Медиатор h&f рассказывает о профессиях, которые будут востребованы в будущем. сегодня

О студентах и факультете медиации

В январе мы набрали 40 студентов. После финальных тестов мы решим, кто из них будет с нами работать, надеемся, это будут все. Но мы оставляем возможность того, что тестирование уже в пространстве монтажа, где мы сможем поговорить с каждым человеком отдельно, пройдут не все.

Факультет медиации, конечно, не стремится дублировать систему академического образования. Для нас это место, где собираются единомышленники, которые хотят изучить материал и освоить профессию. У нас свобода высказывания: мы допускаем отличные от мнения лекторов мысли, выстраиваем совместный диалог и обмен опытом между студентами и экспертами. Будущие медиаторы для нас в каком-то смысле тоже эксперты, ведь они — вчерашние зрители, которые приходили к нам смотреть выставки. На занятиях также обсуждаются многие философские вопросы: почему музей перестал быть статичным, как он будет выглядеть в будущем, нужен ли будет медиатор через 15 лет (потому что, скорее всего, нет, мы и сегодня весь контент получаем с экрана телефона).

Мы брали людей с максимально релевантным опытом или точным представлением о том, что это за профессия. Это совершенно не означает, что все эти люди — искусствоведы с серьезной подготовкой. Среди наших медиаторов есть люди совершенно разных профессий: менеджеры, переводчики, историки, режиссеры, преподаватели, школьники, инженер на пенсии… На самом деле медиатор — это набор прежде всего когнитивных качеств и умений у человека, умения слушать, умения говорить тогда, когда тебя готовы слушать. Если человек обладает этими навыками, то работать с ним проще — ведь таким вещам намного сложнее научить, нежели просто дать контент выставки.

Верхнего ограничения по возрасту нет, у нас есть двое студентов-школьников, им по 17, но к моменту старта проекта они станут совершеннолетними. Есть и человек старше 60 лет, но вообще средний возраст — 25–30 лет.

Мы также стремимся не набирать один типаж людей — например, очень улыбчивых и приветливых

Нам не хочется, чтобы эти люди просто были милыми и привлекательными, нам важно, чтобы они были содержательными в беседе

Также у медиатора всегда должен быть выбор, работать с проектом или нет, он должен иметь полное право на институциональную критику. Если ты обязан работать на всех проектах организации без права выбора, это уже не медиация.

Плюсы и минусы

Плюсы:

  • профессия медиатор в большинстве случаев предполагает свободный график работы;
  • медиатор, как правило, не предлагает решение по спору, а занимается налаживанием коммуникаций между сторонами;
  • достойный заработок;
  • знакомства и связи.

Минусы:

  • необходимость возмещения убытков и морального вреда сторонам спора, если они наступили в результате действий медиатора;
  • СМИ запрещено рекламировать медиаторов, которые не прошли дополнительное профессиональное обучение, то есть профессиональные медиаторы имеют конкурентное преимущество перед не профессионалами;
  • трудности с поиском клиентов.

Специфика работы

Основная задача в работе медиатора — оставаться беспристрастным. На случай, когда ему очень хочется поддержать интересы одной из сторон, ведущих переговоры, есть специальные техники. Например, банальный аутотренинг, надо просто спрашивать себя: я адвокат? Нет, я медиатор

Так что очень важно постоянно напоминать себе, что не поддерживаешь ничьи интересы

В классической процедуре медиации не предусматривается проведение расследования или сбор доказательств, потому что медиатор должен оставаться совершенно беспристрастным. Однако в каждом отдельном случае процесс регулируется соглашением, которое заключают обе стороны с медиатором и которое регламентирует их отношения.

 

Главная проблема, с которой сталкивается медиатор, — нежелание одной из сторон идти на переговоры.

 

Это происходит почти всегда. Как правило, этот вопрос решает сторона, склонная к мирному урегулированию, медиатор вмешивается реже. В конце концов я привожу аргумент, что встреча за чашкой кофе ни к чему не обязывает, а это уже первый шаг.

До принятия закона, конечно, и судебные работники, и клиенты относились к медиации скептически. Если раньше о медиации говорили как о технологии или процедуре, сейчас это уже «институт». Но, конечно, в первую очередь этот закон стал масштабной рекламной кампанией. В некоторых случаях, например, в арбитражных судах, правоохранительные органы обязаны предложить сторонам медиацию как альтернативное решение. 

