Есть ли место субъективности в оценке егэ? на примере проверки сочинений по русскому

Оглавление

Плюсы и минусы ЕГЭ, которые россияне обсуждают больше всего

В 2019 году Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провёл опрос касательно плюсов и минусов системы ЕГЭ. В опросе участвовало более 3000 респондентов: выпускники, которые сдавали ЕГЭ, и родители школьников.

https://youtube.com/watch?v=UrLDyWVckQU

К плюсам ЕГЭ 54% респондентов отнесли равные шансы на поступление для способных школьников из разных регионов страны. 17% отметили, что система ЕГЭ позволяет не сдавать экзамены в вузе, 13% — что результаты можно подать в несколько институтов одновременно. Среди минусов опрошенные выделили зубрёжку при подготовке и отсутствие творчества (21%), высокую психологическую нагрузку (11%) и тестовую систему (10%).

46% респондентов согласны с мнением, что проверка ЕГЭ независимыми экспертами повышает объективность оценки, если сравнивать с прежними выпускными экзаменами, которые принимали школьные учителя. Ровно столько же опрошенных в процентном соотношении не разделили эту позицию.

Камеры видеонаблюдения и запрет на мобильные устройства поддерживают 57% участников опроса, против — 34%. 48% респондентов считают, что если бы выпускной экзамен проходил традиционно, то подготовка к нему проходила бы так же, как и к ЕГЭ.

Получается, что ЕГЭ нивелирует одни минусы, но создаёт другие. То же самое можно сказать и про преимущества. Поэтому однозначно ответить, чего больше — плюсов или минусов, и что лучше — ЕГЭ или классические экзамены — просто невозможно. Оставим этот вопрос открытым и предложим вам порассуждать над этим у нас в соцсетях.

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram, и уведомления на adukar.by.

***

Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.

С запятыми все просто!

Возможно, кому-то лёгкими кажутся задания по пунктуации. Этот блок, кстати, тоже существенно усложнили в 2018 году, добавив задание, связанное с пунктуационным анализом предложений. Материал, подбираемый для других заданий, также далёк от примитивности.

Где-нибудь в школьном учебнике оговариваются подобные случаи? Нет. Каждый ли носитель русского языка распознает в слове «будучи» деепричастие? Тоже нет.

Вместе с тем школьники, приученные «вырезать» обособленный оборот из состава предложения, чтобы проверить правильность расстановки знаков, на экзамене оказались в патовой ситуации: в данном примере «вырезать» определение «склонным к анализу» не получится — фраза потеряет смысл. Несмотря на то что факультативность знака на месте цифры 2 была учтена составителями КИМов и в качестве правильных были засчитаны оба варианта ответа — 123 и 13, вывод напрашивается однозначный: включение подобных примеров в варианты реального ЕГЭ означает, что подготовка к экзамену не может ограничиваться рамками школьных учебников. Выпускник, претендующий на высокий балл, должен уверенно применять правила пунктуации, понимать внутренние синтаксические закономерности, быть в курсе актуальных научных проблем и дискуссий. Тогда подобные задания не заведут его в тупик и он не потратит драгоценное время на сомнения и метания, сбережет нервы. Может ли при грамотной подготовке к такого рода заданиям идти речь о «натаскивании на запятые»? Наверное, если считать глубокое погружение в теорию с последующей отработкой навыка — «натаскиванием»…

Можно ли подготовиться к ЕГЭ на 100 баллов без репетитора?

Практика показывает, что по подготовиться к ЕГЭ самостоятельно вполне реально. Главное – серьезно подойти к процессу и составить себе план подготовки. Вот несколько советов для тех, кто собирается готовиться самостоятельно:

  1. Поставь себе четкую цель. Определи, куда ты будешь поступать после школы и сколько баллов тебе необходимо набрать, чтобы достичь целей. Если ты заранее выберешь факультет и специальность, тебе проще будет составить план подготовки.
  2. Основной фактор успеха – время подготовки к экзамену.Готовиться к ЕГЭ лучше начать с сентября.
  3. Не откладывай на потом.Если в школе прошли новую тему или разобрали новую форму, сразу старайся самостоятельно порешать задания, чтобы отработать новый материал.
  4. Не бойся задавать вопросы.Если чувствуешь, что до конца не разобрался в задаче, не бойся попросить у преподавателя объяснить еще раз.

