Оглавление
- Описание и характеристика профессии
- Управление дополнительного профессионального образования
- Подготовка к вступительным испытаниям
- История профессии
- Как строить карьеру?
- Подытожу
- Училища на базе 11 классов
- Профессиональные обязанности
- Зарплата военных психологов
- Анализ уровня зарплат врачей по специальности
- Чем занимаются представители профессии
- Психология военнослужащего: основные навыки и рабочие обязанности психолога полка
- Где и как учат профессии
- Определение цели участия в боевых действиях: правильная мотивация военнослужащих
- Как построить карьеру
Описание и характеристика профессии
Всех психологов принято разделять на три условных группы: исследователи, практики, преподаватели. В рамках этого разделения военный психолог в большей степени относится ко второй группе, для представителей которой характерно применение полученных знаний и профессиональных умений на практике в рамках определённой специализации. Деятельность в армейской среде предполагает изучение ситуаций служебной и бытовой жизни военнослужащих, поведения солдат и офицеров в стрессовые моменты, результатов собеседования, тестирования и анкетирования личного состава.
Собранная информация анализируется, и на основе результатов военный психолог устанавливает наличие проблемы и способы её решения. В рамках запланированных мероприятий психолог проводит профессиональный психологический отбор личного состава. В круг его полномочий входит устройство центров психологической разгрузки. Особой формой деятельности считается выступление с лекциями перед личным составом, а также проведение мини-тренингов. О проделанной работе психолог составляет отчёты и рапорты начальству.
В работе психолога в полку возможна частая смена объектов деятельности. Несмотря на высокий темп работы, возникает постоянный дефицит времени, часть которого отнимает заполнение многочисленной документации. В реальности работать приходится не с 8.30 до 17.30, а гораздо дольше. Поэтому психолог должен уметь волевым усилием регулировать и собственное эмоциональное состояние, особенно когда необходимо разрешать конфликтные ситуации.
Полковой психолог действует на всей территории расположения полка и подчиняется заместителю командира по воспитательной работе. Своих подчинённых специалист на этой должности не имеет. Решения о необходимых мероприятиях психолог принимает самостоятельно, но согласовывает их с вышестоящими лицами, поскольку в армии режим военной организации не должен этими мероприятиями нарушаться.
Многочисленные отзывы действующих представителей профессии о своей работе выявляют ряд типичных трудностей с организацией профессиональной деятельности. Так, например, выясняется, что военных психологов регулярно привлекают к деятельности, не связанной напрямую с их обязанностями, в результате чего дефицит времени постоянно накапливается. Под контролем одного специалиста находится порядка 700-1000 человек одновременно, что снижает качество работы с личным составом и не оставляет самим психологам времени на отдых и личную жизнь.
Фактически новые работники сами часто оказываются психологически не готовы к нагрузкам. После реорганизации института военных психологов пришедшие на должность гражданские лица не всегда могут принять армейские порядки и справиться с эмоциональной нагрузкой. В результате этого с учётом не слишком высоких зарплат, особенно у молодых выпускников учебных заведений, происходят постоянные кадровые замены и перестановки.
Управление дополнительного профессионального образования
АННОТАЦИЯ
к программе повышения квалификацииЦелью реализации программы
является совершенствование профессиональных компетенций педагога высшего профессионального образования в области целевой подготовки кадров в интересах Министерства обороны. В составе соответствующих компетенций представлены:
- способность применять данные военной психологии в учебно-воспитательном процессе;
- способность осуществлять исследовательскую работу в межпредметной области;
- способность оптимизировать организационно-управленческую деятельность педагога с учетом особенностей функционирования и развития человеческого фактора в аэрокосмическом образовании;
- готовность к профессиональному саморазвитию на основе расширения диапазона служебных задач с привлечением современного психологического знания.
Результатом обучения
является приобретениезнаний и умений по:
- методологическим основам военной психологии;
- психологической характеристики современной войны и боевых действий;
- индивидуально-психологическим особенностям военнослужащих и социально-психологическим свойствам воинских коллективов в боевой обстановке;
- использованию учебно-методических материалов дисциплин «Военная психология» в образовательном процессе, нацеленном на подготовку офицерских кадров для Вооруженных сил РФ;
- мотивационным, эмоционально-волевым, ценностно-смысловым, интеллектуальным, коммуникативным качествам обучающихся в процессе освоения ими соответствующих военных специальностей;
- анализу актуального уровня психологического развития обучающихся, определению перспектив дальнейшего личностного и профессионального становления.