Описание профессии

Медиация – альтернативный судебному способ разрешения различного рода конфликтов, она может затрагивать многие сферы человеческой жизни:

  • проблемы бытового и жилищного характера;
  • семейные вопросы, в том числе возникающие при разводе;
  • споры о разделе имущества или финансов;
  • разногласия внутри трудового коллектива, между подчиненным и руководителем;
  • конфликты в сфере образования и здравоохранения;
  • противоречия между бизнес-партнерами.

Процесс медиации заключается в том, что две конфликтующие стороны и посредник в ходе общения находят решение разногласий, которое удовлетворяет всех участников спора. Профессия медиатора отличается от работы адвоката, советника, переговорщика, третейского судьи тем, что от специалиста не требуется экспертных познаний в предмете, который представляет собой причину спора. Посредник не заинтересован в получении преимущества одной из сторон, его главная задача – найти общие точки и урегулировать разногласия.

Обязанности на работе

Полномочия медиатора предполагают выполнение таких функций:

  • изучение причин конфликта, его оценка, понимание точек зрения обеих сторон;
  • налаживание обратной связи между спорщиками для информирования их о позициях и интересах противника и возможности донесения логики оппонента;
  • посредничество при установлении взаимоприемлемых правил общения сторон и поддержка толерантного контакта;
  • удерживание всех участников диалога в рамках конструктивного переговорного процесса;
  • создание положительной психологической атмосферы в разговоре, недопущение манипуляций, угроз или давления ни с чьей стороны;
  • предоставление в случае необходимости дополнительной информации спорщикам;
  • участие в выработке финального соглашения с учетом всех мнений.

В работе посредник должен руководствоваться Кодексом профессиональной этики, который разработала и 28 апреля 2012 года утвердила Национальная организация медиаторов.

Выйти на решение конфликта возможно только в том случае, когда этого хотят обе стороны. Роль медиатора состоит в том, чтобы, обходя все острые противоречия, привести спорщиков к варианту, устраивающему всех, не доводя дело до суда. Весь процесс может занимать до 180 дней, а если дело было передано из суда или третейского суда, то не более 60 дней.

5 модуль «Коммерческая медиация»

Ведущая: Лаврова Нина Михайловна

Профессиональный медиатор, член Центрального совета Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги , председатель Комитета по медиации ОППЛ, генеральный директор ЦСКО«Synergia» (Санкт-Петербург), психотерапевт единого реестра психотерапевтов Европы, официальный преподаватель практики, супервизор, аккредитованный Лигой в медиации и Системной семейной психотерапии. семейный консультант, бизнес-тренер, коуч, автор книг: «Семейная терапия: от простого к сложному» , «Конфликт и карта медиации», «Медиация: принятие ответственных решений».

План модуля:

— Предпринимательская деятельность. Правовые основы.

— Экономические конфликты и их уровни, классификация. Управление экономическими конфликтами: прогноз, предупреждение, разрешение, урегулирование).

— Виды коммерческих споров и их особенности.

— Коммерческие споры — мировой опыт урегулирования.

— Торгово-промышленная палата и медиация.

— Коммерческие споры: теория и практика в РФ Суды общей юрисдикции, арбитражные суды, третейские суды, примирительные процедуры, медиация — их возможности для разрешения и урегулирования конфликтов. Арбитрабельность и медиативность коммерческих споров и их критерии.

— Особенности разрешения коммерческих споров с помощью процедуры медиации. Организация процедуры медиации. Обязательные документы при проведении процедуры медиации при коммерческих спорах. Взаимодействие медиатора с юристами, оценщиками, консультантами — этапы и правила взаимодействия. Принципы проведения медиации.

— Коммерческие споры в семейном бизнесе. Системно-информационный и ресурсный подходы.

— Практические навыки медиатора: использование психологического инструментария для проведения процедуры медиации при коммерческих спорах: карта медиации; гарвардские «переговоры»; искусство проведения кокусов.

— Практические навыки медиатора: эмоции в бизнес-конфликтах и работа с ними в медиации. Эмоциональный и социальный интеллект. Эмоциональная грамотность.

— Принципы построения прайс-листа по медиации для коммерческих споров.

1 модуль «Брачная медиация»

Ведущая: Рубан Ольга Ивановна

Директор АНО «Новосибирский центр медиации», Председатель НП «Профессиональная Лига Медиаторов», дианалитик, профессиональный медиатор, действительный член ППЛ.