Математика. Профильный уровень

Дмитрий Амелин, учитель математики, директор частной школы «Пролицей», Санкт-Петербург

В профильном варианте изменений чуть больше, чем в базовом. Во-первых, убрали пару совсем элементарных заданий. Во-вторых, стало две задачи на теорию вероятностей и статистику вместо одной: совсем простая — под № 2, и чуть сложнее — под № 10. В-третьих, добавилось задание на понимание функций и их графиков, но ребятам, выбирающим профильный уровень, оно не должно доставить особых проблем. 

В письменной части содержательных изменений не произошло, но система оценивания, на мой взгляд, стала чуть справедливее. У выпускников чаще всего возникают проблемы с геометрическими задачами, а за реально непростую для учащихся стереометрическую задачу № 13 раньше давали всего два первичных балла. Теперь — три. Относительно же простая „экономическая“ задача под № 15 стала наоборот „дешевле“ на один первичный балл — теперь за нее дают всего два балла вместо трех.

В целом, изменения не глобальные. Сильно сложнее не стало. Проще тоже. Рестайлинг или фейслифтинг, одним словом.

Как пробудить интерес к русскому языку

Увлекательные задачи. Я даю ребятам много творческих заданий. Они пишут научно-публицистические тексты, официальные жалобы, тексты-рассуждения, статьи для блогов, детективы и триллеры. Представляют себя сотрудниками редакций и писателями-философами.

Моя задача в том, чтобы они хотели писать тексты и относились к этому как к решению интересной задачи. Ещё в начале года я объясняю, что хочу видеть в тексте: он должен быть последовательным, логичным и не содержать плагиата. А дальше мы над этим работаем.

Например, есть книжка «Увлекательные диктанты» И. Винокуровой и С. Наумовой. Там представлен текст Джерома К. Джерома, где он рассуждает о пользе желудка для человека. А дальше ученикам предлагается самим написать сочинение-рассуждение о том, зачем человеку нужны нос, легкие или сердце. Причём сделать это в стиле англичанина XIX — начала XX века.

Другой пример — журнал о науке «Кот Шрёдингера». Раньше в каждом номере публиковали рассказы учёных о самых банальных вещах: спичка, стул, стакан. Химик описывал химический состав спички, историк рассказывал историю её возникновения, а лингвист объяснял, почему спичка называется «спичка». Я задала ученикам такую же задачку: взять предмет и описать его с точки зрения разных наук. Так ребята учились собирать материал в интернете и превращать его в научно-публицистический текст.


Рассказы о банальных предметах из журнала «Кот Шрёдингера»
Рассказы о банальных предметах из журнала «Кот Шрёдингера»
Рассказы о банальных предметах из журнала «Кот Шрёдингера»

Ещё задача — представить себя блогером и написать текст для публикации. Специфика работы блогера в том, что они пишут на темы, которые волнуют лично их и при этом интересны широкой аудитории. Ученики должны были выбрать такую тему и раз в неделю публиковать по ней новый текст во «Вконтакте» или Фейсбуке.

Однажды они писали карточки как на сайте «Медуза». Это формат статьи, где нужно задавать вопросы и отвечать на них. Вначале они читали на самой «Медузе» рекомендации, как делать эти карточки. Потом выбирали тему: кто-то сочинил текст «Как быть успешным Дедом Морозом», кто-то — «Как написать бестселлер».


Одна из статей-карточек новостного сайта «Медузы»

Были и задачи на тренировку логики. Я предлагала текст, в котором предложения были расставлены в неправильном порядке. И ребята восстанавливали правильный ход текста. Этот навык потом очень пригодился им в сочинениях на ЕГЭ.

Подобные творческие задания я даю и ребятам из Экстерната и Домашней школы Фоксфорда.

Пытливость. В основном к нам в 8-9 классы приходят ребята из других школ. Со временем выясняется, что там почти не дают возможности задавать вопросы — есть только мнение учителя.

У нас же ученики могут сомневаться в словах преподавателя и отстаивать свою точку зрения. При этом они хорошо чувствуют субординацию. Также они не боятся говорить, что что-то не понимают.

