Оглавление
- Образец должностной инструкции смотрителя музея
- Демографический портрет музейного работника: пол, возраст, опыт работы
- Дизайнер
- Администратор музея
- Образование музейных работников
- Ирина Чупина, главный хранитель Музея М.А. Булгакова
- Кто работает в музее: список профессий
- Чем занимаются работники выставочных профессий?
- Диджитал-специалист
- Юлия Харькова, заведующая отделом фондов и научной работы Мемориального музея А.Н. Скрябина
- Вакансии
- Значение музеев
- Кто работает в выставочном зале: список профессий
Образец должностной инструкции смотрителя музея
1. Общие положения
- Смотритель музея подчиняется заместителю директора музея по АХЧ.
- Смотритель музея нанимается и увольняется приказом директора музея.
- Требования по трудовому опыту к кандидату не предъявляются.
- Кандидат на эту должность обязан иметь образование искусствоведческого профиля.
- При временном отсутствии смотрителя (лечение болезни, отпуск и т.д.) его обязанности выполняет другой сотрудник музея, назначенный замдиректора музея по АХЧ.
- Смотритель музея должен разбираться в:
- нормативно-правовой базе, регулирующей его деятельность;
- значимости и роли музея и его фонда;
- нормах взаимоотношений с посетителями музея;
- правилах, регулирующих осмотр и обращение с музейными ценностями;
- правилах, регулирующих поведение посетителей музея;
- кадровом составе персонала музея;
- порядке действий при возникновении ЧС;
- нормативах безопасности и иных требованиях, обязательных к соблюдению в музее;
- графике работы музея.
- Смотритель музея руководствуется:
- соответствующей документацией музея;
- профильными нормами и законами;
- сведениями из должностной инструкции.
2. Функции
Смотритель музея отвечает за следующие задачи:
- Общий контроль поведения посетителей музея.
- Наблюдение за целостностью и неприкосновенностью музейных экспонатов, а также за соответствием экспонатов их топографической описи.
- Осмотр помещений музея в начале смены и после её окончания.
- Информирование руководства музея о вещах, забытых посетителями.
- Вызов представителей администрации и соответствующих служб при возникновении ЧС (неадекватном поведении посетителей, отсутствии предметов экспозиции, возгорании и пр.).
- Поддержание в своей деятельности правил безопасности и дисциплины, обязательных для сотрудников музея.
- Оказание помощи посетителям музея в пределах своей компетенции.
- Заполнение документов, необходимых по внутренним правилам делопроизводства.
- Участие в инструктажах по безопасности, проводимых администрацией музея.
- Выполнение иных распоряжений замдиректора по АХЧ, не противоречащих положениям трудового договора и этой инструкции.
3. Ответственность
Смотритель музея отвечает за следующие проступки:
- Неисполнение (некачественное выполнение) трудовых функций, перечисленных в инструкции, — в соответствии с принципами трудового законодательства и внутренними правилами музея.
- Нарушения действующих законов — в тех границах, которые указаны в трудовом, административном либо уголовном праве.
- Причинение музею материального ущерба — в тех пределах, которые даны в соответствующем законодательстве.
4. Права
Смотритель музея обладает правами:
- Предлагать руководителям музея меры по улучшению трудовой деятельности.
- Получать от служащих музея информацию и документы, которые необходимы в своей работе.
- Требовать от руководства музея поддержания условий, необходимых для выполнения должностных обязанностей.
- Получать дополнительные выплаты в порядке, оговоренном в соответствующих внутренних документах.
- Принимать участие в собраниях музейных работников, на которых обсуждаются вопросы, затрагивающие профессиональную компетенцию.
Демографический портрет музейного работника: пол, возраст, опыт работы
Большинство соискателей из числа музейных работников — женщины (82%). Однако если посмотреть на динамику создания резюме, то мы увидим, что доля мужчин незначительно, но выросла за последние пять лет: если в 2014 году соотношение созданных резюме мужчинами и женщинами было 12% против 88%, то в 2018 году уже 23% против 77%.
Распределение резюме музейных сотрудников по полу:
- женщины — 82%;
- мужчины — 18%.
Каждый четвертый соискатель с резюме музейного сотрудника старше 45 лет. Наибольшую долю среди таких соискателей составляют люди в возрасте от 25 до 34 лет (45%). При этом в динамике наибольший рост показывает группа от 18 до 24 лет: если в 2014 году такими соискателями было создано лишь 2% резюме музейных сотрудников, то в 2018-м — уже 36%.
