Оглавление
- “Менеджмент здравоохранения”: приоритеты
- Нововведения 2021 года: вместо сертификации аккредитация, НМО и зачетные единицы
- Куда поступить на менеджмент в здравоохранении?
- Чем занимается медицинский маркетолог
- Программы обучения
- Курс переподготовки “Менеджмент здравоохранения”
- Управление в здравоохранении
- Программа даст ответы на вопросы:
- Результаты и перспективы:
- Когда профессия медицинского маркетолога станет привычной
- 5 особенностей программы «Управление и экономика здравоохранения»
- Цели и задачи курса
- Специфика
- Формат обучения
- Требования к Слушателям:
- Кто такой медицинский маркетолог
- Главный редактор медицинского канала Med2Med, медицинский директор сети клиник “Семейная” и “Денто Эль”, невролог Павел Бранд в интервью проекту “Медач” рассказал о том, какой должен быть российский управленец в медицине.
- Тренды и направления в профессии
“Менеджмент здравоохранения”: приоритеты
Менеджмент в здравоохранении — это теория и практика управления финансовыми, трудовыми и материальными ресурсами медицинского назначения. Главная цель медицинского менеджмента — увеличение эффективности, минимизация издержек при реализации услуг в системе здравоохранения, мониторинг соблюдения законодательных норм.
1. Цели – желаемые результаты деятельности руководителей и коллективов медицинских организаций.
2. Человеческие ресурсы – трудовой коллектив: знания, умения, навыки, интеллектуальный потенциал, мотивации сотрудников медицинского учреждения в достижении поставленных целей.
3. Материальные ресурсы – финансовые возможности.
4. Медико-технологические ресурсы – управленческие, клинические, инновационные возможности медицинских организаций.
5. Эффективное использование человеческих, материальных и медико-технологических ресурсов.
Нововведения 2021 года: вместо сертификации аккредитация, НМО и зачетные единицы
Для высшего и среднего медицинского персонала: с января 2021 года реализуется новая система контроля качества медицинских компетенций с помощью новой формы повышения квалификации медицинских работников — непрерывного медицинского образования (НМО).
Непрерывное медицинское образование с периодической аккредитацией один раз в пять лет актуально для всех специалистов здравоохранения — как с высшим, так и со средним-профессиональным образованием.
Как получить ЗЕТ баллы для аккредитации?
Для обеспечения допуска к периодической аккредитации медицинскому работнику нужно накопить определенное количество баллов (“зачетные баллы”, “баллы НМО”, “ЗЕТ баллы”) в минимальном объеме 250 ЗЕТ: 180 ЗЕТ по программам повышения квалификации и 70 ЗЕТ за счет посещения образовательных мероприятий, конференций и самообразования.
Академия разработала широкий спектр образовательных курсов НМО, одобренных специалистами портала НМО, с помощью которых Вы можете накопить ЗЕТ баллы.
Куда поступить на менеджмент в здравоохранении?
Подготовка руководителей медицинских учреждений требует иных условий обучения. Это, в первую очередь, возможность совмещать образование с трудовой деятельностью. Сделать это эффективно можно лишь при наличии гибкого графика. С таким критерием поиск ВУЗа должен выйти за рамки лишь государственных, потому что большая часть из них пока может предложить обучение менеджменту в здравоохранении заочно или очно, а программы удаленного обучения не всегда имеют должный уровень развития.
Что могут предложить частные ВУЗы? Некоторые из них, имеющие самый высокий рейтинг, имеют большой опыт подготовки бакалавров и магистров по системе дистанционного образования. Одним из самых известных среди них стал официальный партнер «Синергии» — «Высшая школа предпринимательства». Почему ему доверяют?
- Имеет отличную статистику трудоустройства. Среди его выпускников есть достаточно известные менеджеры среднего, крупного звена.
- ВУЗ работает более 20 лет, на общих законодательных основаниях с государственными проходит аккредитацию.
- Сотрудничает с работодателями. Это позволяет ему сделать образование, максимально адаптированное под требования рынка труда. Следовательно, выпускники могут рассчитывать на помощь в трудоустройстве по рекомендации или на приглашение от компании после организованной ВУЗом стажировки.