Категория слушателей:
преподаватели военных кафедр вузов.ПОСМОТРЕТЬ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Аудиторные занятия, дистанционные занятия | |||||||
№ п/п | Наименование разделов | Всего, час | Лекции, час | Лабораторные работы, час | Практические занятия, семинары, час | Аттестация | СРС, час |
час | Форма контроля | ||||||
1 | Введение в военную психологию | 18 | 10 | 8 | |||
1.1 | Предмет, задачи, структура, методы военной психологии | 10 | 6 | 4 | |||
1.2 | История военной психологии | 8 | 4 | 4 | |||
2 | Методология психологической работы в Вооруженных силах | 18 | 10 | 8 | |||
2.1 | Психологическая работа в мирное время | 10 | 6 | 4 | |||
2.2 | Психологическая работа в период военных конфликтов | 8 | 4 | 4 | |||
3 | Психология боевых действий | 18 | 10 | 8 | |||
3.1 | Психологические особенности наступательных и оборонительных боевых действий | 10 | 6 | 4 | |||
3.2 | Психологическое обеспечение боевых действий войск | 8 | 4 | 4 | |||
4 | Психологические операции в современных условиях | 18 | 10 | 8 | |||
4.1 | Психологические операции: стратегические, оперативные и тактические задачи | 10 | 6 | 4 | |||
4.2 | Научная основа психологических операций | 8 | 4 | 2 | |||
5.1 | Итоговый контроль | 2 | Реферат | 4 | |||
Итого | 72 | 40 | 32 | 4 |
Получить информацию о стоимости и записаться на обучение можно по приведенным ниже контактам:
8;; 8-499-158-43-90
тел./факс: 8-499-158-97-25
Подготовка к вступительным испытаниям
Как сдать профотбор в военное училище так, чтобы из абитуриента превратиться в слушателя вуза? Для каждого вступительного экзамена организуется в учебных корпусах самоподготовка. От нее освобождаются выпускники общеобразовательных учреждений, которые имеют сертификаты о сдаче единого государственного экзамена. Остальным абитуриентам для подготовки к каждому вступительному испытанию предоставляют 2-3 дня.
Но на этом не заканчивается профотбор в военное училище. Тесты психологического плана проводятся в обязательном порядке, чтобы выявить устойчивость психики соискателя, возможность обучения в профильном вузе. Если абитуриент успешно проходит профессиональный отбор, по итогам конкурса он зачисляется на обучение в военный вуз. Есть определенные категории поступающих, которых принимают вне конкурса, либо у них есть преимущественное право на зачисление при составлении конкурсных списков.
Те абитуриенты, которым не удалось успешно пройти все категории профотбора в военные училища, выбывают из вуза. Причиной может стать неудовлетворительная отметка по одному из сдаваемых предметов либо непригодность по состоянию здоровья. В строевом отделе вуза абитуриенту выдают перевозочные воинские документы, чтобы у него была возможность вернуться домой.
У соискателя есть право на подачу апелляции по итогам вступительных испытаний. Начальником вуза создается специальная апелляционная комиссия, которая занимается рассмотрением заявлений от абитуриентов во время проведения профессионального отбора. В некоторых случаях решение принимается в пользу потенциального слушателя военного вуза.
История профессии
С первых же организованных боевых действий в истории человечества мотивированность и боевой дух воинов ставились военачальниками во главу угла. Обещание материальной и нематериальной наград в случае победы и наказания в случае поражения, устрашение врага боевой раскраской, криками и пугающими нарядами, личный пример полководца и т.д. – всё это должно было, с одной стороны, оказывать психологическое давление на противника, а, с другой, – настраивать своих солдат на битву. Те руководители, кто учитывал психологическую составляющую, добивались наиболее впечатляющих побед, а их имена оставались в истории.