Дизайнер
На протяжении почти всего XX века дизайном занимались в основном кураторы и художники. Можно вспомнить типографские опыты тридцатых годов Виллема Сандберга, куратора Музея Стеделейк: он одним из первых установил стандарты зарождавшейся профессии. Его афиши и каталоги отличались авангардным исполнением — разные виды бумаги, яркие цвета, свободное размещение текста, — что было, впрочем, продиктовано ограниченностью ресурсов. С помощью минимальных средств Сандберг придумал визуальный язык музея, который распространялся не только на печатную продукцию, но и на выставочный процесс. На заре основания MoMA архитектор и куратор Филип Джонсон переосмыслил выставочную архитектуру, обратившись к простым, лаконичным решениям. Помимо всего прочего он одним из первых взглянул на дизайн с кураторских позиций: выставка Machine Art положила начало выставкам, в которых экспонатами выступают не произведения искусства, но предметы дизайна. Часто к оформлению выставочных пространств прикладывали руку сами художники: например, галерея Пегги Гуггенхайм Art of This Century («Искусство этого века») была оформлена Фредериком Джоном Кислером. Одним словом, до появления в музеях должности «дизайнер» этой работой занимались кураторы или художники.
Сегодня у любой культурной институции есть свой визуальный код, который не ограничивается лишь печатной продукцией, оформлением выставок или мерчем: дизайн распространяется буквально на все элементы музея. Посетитель сталкивается с визуальными приметами институции, только готовясь пойти в музей — ему достаточно зайти на сайт либо в соцсети, чтобы уточнить время работы или купить билет. В музее он не обращает внимания на униформу сотрудников, номерок в гардеробной, верстку меню в музейном кафе. Кажется, что непосредственно с «дизайном» он встречается только в тот момент, когда попадает на выставку или заходит в книжный магазин, чтобы захватить домой каталог. Но в музее, в котором чутко относятся к своей аудитории, каждый шаг посетителя окружен результатом работы дизайнеров, чья цель — сделать посещение музея максимально комфортным.
Из этого следует очень простое требование к дизайнеру — он должен уметь если не все, то почти все. Сверстать книгу или сайт, придумать коллекцию свитшотов к выставке или нестандартное оформление для этикеток — лишь часть обязанностей всемогущих дизайнеров. Конечно, в одиночку никто не справился бы с таким количеством задач, поэтому обычно в музеях работает целый дизайнерский отдел.
Кит Хелл, руководитель отдела дизайна Музея современного искусства «Гараж»: Работа дизайнера в музее сильно отличается от работы дизайнера где-нибудь еще. Здесь приходится иметь дело не с заказчиком, а с искусством. И работая с искусством, ты сталкиваешься с определенными ограничениями, поскольку дизайн не может доминировать над проектом и над искусством
В магистратуре мы учим будущих кураторов и координаторов выставочных проектов, что дизайнер — такой теневой персонаж, который оформляет проект, но не перетягивает внимание на себя
Каждый проект отличается от предыдущего. У меня за плечами около трехсот выставочных проектов. И все же даже самые удачные дизайнерские находки не следует повторять. Иногда кажется, что все уже придумано и осталось собрать проект из уже использованных приемов. Однако каждый раз появляются новые вызовы — а вместе с ними и новые придумки.
У нас нет очень четкого разделения по ролям в команде отдела дизайна. Работа над любым проектом всегда оказывается коллективной. В то же время мы активно сотрудничаем с другими департаментами: пиаром, веб-отделом, с кураторами и художниками. Последние порой полностью доверяются нам, порой же мы должны четко следовать их пожеланиям (иногда достаточно жестким). Помимо музейной команды, мы прибегаем к помощи фрилансеров или работаем с архитектурными бюро, когда они занимаются сценографией выставки.
Сейчас в музее появляется все больше и больше диджитал-проектов. Мы пытаемся следить за всеми новинками в этой области, но и физические носители никуда не уходят. Дизайнеры борются сами с собой: многое хочется переместить в цифровую среду, однако существует огромное количество форматов — от бумажных носителей до гидов, набранных шрифтом Брайля, — которые не торопятся уходить.
Саша Пофлепп. Те, кто. 2019. Скриншот онлайн-версии мультимедийной инсталляции. Courtesy Музей современного искусства «Гараж»
Администратор музея
Создание выставок, управление музейным архивов, пополнение коллекции, найм реставраторов — для всего этого необходимы знания историка. Часто историки открывают собственные музеи и работают не по найму, а как предприниматели — и довольно успешно.