- В университете занятия ведут преподаватели, имеющие реальный опыт в профессии. Нередко семинары превращаются в мастер-классы или тренинги, на которых студенты могут узнать больше полезного, чем на обычных лекциях. Такая форма общения может быть организована посредством видеосвязи.
Пройти обучение менеджменту в здравоохранении дистанционно по программам «Синергии» теперь можно и в его ВУЗах-партнерах в регионах. В г. Твери получить подготовку того же качества можно в «Высшей школе предпринимательства».
С дистанционным образованием, вы:
- экономите время. Вы сами выделяете удобное время для занятий, сами распределяете нагрузку. Главное – соблюдение сроков сдачи экзаменов в сессию;
- экономите деньги. Удаленность учебного процесса позволяет исключить из затрат оплату транспорта, проживания (если ВУЗ далеко от дома);
- территориально не зависите. За все время обучения посетить лично институт нужно только для сдачи государственного экзамена и презентации выпускной работы.
Диплом, который вы получите после окончания программы обучения, не будет содержать сведения о дистанционной подготовке. В документе прописывается заочная форма. Такое подтверждение квалификации ценится куда больше, чем сертификат. А полученные знания о методах управления с учетом специфики области (здравоохранение) позволят эффективнее справляться с поставленными перед менеджером задачами.
За помощью с вопросами, куда подать документы и как будет проходить подготовка, вы можете обратиться к консультантам. Для связи на сайте:
Чем занимается медицинский маркетолог
Такой работник выполняет те же задачи, что и другие маркетологи, только в сфере медицины. Маркетологи стараются удержать клиентов компании и привлечь новых. Для этого специалисты исследуют предпочтения и интересы аудитории и решают ее проблемы.
Директор по коммуникациям компании «Генотек» Дмитрий Храпунов считает: особенность медицины в том, что это одна из отраслей, где наиболее выражен отрицательный спрос. Большинство людей задумываются о медицинской помощи, только когда им плохо. При этом в России и на постсоветском пространстве медицину привыкли воспринимать «бесплатной» — многие люди до сих пор считают странным платить за услуги врачей. При этом сами врачи и медперсонал зачастую неохотно позиционируют свою работу как услугу: они лечат и спасают людей, а не предоставляют сервис. Иногда это идет вразрез со стратегией маркетолога, который старается сделать посещение клиники максимально приятным и расслабленным для клиента.
Директор клиник DocDeti и DocMed Марина Демидова говорит, что в медицине нельзя использовать стандартные маркетинговые схемы допродаж, повышения среднего чека и LTV клиента.
LTV (lifetime value, или пожизненная ценность клиента) — это предсказание прибыли, которую бизнес получит за время всех будущих отношений с пользователем.
Например, компания, которая торгует пирожками, будет стараться продать максимально много пирожков одному человеку: потребителю вкусно, а нам выгодно. В здравоохранении по-другому: польза для пациента в том, чтобы уменьшить количество медицинских вмешательств. Стандартный подход в маркетинге клиник приводит к лишним анализам и назначениям, это точно не в интересах пациента. Фокусирование на пользе для клиентов в итоге снижает LTV и средний чек, зато компенсируется ростом лояльности и эффектом сарафанного радио.