Высокая планка. Мы всегда стараемся давать ученику задания немного сложнее, чем он может решить. Если видим, что нужно объяснить попроще, опускаемся на уровень ниже. Но потом снова повышаем планку. Потому что только так можно воспитать сильного ученика: ставить высокие цели и помогать ему преодолевать трудности. Учитель должен хорошо чувствовать эту грань.

На что обратить внимание, решая тесты

Давайте разберем частые ошибки, которые наблюдались в работах выпускников прошлых лет.

  • Огромные трудности вызывает задание № 4, связанное с орфоэпическими нормами. В современной жизни разговорная и литературная формы языка часто расходятся. Так человек на автомате запоминает неправильное произношение: он постоянно слышит его в своем окружении.
  • Затруднения вызывают и глаголы. В неопределенной форме “включИть” ударение падает на последний слог. Ударная позиция переходит на личные окончания: включИшь, включИт.

Справка:
Важно понимать, что для литературного языка недопустимы профессиональная, диалектная и жаргонная лексика. Моряки не совершают ошибку, когда произносят “компАс”, но такое разрешается только в их среде

По нормам современного русского языка нужно говорить “кОмпас”.

Коварным заданием можно также назвать то, которое идет под № 6. Оно подразумевает знание окончаний слов во множественном числе

Например, важно запомнить, что следует говорить договОры и пОлисы. Нормы ударения никак не объясняются: их только заучивают наизусть

Имеет смысл распечатать все сложные случаи орфоэпии на отдельный лист и разложить в разных местах квартиры; прикрепить на зеркало. На помощь придет зрительная память — формы правильного употребления постепенно усвоятся.
Много сложностей у учеников вызывает задание, требующее продемонстрировать знание правила на написание одной или двух Н. Накануне следует повторить условия такого выбора: не старайтесь все заучить наизусть, умейте пользоваться алгоритмом.
Чтобы верно выполнить задания из блока “Пунктуация”, нужно вспомнить базовые правила, которые даются в 8 классе. Важно хорошо ориентироваться в теме “Простое предложение”. Понять законы этой языковой единицы, чем она может быть осложнена и как устроена. После этого сложное предложение также не вызовет непонимания, ведь по сути это те же самые простые предложения, объединенные между собой.

Английский язык

Иванова Татьяна Васильевна, преподаватель английского языка в Центре «Эврика». Стаж – 11 лет:

«Подготовиться за год к ЕГЭ и сдать его неплохо можно, если ученик знает английский на уровне Pre‑Intermediate. Для успешной сдачи экзамена желательно иметь уровень Intermediate и выше. Мы определяем уровень владения языком на первом занятии: проверяем навыки чтения, говорения, аудирования и письма.

Идеальная подготовка выглядит так: два занятия в неделю с педагогом по 90 минут. Остальные дни стоит посвятить выполнению домашних заданий и повторению изученных на занятии слов. Минимальное количество занятий — один раз в неделю, однако при таком формате от ученика требуется большая самодисциплина для повторения и закрепления изученного.

На каждом занятии необходимо отрабатывать все аспекты владения языком:

  • тему по грамматике и её закрепление;
  • изучение новых слов, отработка произношения, использование новых слов в новой грамматической структуре;
  • чтение текста, определение новых слов и конструкций, пересказ прочитанного, выполнение заданий к тексту;
  • прослушивание текста, узнавание новых слов в речевом потоке, выполнение заданий по услышанному. Студентам, у которых есть проблемы с аудированием, я рекомендую ежедневно слушать подкасты BBC;
  • написание отрывка по заданной теме с использованием новых слов и грамматических конструкций.

Мой опыт преподавания показал: ученику необходимо самостоятельно повторять слова и выполнять все домашние задания. Для успешной сдачи ЕГЭ недостаточно только сходить на занятие, весь материал нужно пропустить через себя».

Как готовиться к экзамену

Выполните пробный тест

Решите пробный вариант ЕГЭ, например, на нашей платформе, других сайтах или в центре тестирования

В первую очередь важно составить представление о том, что вас ждёт на экзамене, каково содержание заданий. Помимо этого тест поможет оценить ваш уровень подготовки в данный момент

Поставьте реалистичную цель

Определите, на какой результат вы планируете сдать экзамен. Оцените разрыв между нынешним уровнем знаний и необходимыми для поступления баллами ЕГЭ. Поймите, сколько времени вы готовы посвятить подготовке в оставшееся время.

