Оглавление
- Чем занимается профессиональный саунд-дизайнер
- Sound design in music
- Какие навыки и личные качества нужны в работе
- Человек «не от мира сего»?
- Где искать работу после обучения
- Использование готовых семплов
- Что такое саунд дизайн и кто им занимается?
- Сложно ли научиться саунд-дизайну на курсах?
- Особенности профессии
- Games Academy
- Звуковое оформление различных товаров
- С чего начинался саунд-дизайн в России?
- Синтез и саунд-дизайн – Tramplin.Pro
- Перспективы саунд-дизайнеров в России
- Программное обеспечение для саунд-дизайна
- Затухание звуков
- Какие звуковые эффекты встречаются в играх
- Перспективы профессии
- Направления деятельности
- Что такое саунд-дизайн?
- Нетология
Чем занимается профессиональный саунд-дизайнер
Sound-дизайнер создает новые или адаптирует готовые звуки, музыку и шумовые эффекты для использования их в видео разного формата и назначения.
Приведу пример для ясности. Режиссер хочет, чтобы скрип досок под сапогами главного злодея в фильме заставил зрителей напрячься и почувствовать неладное. Или озвучить взмах крыла бабочки так, чтобы звук был на грани слышимости, максимально легкий и воздушный. Задача специалиста по звуку – воплотить эти запросы в жизнь.
Таким образом, главная цель саунд-дизайнера – это при помощи звуков, наложенных на видеоряд, создавать определенную атмосферу, настроение, эмоции у зрителей. Звуковые эффекты должны полностью соответствовать картинке на экране в видеоиграх, приложениях, кинематографе и мультимедиа. К этому стремятся профессионалы.
Sound design in music
The term “sound design” probably originated with film sound work, but today sound design refers to any situation where you manipulate the texture of your sounds.
The sonic elements in your songs can come from so many different places.
Whether your raw sonic material originates from sample packs, VST synths, microphones or somewhere else, the basic character of the sounds you work with is created through sound design.
How do you shape the envelopes on your synth plugins? How do you order the effects in your vocal chain? Where do you put your room mics? What samples do you choose for your kick drum?
These are all basic sound design questions.
Какие навыки и личные качества нужны в работе
Саунд-дизайн объединяет в себе творчество и знание физики звука и требует от специалиста высокого уровня умения работать с техникой и владения программным обеспечением. Очень пригодится в работе хороший слух и опыт музыкальной школы, где оттачивается способность слушать и слышать.
Основные навыки и знания, необходимые саунд-дизайнеру:
- Умение общаться с людьми и четко понимать задачу, улавливать концепцию проекта или музыкального произведения.
- Творческий подход, умение создавать что-то новое.
- Генерирование шумовых и звуковых эффектов.
- Создание звукозаписи в хорошем качестве.
- Владение техникой, понимание технических параметров звука и умение их соблюдать.
- Владение плагинами и программами, такими как Ableton Live, REAPER, Audiokinetic Wwise, Sound Forge, Pro Tools, AudioThing, Adobe Audition, Soundtoys, Sugar Bytes, EchoBoy, Looperator и Adobe Premiere Pro.
- Умение очистить аудио от посторонних шумов.
- Работа с голосом, владение инструментами для его записи, обработки и моделирования.
- Создание определенного настроения, атмосферы при помощи звуков.
- Озвучивание движущихся объектов, создание ощущения динамики.
- Знание современных жанров и тенденций в музыке.
Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга
Начать развиваться
Личные качества дизайнера по звуку:
- любовь к своему делу, ведь в такой творческой профессии без этого далеко не уедешь;
- умение генерировать идеи;
- готовность к правкам и критике;
- нестандартное мышление, склонность к поиску новых решений;
- высокий уровень коммуникабельности, т. к. работать часто приходится в связке с другими специалистами: режиссерами, фильммейкерами, продюсерами, звукооператорами, музыкантами и т. д.;
- способность и желание учиться и осваивать современные технологии;
- самодисциплина, умение работать в рамках выделенного на проект времени.