Однако военная психология как отдельная дисциплина долгое время не находила развития. В полной мере необходимость специалиста, готового не только мотивировать, но и оказать квалифицированную психологическую помощь, была осознана позднее. В XXI веке, когда информация стала рассматриваться как самостоятельный фактор, влияющий на победу, а способы передачи информации многократно умножились, роль психологического контроля возросла.
Однако с 2009 года с военных психологов «сняли погоны», передав должностной функционал гражданскому персоналу с изменением не только статуса, но и формата оплаты труда. Сохранение служебной нагрузки при одновременном снижении зарплат стало постепенно приводить к дефициту кадров. Сейчас в вооружённых силах РФ проводится масштабная реформа, которую планируется завершить к 2020 году. Она предполагает возврат военных на эту должность и структурное расширение института военной психологии.
Как строить карьеру?
На сегодняшний день профессия военного врача становится все более востребованной. Причиной тому послужило кадровое сокращение после реформ в 2000-х. Развитие карьеры предусматривает четкое выполнение поставленных командованием задач и квалифицированное оказание медицинской помощи. Повышение в звании способствует росту как уважения среди коллег и сослуживцев, так и увеличению заработной платы.
Неофициально все военные врачи делятся на «лечебников» и «организаторов». Первая группа специализируется на оказании медицинской помощи солдатам со всеми плюсами и минусами соответствующей деятельности. Вторая часть докторов занимается поставками препаратов, обеспечением госпиталей необходимым оборудованием и другими подобными функциями. Если вы уже определились, какая именно отрасль вам ближе, то необходимо запастись терпением, и на первых порах довольствоваться наименее престижным местом работы. По мере повышения квалификации и стажа повышаются шансы перевода в более крупные воинские части и, разумеется, роста заработной платы.
Подытожу
Видел недавно курсантов из ВУМО, потому что-то вдруг вспомнил свою попытку поступления и решил здесь немного понастальгировать. Долго сожалел, что так глупо оступился почти в самом конце абитуры, но потом в итоге смирился. Общался с одним парнем, который сначала поступал на прок-след, но в итоге поступил на воен-соц. Говорит, под Ржевом служит, но служба далеко не всегда сахар.
От других ребят слышал, что кто-то попал на флот, кто-то в ВВ, а кто-то в военную полицию. По слухам, кто-то даже погиб при выполнении боевой задачи в Сирии, а у кого-то пошла карьера стремительно в гору. А что могло быть со мной, если бы я поступил и окончил — один только Бог знает. Много всего было и смешного во время абитуры, но это всё лирика и расписывать её здесь очень долго.
В армию в итоге даже на срочку не попал, но честно скажу — не косил, планировал даже прямо со срочки поступать в военный вуз, но уже в другой. Просто откуда не возьмись вдруг появилась проблема со здоровьем. Не сказать, что она очень критична, но на призывной медкомиссии посчитали, что в мирное время служить мне лучше не стоит. Списали в запас (годен только в военное время). Обратно из Уссурийска добирался тоже весело, уже с несколькими пьяными дембелями в вагоне, но к счастью без особо ярких приключений.
Спасибо за внимание!
Училища на базе 11 классов
Военные училища для девушек после 11 класса дают возможность получить высшее профессиональное образование в этой области. Рейтинговый список этих учебных заведений возглавляет Военная академия связи, названная именем маршала Советского Союза С.М. Буденного. Находится данная академия в городе Санкт-Петербурге. Почтовый и фактический адрес: 194064, г. Санкт-Петербург, проспект Тихорецкий, дом 3. Также имеется филиал в городе Краснодаре, адрес: 350035, город Краснодар, улица Красина, дом 4. Обучение проводится по следующим направлениям:
- Факультет «Информационные коммуникационные технологии и системы специальной связи»;
- Факультет «Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения».
Форма, в которой обучаются студенты, в академии очная на бюджетной основе. Длительность обучения составляет 5 лет. После выпуска студенты получают диплом, свидетельствующий о высшем профессиональном образовании государственного образца. Выпускникам присваивается звание лейтенанта, а также квалификация «инженер».