Если вы стремитесь к 100 баллам и уже сейчас справляетесь с заданиями на отлично, за 4–5 месяцев вполне реально отточить мастерство и достичь цели. Кто-то ориентируется на 60 баллов по русскому языку, однако для поступления на востребованную специальность в престижный вуз этого недостаточно. Если же вы пишете «пробник» на 60–70 баллов, а нужно 90+, обратитесь к преподавателю. В одиночку улучшить результат за короткое время будет непросто.

Распределите задания по сложности

Отметьте, с какими заданиями справляетесь лучше всего, а что вызывает трудности. Распределите силы и составьте понедельный план подготовки: какие темы нужно только повторить, какие досконально изучить, в каких вам нужна помощь преподавателя

Уделите особое внимание самым «ценным» заданиям: в восьмом можно заработать до пяти первичных баллов, а в двадцать шестом — до четырёх

Получите обратную связь по заданию № 27

Возможно, кому-то из выпускников будет достаточно решить большое количество тренировочных заданий. Однако понять, почему нужно писать так, а не иначе, проще всего из комментария учителя. Оптимальный вариант подготовки к выполнению задания № 27 — работа в группе под руководством преподавателя. Ошибки других обогащают ваши знания — поэтому лучше всего обсуждать сочинения с другими учениками.

Возможно, кому-то из выпускников будет достаточно решить большое количество тренировочных заданий. Однако понять, почему нужно писать так, а не иначе, проще всего из комментария учителя. Оптимальный вариант подготовки к выполнению задания № 27 — работа в группе под руководством преподавателя. Ошибки других обогащают ваши знания — поэтому лучше всего обсуждать сочинения с другими учениками.

«СОТКА»

Сайт: ; https://vk.comСтоимость: от 2950 р./мес.

Онлайн-школа подготовки к ЕГЭ — это:

  • Бесплатные онлайн-занятия каждую неделю
  • Авторские скрипты для закрепления полученных знаний
  • Авторские презентации и пособия для эффективной подготовки
  • Забота и дружеская атмосфера
  • Много практики и теории

Форматы подготовки:

КМС — Экстра Лайт

  • 12 онлайн-занятий + доступ к записи с тайм-кодами
  • Инновационная платформа
  • Авторские полезные материалы
  • Ментор, курирующий тебя и твою группу
  • Входной и итоговый тест

КМС — Экстра Стандарт

Лайт плюс:

  • Экспертный вебинар с коучем
  • Вебинар от психолога
  • Квест — тест сложных заданий
  • 2 пробных варианта ЕГЭ
  • Гайд по оформлению второй части

КМС — Экстра Про

Стандарт плюс:

  • Зачёт по пройденному материалу
  • Вебинар по практике сложных заданий ЕГЭ
  • Онлайн-тренажёр по всем темам ЕГЭ

Также есть отдельный курс: Сочинение на максимум

  • 4 занятия по сочинению ЕГЭ
  • Скрипты и конспекты
  • Работа над ошибками
  • Полный разбор структуры и типичных ошибок
  • КМС-Синема
  • Двухэтапное домашнее задание и его проверка;
  • Дополнительные материалы (лайфхаки по поиску проблемы, клише, сборник сочинений на максимальный балл, популярные проблемы на ЕГЭ)
  • Беседа с ментором и единомышленниками

Что вы будете делать на курсе?

  • Полностью разберётесь со структурой сочинения
  • Научитесь находить проблему и формулировать позицию автора
  • Поймёте, как оформлять комментарий и собственную позицию
  • Напишете 10 сочинений и разберёте больше 10 текстов
  • Осознаете разницу между сочинением ЕГЭ и итоговым сочинением

Изменения в ЕГЭ по русскому 2022

По сути, серьезные изменения коснулись только одного задания — первого.

Раньше необходимо было провести анализ содержания короткого текста. Теперь нужно провести стилистический анализ текста. Это было в перспективной модели, мы это предполагали.

Стоит обратить внимание на сам текст. Теперь он не такой маленький

В демоверсии текст на три абзаца, по размеру — как изложение ОГЭ. В демоверсии представлен публицистический текст. Предполагаю, что теперь там могут быть совершенно разные стили и жанры.

Задания 2 и 3 в этом блоке остались такими же: нужно верно подобрать и записать средство связи в представленном тексте (задание 2) и поработать со словарной статьей (задание 3).

