. Гайдай-Турлов Иван
  4. Германский Артём
  5. Дрофа Алина
  6. Дрофа Полина
  7. Дудников Кирилл
  8. Евлентьева София
  9. Закорко Полина
  10. Зубкова Дарья
  11. Кабаков Иван
  12. Карпов Ваня
  13. Киселёв Леонид
  14. Королёв Фёдор
  15. Кувшинов Валера
  16. Кузнецов Артур
  17. Кузнецов Юрий
  18. Курский Николай
  19. Лапко Егор
  20. Лобушкин Егор
  21. Лошаков Максим
  22. Музитов Павел
  23. Мустафин Артём
  24. Пичушкин Антон
  25. Попов Вадим
  26. Протасова Дина
  27. Рудяк Кира
  28. Рыбин Борис
  29. Савченко Всеволод
  30. Савчук Анна
  31. Трухачёва Мария
  32. Чернышёва Алиса
  33. Шапошник Никита
  34. Юсупов Максим
  35. Яковлева Юля

Математические кружки

На Малом мехмате МГУ работают кружки для школьников 5–11 классов.

Занятия кружков проходят по субботам с сентября по декабрь и с февраля по май.
Занятия бесплатные.

Традиционно любой желающий школьник мог прийти на Малый мехмат и участвовать в любом кружке, начиная с любого занятия. Мы стараемся сохранить эту традицию. Однако число желающих быстро растёт с каждым годом, поэтому нам пришлось ввести обязательную предварительную регистрацию (для всех вновь приходящих школьников, в том числе занимавшихся в предыдущие учебные годы) со вступительной работой.

Занятия кружков ведут студенты, аспиранты и преподаватели механико-математического факультета Московского университета, а также других
факультетов МГУ и высших учебных заведений математического и смежных направлений, аспиранты и научные сотрудники академических
институтов, работники наукоёмких производств, деятели кружково-олимпиадного движения.

На кружках Малого мехмата школьники знакомятся с интересными
математическими задачами, приучаются к логически строгим рассуждениям,
постигают красоту и гармонию математики.
Тематика кружков весьма разнообразна и, как правило, почти не связана
со школьной программой по математике. В 5–8 классах решаются задачи
на такие классические «кружковые» темы, как принцип Дирихле,
раскраски, инварианты, делимость, логика, комбинаторика, индукция, графы и т.п.

Занятия для 5–8 классов проводятся в группах по 15–30 человек.
Каждый школьник получает листок с задачами, решает их и обсуждает с преподавателем
индивидуально. В каждой аудитории одновременно присутствуют несколько
преподавателей. Ключевые задачи разбираются у доски.
Тексты листков представлены на нашем сайте: прошлых лет —
в архиве, текущие — по классам в разделе
«Материалы занятий» (см. слева).

Для старшеклассников (9–11 классов) также проходят занятия в группах по 15–20 человек. Занятие проходит ближе к лекционному формату.

Начиная с веченного семестра 2020 года из-за коронавируса занятия проходят только в дистанционном режиме на платформе Discord.

Как правило, школьники, заинтересовавшиеся математикой,
после одного-двух лет занятий на Малом мехмате
поступают в математические классы и школы и продолжают там изучать математику.

Малый мехмат не ставит перед собой цели подготовки к вступительным экзаменам.

Ждём вас на Малом мехмате!

Малый мехмат — школе

На этой странице размещены методические разработки, созданные
ведущими преподавателями Малого мехмата
для проведения математических кружков
в общеобразовательных школах. Работа выполняется при финансовой поддержке
Департамента образования г. Москвы.

Каждая методическая разработка состоит из пособия для руководителя
кружка, сопровождаемого готовым к печати набором заданий для школьников. Задания свёрстаны в формате A5 и
размещены по два на странице формата A4. Некоторые из них нужно
печатать на двух сторонах — в таком случае они размещены на
соседних страницах в файле. Все материалы представлены в виде
PDF-файлов.

Дорогие школьники! Опубликованные здесь материалы предназначены
в основном для преподавателей, ведущих математические кружки.
Выдавать решения задач из методического комментария за свои собственные
во время занятия кружка — это грубый обман, причём прежде всего
не преподавателя, а самого себя. Помните, что истинная ценность —
это самостоятельно решённая задача, а не «плюсик» в ведомости!
В то же время, листочки с задачами, решения и комментарии к ним можно
использовать для самообразования (например, в случаях, когда кружок
недоступен). Это всячески приветствуется.