Экономика инноваций
Андрей Себрант: как технологии меняют бизнес и маркетинг
Программы обучения
-
Профессиональная переподготовка
- Структура программы
- Учебный план программы профессиональной переподготовки «Менеджмент в здравоохранении»
- О скидках на программу «Менеджмент в здравоохранении» с 18 Октября 2021 года
-
Повышение квалификации
-
Экономика медицинской деятельности
- Структура программы «Экономика медицинской деятельности»
- Учебный план программы «Экономика медицинской деятельности»
-
Антикризисное управление и бюджетирование в здравоохранении (дистанционная)
- Структура программы «Антикризисное управление и бюджетирование в здравоохранении»
- Учебный план программы «Антикризисное управление и бюджетирование в здравоохранении»
-
Методы проектного управления и финансирования в здравоохранении
- Структура программы «Методы проектного управления и финансирования в здравоохранении»
- Учебный план программы «Методы проектного управления и финансирования в здравоохранении»
-
Конкурсные закупки ресурсов и капитала в здравоохранении
- Структура программы «Конкурсные закупки ресурсов и капитала в здравоохранении»
- Учебный план программы «Конкурсные закупки ресурсов и капитала в здравоохранении»
-
Государственное и частное партнерство в здравоохранении
- Структура программы «Государственное и частное партнерство в здравоохранении»
- Учебный план программы «Государственное и частное партнерство в здравоохранении»
-
Базовая и территориальные программы ОМС (дистанционная)
- Структура программы «Базовая и территориальные программы ОМС»
- Учебный план программы «Базовая и территориальные программы ОМС»
-
Система менеджмента качества в управлении ЛПУ
- Структура программы «Система менеджмента качества в управлении ЛПУ»
- Учебный план «Система менеджмента качества в управлении ЛПУ»
-
Тактическое планирование деятельности организации здравоохранения
- Структура программы «Тактическое планирование деятельности организации здравоохранения»
- Учебный план программы «Тактическое планирование деятельности организации здравоохранения»
-
Управление, экономика и финансы в здравоохранении
- Структура программы «Управление, экономика и финансы в здравоохранении»
- Учебный план программы «Управление, экономика и финансы в здравоохранении»
-
Экономика медицинской деятельности
Вебинары
- Особенности управления системой здравоохранения в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19
- Нормы по труду в условиях массовых заболеваний
- Уроки эпидемической ситуации 2020 года для экономиста, кадровика и бухгалтера медицинской организации
- Коронавирус как триггер проектов развития в здравоохранении
- Искусственный интеллект для задач эпидемиологии: возможности и риски
- Процессное управление в медицинской организации
- Госзакупки в условиях распространения в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19
- Мифы и реальность бюджетирования коронавируса
- Правовой режим деятельности медицины (режим повышенной готовности в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции)
- Управление правовыми рисками в деятельности врача и медицинской организации
Курс переподготовки “Менеджмент здравоохранения”
Данный курс ориентирован на главрачей, заместителей главных врачей, высший медперсонал и управленцев в медучреждениях, а также для медработников, претендующих на управленческие должности. Доводим до вашего сведения, что в настоящий момент, медицинские работники не смогут занять управленческие позиции в медучерждении без наличия документа (диплома) о профессиональной переподготовке в области менеджмента в здравоохранении.
Обучение по данному курсу в ЧОУ ДПО “АПК и ПП” проходит дистанционно, без отрыва от работы с применением современных онлайн и цифровых технологий. Содержание курса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Учебная программа в полной мере описывает управление медицинскими организациями с позиций системы современного менеджмента, отражает применение методов менеджмента в здравоохранении.
Управление в здравоохранении
Направление подготовки и шифр: Менеджмент 38.03.02
Квалификация: бакалавр
Форма обучения: очная
Продолжительность обучения: 4 года
Целевая аудитория: Выпускники средних образовательных учреждений и средних профессиональных учреждений/лица, имеющие документы о соответствующем уровне высшего образования, подтверждающие присвоение степени бакалавра/специалиста/магистра по смежному с данным направлению подготовки.
Цели образовательной программы: Подготовка бакалавров-менеджеров здравоохранения, способных на качественно новом уровне управлять медицинскими организациями.
Руководитель программы – Черепов Виктор Михайлович, доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный врач Российской Федерации.
Основные факторы конкурентоспособности образовательной программы:
Модернизация здравоохранения Российской Федерации, демонополизация системы здравоохранения, возникновение новых экономических отношений повысили значимость профессиональной подготовки специалистов нового типа в области управления в здравоохранении. Перед руководителями органов управления отраслью, медицинскими организациями, страховыми медицинскими компаниями и другими организациями встали задачи, требующие новых знаний и умений в области менеджмента, законодательства и права, экономики, маркетинга, информационных технологий, психологии, страхования и многих других вопросов.