Немного изменилось задание 19 на пунктуацию в сложноподчиненном предложении. Теперь это задание намного сложнее. Оно проверяет пунктуацию во всех типах и комбинациях придаточных, в том числе с составными союзами. Раньше задание проверяло в 99% случаев запятые в сложноподчиненных с придаточными определительными, только одна ловушка. Теперь — это весь объем и масса красоты и хитросплетения придаточных.

Стоит обратить внимание, что за задание 16 на сложносочиненное теперь можно получить только 1 балл, как за все задания на пунктуацию. За «дорогие» задания 8 (синтаксические ошибки) и 26 (средства выразительности) по-прежнему можно получить 5 и 4 балла соответственно

За «дорогие» задания 8 (синтаксические ошибки) и 26 (средства выразительности) по-прежнему можно получить 5 и 4 балла соответственно.

Что нового в сочинении?

Волновавший многих вопрос по сочинению — все осталось на своих местах. Оценивание К8 (пунктуация), как и обещали, сделали чуть строже. Раньше можно было получить 2 балла за три пунктуационные ошибки. Теперь за это количество ошибок — 1 балл. Теперь схема оценивания такая:

  • нет или 1 негрубая ошибка = 3 балла (максимальный результат)
  • 1-2 ошибки = 2 балла
  • 3-4 ошибки = 1 балл
  • более 5 = 0 баллов

Таким образом, изменения ЕГЭ по русскому 2022 года не стали шоком, как это было в прошлые года

Но некоторые мелочи все же поменялись, и на них обязательно стоит обратить внимание. Представьте: вы пропустили всего одну запятую — и потеряли целый балл! А на экзамене каждый балл на вес золота.В MAXIMUM Education всегда актуальные материалы для подготовки к ЕГЭ

За это отвечает Департамент исследований и разработок: там ежегодно анализируют каждую новую формулировку от ФИПИ и обновляют наши учебники. А затем по ним с учениками работаю я. Мы тренируем пунктуацию и учимся писать сочинения так, чтобы эксперты ЕГЭ ставили за них только высший балл Хотите так же? Добро пожаловать на мои занятия!

Готовиться по старым пособиям

Экзамены меняются достаточно часто, поэтому, если вам интересно, как не сдать ЕГЭ, опирайтесь на пособия 2014-2018 годов, игнорируя все изменения формата и критериев. Особенно это касается творческих работ — эссе, сочинений, развернутых ответов. Без решения актуальных заданий понять, что именно от вас нужно эксперту, почти невозможно, а значит, на прорешивании старых пособий не получить нужных навыков и не написать работу на максимум.

Имеет смысл выполнять только старые задания второй части, опираясь на новые критерии и не сверяясь с ключами. Проверять такие решения может учитель или эксперт, знакомый с актуальным форматом экзамена по предмету.

Таким образом, владея советами, как не сдать ЕГЭ, легко понять, что нужно сделать для получения обратного результата

Во-первых, нужно заранее начать готовиться по новым официальным пособиям и грамотно расставить приоритеты, а во-вторых, уже на экзамене важно внимательно читать задания и решать их в порядке возрастания сложности

Английский язык

Елизавета Гончарова, репетитор по английскому языку, автор канала

В целом, этот новый формат легче, чем чисто эссе или доклад. Генерировать свои идеи не нужно. Бери данные из диаграммы и описывай их. Соблюдай нейтральный стиль, следи за словами и получи свои 14 баллов.

Евгения Михайлова, преподаватель английского языка, автор канала

Изменения в устной части довольно значительные. Заданий по-прежнему четыре, но вместо Task 3, где нужно было описать фото, обращаясь к воображаемому другу, в новой версии появилась хорошо знакомая всем по ОГЭ форма — диалог с электронным ассистентом. Есть ощущение, что так разработчики пытались увеличить долю спонтанной речи в устной части ЕГЭ.