Если вы думаете, что работать в музеях скучно, вы ошибаетесь! Возможно, вам не интересны «классические» военные музеи или музеи искусства. Но в современном мире можно найти или даже открыть музей практически чего угодно, начиная от кукол Барби и заканчивая автомобилями. И да — куклы Барби тоже превратились историю, им уже 61 год ?
Как попасть в музей? Обычно с этим не бывает проблем — обучение на истфаке подразумевает музейную практику. Остается собрать за время практики полезные контакты, устроиться на стажировку и набираться опыта!
Образование музейных работников
Подавляющее большинство соискателей имеет высшее образование. Наиболее популярными вузами, которые окончили музейные сотрудники, являются СПбГУ, МГУ, РГГУ.
24% соискателей также получили дополнительное профессиональное образование. Как правило, это курсы иностранных языков.
Типы дополнительного образования | Примеры организаций |
---|---|
Курсы иностранных языков | English First, Goethe Institut, Французский культурный центр |
Основы интернет-маркетинга | Geekbrains |
Дизайн, декорирование | Международная школа дизайна |
Курсы экскурсоводов | Государственный Русский музей |
Курсы гидов-переводчиков | РГГУ |
Что касается соискателей, получивших искусствоведческое образование, то более четверти из них размещают резюме в сфере «Искусство, развлечения, массмедиа». Наиболее популярными названиями резюме таких соискателей являются «Искусствовед», «Администратор» и «Начинающий специалист».
Ирина Чупина, главный хранитель Музея М.А. Булгакова
Я перфекционист, работа в фондах — для меня. Мне нравится систематизировать, описывать предметы, раскладывать их по местам, следить за сохранностью, оцифровывать, вводить новую информацию о предмете в базу данных, заниматься учетными документами. Я получаю огромное удовольствие, когда новые предметы поступают в коллекции.
Хранители — собственники, и я считаю это хорошим качеством для работы с музейными предметами, потому что первая задача моих коллег — сохранить предмет в таком виде, в котором он поступил в музей.
Хранителями становятся не сразу и не все музейные сотрудники. Это крайне ответственная должность, требующая определенного опыта и уровня профессионализма. Чтобы стать хранителем, необходима готовность учиться. Работа в фондах — последовательная, методичная, аккуратная
Хранитель должен иметь системный склад ума, быть настойчивым, уметь добиваться поставленной цели: если увидел, что вещь нуждается в реставрации, — привлечь к ней внимание и добиться соблюдения необходимых климатических и санитарных условий
Всегда интереснее работать с подлинными и мемориальными предметами, связанными с жизнью и деятельностью конкретной личности. Каждый предмет, будь то фотография или живопись, несет информацию своего времени. Когда к нам в музей поступают новые предметы, мы сразу стараемся записать легенду поступления и самого предмета для будущих сотрудников. Любая выставка или постоянная экспозиция будет более интересной и ценной, если на ней выставят подлинные экспонаты.
Без творческого подхода в работе с музейными предметами не обойтись. Хранитель постоянно взаимодействует с выставочным отделом и подбирает предметы не только по списку, но и визуально, он должен понимать заранее, как с эстетической точки зрения будет выглядеть предмет. Также современный хранитель участвует в создании каталогов, виртуальных выставок — это требует творческого подхода и умения работать в различных программах для обработки фото или верстки.
Кто работает в музее: список профессий
Любой музей, помимо социальных и образовательных, выполняет еще целый ряд функций, начиная от сохранения исторических и культурных артефактов и, заканчивая научными и изыскательскими функциями.
Поэтому работа в музее – это многогранная деятельность, которая включает в себя такие специальности или содержит довольно обширный список профессий с наиболее важными направлениями работы:
- историков;
- антропологов;
- педагогов;
- социологов;
- реставраторов;
- маркетологов;
- медиаторов;
- специалистов мультимедиа;
- экскурсоводов;
- кураторов виртуальных экспозиций.
Отдельного разговора требуют профессии в музее-заповеднике, который кроме охранительных и восстановительных функций, выполняет и научные функции изучения и обновления, как исторических, так и природных ландшафтов.
Как правило, музейные профессии получают на искусствоведческих или на исторических факультетах, как гуманитарных, так и педагогических университетов, где изучаются предметы культурных особенностей разных регионов и эпох.