Методические разработки

Методические разработки «Малый мехмат — школе» представлены двумя линиями. Первая линия рассчитана на
4-летний, вторая — на 2½-летний курс. Мы рекомендуем выбрать одну из линий и следовать ей в порядке возрастания
классов (при этом соответствие классам средней школы в значительной степени условно).

Линия 1:

  • для 5 класса (30 занятий), cоставители Д. А. Коробицын и Г. К. Жуков:
    задания для школьников,
    пособие для преподавателей;
  • для 6 класса (30 занятий), составители Д. А. Коробицын и Г. К. Жуков:
    задания для школьников + ответы и комментарии;
  • для 7 класса (30 занятий), составители Е. А. Асташов, Я. А. Верёвкин, А. А. Дейч, С. М. Саулин, А. В. Феклина:
    • 1-я часть: задания для школьников; пособие для преподавателей;
    • 2-я часть: задания для школьников; пособие для преподавателей.
  • для 8–9 классов:
    • 1-е полугодие (15 занятий), составители Е. А. Асташов и Д. А. Удимов:
      задания для школьников,
      пособие для преподавателей.
    • 2-е полугодие (15 занятий), составители Е. А. Асташов, Я. А. Верёвкин, О. А. Манжина и Д. А. Удимов:
      задания для школьников,
      пособие для преподавателей.

Линия 2:

  • для 5–6 классов:
    • 1-е полугодие (15 занятий), составители А. Л. Канунников, С. Л. Кузнецов и И. И. Осипов:
      задания для школьников,
      пособие для преподавателей;
    • 2-е полугодие (15 занятий), составитель И. И. Осипов:
      задания для школьников,
      пособие для преподавателей.
  • для 6–7 классов:
    • 1-е полугодие (15 занятий), составители Н. П. Стрелкова и С. Л. Кузнецов:
      задания для школьников,
      пособие для преподавателей;
    • 2-е полугодие (15 занятий), составители С. Л. Кузнецов и А. А. Оноприенко:
      задания для школьников,
      пособие для преподавателей,
      приложение: игра «математическая абака».
  • для 8 классов, составитель А. Л. Канунников:
    • 1-е полугодие (15 занятий): задания для школьников, пособие для преподавателей;
    • 2-е полугодие (15 занятий): задания для школьников, пособие для преподавателей.

Игровые занятия

Иногда разумно проводить занятие не в обычном режиме «приёма и
разбора задач», а в виде игры

Особенно это важно для кружков
5–6 классов. Мы предлагаем несколько наборов правил и подборок задач
для проведения игровых занятий.

  • Игра «Гонка вооружений»
    (составитель И. И. Осипов)
  • Игра «Математический аукцион» — включена
    в методическую разработку Н. П. Стрелковой и С. Л. Кузнецова для
    6–7 классов (см. выше)
  • Игра «Математический футбол» для двух команд (проводилась на занятии кружка 7 класса
    под руководством В. А. Косоротовой в 2009/10 учебном году)
  • Игра «Расскажи другу» (проводилась на занятии кружка 6 класса под руководством
    С. Л. Кузнецова 21.03.2015)

Общежитие

Иногородним, имеющим постоянную регистрацию за пределами 5-й зоны Московской железной дороги (это примерно 40–50 км от Москвы в зависимости от направления), предоставляется общежитие. Бюджетникам место в общежитии выделяется бесплатно, студенты, которые учатся на коммерческой основе, могут заселиться за плату при условии наличия свободных мест.

Как правило, первокурсников мехмата заселяют в «Дом студентов на Ломоносовском» по адресу Ломоносовский проспект, дом 27, корпус 11. Это современный многоэтажный жилой корпус, рассчитанный на 2700 студентов, в нём есть столовая, прачечная, тренажёрный и актовый залы, зоны отдыха и медицинский кабинет. Комнаты в общежитии двух-трёхместные, с отдельными кухнями и санузлами. От метро «Университет» до общежития ходит автобус 447, а до главного здания — 15 минут пешком по территории МГУ.