План модуля:

— Система понятий: любовь, брак, семья, родительство; бинарные оппозиции: общество-личность, личность-брак, брак-семья, государство-общество.

— Брачный кризис (социодинамика). Задачи брака: эмоциональная отдельность от родителей, баланс между общностью и автономией, интим, объединенная позиция к детям, противостояние кризисам жизни, безопасное место для гнева и конфликта, избегание скуки и отчуждения, сохранения двойного образа супруга.

— Проблемы брака: жизнь вместе, но без кооперации; жизнь с «недостойным»; «потеря» любви: скука, разлука, упрямство, отсутствие интимности, эмоциональная бедность, гнев; дилемма сдерживания (угрозы разрыва); дилемма доверия; дилемма искушения; супружеская неверность.

— Зона компетенции брачного медиатора: четкая структура встречи: обсуждение только «контрактных аспектов» брака (уважительный отказ обсуждать личность каждого, поведение третьих лиц, отвлеченные концепции); предварительное определение брака (конкретного); психология интернального контроля; круг принятия решений; полная ответственность сторон «брачного контракта»; принятие плана ответственного поведения.

— Этапы работы брачного медиатора: диада — создание рабочих отношений; диагнозис — совместное познание жизненной ситуации; диалог — персонализация спасительной идеи; дилемма — «крещение выбором»; динамика — реализация идеи; диалектика — скрепление текучего бытия в целостную смысловую картину; диверсификация — перенос положительного опыта; дивергенция — расширение связей; диететика — здоровое потребительское поведение; диатриба — оправдание и защита здорового образа жизни.

О профессии

профессия

 

Медиатор

КОГДА ПОЯВИЛАСЬ

 

Около 20 лет назад, в нынешнем виде в России — 2 года назад

КОМУ ПОДХОДИТ

 

Выпускникам юридических и психологических факультетов

ЗАРАБОТОК

 

2 000 — 15 000 рублей в час

КЛИЕНТЫ

 

Конфликтующие бизнесмены, компании, супруги

С 2011 года в России действует Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника». В компетенцию медиаторов входят предпринимательские, товарные, экономические, трудовые и семейные конфликты гражданского порядка. Площадкой для развития института медиации была выбрана Уральская государственная юридическая академия (УрГЮА), на чьей базе был создан Центр медиации. Сейчас УрГЮА выпускает 180 профессиональных медиаторов в год, а другие вузы, например, Высшая школа экономики и МГУ, предлагают прослушать курс лекций студентам юридических и психологических факультетов. Выбор именно этих двух направлений не случаен: медиатор должен обладать знаниями юриста и задатками психолога, чтобы суметь уладить спор.

 

Как правило, к медиатору обращается один из участников конфликта, готовый идти на мировую.

 

Задача специалиста — уговорить вторую сторону начать обсуждение и довести процедуру до логического конца — подписания медиативного соглашения.

Встречи должны происходить «в комфортной атмосфере», часто первый сеанс медиатор назначает в кафе, а затем место действия переносится в офис посредника или арендованные переговорные. Функции медиатора, на первый взгляд, не сложные: он должен задавать вопросы, выясняя, в чём суть конфликта, какие претензии и пожелания есть у каждой стороны. Часто приходится проводить индивидуальные встречи с каждым участником процесса, чтобы точно выяснить детали и понять возможные позитивные и негативные последствия от заключения договора для спорящих. Обычно каждая встреча длится не более 1,5-2 часов.

Законодательством предусмотрены максимальные сроки проведения процедуры медиации: она может длиться не более 180 дней со дня обращения к специалисту. Если за это время мирный договор не подписан, дело переходит в суд. 

За два года рынок медиации в России стал заметным, за первое полугодие 2012 года, согласно статистике Высшего арбитражного суда, 17 000 дел из почти 230 000 поданных исков были улажены мирным путём, и ключ к решению проблемы — медиация. 

 

Перспективы профессии

Медиация в ближайшие годы будет активно развиваться, начнется процесс формирования специализации посредников в разных сферах (корпоративная, семейная и др.). Прогнозируется расширение практики использования внесудебной и досудебной медиации для решения вопросов на ранней стадии, когда они еще не достигли критической остроты. Потребность в квалифицированных специалистах этого направления будет расти.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия медиатор подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем
пройти тест на профориентацию от
Профгид.
Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь.
Узнать больше >>

Оплата труда

Деятельность медиаторов считается некоммерческой, и стоимость услуг определяется сторонами спора в соглашении.