- Обучение носит практически ориентированный характер и нацелено на формирование умений и навыков решения реальных задач управления медицинскими организациями
- Входе обучения осуществляется подготовка специалистов к принятию решений, охватывающих все направления современного менеджмента в условиях модернизации здравоохранения
- Программа обеспечена высококвалифицированным профессорско- преподавательским составом, состоящим из докторов и кандидатов наук
- Регулярное проведение занятий и мастер-классов ведущими специалистами системы здравоохранения и медицинского страхования
- Осуществление научной деятельности по разработке теоретических и практических вопросов управления медицинскими организациями
- Востребованность выпускников в организациях системы здравоохранения, медицинского страхования, медико-социальной экспертизы и реабилитации населения, в общественных национальных и международных организациях в области охраны здоровья, профессиональных медицинских ассоциациях, в системах ведомственного здравоохранения, в органах социальной защиты населения, фондах медицинского и социального страхования, в страховых компаниях.
Особенности реализации подготовки по данной образовательной программе:
- Высокая доля интерактивных видов аудиторной работы
- Очная форма подготовки
- Использование мультимедийного оборудования и интернет-коммуникаций
- Прохождение производственных практик в современных медицинских организациях и медицинских страховых компаниях
Деловые партнеры:
- Министерство здравоохранения РФ
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
- Территориальные фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации
- Региональные органы управления здравоохранением
- Страховые медицинские компании
- Медицинские организации
- Фармацевтические компании
Профессиональные дисциплины:
- Управление в здравоохранении
- Основы медицинских знаний
- Организация здравоохранения и общественное здоровье
- Экономика и финансирование здравоохранения
- Правовое регулирование в здравоохранении
- Маркетинг в здравоохранении
- Управление медицинской организацией
- Медицинское страхование
- Стратегический менеджмент в здравоохранении
- Статистика в здравоохранении
- Управление качеством в здравоохранении
- Ценообразование в здравоохранении
- Основы фармакологии и фармакоэкономика
- Социально-психологические основы управления в здравоохранении
- Кадровая политика в здравоохранении
- Предпринимательство в здравоохранении
- Налогообложение в здравоохранении
- Частно-государственное партнерство в здравоохранении
- Информатизация в здравоохранении
- Особенности организации документооборота в организациях здравоохранения
- Охрана труда в медицинских организациях
Программа даст ответы на вопросы:
- Каким образом изучается состояние общественного здоровья?
- Какие общие законы и принципы менеджмента используются в процессе управления медицинским учреждением?
- В чём заключаются межличностные, информационные и управленческие роли руководителя?
- Каковы цели и общие правила делегирования полномочий?
- Как рассчитать себестоимость медицинских услуг, определить принципы и порядок формирования затрат медицинской организации?
- Какие признаки указывают на неудовлетворительную мотивацию сотрудников? Как замотивировать медицинский и иной персонал качественно и эффективно выполнять свою работу?
- Что такое кадровый резерв? Каковы основные критерии при подборе кандидатов в резерв, порядок отбора и зачисления в группы резерва?
Результаты и перспективы:
- Вы обладаете знаниями об основных правилах и закономерностях хозяйственной деятельности медицинских организаций и умеете использовать их на практике.
- Вы способны выстраивать успешные коммуникации с партнёрами, сотрудниками, клиентами и пациентами, эффективно разрешать конфликтные ситуации.
- Вы можете устроиться на работу в государственные и частные учреждения в качестве топ-менеджера, управленца среднего и высшего звена, либо управлять собственной клиникой.
*Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий.
Когда профессия медицинского маркетолога станет привычной
Профессия медицинского маркетолога существует уже давно. Однако для России она относительно новая, потому что до недавнего времени медицина была полностью или частично государственной. Тем не менее маркетологи есть во многих прогрессивных клиниках уже сейчас — бережно относиться к коммуникациям с пациентами постепенно начинают и государственные медицинские учреждения.