Человек «не от мира сего»?
Работа звукового дизайнера порой может быть настолько кропотливой, что на несчастные пять минут материала он может потратить весь рабочий день, и даже не заметить, как пролетело время. И не пожалеть об этом.
Звуковой дизайн – это ежедневные эксперименты в поисках подходящего звучания. А звуковой дизайнер (если он правда любит свою работу) — это смелый новатор, готовый посвящать всю свою жизнь этому удивительному ремеслу.
Его легко назвать чудаком не от мира сего, потому что создавать новое звуковое полотно, строить из ничего новый аудиомир для саунд-дизайнера куда интереснее, чем все остальное. Общаться с людьми, трепаться за жизнь, слушать какие-то истории о мирской суете.
Поэтому профессионалами в этой профессии чаще всего становятся интроверты, которым не интересны новости, а интересно каждый день пробовать, получать новые звуки, совмещать их с картинкой, а значит — делать красиво и впечатляюще будущему слушателю.
Где искать работу после обучения
Саунд-дизайн только недавно выделился в новое направление. Раньше эти функции чаще всего выполнял звукорежиссер. Сейчас же аудитория становится все более искушенной и работа со звуком требует особой тщательности, внимания и творчества.
Саунд-дизайнеры принимают участие в звуковом оформлении:
- кинофильмов,
- видеоигр,
- мультфильмов,
- рекламных видеороликов,
- айдентики брендов,
- приложений и компьютерных программ,
- моушн-графики,
- телешоу,
- подкастов,
- музыкальных произведений.
Простор для творчества достаточно велик, однако, вакансий на обычных площадках, таких как HeadHunter, на данный момент немного.
Как же стать профессиональным sound-дизайнером и с чего начать свой путь в карьере?
Специалисты, которые уже достигли результатов в этой области, рекомендуют создавать портфолио, постоянно искать новые творческие решения и показывать свои работы тем, с кем вы хотели бы начать сотрудничество, а также участвовать в различных конференциях, онлайн и офлайн-встречах саунд-дизайнеров. Как раз там можно и найти не только единомышленников, но и первые заказы.
Сейчас начинают появляться первые агентства, которые занимаются исключительно работой со звуком. Можно искать работу у них.
Что касается зарплаты и стоимости отдельных аудио, то тут тоже пока нет каких-то конкретных цифр. По данным The Village, зарплата саунд-дизайнера может варьироваться от 50 до 150 тыс. руб., а цену за авторские звуки и шумы вы и вовсе можете назначать на свое усмотрение.
Начните с комфортной для вас цифры, учитывайте свой опыт и обязательно найдете первые заказы.
Использование готовых семплов
Отправной точкой для накрутки своего звука вполне может стать и готовый семпл, взятый из библиотеки. В дизайне звука это распространенный и допустимый метод, потому как от исходного звука мало что остается: мы не просто берем из библиотеки звук и используем его «как есть», а кардинально его меняем. При должной обработке из семпла легко можно сделать совершенно новый звук, который и близко не будет похож на свой исходный вариант.
Для изменения готовых семплов применяют различные техники морфинга по времени, динамике, тональности и спектру – все это можно сделать без единого внешнего плагина. Простой набор инструментов, встроенный во все современные DAW, легко справится с трансформацией звука в новый вид.
Что такое саунд дизайн и кто им занимается?
Во многих фильмах показываются вещи из будущего. Для каждого предмета нужно создать определённый звук, но его же надо где-то взять. Удары по металлическим предметам, запуск двигателя, загрузка компьютера – всё это может стать основой для звуковой дорожки. Дизайн заключается в том, что человек должен соединить всё воедино, чтобы зритель не усомнился в подлинности звучания.
Разберём на конкретном примере для лучшего понимания. Представьте Железного Человека. Его броня собрана из тысячи деталей, в неё встроены лазерные пушки, механизмы постоянно заряжаются. Все эти действия должны озвучиваться, ведь в реальности костюма не существует, поэтому создаётся озвучка практически из ничего.