Помимо этого, уже в самом музее каждый сотрудник этого заведения может иметь отдельную узкую или широкую специализацию изучения определенных исторических периодов, событий, объектов либо на изучении той или иной исторической личности.
Крупные музеи, обычно нуждаются в наиболее востребованных специалистах со знанием иностранных языков, а также в сотрудниках, имеющих научные степени. Что, во-первых, повышает туристическую привлекательность и, во-вторых, научную ценность таких музеев.
Чем занимаются работники выставочных профессий?
Что касается рода занятий представителей тех или иных специальностей, то если взять список профессий, задействованных в мероприятии, то:
- Стендисты занимаются в подготовительном периоде раздачей приглашений, рекламных буклетов, а также листовок. В период проведения выставки – доносят до посетителей полезную информацию, тем самым управляя потребительским спросом
- Примерно такие же функции, как и стендисты, выполняют промо-модели.
- Дизайнеры создают привлекательные формы визуализации, как стендов, так и тематических уголков.
- Специальные лица тех или иных компаний, или как их еще называют хостес – это лица задача которых обеспечить успех рекламного мероприятия, как всему бренду, так и отдельным товарным позициям компании.
- Важная миссия в мероприятии принадлежит ведущим, потому что они осуществляют коммуникацию с огромной аудиторией посетителей. Тем самым от их умения увлечь публику во многом зависит успех всего мероприятия.
- Переводчики – это носители информации для иностранцев. От их умения доносить профессиональную информацию для этой категории посетителей также зависит успех мероприятия теперь уже среди заморской аудитории.
- Фотографы – это специалисты фиксации удачных ракурсов мероприятия.
- А от работы тележурналистов и репортеров зависит, будет ли информация о мероприятии интересной для тех, кто не смог на нее попасть?
- Профессиональные работники выставочных залов легко могут обеспечить успех любому рекламному мероприятию.
- Если та или иная компания не имеет возможности нанять профессиональных работников, то в качестве альтернативы может быть, лишь обучение нюансам выставочного мастерства собственных работников. Даже в том случае, если обучение займет много времени, зато потом это с лихвой окупится собственной успешной профессиональной командой.
Что касается того, какие профессии для детей будут максимально интересными в рекламной деятельности, то тут возникают вполне себе объяснимые сложности насчет рекомендаций. Скорее всего, это будет весь список выставочных профессий.
Возможно Вас заинтересуют:
Диджитал-специалист
Музей — это не просто здание, где проходят выставки или хранятся экспонаты. Это настоящая экосистема, внутри которой есть место не только офлайн-программе. За сайтом музея и его онлайн-проектами стоит целая команда разработчиков, вместе с другими отделами расширяющая присутствие музея.
Онлайн-составляющая музея продолжает его сервисную структуру. Хороший музейный сайт — тот, на котором можно купить билет на выставку, заказать книгу, зарегистрироваться на мероприятие или запланировать поход в архив. Но сайт не существует в гордом одиночестве — обычно вокруг него сосредоточены сайты спецпроектов, выставок, полевых исследований, фандрайзинговых программ и так далее. В этом смысле полномочия веб- и дизайн-отдела в чем-то похожи. Они связывают между собой различные структуры музея, делая их доступными для посетителя.
В то же время сайт и спецпроекты музея — один из действенных инструментов аналитики и привлечения новой аудитории. Любой онлайн-проект решает определенную задачу: привлечение определенной аудитории, внимания к выставке или другим, уже офлайновым проектам.
Наверное, один из самых больших поворотов в профессии — переход от поддержки музея к созданию контента. Этот вялотекущий процесс завоевания цифрового пространства был ускорен вынужденной самоизоляцией: все музеи перешли в онлайн, запустив (или продолжив развивать) цифровые проекты. Так появился лендинг «Самоизоляция» Музея современного искусства «Гараж». Чуть раньше была запущена программа Garage Digital, посвященная исключительно цифровым видам искусства. Фонд V-A-C развивает проект Sreda. Пушкинский музей запустил «Академию», собравшую на одном сайте все лекции и спецматериалы музея. Сайт Музея истории Екатеринбурга на время самоизоляции превратился в полноценное медиа, в котором появлялись лонгриды, подкасты и даже ток-шоу. Некоторые региональные институции создавали подобные проекты минимальными средствами: Центр городской культуры в Перми запустил проект «Дневник самоизоляции», предложив участникам вести коллективный дневник; театрально-выставочный центр MAKARONKA в Ростове-на-Дону — проект «Ростовский опыт», где люди в формате историй в Инстаграме рассказывали о своем опыте самоизоляции. Многие музеи или ярмарки современного искусства разработали виртуальные туры по собственным экспозициям. Одним словом, онлайн-проекты стали продолжением музея: в некоторых случаях они представляют собой образовательные проекты, в других — онлайн-коллекции, игры или лендинги. За короткое время веб-отделы стали полноценными участниками производства контента — не в последнюю очередь благодаря им музеи сохранили своих посетителей, «ходивших» в музей, не выходя из дома.