В целом же медицинский маркетинг развивается в России менее активно, чем за рубежом. Часто коммуникациями в клиниках и медицинских компаниях занимаются их директора, основатели и ассистенты руководителей. Но ситуация меняется: уже сейчас на сайтах с вакансиями можно найти медицинские учреждения и фармкомпании, которые ищут специалистов по маркетингу.
Экономика инноваций
Как рынок маркетинга переживет пандемию — два сценария
«В России рынок медицинского маркетинга развит очень слабо. В течение последних пяти лет стали появляться разрозненные публикации на эту тему, проводиться дискуссии и конференции. Основная причина вялого развития рынка — его низкая консолидация. У нас очень много маленьких сетей и разрозненных одиночных клиник плюс огромная разница в качестве между столицами и регионами
Когда станут появляться крупные сети клиник, тогда и повысится внимание к маркетингу в нашей сфере», — поясняет Дмитрий Храпунов
5 особенностей программы «Управление и экономика здравоохранения»
1. Это программа для людей как с управленческим, так и с медицинским образованием
Собственно, студенты программы и делятся примерно пополам: часть из них по образованию медики, решившие пойти по административной линии, часть — это студенты, которые закончили бакалавриат по специальности «Экономика» или «Государственное и муниципальное управление», которых привлекает перспективность сферы здравоохранения.
2. Здесь преподают практики
Преподаватели, которые читают курсы на программе, имеют реальный опыт применения знаний, которые они дают студентам. Например, профессор Фарит Кадыров, который ведет курсы «Управление медицинскими и страховыми организациями» и «Бизнес-планирование деятельности медицинской организации», работал заместителем главного врача одной из крупнейших больниц в Ленинградской области и был заместителем руководителя комитета по здравоохранению в Санкт-Петербурге. Курс по медицинскому страхованию ведет Максим Эйгель, который занимает руководящую должность в компании «Медстрах». Профессор Василий Власов, доктор медицинских наук, участник Кокрановского сотрудничества и президент Общества специалистов доказательной медицины, читает курс по организации здравоохранения. Кстати, большинство преподавателей на программе имеют медицинские степени.
«Мы будем все чаще приглашать для проведения мастер-классов практиков — главных врачей учреждений здравоохранения, людей, работающих в учреждениях здравоохранения, медицинском бизнесе, в фармацевтических компаниях, компаниях, производящих и продающих медицинскую технику. Это как российские специалисты, так и зарубежные», — говорит Сергей Шишкин.
3. Есть возможность специализации
Студентам предлагают выбрать одну из двух траекторий для углубленного изучения — государственное здравоохранение или бизнес-составляющая (рынок медицинских услуг, медицинской техники, лекарственных средств). Специализация выражается в индивидуальном выборе курсов и месте прохождения практики. При этом базовая подготовка остается общей, поэтому при необходимости сменить траекторию уже после окончания программы не составит труда.
4. Здесь учат работать эффективно
«Среди прочего мы учим наших выпускников методам клинико-экономического анализа, чтобы они, придя на работу в свою организацию, могли посчитать, сравнить затраты и эффективность разных технологий лечения, разных лекарственных препаратов. Тем, кто учится в Высшей школе экономики, такой подход кажется вполне естественным, но в реальности его до сих пор используют в минимальной степени», — говорит Сергей Шишкин.
5. Используется подход, ориентированный на пациентов
Несколько лет назад в США был проведен конкурс на лучшую рекламу госпиталя. Первое место на нем занял ролик, который показывал, как по больнице идут врачи, подходят к каждому пациенту, присаживаются, разговаривают с ним.
«К сожалению, у нас именно этого не хватает, — замечает Сергей Шишкин. — Когда мы этот ролик показывали нашим врачам, некоторые говорили: «Что вы нам предлагаете? Нам главное — вылечить человека, а чтобы мы еще сантименты с ним разводили? Никогда!» Сейчас все чаще говорят о том, что наше здравоохранение должно стать пациентоориентированным, в то время как раньше оно было «болезнеориентированным». Мы готовим управленцев, которые помогут нашему здравоохранению повернуться в сторону интересов людей».