При определенных обстоятельствах медиатор может рассчитывать на существенный доход, но рынок медиации на данном этапе развития маленький, что предполагает трудности в поиске клиентов.

Ступеньки карьеры и перспективы

Не профессиональный медиатор не может рассчитывать на карьерный рост, в связи с запретом работать в компаниях по проведению процедур медиации.

Профессиональный медиатор вправе рассчитывать на должностной рост в соответствующих компаниях, вплоть до руководителя.

Медиатор, являясь отменным психологом, может в любой момент сменить направление деятельности на то, в котором навыки психолога незаменимы.

Интересные факты

Процедуры медиации в том или ином виде применялись, начиная с древних времен. Прототипы медиаторов во все времена считались уважаемыми и почитаемыми людьми, которые порой могли предотвратить войны.

В российской действительности профессия медиатор практически не развита, но имеет широкие перспективы в связи с увеличением споров, в том числе между субъектами экономической деятельности.

В развитии процедур медиации крайне заинтересовано государство, которое таким образом хочет снизить загруженность судов.

История медиации

Многие историки считают, что медиация появилась приблизительно в одно время с человечеством. Ведь даже в период родоплеменных отношений людям было проще договориться и найти компромисс, чем уничтожать друг друга. Наши предки славяне тоже прибегали к услугам посредников, чтобы избежать междоусобной войны или княжеской распри. А приблизительно в девятнадцатом веке были образованы специальные судебные органы, взявшие на себя примирительную функцию. Их главной задачей было привести конфликт к естественному разрешению, удовлетворяющему всех его участников одновременно. Считается, что в отчетных документах этих органов впервые стало применяться определение «медиация». Однако в современном виде это искусство общения, как его часто называют, появилось только в середине прошлого века.

Изначально алгоритм работы медиатора в ситуации конфликта применялся только в англоязычных странах. Он быстро стал популярен в США, Великобритании и Австралии. Специалисты утверждают, что в этих государствах установлена идентичная правовая система, базирующаяся на одних и тех же принципах. Примечательно, но медиация стала крайне эффективной при разрешении всевозможных семейных споров. Именно в данной области видели ее будущее многочисленные специалисты по семейному праву.

Постепенно к практике медиации стали прибегать все страны Европы, она стала помощником при решении конфликтов любой сложности во всех сферах жизни человека. Однако не все были готовы к тому, что медиаторы станут отдельной профессиональной кастой, которая лишит хлеба адвокатов и существенно изменит их практику.

Профессиональный медиатор

Медиатор — это посредник в беспристрастном разрешении споров, конфликтов. Профессиональный медиатор – это специалист с высшим образованием, достигший возраста двадцати пяти лет, работающий на оплачиваемой либо безвозмездной основе.

Профессиональный медиатор поможет Вам в сложной жизненной ситуации разрешить конфликт, как на досудебной, судебной стадии, так и на этапе исполнения решения. Профессиональный медиатор, в соответствии с Законом, действует исключительно в интересах обеих сторон. Профессиональный медиатор не является заинтересованным лицом и представителем чьей-либо стороны в споре.

В России процесс применения медиации с каждым годом набирает большие обороты. К профессиональному медиатору, как правило, обращаются конфликтующие стороны для досудебного решения споров в областях гражданского, семейного, трудового, коммерческого, налогового права, а также по вопросам наследства.

В принципе, медиаторы работают в урегулировании конфликтов в тех случаях, когда есть возможность обеим сторонам извлечь выгоду для себя. Так как многие вопросы при судебном решении принимается чья-то одна сторона, а вторая остается ни с чем.

Самым главным условием для работы профессионального медиатора является его независимость и беспристрастность по отношению к каждой из спорящих сторон.

Ситуации, в которых будет полезна помощь медиатора

В России пока еще не слишком часто конфликтующие стороны обращаются к медиации. Многие даже не представляют, в каких ситуациях эта процедура может оказаться эффективной. К основным случаям, когда медиация считается оправданной и результативной, относятся следующие:

  • необходимость сохранить отношения с деловыми партнерами;
  • невозможность достигнуть компромисса в связи с эмоциональным состоянием сторон (к примеру, при решении семейных проблем);
  • желание избежать публичности;
  • в этнических конфликтах и тому подобных ситуациях.