Следующее образовательное учреждение в рейтинговом списке «Военные училища для девушек после 11 класса» — Военно-космическая Академия, носящая имя А.Ф. Можайского. Учебное заведение проводит подготовку более чем по сорока военным специальностям. Квалификация полностью соответствует требованиям к подготовке офицеров. Среди девушек наблюдается достаточно высокий конкурс на место — семь человек. В прошлом году было зачислено только 30 девушек. Однако учебное заведение считается одним из лучших в стране, а потому попробовать поступить действительно стоит.
На третьем месте Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова в Санкт-Петербурге. В данном учебном заведении найдут для себя место девушки, видящие свое будущее в качестве военного врача.
Четвертое место в рейтинге занимает Воздушно-десантное командное училище в Рязани, названное именем генерала армии В.Ф. Маргелова. Это военное училище для девушек подразумевает специализацию «применение подразделений связи воздушно-десантных войск».
Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого занимает пятое место рейтинга. Академия открыла свои двери девушкам в 2015 году. С тех пор она располагает достаточно широким списком специальностей для слабого пола.
Профессиональные обязанности
Работа психолога в армии направлена на повышение эффективности военнослужащих и поддержания у них устойчивого морально-психологического состояния. Нормативные документы определяют следующие служебные обязанности:
- анализ происходящих в полку и подразделениях социально-психологических процессов,
- изучение психологических качеств личного состава,
- разработку предложений, направленных на укрепление дисциплины и профилактику правонарушений,
- оказание психологической помощи тем солдатам и офицерам, которые имеют признаки нервно-психической неустойчивости,
- помощь военнослужащим и членам их семей в психологической адаптации к условиям военной службы,
- проведение работы по поддержанию боевой готовности,
- психологический отбор личного состава,
- взаимодействие с медицинской службой,
- методическую работу для обеспечения психолого-педагогической подготовки военнослужащих,
- создание условий для противодействия негативному психологическому влиянию на личный состав,
- информирование о проделанной работе и проведённых мероприятиях вышестоящих должностных лиц.
В идеале для решения всех этих многообразных задач психолог должен собрать и обработать информацию об индивидуально-личностных качествах и психологическом состоянии каждого военнослужащего. Это знание, помимо прочего, позволяет ещё и оценить профессиональные возможности военнослужащего, что даёт возможность уточнить для него наиболее продуктивный вид воинской специализации. О своих наблюдениях психолог докладывает начальству, однако распространение информации не должны быть использовано в ущерб военнослужащим и членам их семей.
Зарплата военных психологов
До передачи функций военного психолога гражданскому персоналу зарплата служащего зависела от воинского звания, должности, выслуги лет и других факторов, связанных со службой в армии. После этого зарплаты заметно снизились. В некоторых случаях они составляли около 10 тыс. рублей в месяц. Например, среди вакансий есть предложения от 11-12 тыс. руб. в Калининградской, Омской, Самарской, Кировской, Челябинской областях и от 15-17 тыс. руб. – в Хабаровском и Приморском крае, в Вологодской, Новосибирской областях. От 25-30 тыс. рублей вакансии на эту должность практически не открываются.
Анализ уровня зарплат врачей по специальности
Для подготовки военных врачей в России созданы высшие учебные заведения, специализирующиеся на изложении не только профильного медицинского материала, но и демонстрации будущим выпускникам всех тягот службы.
Абитуриенты должны быть готовы к параллельному освоению фундаментальных наук (анатомия, физиология, терапия, хирургия) на одном уровне со строевой подготовкой, организацией медицинской службы в армии и тому подобное.
Чтобы стать военным врачом, необходимо закончить профильное высшее учебное заведение, и список наиболее популярных вузов мы приведем ниже:
- Военно-медицинская академия им. С. М. Кирова (Санкт-Петербург). Это одно из наиболее востребованных учебных заведений в стране. Здесь функционируют три базовых факультета, которые готовят специалистов морских, летных и сухопутных войск.
- Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого (Москва).
- Томский Военно-медицинский институт.
- Самарский военно-медицинский институт.
- Академия Федеральной службы безопасности Российской Федерации (Москва).
После 6 лет обучения каждый выпускник получает диплом и звание младшего лейтенанта. Дальше необходимо пройти интернатуру (1 год). Для поступления в соответствующие вузы абитуриентам нужно предоставить результаты ЕГЭ по следующим предметам:
- биология;
- химия;
- русский язык и литература.