Немного истории

В нынешнем виде механико-математический факультет был создан 1 мая 1933 года. В этот день в МГУ была восстановлена факультетская система. Однако традиции математических исследований и преподавания математики в Московском университете уходят корнями в середину XVIII века. Фактически, нынешний мехмат вырос из одной-единственной кафедры, на которой читались курсы элементарной алгебры и геометрии, тригонометрии, основ механики, астрономии, оптики и гидравлики.

На протяжении XIX века уровень преподавания математики неуклонно рос, и к 1917 году в МГУ сложилась своя математическая школа. После революции 1917 года научная работа не остановилась. В 1921 г. в университете был создан Научно-исследовательский институт математики и механики. Продолжались исследования теории функций и теории тригонометрических рядов, теории вероятностей и теории чисел, были заложены основы советской топологической школы. Параллельно развивались исследования в области физики. Учёные из мехмата принимали участие в передовых оборонных и космических исследованиях.

На момент создания в 1933 году на механико-математическом факультете было девять кафедр — две кафедры математического анализа, дифференциальной и высшей геометрии, высшей алгебры, теоретической механики, гидромеханики, аэромеханики и теории упругости. С тех пор их количество увеличилось почти в три раза — на современном мехмате 25 кафедр. За почти 90 лет существования факультета он стал центром фундаментальных исследований в области теоретической и прикладной математики, механики и информатики.

Что говорят, что пишут

О том, зачем поступать на мехмат

«На мехмате из-за большого масштаба факультета есть возможность более широкого выбора в науке и появляется больше возможностей для реализации себя не в науке». Сергей Морозов

Об учёбе

«По сути, первый семестр — попытка рассказать всю школьную программу нормальным языком. На этом этапе ребята из матшкол отдыхают, ребята из прочих ботают. Потом ботать приходится всем. А без любви к математике я вообще не знаю, что делать на мехмате. Сначала в неделю примерно 20 пар, из них 17 — разные сорта математики, 2 — физкультура и один английский. Без любви к математике заставить себя всё это выучить будет сложновато». Александр Рогачёв

«Не выдерживают в основном те, кто недостаточно уделяют времени учёбе. Я не встречал ни одного человека на мехмате, кто старался, но не выдерживал нагрузки». Глеб Фёдоров

«Первые два курса жизнь подчинена расписанию, потрёпанный листочек с которым висит на такой же потрёпанной стене. Большая часть жизни — лекции, нескончаемые лекции. Ты их пока не можешь позволить себе пропускать, потому что ещё зелёный, боишься вылететь и начать побираться. Этот адок переписанных тобой формул становится терпимее после семинаров. К третьему курсу мгла отходит и ты начинаешь врубаться». Светлана Герасева, редактор журнала «Куда пойти учиться».

О преподавателях

«Введение в математическую логику (кафедра дискретной математики). Помнится, этот предмет мне изрядно повыносил мозг, но Александр Борисович Угольников — один из лучших лекторов, которые у меня преподавали. Он обладал прекрасным чувством юмора, но лекции читал со скоростью звука, только успевай записывать. Кстати, это единственный преподаватель из тех, что я видел, который стирал за собой с доски после лекции».

О физкультуре

«Мехмат — уникальный факультет, где физкультура обязательна до конца 4-го курса! Ни на одном другом факультете такого нет. Сделано это с исключительно благой целью — чтобы студенты отвлекались от учёбы и не сходили с ума».

О физике

«У механиков два семестра общей физики, семестра четыре теоретической и аналитической механики, три семестра механики сплошных сред и физ-мех практикумы (аэродинамические трубы, пластичности, упругости, гидродинамика) (более чем много, и это я не всё вспомнил + спецкурсы, а их можно набрать любое количество)». Александр Рогачёв

О программировании

«Прогу освоить придётся по меньшей мере в объёме, достаточном для быстрого написания кода. Ну а если попадутся хорошие преподаватели, типа К.Ю.Богачёва, то освоить придётся гораздо больше и весьма крепко, это факт».  Александр Гаргянц

О студенческой жизни

«Скрюченных ботаников в очках на мехмате мало. В основном — нормальные парни с высоким мнением о себе. У многих — нотка высокомерия. Почти все уходят в иронию, чтобы не сойти с ума. Абсолютно все заводят хобби, отличное от специальности, зачастую это интенсивный спорт. На мехмате обязательная физкультура сохраняется до 4 курса, поэтому под серыми футболками у мехматян кубики. А в общаге вообще принято качаться. Футбол — прямо-таки факультетский спорт, бег и гандбол — новое местное увлечение, потихоньку накрывающее всех». Светлана Герасева, редактор журнала «Куда пойти учиться».