Профессию саунд дизайнера нельзя полностью называть творческой, ведь он работает по проработанному алгоритму:Человек получает задание, в качестве которого может выступать озвучка фильма, ролик для рекламы, интерфейс к мобильной игре, трейлер к мультфильму и так далее.
Задание разбирается на несколько частей. Делается это для того, чтобы понять, где и какая будет находиться звуковая картина, ведь на одной дорожке могут присутствовать сотни файлов.
Далее открывается звуковой редактор для выбора подходящих звуков для саунд дизайна. Понравившиеся аудиофайлы добавляются в проект, сводятся для создания единого целого, после чего работа отправляется заказчику.
Однако творчество всё же необходимо. Без яркого воображения и глубокого восприятия пространства невозможно создать идеальную дорожку, которая понравится слушателю.
Сложно ли научиться саунд-дизайну на курсах?
Если учиться самостоятельно и собирать знания по разным видеоурокам и книгам, то будет сложно. Новичку, который не всегда понимает с чего начать изучение, тяжело сориентироваться — некому задать вопросы, непонятно за что хвататься.
Лучше начинать с полноценного курса. Например, программа саунд-дизайна в GeekBrains продумана так, чтобы на неё могли поступить все желающие, даже без опыта. На программе преподают опытные эксперты, которые сами работают над реальными проектами в индустрии, к примеру:
- iBenji — писал музыку для таких мировых брендов, как Аэрофлот, NHL, Samsung, МТС, Marlboro, Kia, HTC, Мегафон и других.
- Николай Мищенко — работает над медиа-проектами, в числе которых написание звука для выставки «33 Буквы» в Центральном Манеже Санкт-Петербурга.
- Yokaze — c 2018 года делает Sample Packs на площадках Loopmasters, Splice. Работал с Zenhiser, Renraku, Ghost Syndicate и другими компаниями.
Вместе с этими и другими экспертами студенты уже во время курсов воплощают свои задумки и пишут первые треки. Также мы учим пользоваться DAW — основой для написания музыки. Изучаем спецэффекты для обработки звука и разбираемся с тем, как создавать аранжировки (инструментал трека) в современных жанрах музыки. А ещё — изучаем основные принципы музыкальной теории.
Особенности профессии
Очень часто саунд дизайнера приравнивают к звукорежиссеру, звукооператору, композитору. Но это не совсем верно. Саунд дизайнер не создает новые музыкальные композиции. Не монтирует аппаратуру на стадионе перед рок-концертом. Не переключает звуковые дорожки во время театрального спектакля и не работает в прямом эфире на радио. Его основная задача — создавать или находить нестандартные решения для звукового оформления. Будь то спектакль, концерт, фильм или рекламный ролик.
Основу работы саунд дизайнера составляют не музыкальные инструменты и микрофон, а компьютер и специальные программы. Примерное понимание того, что делает саунд дизайнер дает представление о работе звукооформителя на советском телевидении. Эти люди придумывали, как изобразить в кадре цокот конских копыт, скрип двери, дыхание привидения или марш взвода солдат. И если звукооформитель в своей работе использовал все, что способно издавать звук — посуду, пробки от бутылок, бельевую веревку, мебель и т. д., то теперь на помощь саунд дизайнеру пришли специальные секвенсоры и компьютерные программы.
Где работает саунд дизайнер:
- телевидение;
- радио;
- театр;
- киностудия;
- студия аниме и мультипликации;
- рекламное агентство;
- звукозаписывающая студия.
Чтобы создавать именно тот звук, который идеально передаст атмосферу всего проекта, саунд дизайнер активно взаимодействует с режиссером, звукорежиссером, операторами, актерами и музыкантами, то есть со всем коллективом, участвующим в создании проекта — фильма, рекламного ролика, спектакля или концерта.