Цели и задачи курса
Главной целью предложенного курса обучения является подготовка квалифицированных менеджеров для работы в системе здравоохранения. Слушатели изучат теорию управления, маркетинг, медицинскую статистику, финансовое планирование и бюджетирование. Преподаватели курса рассказывают об организации охраны здоровья граждан, проведении лечебно-профилактический мероприятий, функционировании санитарно-эпидемиологической службы. Кроме того, Слушатели научатся эффективно управлять качеством медицинской помощи.
Программа даст ответы на вопросы
- Какую политику ведёт РФ в области охраны здоровья населения?
- Как производится сбор и анализ статистических данных в здравоохранении?
- Как лучше организовать лечебно-профилактический помощь населению?
- Каким образом в России функционирует санитарно-эпидемиологическая служба?
- Как грамотно управлять качеством медицинской помощи?
- Как работает контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд?
- Каким образом происходит финансовое планирование и бюджетирование в здравоохранении?
- Вы можете работать менеджером в государственных и частных здравоохранительных учреждениях – больницах, поликлиниках, диагностических, консультационных или оздоровительных центрах; страховых медицинских компаниях; фармацевтических организациях; предприятиях по производству медтехники;
- Вы умеете управлять конфликтами, разбираетесь в маркетинге, менеджменте, социальном и медицинском страховании, этики и деонтологии;
- Вы можете грамотно организовать финансирование медучреждений, обеспечить пациентов качественным лечением и лекарствами в необходимом объёме, создать комфортные условия труда для медицинского персонала.
Специфика
Учебные программы рассчитаны на специалистов и руководителей учреждений здравоохранения (частных и государственных клиник) и смежных рынков. Речь идет о производителях медицинской техники, фармацевтических компаниях, организациях, занимающихся медицинским страхованием, аптечных сетях, медицинских колледжах и вузах.
Уровень квалификации | Трудовые функции | Наименования должностей |
---|---|---|
7 | Ведение статистического учета в учреждении здравоохранения | Врач-статистик |
7 | Организационно-методическая работа и статистический учет | Врач-методист |
8 | Управление структурным подразделением медицинской организации | Заведующий отделением, кабинетом, лабораторией, отделом, отрядом |
8 | Управление организационно-методическим подразделением | Заведующий отделением, кабинетом, лабораторией, отделом, отрядом |
8 | Управление процессами деятельности учреждения | Заместитель руководителя медучреждения или его обособленного подразделения, заведующий структурным подразделением |
8 | Управление медицинской организацией | Главный врач (начальник) медорганизации или ее обособленного подразделения, директор хосписа, больницы сестринского ухода |
Формат обучения
График занятий отображен в учебном плане, охватывает 600 учебных часов. Обучение длится 3 месяца (6 месяцев – при неспешном размеренном прохождении тем курса):
преподавание учебного материала высококлассными преподавателями-практиками;
-
личный онлайн-кабинет для каждого слушателя со всей необходимой учебной информацией;
-
электронная библиотека — допуск с первого дня оплаты курса и еще месяц после окончания обучения;
-
обучение проходит на базе платформы Mirapolis;
-
видеолекции как онлайн, так и в случае, если Вы не успели на занятие — в записи;
-
личный тьютор, с ответами на все текущие организационные вопросы;
-
промежуточное тестирование, итоговый экзамен.
По окончания курса Вы получите диплом установленного государством образца, зарегистрированный в ФИС «ФРДО».
Требования к Слушателям:
Обратите внимание! Для поступления достаточно прислать скан-копии или фотографии документов, а также осуществить удаленное заключение договора. Копии документов должны быть чёткими, разборчивыми, легко читаемыми.Обучающимся от юридического лица необходимо отправить бумажные документы почтой до окончания обучения.. Граждане Российской Федерации предоставляют заявление о приёме на обучение и копии следующих документов:
Граждане Российской Федерации предоставляют заявление о приёме на обучение и копии следующих документов:
- Паспорта.
- Страхового номера индивидуального лицевого счёта (СНИЛС).
- Диплома о высшем или среднем профессиональном образовании*.