О трудоустройстве

«С трудоустройством проблем нет, в Москве мехмат очень ценится. Но главное — вы сами будете чувствовать себе цену после мехмата!» Глеб Фёдоров

«После мехмата большинство выпускников выбирают коммерцию. Идут в банковскую сферу, IT, финансовый сектор, консалтинг, всевозможными аналитиками». Глеб Фёдоров

«Достаточно зайти на любой ресурс с размещением объявлений о вакансиях и поискать по ключевым словам „хорошее знание математики“, „математик“, „теория вероятностей“, „статистика“. Выпускники мехмата работают во всех возможных крупных и не очень компаниях по всему миру». Александр Шкляев

Льготы при поступлении

По особой квоте поступают дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Полный список льготных категорий можно найти на сайте МГУ.

Дополнительные баллы при поступлении на мехмат начисляются:

за наличие статуса чемпиона и призёра Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпиона мира, чемпиона Европы, победителя первенства мира, первенства Европы по видам спорта, включённым в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, наличие золотого значка, полученного за результаты сдачи норм физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне» — 2 балла;

наличие аттестата о среднем общем образовании с отличием — 5 баллов;

зачёт за итоговое сочинение в выпускных классах организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования — 3 балла.

Кроме того, льготы при поступлении предоставляются победителям и призёрам олимпиад, входящих в перечень олимпиад школьников, дающих право на льготы при поступлении в вузы.

Победители и призёры Всероссийской олимпиады школьников по математике, физике, информатике поступают на мехмат без экзаменов, им достаточно представить в приёмную комиссию аттестат и диплом олимпиады.

Победители и призёры Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, получают 100 баллов за ЕГЭ по русскому языку, но только в случае, если с момента проведения олимпиады прошло не более четырёх лет.

Также льготы предоставляются победителям и призёрам олимпиад из перечня олимпиад школьников 2018/2019 по математике, физике и комплексу предметов, включающих математику и физику. В зависимости от конкретной олимпиады и профиля это либо зачисление без экзаменов, либо 100 баллов за ДВИ по математике/ ЕГЭ по физике. С подробным списком также можно ознакомиться на сайте МГУ.

Кружок 5 класса

Руководитель Степан Львович Кузнецов2017/2018 учебный год

В апреле—мае прошли математические бои четырёх команд групп «А».
Победу одержала команда «Просто Космос» в составе:
Матвей Бондарь (капитан), Маргарита Кашапова (зам. капитана), Диана Загребина, Георгий Каданчик,
Анатолий Сергунов, Дарья Платущихина, Елизавета Хохлова.

Поздравляем победителей!

31 марта в группах «А» кружков 5-го класса прошла математическая регата.

Игра проводилась в трёх лигах: 15:00 ауд. П8, 15:00 ауд. 510, 16:45 ауд. П8, с раздельным награждением.
Подведены также итоги в общем зачёте:

  • В общем зачёте c 83 баллами
    победила команда «Люди» в составе: Виктория Башкина, Ярослав Константинович, Екатерина Русинович,
    Вероника Семенова.
  • 2-е место в общем зачёте разделили команды «Дерево» (М. Горонок, Н. Малахов, Н. Степаненко, А. Пуляевский)
    и «Н.О.К.А.» (А. Калашникова, О. Кузнецова,
    Е. Нехаева, А. Подклетнова), набравшие по 79 баллов.
  • 3-е место в общем зачёте разделили команда «Сборная 5А» (В. Волков, А. Курин, Н. Насонов, О. Редичева) с 72 баллами
    и команда «Блинчики» (И. Матушкин, А. Никитин, С. Скляренко), набравшая 71 балл.

Поздравляем победителей!

Таблица результатов (по задачам, в формате XLS).