Games Academy
На онлайн курсе «Саунд-дизайн, углублённый» вы поэтапно, начиная с самых азов, научитесь создавать свои композиции, поймете, в чем разница суандтрека для игр типа Match3 и лирических композиций, поймете насколько важна музыка для атмосферы и как ею управлять при помощи стилей и динамики трека.
За 12 занятий вы пройдете путь от первого знакомства с программой Cubase, секвенсорами, эмуляторами инструментов для компьютера — до создания своего первого трека. Вы получите системные знания, которые помогут вам избежать долгого блуждания по видео на YouTube. Которые порой, только запутывают понимание того, как работать и развиваться дальше.
От вас понадобится только терпение и упорство, а преподаватель – Илья Крижепольский, поделится с вами всеми секретами, выработанными за годы работы и поможет избежать многих ошибок, которые совершают начинающие.
Звуковое оформление различных товаров
Я даже выделю данную сферу в отдельный подзаголовок. Потому что очень любопытно. Возможно, вы этого не знали, но известные бренды тратят уйму времени на то, чтобы их дорогостоящая продукция _звучала_ приятно.
Как пример, можно привести такую ситуацию: компания BMW выпускает новый автомобиль, и хочет, чтобы его двери закрывались с мелодичным щелчком. Не глухим или гулким стуком, а мягким и «теплым» щелчком. Хорошо, говорят инженеры. Мы сделаем, но КАКИМ должен быть этот щелчок?
Тут компания BMW идет к профессиональному саунд-дизайнеру и ставит перед ним задачу: создать несколько вариантов «теплого» и приятного уху щелчка, ради которого хотелось бы подходить к машине, и садиться в нее снова и снова. И профессионал выполняет эту задачу: создает сложные модели приятных и мелодичных щелчков, на основании которых работают уже инженеры автомобильной компании.
А есть ведь еще и целая плеяда создателей детских игрушек. Я не говорю о дешевых китайских товарах. Например, магазины с собственными брендами, вроде Hamley’s. Они тоже нанимают звуковых дизайнеров, чтобы их продукция звучала качественно и приятно для покупателей.
С чего начинался саунд-дизайн в России?
В России у истоков sound design как индустрии стоял Василий Филатов, основавший вышеупомянутый Институт звукового дизайна и студию SoundDesigner.Pro. Он решил организовать студию в 2008 году, когда призрак кризиса был уже очевиден, и многие его, мягко говоря, не поняли. Однако Василий видел, что, невзирая на кризис, YouTube становится все более популярным, электронные гаджеты получают все большее распространение, компьютерными играми увлекается все больше людей.
А значит, для все большего количества видео будет требоваться отображающее суть происходящего аудио, будут выходить новые игры и новые версии старых компьютерных игр, рынок электронных устройств будет расти и, как мы уже выяснили, для программного наполнения электроники тоже нужен будет саунд-дизайн.
Актуальными становятся курсы саунд-дизайна, где всему этому можно было бы научиться. Изначально Василий Филатов решил предложить свои услуги в создании факультета саунд-дизайна Московской школе кино. Там его тоже не сразу поняли, и в 2013 году просто отказали. Однако уже в 2014 началась совместная работа, которая продлилась 2 года.
В июле 2015 года Филатов провел первый Sound Sunday в России, где желающие могли бесплатно посетить мастер-классы по семплингу от Александра Лейфа, синтезу звука от Глеба Рогозинского, лекцию о создании музыки из подручных средств и многие другие . Площадкой для проведения был выбран Музей Москвы . Невзирая на жаркий воскресный день и множество альтернатив его проведения на свежем воздухе на берегу любого из многочисленных подмосковных водоемов, на Sound Sunday собралось полторы тысячи посетителей.
Первый День звука в России показал, что россиян интересуют самые разные аспекты работы со звуком: от создания саундтреков к фильмам до написания электронной музыки и получения профильного образования. Там же, во время Sound Sunday, Филатов объявил о том, что Институт звукового дизайна открывает для абитуриентов двери двух своих факультетов: звукового дизайна кино и музыкальной звукорежиссуры.