- При поступлении на основе неоконченного образования – справки об обучении из организации высшего или среднего профессионального образования, в которой обучается студент.
- Документа, подтверждающего факт изменения фамилии, имени или отчества (если необходимо).
Внимание! Принимаются лица от 18 лет. Гражданам иностранных государств и лицам без гражданства следует уточнить список документов в отделе по организации приема по телефону или через форму заявки на консультацию
Гражданам иностранных государств и лицам без гражданства следует уточнить список документов в отделе по организации приема по телефону или через форму заявки на консультацию.
Подробнее о процессе поступления можно узнать здесь.
Кто такой медицинский маркетолог
Медицинский маркетолог — это специалист, который исследует рынок и продвигает услуги клиник, фармацевтических компаний и других организаций, связанных со здравоохранением. Основная задача такого профессионала — сделать так, чтобы как можно больше людей доверяли компании и пользовались ее услугами.
Медицинский маркетолог — одна из ста профессий будущего
Специалист анализирует запросы аудитории и в соответствии с ними выстраивает работу некоторых отделов компании. Например, если маркетолог обнаружил, что целевой аудитории клиники удобнее записываться на прием онлайн, а не звонить в регистратуру, он организует запись на сайте клиники или в соцсетях.
Кстати, ведение социальных сетей компании также входит в обязанности медицинского маркетолога. Он же организует онлайн- и офлайн-мероприятия, договаривается о публикациях в СМИ, иногда занимается просветительской деятельностью.
Главный редактор медицинского канала Med2Med, медицинский директор сети клиник “Семейная” и “Денто Эль”, невролог Павел Бранд в интервью проекту “Медач” рассказал о том, какой должен быть российский управленец в медицине.
Кто должен управлять клиникой: врач с дополнительным образованием или профессиональный менеджер – проблема не решена ещё нигде в мире.
“…ближе всего к ее решению подошли США. Долгое время там руководством клиникой занимались управленцы. Были медицинские советы, был профессиональный менеджер и все находились в достаточно плотном взаимодействии. Потом стали появляться врачи-управленцы, которые совмещали медицинскую деятельность с управленческой, или просто уходили из медицины по возрасту и становились управленцами с медицинским бэкграундом. Недавно сравнили, в каких клиниках лучше организовано оказание медицинской помощи – в тех, которые возглавляют менеджеры, или в тех, где главенствуют управленцы с медицинским образованием? Выиграли, разумеется, вторые с достаточно серьезным отрывом. Проблема в том, что для того, чтобы к этому прийти, нужно пройти определенный путь. В США всегда были врачи-управленцы. Но им там проще – у них есть гайдлайны, есть рекомендации FDA, есть концепция доказательной медицины, соответственно, задачи управленца там несколько иные, чем в России”, – говорит Павел Бранд.
Но в России все по-другому, и полностью перенимать мировой опыт – неправильно.
“В моём понимании, с точки зрения эффективности лучше будет если руководить будут управленцы, даже без медицинского образования. Другое дело, что они должны понимать, чем ограничивается их сфера деятельности – где заканчивается управленческое влияние и начинается медицина. В идеале управление должно быть разделено на двоих: есть профессиональный управленец, отвечающий за экономику, закупки, поставки и прочее, и есть врач, отвечающий за качество оказания медицинской помощи и обоснование мероприятий, необходимых для качественной работы клиники”, – уверен невролог.
Сам Бранд стал руководителем-самоучкой здравоохранения, не имея соответствующего образования.
“Начиная с 27 лет я уже возглавлял небольшое подразделение, потом мы с моими однокурсникам создали компанию, в которой я был медицинским директором, потом меня позвал другой однокурсник в больницу, где он стал главврачом, своим заместителем по коммерческой деятельности. Там уже меня отправили учиться на организацию здравоохранения, где оказалось, что то, чему там учат, мне не только известно, но и неинтересно – вся эта информация морально устарела и не имеет отношения к реальной действительности. В итоге, меня попросили покинуть этот курс, а потом явиться только за сертификатом. Я глубоко убежден, что качественного управленческого образования в медицине у нас нет”, – сказал Павел Бранд.