В России в 2021 году средняя зарплата медиков равна приблизительно сумме в 76,989 тыс. рублей.
Но даже несмотря на это, в Российской Федерации наблюдается катастрофический дефицит квалифицированного медицинского персонала.Многие российские медики предпочитают уезжать работать за границу из-за более привлекательных и комфортных условий труда. Основным стимулом, мотивирующим перебраться работать в другую страну, является более достойная оплата.
Для примера, можно сравнить заработную плату анестезиолога в России и Соединённых Штатах Америки. В России врач такой специальности не зарабатывает больше 69 тыс. рублей, в то время как аналогичная специальность в США оплачивает примерно по ставке в 19 600 долларов.
Средний оклад медиков на 2021 год:
- Косметолог — 90 тысяч рублей.
- Акушера-гинеколог — 90.
- Анестезиолог-реаниматолог — 66 тысяч.
- Врач-остеопат — 65.
- Нейрофизиолог, работающий в государственных учреждениях, — 62.
- Специалист МРТ — 60.
- Судовой врач — 60.
- Врач-гомеопат — 55.
- Стоматолог — 50.
- Цитолог — 50.
- Детский педиатр — 47.
- Гериатр — 46.
- Микробиолог — 45.
- Врач-терапевт — 40.
- Врач, занимающийся функциональной диагностикой, — 35.
- Пародонтолог — 63.
- Уролог — 30.
- Военный врач — 40-50.
Размер максимальной заработной платы врача:
- Косметолог в месяц может зарабатывать до 170 тыс. – 180 тыс. рублей.
- Максимальная заработная плата гинеколога равна 130 тыс. рублей в месяц.
- Детский педиатр максимально может заработать 80 тыс. рублей в месяц.
- Терапевт может рассчитывать на 100 тыс. рублей.
- Врач функциональной диагностики максимально может заработать до 60 тыс. рублей в месяц.
На размер заработной платы влияет и место осуществления трудовой деятельности. В частных клиниках оклады всегда больше, нежели в государственных структурах.
Чем занимаются представители профессии
Кем может работать человек, освоивший предмет Психология служебной деятельности, какие функции он выполняет?
- Оказывает поддержку:
- в ситуациях повышенного стресса,
- при необходимости снятия нагрузки,
- при решении психологических проблем.
Работа в ряде учреждений в качестве штатного психолога
Состояние кадров иногда весьма важно, если это органы безопасности, МВД, МЧС. Проводит тестирование для приема на работу, отбора кадров
Кандидаты рекомендуются ими или нет, а также работники могут быть уволенными за непригодность Участвует в исследованиях по изучению настроя в коллективах.
Будущих представителей данной специальности учат отбирать кадры на профпригодность для работы в армии и ОВД путем собеседования. Также это навык составления характеристик и анализа результатов деятельности служащих, что входит в круг обязанностей психологов. Они способствуют максимально эффективной реализации, для чего консультируют и обучают кадры.
Люди с травмами, полученными на службе, при чрезвычайных происшествиях или в террористических зонах нуждаются в реабилитации. Ее также проводят специально подготовленные лица. При анализах и прогнозах относительно климата в коллективах психологи разрабатывают рекомендации для его улучшения. Ряд специалистов предпочтет преподавание предмета психологии в вузах, школах или на курсах.
Психология военнослужащего: основные навыки и рабочие обязанности психолога полка
Поскольку в психологии военного человека есть ряд специфических принципов, военный психолог должен не только иметь глубокие профессиональные знания, но и соответствовать требованиям занимаемой должности. Обязанности психолога полка включают:
- понимание особенностей психологии военнослужащих;
- наблюдение за социально-психологическими процессами внутри подразделения;
- способствование укреплению воинской дисциплины, профилактическая работа по устранению правонарушений;
- организация психологических мероприятий, повышающих мобилизационную готовность служащих;
- оказание помощи в адаптации новобранцев к условиям несения службы;
- оказание помощи членам семей военнослужащих;
- своевременное информирование вышестоящих должностных лиц о проведении психологических мероприятий для личного состава;
- проведение профилактических и педагогических мероприятий;
- помощь и методическое обеспечение занятий, развитие материально-технической базы.