Тамара Великоднева, менеджер цифровых проектов Музея Москвы: Благодаря интернету и цифровым проектам музеи получили возможность выполнять свои миссии на новом качественном уровне. И именно digital-отделы во многих музеях стали локомотивом, помогающим актуализировать культурное наследие для тех людей, которые не имеют привычки или не могут позволить себе посещать музей. Кажется, это одна из самых интересных профессий на стыке культуры и диджитала. Каждый качественный проект в нашей сфере вызывает интерес всего рынка и медиа.
Диджитал-специалисту нужно иметь хотя бы базовый технический бэкграунд или быть готовым разбираться в новом, чтобы понимать, как устроены проекты, которые ты делаешь, сколько на эту работу уйдет ресурсов и как эффективнее управлять работой команды
Важно обладать насмотренностью. Музейному диджитал-специалисту нужно не только следить за трендами в музейной среде, но и иметь любознательность и желание использовать в своей работе лучшие практики из других сфер: медиа, технологий, дизайна, музыки и так далее
Не стоит бояться ошибок. Важнее запустить больше цифровых проектов, собранных на коленке, и дорабатывать их в случае успеха, чем работать над долгостроями, которые, возможно, не взлетят. И, конечно, следует быть готовым к общению с людьми, интересы, цели и задачи которых могут отличаться от ваших.
Юлия Харькова, заведующая отделом фондов и научной работы Мемориального музея А.Н. Скрябина
Хранитель — голубая кровь музея. Это человек высокообразованный, обладающий соответствующими специальными знаниями и уважающий объект своей деятельности — музейный предмет. Обязательные качества — дисциплина и ответственность, терпеливость и усидчивость
И очень важно, чтобы человек, ставший хранителем, имел высокую нравственную планку. Это аксиома
Я считаю обоснованной традицию советских музеев брать в фонды сотрудника только после того, как он поработал в других, смежных отделах музея — в учете или в выставочном — и таким образом прошел определенную проверку. Я сама прошла этот путь.
Нередко мне доводилось сталкиваться с нелепым мнением, будто хранитель — это просто кладовщик с ключом, знающий, где и что в музее лежит. Другое искаженное представление заключается в том, что роль хранителя лишь исполнение воли экспозиционера: найти и выдать предмет на выставку, а затем принять и поставить на полку. К сожалению, такое понимание до сих пор встречается даже внутри музеев. Отчасти оно сформировалось из-за закрытости и некой кастовости профессии хранителя.
Я — вещевик. Моя стихия — декоративно-прикладное искусство, предметы быта. Меня занимает все, что связано со способом, технологией производства предмета и его назначением, применением, бытованием. Если бы я не была хранителем, хотела бы выполнять работу реставратора или экскурсовода. Первое помогает лучше понять предмет. Второе восполняет некоторый недостаток в общении с внешним миром.
Вакансии
В 2018 году вакансий от музеев и галерей было создано в шесть раз больше, чем в 2014 году.
Наиболее популярной вакансией является вакансия экскурсовода.
Средняя предлагаемая зарплата для музейных сотрудников (смотрителей, кураторов, экскурсоводов и так далее) — 25 500 руб.
Примеры вакансий, где предъявляется требование или пожелание к тому, чтобы у кандидатов было искусствоведческое образование:
- менеджер по продажам картин, антиквариата;
- дизайнер-консультант в багетную мастерскую;
- редактор, контент-менеджер сайта (тематика: искусство и культура);
- реставратор;
- руководитель интерьерной студии;
- маркетолог в издательство о музыке;
- няня-воспитатель.
Основные требования к музейным работникам:
- знание предметной области (по профилю музея) и интерес к ней;
- гостеприимство и хозяйственность;
- грамотная устная и письменная речь;
- знание английского языка на уровне разговорного;
- умение работать в команде;
- дисциплинированность, ответственность, пунктуальность, вежливость;
- желательно высшее образование (искусствоведение, музейное дело);
- умение работать с разными категориями посетителей.