Также высоко оценивается эффективность медиации и в спорах, когда участие суда нежелательно для сторон по тем или иным причинам.

Реестр организаций, предоставляющих образовательные услуги в области медиации

на 23 декабря 2019 г.

Волгоград
АНО «Международный центр подготовки кадров»
Воронеж
Центр правовых инноваций и примирительных процедур Воронежского государственного университета
Екатеринбург
Центр медиации Уральской государственной юридической академии (УрГЮА)
Иркутск
Центр ДПО Юридического института Иркутского государственного университета
Центр правового обучения и медиации Байкальского государственного университета
Казань
Центр медиации, урегулирования конфликтов и профилактики экстремизма Казанского федерального университета
Краснодар
АНО ДПО «Центр переговоров и урегулирования споров (медиации)»
ГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия. Северо-Кавказский филиал»
Красноярск
НП «Сибирский Центр конфликтологии»
Центр медиации Юридического института Сибирского федерального университета
Москва
АНО «Центр медиации и права»
ГБОУ ВО «Московская академия рынка труда и информационных технологий»
АОЧУ ВО «Московский финансово-юридический университет МФЮА». Институт ДО
НОУ ВПО «Российский новый университет». Юридический факультет
Профессиональная психотерапевтическая лига
ФГБОУ ДПО «Институт развития дополнительного профессионального образования». Кафедра медиации и права
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»
Московская область
ЭГО-Студия инновационной психологии и медиации
Нижний Новгород
Юридический факультет ННГУ им. Н.И. Лобачевского
Новосибирск
АНО образования и права «Новосибирский Центр Медиации»
НП «Профессиональная лига медиаторов»
Ростов-на-Дону
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ). Кафедра гражданского процесса юридического факультета
Центр внесудебного разрешения споров Ростовского филиала ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет правосудия»
Кафедра прикладной конфликтологии и медиации Южного федерального университета
Санкт-Петербург
Институт практической медиации при НП «Лига медиаторов»
Институт практической психологии «Иматон»
Институт философии СПбГУ
Центр развития переговорного процесса и мирных стратегий в разрешении конфликтов Санкт-Петербургского государственного университета
ЧОУ Институт правовых исследований, адвокатуры и медиации
Саратов
Поволжский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)»
ЧУ ООДПО «Международная академия экспертизы и оценки»
Тюмень
Центр дополнительного профессионального образования Западно-Сибирского центра медиации и права
Улан-Удэ
НОУ Учебно-методический центр «Триада»

2 модуль «Работа в зоне конфликта»

Ведущая: Макарова Галина Анатольевна

Профессиональный медиатор, кандидат психологических наук, автор Восточной версии транзактного анализа, действительный член ОППЛ, психотерапевт, внесенный в единый реестр психотерапевтов Европы, консультант.

План модуля:

— Конфликт: понятие и классификации: понятие и функции конфликта, правовой конфликт, структура конфликта, классификация конфликтов.

— Работа с агрессией в медиации: определение и основные теории, типы агрессии, социальные детерминанты агрессии, внешние детерминанты агрессии, превентивные меры и управление агрессией, факторы, способствующие агрессии.

— Синдром эмоционального выгорания и его профилактика: синдром эмоционального выгорания: симптомы и последствия, способы профилактики.

— Антистрессовые методики: стресс-необходимое переживание, позитивная сторона стресса, длительный стресс, адаптационная роль стресса, долгосрочные и краткосрочные методы борьбы со стрессом.

— Работа с возражениями в медиации: возможности типологического подхода к личности в медиации, «молчащий клиент», «трудный клиент», клиент «нет», лингвистические способы работы с возражениями.

В чём заключается работа медиатора?

Медиатор может помочь решить довольно широкий ряд вопросов без участия суда, но всё же не все. Вот несколько вариантов этих вопросов:

  1. Бытовые жилищные вопросы.
  2. Семейные вопросы, которые могут появиться, например, при разводе.
  3. Трудовые вопросы (например, между руководителем и подчинённым).
  4. Вопросы образования и здравоохранения.
  5. Вопросы по бизнесу (конфликты между партнёрами, например).