Сейчас в Институте можно еще выбрать специализацию в области дизайна интерактивного звука, саунд-дизайна в визуальных и аудиовизуальных медиа . В общем, это охватывает все основные сферы sound design-индустрии. Поэтому будет логичным чуть подробнее рассказать, что представляет собой каждая из них.
Синтез и саунд-дизайн – Tramplin.Pro
На курсе Синтез и саунд-дизайн вы разберетесь с физикой звука, научитесь пользоваться синтезатором и даже создадите собственный, узнаете современные приемы звукового дизайна.
В программе:
- физические характеристики звука;
- осцилляторы;
- субтрактивный синтез звука;
- аддитивный и FM-синтез;
- таблично-волновой синтез;
- постобработка.
Преимущества:
- Первый урок вы проходите бесплатно, знакомитесь с преподавателем, вместе подбираете нужные программы для дальнейшей работы.
- 6 индивидуальных уроков по 60 минут + видеозаписи, чтобы можно было пересмотреть и переслушать материал.
- 6 домашних заданий с проверкой.
- Свой ритм и темп обучения, ответы на вопросы.
Стоимость онлайн-обучения – 10 000 руб.
Другие похожие курсы в Tramplin.Pro:
- Пишем ваш первый трек в Ableton Live
- Сведение и мастеринг
Перспективы саунд-дизайнеров в России
По сложившейся традиции, в России все новое пробивает себе дорогу под истошные вопли типа «да кому это нужно», «да ты ничего не заработаешь и разоришься», «людям есть нечего, а ты со своими глупостями» и т.д. Масла в огонь подливают постоянные кризисы, экономическая нестабильность, падение рубля по каждому поводу и без оного, а вот теперь еще и пандемия.
Впрочем, пандемия – это аргумент, скорее, в пользу развития сферы мультимедиа, а значит, и sound design. Многие виды деятельности уходят в онлайн. Даже те, которые еще в 2019 году было вообще тяжело представить в онлайне. А, главное, незачем. Сейчас все изменилось, и, похоже, надолго.
Онлайн – шанс выжить для многих сфер. В онлайн идут концерты известных певцов и дни открытых дверей в различных вузах, театральные постановки и лекции, есть даже первые онлайн-бары, куда «можно со своим», в отличие от обычных питейных заведений. Разумеется, все это требует определенного аудиовизуального оформления. Согласитесь, как-то нелогично пить в тишине или даже ждать начала театральной онлайн-постановки – нужно какое-то звуковое оформление.
А уж индустрия онлайн-игр будет только расти, потому что, во-первых, заядлым игрокам постоянно нужно что-то новенькое, во-вторых, армию игроманов пополнят оставшиеся без работы и сидящие в самоизоляции соотечественники, которым попросту скоро будет нечем заняться. Для компьютерных игр тоже, как мы выяснили ранее, нужно звуковое оформление, и не абы какое, а чтобы создавало настроение.
Учитывая, что саунд-дизайном вполне можно заниматься, сидя дома за компьютером и пересылая готовые задания через облачные сервисы, специалистам в области дизайна звука никакой карантин не помеха. Даже если он затянется. Итак, чем же может заняться саунд-дизайнер в России в ближайшие годы?
Области приложения усилий для саунд-дизайнеров:
- Кинопроизводство.
- Телевидение.
- Радио.
- Театр.
- Создание и сведение музыкальных треков.
- Видеоблоги.
- Создание интерактивного продукта.
- Компьютерные игры.
- Постпродакшн.
Уточним, что постпродакшн – это этап производства аудио- и аудиовизуального контента, который следует за съемкой либо записью отдельных частей программы, фильма, видеоролика и т.д. Таким образом, вы можете попробовать войти в команду, уже работающую над каким-нибудь мультимедийным проектом.