Топ-5 профилей музеев, размещавших больше всего вакансий в 2014–2019 гг.
Профиль | Пример |
---|---|
Исторические, многопрофильные | ВДНХ |
Изобразительное искусство | ГМИИ им. Пушкина |
Современное искусств | «Эрарта», «Гараж» |
Узкопрофильные | Музей русского импрессионизма |
Краеведение | Омский историко-краеведческий музей |
Более половины работодателей (музеев и галерей) находится в Москве (53%).
Значение музеев
Иногда считается, что исторические и историко-краеведческие экспонаты музеев — всего лишь собрание предметов, чьё время ушло и которые уже не нужны. Тем не менее, они имеют важные социальные функции. Н. А. Томилов насчитывает их четырнадцать, имеющих приложение к разным сферам жизни.
Музейные предметы служат доказательствами для явлений и процессов в социуме и его культуре и потому выполняют функцию документирования. Также они обеспечивают связь между эпохами, интегрируя прошлое в настоящее. Вместе с этим они позволяют людям осознать сходства и различия современности с прошлым и найти социокультурные знаки, соответствующие современности.
Возможность на основе музейных предметов смоделировать исторические и историко-культурные процессы, а также возможность полно представить действительность прошлого даёт новые знания. Предметность и наглядность культурного наследия помогает в образовательной сфере: систематизированные знания лучше усваиваются.
Кроме того, музейные коллекции влияют на формирование мировоззрения человека, так как формируют установки на общность человечества и его многообразие в социокультурной среде, даёт систему обобщённых взглядов на историю и культуру. Коммуникативная функция реализуется через понимание и общение людей с учётом разных эпох и культур, установление или восстановление взаимопонимания между поколениями, социумами разных культур или конфессий, и пр. Одновременно с этим человечество разделяется на социокультурные пространства с сохранением систем с разными историко-культурными ценностями и установками.
Есть у музейных предметов и экономическая функция. Они увеличивают ценности, в том числе финансово, вызывают необходимость использоваться на благо людей, в том числе с целью дальнейшего наращивания ценностей.
Историческое социокультурное наследие может использоваться для доказательства объективных политических процессов и явлений в истории народов, использоваться в отношениях между разными социальными общностями, для формирования государственной деятельности, определения её форм, направлений, задач и содержания.
Воспитательная функция музейных предметов реализуется через уважение к прошлому, развитие патриотизма, направление духовного развития и укрепление исторической памяти детей и молодёжи. Музейные собрания формируют эстетические вкусы и ценностные оценки художественной деятельности.
Наконец, есть у них и созидательная функция. Они усиливают участие в развитии общества историко-культурных ресурсов музеев, в том числе через прикладные научные исследования и увеличение объёма этих ресурсов.
Кто работает в выставочном зале: список профессий
Осуществление выставочных мероприятий требует определенных, как подготовительных, так и рекламных работ. Этот список профессий начинается с:
- педагогов обучения персонала;
- аналитиков проведения опросов;
- и интервьюеров у определенных целевых аудиторий.
И, заканчивая:
- дизайнерами визуализации, как отдельных стендов, так и тематических выставочных уголков;
- специалистами по размещению стендов в выставочных помещениях;
- мастерами — осветителями.
Однако на этом работа в выставочном зале отнюдь не завершается, так как для того, чтобы выставка прошла с успехом, следует провести качественные промо-акции с помощью привлечения специальных групп специалистов, которые имеют выставочные профессии, в виде:
- промо-моделей. Или красивых девушек либо харизматичных парней, в зависимости от гендерной принадлежности целевой группы;
- стендистов;
- дизайнеров;
- хостес или специально обученных представителей компаний, которые должны быть привлекательными, а также максимально приветливыми и учтивыми;
- дизайнеров выставочной одежды персонала;
- ведущих или спикеров различных панелей или тем выставки;
- экспертов осуществления презентаций;
- переводчиков с иностранных языков;
- фотографов, тележурналистов и репортеров для освещения выставки в авторитетных СМИ.
Весь этот персонал, представляющий профессии в выставочном зале необходимо должным образом организовать, управлять и контролировать, чем и занимаются кураторы тех или иных представителей, смотря какие профессии задействованы для осуществления мероприятия.