Группа «А» «Б» Кружок Антропова и Лимонова
Аудитории 15:00: 424, 426, 510 (бывш. П2, П14) 15:00: 410, 413, 425, 428, 438, 439, П8 15:00 и 16:45: 447
16:45: 411, 414, 416, 438 16:45: 410, 413, 424, 425, 426, 439, П4, П8
30.09.2017 Вводное занятие Вводное занятие сайт кружка
07.10.2017 Переливания Переливания
14.10.2017 Задачи с конца Задачи с конца
21.10.2017 Разрезайки Разрезайки
28.10.2017 Рыцари и лжецы Рыцари и лжецы
11.11.2017 Игра «Завоевания»
18.11.2017 Логика Логика
25.11.2017 Спички и ребусы Спички и ребусы
02.12.2017 Плюс-минус один Плюс-минус один
09.12.2017 Ассорти Ассорти
16.12.2017 Игра «Зимняя дорога»
10.02.2018 Графы Графы
17.02.2018 Звериный разнобой Звериный разнобой
03.03.2018 Лингвистика Лингвистика
10.03.2018 Фигуры объёмные и не очень Фигуры объёмные и не очень
17.03.2018 Докажи свою правоту Докажи свою правоту
24.03.2018 Ребусы Ребусы
31.03.2018 Игра: математическая регата Шифрование
07.04.2018 Расскажи как Расскажи как
14.04.2018 Весенний мозговой штурм Весенний мозговой штурм
21.04.2018 Математический бой / Игра «Расскажи другу» Игра «Расскажи другу»

При оформлении некоторых листочков использованы произведения мировой культуры:

  • 07.10.2017 («А») — Джон Сингер Сарджент. «Данаиды»;
  • 28.10.2017 («А» и «Б») — Пабло Пикассо. «Дон Кихот»;
  • 09.12.2017 («А» и «Б») — Виктор Михайлович Васнецов. «Витязь на распутье».

Специализированный Учебно-Научный Центр (СУНЦ) МГУ

Школа-интернат им. академика А. Н. Колмогорова

Перейти в ,  в ,  в

Колмогоровская школа-интернат естественно-научного профиля, существующая с 1963 г., имеет богатые традиции, заложенные ее основателем, выдающимся ученым-математиком А. Н. Колмогоровым. В первые же годы работы школы, предназначенной в первую очередь для
поиска и поддержки одаренных ребят с российской периферии, установились демократические университетские подходы в преподавании и воспитании, была создана свободная творческая атмосфера, так необходимая для развития талантливой молодежи.

Теоретические занятия с учащимися Центра подкрепляются практическими и лабораторными занятиями в двух учебных компьютерных классах, в научной компьютерной лаборатории научно-исследовательского отдела с компьютерами  Pentiumі, в современно оборудованном
физическом практикуме, где ряд задач сопряжен с компьютерами. Занятия по английскому языку используют оригинальные методики, опирающиеся на опыт преподавания, накопленный в колмогоровской школе. Учащиеся СУНЦ имеют возможность общения с зарубежными
сверстниками из математических гимназий г. Белграда (Сербия) и г. Кембриджа (Великобритания).

Практические занятия учащихся химического класса еженедельно проводятся в лабораториях химического факультета МГУ.

Углубление специализации, индивидуализация обучения, расширение кругозора учащихся достигаются благодаря широкому спектру специальных курсов как по естественным, так и по гуманитарным дисциплинам.

В настоящее время прием учащихся в СУНЦ производится:

  • 10-е классы на двухгодичное обучение по отделениям:
    1. физико-математическое;
    2. химическое;
    3. химико-биологичесое;
    4. компьютерно-информационное;
    5. биофизики;
  • в 11-е классы только на физико-математическое отделение.

Преподавание всех дисциплин в школе ведется профессорско-преподавательским составом МГУ. Большинство выпускников школы становятся студентами МГУ.

С 1992/93 учебного года СУНЦ впервые открыл прием для московских школьников. Вступительные экзамены проходят в несколько туров с января по май (включительно).

Всю интересующую Вас информацию можно получить в
приемной комиссии СУНЦ МГУ по адресу:
121357, Москва, ул. Кременчугская, дом 11,
СУНЦ МГУ школа им. А. Н. Колмогорова.
Приемная комиссия: телефон для справок (499) 445-11-08, факс (499) 445-46-34.