Многообразие задач требует от армейского психолога постоянной вовлеченности в служебную деятельность солдат: психолог собирает и обрабатывает информацию, определяет особенности личности военнослужащего. Эти данные необходимы для профилактики внутриличностных и межличностных конфликтов, уточнения воинской специализации.
Где и как учат профессии
В связи с новизной данной специальности, а также ее особенностями не так много вузов проводят обучение. В Москве ее можно найти не более чем в 10 заведениях. При наличии желания вполне реально поступить на соответствующий факультет, как в столице, так и в регионах. К примеру, в Москве такую возможность предоставляют университеты:
- гос управления,
- МВД РФ,
- социальный с проходным баллом 68,3 и стоимостью 188 000 рублей в год,
- им. М. В. Ломоносова, где проходной балл составляет 77,5 при наличии 47 бюджетных мест и стоимости обучения 360 000 рублей в год,
- Российский гуманитарный гос. университет предоставляет 15 мест при стоимости обучения 88 000 рублей в год и проходным баллом 76,3,
- психолого-педагогический со специализацией на экстремальных условиях, 205 000 рублей в год,
- академия народного хозяйства 276 000 рублей в год,
- другие ВУЗы.
Для поступления на учебу требуется сдача экзаменов: биология, русский и иностранный языки, обществоведение или математика на выбор ВУЗа. Обычно вступительные испытания проводятся по 3 предметам. Очное отделение предполагает 5 лет обучения. Также имеются очно-заочная и заочная формы. Студенты получают образование, изучая общие дисциплины и различные психологические направления. К примеру, осваивают особенности психологического консультирования, мотивационных вопросов.
Важная часть изучение обеспечения деятельности профессий в условиях, отличных от стандартных, включающих экстремальные ситуации. А также службы в пенитенциарных учреждениях.
Определение цели участия в боевых действиях: правильная мотивация военнослужащих
Выделяют 3 группы причин, по которым солдат стремится к участию в боевых действиях:
- Общественные — общесоциальные мотивы, продиктованные чувством долга. К ним относится любовь к стране, активное проявление патриотизма, ненависть к противнику как к захватчику.
- Групповые — мотивы малых коллективов, выработанные внутри общности. К ним относятся взаимовыручка товарищей, чувство принадлежности к определенной группе, страх отвержения, .
- Личные — индивидуальные мотивы. К ним относятся амбициозные притязания: стремление выделиться, заслужить награды, заработать деньги, проверить свои способности.
Пассивность или активность солдат в бою — показатель их отношения к самой войне, как к явлению. В зависимости от хода войны, степени подготовки, уровня обеспечения личного состава эмоциональная окраска образа войны меняется. Солдаты, получившие преимущество, более успешны в ведении боевых действий.
Войска, имеющие более сильную мотивацию, воспринимают противника как непримиримого врага
Важное значение имеет общественная поддержка: образ военного конфликта внутри страны. Использование социальных мотивов возможно, если в обществе поддерживают военные настроения
Антимилитаристические стремления подрывают боевой дух солдат, снижают уровень личной мотивации.
Как построить карьеру
Раньше карьера психолога в армии всё равно оставалась в первую очередь карьерой офицера с характерными для этого вида деятельности повышениями в звании и получением новых должностей. В вооружённых силах PФ была создана вертикальная система иерархии, которая допускала карьерный рост по психологическому направлению: офицер становился супервизором вышестоящих инстанций, которые контролировали и анализировали деятельность подчинённых военных психологов.
Однако с 2009 года наметилась тенденция к замене статуса. Военные психологи продолжали выполнять свою работу, но уже в качестве «гражданского персонала», что заметно сокращало возможности для построения карьеры.
Поэтому последующий профессиональный рост специалиста часто был связан уже не с армией, а с гражданской деятельностью в государственных и частных компаниях и корпорациях, в тренинговых центрах по подготовке персонала. Применение своим профессиональным навыкам специалист мог найти в перспективных профессиях бизнес-тренера, коуча, медиатора.