А если вы почему-либо испытываете неуверенность в своих способностях освоить что-то новое, мы вас ждем на нашем курсе «Лучшие техники самообразования». Мир вокруг нас уже перенасыщен визуальными образами, а звуковой дизайн может облегчить их восприятие, поэтому поле деятельности для саунд-дизайнеров практически безграничное. Мы желаем вам творческой решимости, успехов и вдохновения!
Программное обеспечение для саунд-дизайна
На технических знаниях стоит остановиться подробнее. Программ для обработки звука превеликое множество, поэтому новичкам зачастую сложно сориентироваться, что им подойдет более всего. Поэтому предлагаем краткий обзор софта для саунд-дизайна с указанием сферы наилучшего применения.
Софт для саунд-дизайна:
- Dehumaniser 2 – плагин для обработки голоса, отлично зарекомендовавший себя при создании голосов монстров, чудовищ, роботов и тому подобных сущностей. С помощью данного плагина сделана озвучка персонажей в компьютерных играх Doom, Far Cry 4, фильмах Avengers: Age of Ultron и The Jungle Book .
- Kyma– рабочая станция саунд-дизайна с большим набором алгоритмов и бесконечными возможностями их комбинации. Задействовалась при создании фильмов «Темный рыцарь», «В поисках Немо», видеоигры World of Warcraft и многих других .
- GRM Tools Complete – набор плагинов для композиторов и специалистов в области музыкальной звукорежиссуры. Создан участниками исследовательской группы Парижского института аудиовизуальных средств . А во Франции толк в музыке знают!
- Effectrix – плагин, имеющий массу встроенных эффектов и легко совместимый с программным обеспечением, которым пользуются профессиональные ди-джеи, и MIDI-клавиатурой. Есть бесплатная демо-версия .
- Izotope RX – программа для восстановления аудио, удаления посторонних шумов и звуков . Ее рекомендуют такие саунд-продюсеры из США как Майкл О’Коннор и Уилл Мортон.
- Soundminer HD Plus – высокопроизводительный софт для быстрой подготовки телевизионных программ . По заверениям Майкла О’Коннора, позволяет за 2-3 часа сделать до 200 звуковых эффектов для ТВ-программы .
- Massive Х – синтезатор нового поколения для профессионального, ультрасовременного звукового дизайна с гибкой маршрутизацией и обширной модуляцией и коллекция пресетов. Есть бесплатная демо-версия .
Уточним, что это преимущественно англоязычные программы. Из русскоязычного (русифицированного) софта наиболее распространен аудиоредактор Sound Forge Pro. Базовую версию без излишеств можно найти бесплатно. А чтобы сделать первые шаги в саунд-дизайне, в принципе, достаточно, если вы видите для себя перспективу в данной профессии.
Все, кого интересует саунд-дизайн, обучение могут пройти в Институте звукового дизайна и воспользоваться дополнительными материалами на специализированных сайтах. Так, подборку полезных статей по саунд-дизайну на русском языке можно найти на сайте Гильдии Разработчиков Интерактивного Аудио . Из англоязычных обучающих ресурсов можно рекомендовать сайт компании Izotope Inc., чьи специализированные саунд-продукты мы упоминали ранее .
Затухание звуков
Допустим, вам надо слегка укоротить файл по длине. Делается это очень просто. В Ableton нужно поднести мышку к верхнему правому углу и появится квадратик, за него нужно потянуть влево и таким образом создается фэйд (от англ. fade — затухание) рис.3 и рис.4. Также в середине фэйда можно увидеть ромбик, потяните за него и посмотрите что он делает, а именно с его помощью можно настроить как резко будет затухать файл рис. 4.
Рис. 3
Рис. 4
Теперь разберемся, как сделать то же самое в Audacity, здесь с этим все очень плохо. Вы можете либо выделить нужную область курсором, затем нажать Effects-> Fade out и программа автоматически сделает затухание без возможности корректировать что-то. Если вы любите сложности и копаться в настройках, то можете использовать Adjustable Fade. Наиболее простой, на мой взгляд, сделать автоматизацию (управление каким либо параметром при помощи графика) громкости.