С одной стороны, отвечать на вопросы проще, чем придумывать монолог. Но с другой стороны, в «задании с картинками»  была вариативность — для описания можно было выбрать одно фото из трех. К тому же, некоторые преподаватели заранее разрабатывали «канву» ответа, в которую ученику оставалось только вставить нужную «фактуру». Теперь «схитрить» получится только в задании № 4, где сохранился  формат связной монологической речи. Но и здесь есть новшество: вместо простого сравнения двух картинок ученику предлагается представить, что он готовит проектную работу — нужно оставить голосовое сообщение другу, кратко описав две фотографии-иллюстрации. Обязательно надо объяснить, почему эти фото подходят для вашего проекта, и выразить своё мнение по его теме. Кстати, став сложнее по коммуникативной задаче, задание «подорожало» — в 2022 году за него можно набрать от 4 до 10 баллов. 

Как лучше всего подготовиться к ЕГЭ по русскому языку

Следует учесть, каким образом ученик быстрее, качественнее и проще воспринимает информацию. Визуалу необходимо много читать, аудиалу – слушать вебинары, кинестетику – много писать.
Полезно просматривать вебинары, направленные на подготовку к ЕГЭ. Из представленных материалов можно узнать массу полезных деталей

Важно отыскать качественный вебинар с опытным и грамотным преподавателем.
Стоит решать больше тестов и заданий, которые разработаны составителями ЕГЭ, и сравнивать свои ответы с представленными в демоверсиях. Таким способом проще узнать, чего ожидают от абитуриентов проверяющие.
Чтобы подготовиться к сочинению, можно воспользоваться пособиями

К примеру, в издании Н. А. Сениной в доступной форме разложено сочинение на составляющие. К тому же автор объясняет моменты, которые учитывает составитель во время выбора темы, и на какие вещи смотрит эксперт при проверке.
Готовясь к экзамену по русскому, нужно заняться написанием текстов-рассуждений. Возможно, придется научиться их писать, поскольку это то, что требуется на экзамене в части С. Ученику нужно брать тему, писать текст, а затем показать преподавателю, чтобы последний рассказал о замечаниях. Во время подготовки к испытаниям стоит немало трудиться, каждый раз беря более сложную тему.

Единый госэкзамен является не таким сложным, и больше баллов способен набрать не баловень судьбы, а наиболее внимательный. Зачастую около 30% баллов можно недобрать из-за невнимательного прочтения и, соответственно, неверного ответа.

Если учащемуся хорошо дается русский язык, и он видит систему, пишет неплохие тексты, тогда удастся без труда получить высокий балл на ЕГЭ.

Сплошные штампы: упрёки в бесполезности сочинения в ЕГЭ обоснованы?

— Частый упрёк в адрес сочинения в составе ЕГЭ — что это просто набор штампов, которые детям нужно заучить, чтобы набрать нужные баллы. Никакого творчества и развития индивидуальности. Как вы считаете, «натаскивание» детей на написание сочинений в формате ЕГЭ даёт им какой-то полезный навык?

— Даёт. Такой тип сочинения, как в ЕГЭ, учит выстраивать ход своих рассуждений

Это важно, потому что многие любят писать красиво, образно, но строят текст хаотично, перескакивая с одного на другое. А навык сочинения учит структурировать текст логично, не отступать от основной мысли, следовать ей

Да, многие противники ЕГЭ упрекают его в штампах и натаскивании. Но ведь любое обучение — это натаскивание, разве нет? Заучивание формул и решение задач — тоже натаскивание. Так почему бы не «натаскать» учеников на полезное умение системно и стройно излагать свои мысли, не растекаясь мыслью по древу?

Сочинение — это не набор штампов. Конечно, ученик может выбрать для себя типичные фразы, которые помогут ему выстраивать рассуждение. Что в этом плохого? Это же экзамен, к нему можно и нужно готовиться. Заучил полезные выражения, которые можно использовать, — помог себе быстрее выстроить стройный текст на экзамене. Всё остальное в сочинении — рассуждения, поиски проблемы, аргументов — творческая работа.

В конце концов, вся наша жизнь состоит из штампов и заготовленных фраз. Мы каждый день желаем друг другу доброго утра, дня, вечера, приятного аппетита и так далее — одними и теми же фразами. Поэтому я в запоминании типичных формулировок ничего плохо не вижу.

— Ещё некоторые считают, что раньше (до ЕГЭ) школьники писали гораздо лучше и осмысленнее. Вы с этим согласны?

— Нет, я так не думаю. Как я уже сказала, экзаменационное сочинение — это определённый жанр, который учит стройно и логично выражать свои мысли, это сочинение-рассуждение. Раньше дети не писали таких работ.