Процесс медиации

Процесс медиации обычно состоит из нижеперечисленных шагов:

  • Вступительное, довольно длительное, слово медиатора, существующее с целью моральной стабилизации сторон.
  • Слова сторон, которые медиатор структурирует с целью выяснения причины конфликта

Медиатор обязан сохранять климат спокойных переговоров, он помогает составить договор, итоговое соглашение (список обещаний обеих сторон).

Вступительное слово

Вступительное слово выполняет следующие задачи:

  • Знакомство и налаживание конструктивного контакта со сторонами.
  • Уточнение у сторон о готовности решать конфликт и информирование о принципах и правилах поведения во время медиации.
  • Информирование сторон о том, что ожидает их в течение сессии.
  • Информирование об ответственности сторон в этом процессе и о роли медиатора в нём.
  • Определение регламента работы.
  • Создание атмосферы доверия к медиатору.
  • Ответы на вопросы сторон.

Правильное вступительное слово приводит к атмосфере доверия к процессу.

Постановка задачи медиатора

Основные задачи медиаторы во время презентации сторон:

  • Медиатор должен внимательно выслушать стороны.
  • Он должен контролировать стороны, чтобы они не перебивали и не оскорбляли друг друга.
  • Медиатор должен снижать уровень агрессии, пресекать выражение субъективных оценок противоположной стороны.
  • Также он должен уточнить, что стороны хотели бы получить в процессе медиации.

Затем медиатор структурирует всё услышанное и сказанное.

Прояснение конфликта

Цель этой стадии – формулировка вопросов для переговоров. Основные задачи медиатора:

  • Дать возможность сторонам безопасно выразить свои эмоции, вентилировать их, но не позволить уйти им из-под контроля.
  • Понять эмоциональную вовлечённость сторон, глубину их эмоций.
  • Получить дополнительную информацию о конфликте сторон.
  • Уточнить позиции сторон.
  • Выявить вопросы, по поводу которых взволнованы стороны.
  • Определить надобность кокуса (разговора медиатора с каждой стороной по отдельности).

У кокуса тоже есть свои задачи:

  • Медиатор должен работать с эмоциями стороны, чтобы сторона видела вовлечённость медиатора в её проблему.
  • Выявить настоящие интересы стороны.
  • Выявить наличие конфиденциальной информации.
  • Сформулировать со стороной вопросы для обсуждения с ней.
  • Подготовить со стороной возможные пути решения проблемы исходя из её позиции.
  • Проверить выдвигаемые стороной предложения на реалистичность в плане реализации.
  • Обучить сторону конструктивному разговору.

Кокус проводится с каждой из сторон по очереди. Медиатор может провести кокус в любой момент: от стадии презентации до подписания соглашения. Первой на конкурс приглашается не самая агрессивная сторона или же первая попросившая о кокусе сторона.

Решение конфликта

Этап решения конфликта состоит из следующих шагов:

  1. Согласование со сторонами вопросов для обсуждения.
  2. Определение порядка обсуждения этих вопросов.
  3. Помощь сторонам в выражении предложений, решающих конфликт.
  4. Проверка этих предложений на реалистичность.
  5. Уточнение, как стороны видят решение конфликта.
  6. Согласование решений со сторонами.

Лучшие вузы для обучения

Знания, необходимые для занятия медиацией, дают несколько столичных и региональных вузов:

  • Российский новый университет (г. Москва) обучает студентов основам психологического консультирования, выпускники могут работать как с частными клиентами, так и с организациями.
  • Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (г. Екатеринбург) в своем Гуманитарном институте предлагает предмет «Прикладная этика», направленный на подготовку специалистов по межкультурной коммуникации и этическому сопровождению предпринимательства.
  • Российский государственный социальный университет (г. Москва) при подготовке медиаторов делает упор на психологии разных общественных групп, вопросах межличностных отношений.
  • Северо-Кавказский федеральный университет (г. Ставрополь). Здесь можно получить специальность «организационно-управленческие конфликты».
  • Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова на факультете политологии готовит профессиональных конфликтологов, а также специалистов по управлению персоналом.
  • Институт конфликтологии Санкт-Петербургского государственного университета в рамках основной образовательной программы предлагает программы дополнительного образования «Служба медиации в школе», «Управление переговорным процессом», «Посредничество в разрешении конфликтов».

В медиацию можно прийти из разных сфер деятельности. Сегодня в России профессиональным медиатором может стать достигший 25 лет дееспособный человек, имеющий высшее образование любого профиля и прошедший обучение по программе подготовки медиаторов.