“Но управлять, на самом-то деле, не очень сложно: этого надо просто захотеть и попытаться разобраться в некоторых нюансах. Учитывая медицинский рынок, структурность и академичность мешает как в медицине, так и в управлении. Поэтому универсального рецепта я дать не могу, лично у меня это просто стечение обстоятельств. Единственное, что я могу сказать – это то, что вопреки расхожему мнению надо хорошо учиться. Говорят, что отличники становятся хорошими врачами, а троечники – хорошими главврачами. Я скажу, что хорошими главврачами становятся бывшие комсорги – это люди, обладающие навыками командообразования. При этом многие из них, кстати, являются и весьма неплохими специалистами. Однако просто прийти и сказать: “Здравствуйте, я такой-то, хочу управлять” не получится. В любом случае, нужна специальная “корочка”, потому что без “корочки” в нашей стране ты – никто”, – напомнил врач.
“Во всем мире дипломы “уходят”. Главное, чтобы у тебя была соответствующая компетенция, а твой диплом никому не интересен. У нас это, конечно, не так – нужно иметь все дипломы, корочки, все возможные подтверждения твоей квалификации. Хотя никогда не понятно, где твоя квалификация за этими “корочками”, очень часто она никак с ними не коррелирует. Что ты реально можешь делать – это проявлять инициативу. Когда возникает вакансия, ты можешь на нее подавать какие-то документы и пытаться показать, что ты этой вакансии достоин. Повторюсь, мой управленческий путь – череда случайностей, я не шел по общепринятой дорожке. Очень много мне дала практика assistance, в рамках которой я посетил очень много клиник в мире и погрузился в разные медицинские специальности, не только в неврологию, и потому во многих вещах я хорошо разбираюсь теоретически. Да, я не сделаю сам лапароскопическую операцию, но я знаю, кому она показана, а кому нет, сколько времени длится, какие там нужны расходные материалы и т.д. Но для этого нужен английский язык”, – подытожил Бранд.
Минздрав подготовил, по которому главным врачам больниц будет не обязательно иметь высшее медицинское образование.
Тренды и направления в профессии
Главный тренд — увеличение лояльности пациентов к компании. Раньше клиники старались привлечь как можно больше пациентов и продать им максимум услуг. Но теперь важнее, чтобы люди оставались довольными после контакта с клиникой. Довольные клиенты вернутся туда сами, поэтому на их привлечение не нужно тратить деньги. А агрессивные промо-кампании приводят к утрате доверия пациента — не только к самой клинике, но и ко всей индустрии.
Контакт с компанией — это не только прием у врача, покупка услуг или лекарств. Речь идет и о чтении социальных сетей клиники, обмене сообщениями с менеджером, попытках записаться на прием.
«В 1990-е и 2000-е годы, когда появился сегмент частного медицинского бизнеса, клиентов очень много обманывали. Людей «залечивали» и «перелечивали». Поэтому в последнее десятилетие серьезные компании занимаются не только формированием лояльности к себе, но и восстанавливают доверие к рынку в целом», — считает Дмитрий Храпунов.
Экономика инноваций
«Быть в помощь»: как бренды выстраивают свою социальную роль
Врачи рассказывают о своей профессиональной жизни, развенчивают расхожие мифы и комментируют новые исследования на своих публичных страницах. Все это формирует облик компании, которая действует прозрачно и дружелюбно расположена к своим пациентам.
«Контент-маркетинг и обучение пациентов — важный тренд. Мы делаем много бесплатного познавательного контента о здоровье и учим пациентов здоровому образу жизни. Главная цель маркетинга в медицине — не рост продаж, а польза для пациентов. В долгосрочной перспективе это отлично работает на репутацию и повышение лояльности», — отмечает Марина Демидова.
Другой важный тренд в профессии — цифровизация пользовательского опыта и автоматизация процессов. Сервис становится более понятным и удобным для пациентов: можно записаться на прием всего в пару кликов и не ждать в очередях, уточнить любой вопрос в официальных соцсетях компании или позвонить в call-центр.