Кружок 8 класса

Руководители Григорий Александрович Верёвкин, Андрей Леонидович Канунников и Степан Львович Кузнецов2020/2021 учебный год

  • Занятие 1 (26.09.2020) «Простые и составные числа»:
    группа А;
    группа Б;
    доп. задачи (для обеих групп).
  • Занятие 2 (03.10.2020) «Кратчайший путь»:
    группа А;
    группа Б;
    доп. задачи группа А;
    доп. задачи группа Б.
  • Занятие 3 (10.10.2020) «В ожидании индукции»:
    группа А;
    группа Б;
    доп. задачи (для обеих групп).
  • Занятие 4 (17.10.2020) «Математическая индукция»:
    группа А;
    группа Б;
    доп. задачи (для обеих групп).
  • Занятие 5 (24.10.2020) — Олимпиада Малого мехмата:
    задачи 6–8 классов.
  • Занятие 6 (31.10.2020) «Козы»:
    группа А;
    группа Б;
    доп. задачи (для обеих групп).
  • Занятие 7 (07.11.2020) «Инвариант»:
    группа А;
    группа Б;
    доп. задачи группа А;
    доп. задачи группа Б.
  • Занятие 8 (14.11.2020) «Раскраски и замощения»:
    группа А;
    группа Б;
    доп. задачи (для обеих групп).
  • Занятие 9 (21.11.2020) — игра «Математический аукцион».
  • Занятие 10 (28.11.2020) «Средние значения»:
    группа А;
    группа Б;
    доп. задачи группа А;
    доп. задачи группа Б.
  • Занятие 11 (05.12.2020) «Знание — сила!»:
    группа А;
    группа Б;
    доп. задачи

    см. также статью С. Кузнецова «Знание — сила!» в Квантике
    № 11 за 2017 г.

    (для обеих групп).

  • Занятие 12 (12.12.2020) — игра «+nm»:
    задачиРезультаты игры:
    • Первое место занял Алексей Поздеев, набравший 52 балла.
    • Второе место разделили Антонина Лапа и Пётр Матвейчук, по 35 баллов.
    • Третье место занял Ринат Васильев с 30 баллами.

    Поздравляем победителей!

  • Занятие 13 (13.02.2021) «Разнобой»:
    группа А;
    группа Б;
    доп. задачи группа А;
    доп. задачи группа Б.
  • Занятие 14 (27.02.2021) «Площадь»:
    группа А;
    группа Б;
    доп. задачи группа А;
    доп. задачи группа Б.
  • Занятие 15 (06.03.2021) «Что наша жизнь? Игра!»:
    группа А;
    группа Б;
    доп. задачи группа А;
    доп. задачи группа Б.
  • Занятие 16 (13.03.2021) «Суммирование»:
    группа А;
    группа Б;
    доп. задачи группа А;
    доп. задачи группа Б.
  • Занятие 17 (20.03.2021) «Графы»:
    группа А;
    группа Б;
    доп. задачи группа А;
    доп. задачи группа Б.
  • Занятие 18 (27.03.2021) «Переаттестация мудрецов»:
    группа А;
    группа Б;
    доп. задачи группа А;
    доп. задачи группа Б.
  • Занятие 19 (03.04.2021) — игра «Математический аукцион».
  • Занятие 20 (10.04.2021) «Комбинаторика и графы»:
    группа А;
    группа Б;
    доп. задачи группа А;
    доп. задачи группа Б.
  • Занятие 21 (17.04.2021) «Плоские графы»:
    группа А;
    группа Б;
    доп. задачи группа А;
    доп. задачи группа Б.
  • Занятие 22 (24.04.2021) — игра «Математическая регата»:
    задачиРезультаты игры:
    • Первое место заняла команда № 9 в составе: Эрик Билык, Максим Обморнов, Алексей Поздеев, Алексей Рябикин.
    • Второе место заняла команда № 7 — гостевая команда 7-го класса в составе: Ярослава Больщикова, Дмитрий Романовский, Мила Самохина, Арсений Тимашев, Александр Шабанов.
    • Третье место заняла команда № 3 в составе: Катя Колесникова, Иван Нилов, Дарья Савкина, Кирилл Соколянский.

    Поздравляем победителей!