Выберем вот эту кнопку, рис. 5, теперь нажимаем в любом месте графика громкости и тянем, появляется возможность менять размер вэйвформа, выставляем первую точку в месте, с которого должен начаться спад, и дальше рисуем огибающую, добавляя точки как вам нужно. рис.6
Рис. 5
Рис. 6
То, что мы сейчас нарисовали, называется огибающая автоматизации громкости.
Если хотите то же самое сделать не в двух указанных выше программах, то ищите параметры parameter automation, fade out, fade, create volume envelope.
Какие звуковые эффекты встречаются в играх
Звуки можно разделить на несколько категорий.
Окружение
Шум воды, стрекотание насекомых, вой диких волков в тёмном лесу. Всё это делает игровое пространство живее.
Отличный пример хорошего саунд-дизайна окружения можно найти в игре «Zelda: Breath of the wild»
Музыка
Оркестр в «Титанике» продолжает играть, даже когда корабль уже ушёл под воду. Но это не убивает ощущение реальности происходящего. Наоборот, момент становится ещё драматичнее.
Песня Довакина любого заставит почувствовать себя героем
Музыка в играх и фильмах почти всегда искусственная. Если задуматься, то она просто играет в голове героя, будто он знает наизусть несколько композиций либо просто шизофреник. Но это не мешает создавать с её помощью нужную атмосферу.
Звуки персонажей
Голоса, дыхание, кряхтение, насвистывание. Например, мы можем услышать, как персонаж кричит от боли, когда в него попадают. Даже если игрок не увидит, что в него попала пуля, он поймёт это по вскрику своего героя.
Речь и голос персонажа G-Man из начала «Half-Life 2». Пугает, но интригует
Также персонажи могут издавать звуки при падении с высоты — это будет воспринято игроками лучше, чем простое уменьшение полосы здоровья.
Реакция мира на действия персонажа
Игровые объекты должны издавать такие же звуки, как и в реальном мире, если бы мы с ними что-то сделали. Было бы абсурдно услышать хлюпанье, шагая по песку.
Игра «Thief: The Dark Project», вышедшая в 1998 году, была одной из первых в жанре стелс (англ. stealth — скрытность). В ней вероятность обнаружения в том числе зависела от поверхности, по которой двигается персонаж.
Звуки интерактивных предметов
Когда персонаж использует предмет, должен быть какой-нибудь звук. Например, есть звуки стрельбы, перезарядки, открытия инвентаря, использования верстака и так далее.
В «Dead Space» звуки издают не только оружие, но и интерфейсы бортовых компьютеров
Перспективы профессии
Сегодня в России саунд-дизайн — относительно новая и еще не всеми понятная сфера. Но она, безусловно, перспективная. Технически совершенствуется и развивается киноиндустрия. Растет популярность компьютерных игр и киберспорта. Практически все современные компании стремятся быть представленными в сети.
2020-й год показал, как актуально бизнесу создавать для общения с аудиторией по-настоящему удобные сайты и приложения, в том числе с голосовыми помощниками. Многие культурные, образовательные проекты также уходят в онлайн, и им требуется достойное аудиовизуальное оформление.
Работа sound designer может быть удаленной, что добавляет ей перспективности. Специалист (и его доход) не зависит от местоположения, сотрудничает с российскими и зарубежными компаниями.
По данным moskva.jobfilter.ru, дизайнер звука зарабатывает в среднем 55 000 рублей в месяц. Сумма может варьироваться в зависимости от заказчиков, количества проектов и уровня специалиста.
Направления деятельности
Современный саунд дизайнер может работать по нескольким востребованным направлениям:
- режиссура звука — оформление аудиовизуального ряда для кино, мультипликации, театра, радио;
- дизайнер звукового сопровождения компьютерных игр и мобильных приложений;
- режиссер звучания мобильных телефонов — от звуков набора номера и будильника до имитации срабатывания затвора фотокамеры;
- создание звуков для музыкальных синтезаторов;
- интерактивный звуковой дизайн — все, что связано с оформлением аудиоматериалами интернет-пространства, включая «умный» дом или инсталляции современного искусства;
- концептуальный саунд дизайн — создание интересных и необычных звуков под концепцию реализуемого проекта;
- саунд дизайн в музыке — синтезирование новых звуков и создание тембров;
- саунд дизайн в пространстве — звуковое оформление новых видов транспорта (например, электромобилей), общественного пространства; создание генеративной музыки (основанной на алгоритмах).
Профессия Sound Designer постоянно развивается. Появляются новые направления деятельности, растут требования к квалификации специалистов. Учитывая, что визуальным контентом пространство реальное и виртуальное перенасыщено, звук начинает выходить на передний план. Человек лучше и быстрее воспринимает информацию на уровне слуховых анализаторов. Поэтому, например, пилоты самолетов важнейшие сигналы получают в формате аудио, а не видео.
Это же относится и к виртуальной среде. Слишком большое количество изображений и видео привели к рождению подкастов как закономерной попытки человека снизить напряжение от потребления большого потока видеоинформации
Поэтому саунд дизайнеры находятся как бы на передовой борьбы за внимание пользователя — от их профессионализма в большей степени, чем от самой интригующей картинки зависит выбор человеком того или иного контента
Что такое саунд-дизайн?
Саунд-дизайн — искусство создания звуков, шумов и эффектов. Его используют для творческого создания новых звуков для видеоигр, фильмов, голосов и музыки. Звук — важный финальный элемент для погружения аудитории в атмосферу происходящего. Для его создания есть неограниченное количество способов. Вот наиболее популярные из них:
-
Фоли (Foley) — искусство создания звуков в студии, которые имитируют звуки, существующие в выдуманном мире, мире кинематографа.
-
Запись реальных звуков и их полное изменение в Digital Audio Workstation (DAW) — программе для работы со звуком на компьютере, с использованием различных аудиоэффектов для получения желаемого звучания.
-
Использование различных синтезаторов и эффектов — как аппаратных, так и программных.
Нетология
Саунд-дизайнер
- Освоите инструменты звукорежиссуры и саунд-дизайна: монтаж, сведение, обработку, звукозапись
- Научитесь создавать треки в популярном музыкальном редакторе и запишете собственный мини-альбом
Вы освоите полный набор профессиональных инструментов
-
Ableton Live
Программа для музыкантов, которая используется как для студийной работы, так и для живой игры -
Reaper
Программа для аудиопроизводства, инжиниринга и записи -
FL Studio
Цифровая звуковая рабочая станция и секвенсор для написания музыки
Чему вы научитесь
- Записывать, монтировать, сводить и обрабатывать звук
- Создавать шумовое и музыкальное оформление видео
- Работать с аудиоформатами и стандартами для ТВ, радио и YouTube
- Понимать основы композиции в аудио
- Работать в программах Ableton Live, FL Studio и Reaper
- Разбираться в основах продюсирования в музыкальной сфере
Вы создадите 4 проекта для портфолио:
- Несколько треков
- Подборку звуков для мобильного приложения
- Музыкальное и звуковое оформление для фрагмента фильма
- Музыкальное и звуковое оформление для игры
Программа обучения — 6 месяцев160 часов теории и 100 часов практики
Вы узнаете, как создавать звуки и музыку для разных продуктов: кино, игр, рекламы, интерфейсов. После обучения сможете озвучивать видеоконтент, писать музыку и заниматься звукорежиссурой.
- Введение в профессию
- Основы производства и запись звука
- Синтез звука
- Музыкальная композиция
- Сведение и мастеринг звука
- Музыкальное продюсирование и дистрибуция контента
- Аудио в видеопроизводстве
- Игровой саунд-дизайн
- Дипломный проект