До ЕГЭ было сочинение по литературе, когда школьники писали строго по определённым художественным произведениям. Я бы не сказала, что те сочинения всегда были стройно написаны. Ладно ещё — введение и заключение, но что творилось в основной части! Мысли у многих скакали как лошадки. Поэтому раньше после школы многие не умели писать эссе, речи для выступлений — словом, тексты, в которых надо логично выстраивать мысли. Этому просто не учили.

— Встречались ли в вашей практике проверки очень творческие, интересные сочинения с яркими мыслями?

— Да, такие работы бывают, читаешь и думаешь: «Какой талантливый ребёнок!». Если дети действительно творческие, начитанные, интересно мыслят, то в сочинении это всё прослеживается.

— А откровенно слабые работы часто бывают?

— Всё же в 11 классе дети в большинстве своём целеустремлённые, потому что хотят поступать в вузы. Так что совсем слабых сочинений бывает мало. В прошлом году, к примеру, у меня не было ни одной нулевой работы.

— Какие ошибки в сочинениях встречаются чаще всего?

— Нелогичность и неструктурированность текста. В задании ЕГЭ всегда прописан чёткий план для сочинения, но некоторые выпускники его игнорируют, отступают от него — и вот результат. Ещё бывает, что ребёнок нечётко определил тематическую проблему и начинает скакать с одного на другое. Например, ему надо написать о том, каким должен быть настоящий друг, а он пишет про дружбу вообще, в целом.

— Были работы, которые вам запомнились вообще навсегда?

— Нет, с таким количеством работ очень сложно что-то запомнить надолго. Когда читаешь, думаешь: «Ну, это-то я точно запомню на всю жизнь, так смешно!» или «Так здорово!», но через год видишь новые «шедевры» и старые уже забываешь.

Бесплатно

Stepik

Сайт: https://stepik.org

На сайте есть несколько бесплатных курсов для самостоятельной подготовки:

Курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» — для подготовки к тестовой части экзамена. Если вы знаете свои слабые места, можете сразу приступить к шагам, которые вам интересны. Если не знаете с чего начать – начните с начала.

В курсе есть:

  • Теория по каждому заданию отдельно
  • Лёгкие задания на проверку усвоения теории
  • Сложные задания-ловушки
  • Задания формата ЕГЭ (настоящие задания ЕГЭ прошлых лет)

Всего:

  • 125 уроков
  • 13 часов видео
  • 845 тестов

Если вам нужна обратная связь, у автора есть новый (платный) курс «Соточка по русскому». В него включены доп. модули с теорией по сочинению ЕГЭ и итоговому сочинению.

Также на сайте можно найти и другие курсы, которые помогут в подготовке:

«ЕГЭ по русскому: нормальные варианты» — это не курс в прямом смысле слова, а подборка демоверсий и доступных вариантов реальных ЕГЭ (2019-2021).

Плюсы этих вариантов: наличие пояснений к каждому заданию и уровень сложности, сопоставимый с тем, что будет на реальном экзамене.

В курс входят:

  • 25 уроков
  • 208 тестов

В курс входят:

  • 10 уроков
  • 53 теста

ЕГЭ.рф

Сайт: https://егэ.рф

На платформе можно пройти пробное тестирование по русскому языку. Здесь вы найдете реальные варианты экзаменов 2021 года от ФИПИ по всем основным предметам. Первая (тестовая) часть экзамена проверяется автоматически и результат появляется мгновенно, это бесплатно.

При желании можно заказать проверку письменных заданий — самими экспертами ЕГЭ. За это придется заплатить: 500 р. за проверку без комментариев специалиста или 1000 р. за проверку с развернутыми комментариями.

По результатам тестирования ученик сможет сравнить полученный балл с проходными и оценить свои шансы на поступление в тот или иной вуз.

«4ЕГЭ»

Сайт: https://4ege.ru

На сайте собраны отдельные вебинары, которые посвящены:

  • Отдельным заданиям из ЕГЭ по русскому языку
  • Написанию сочинения
  • Типичным ошибкам
  • Обзору изменений в экзамене
    и т.д.

Помимо видео, к урокам даются тестовые задания для практики.

«Синергия»

Сайт: https://synergy.ru

На сайте собраны теоретические материалы, которые помогут в подготовке к экзамену по русскому языку:

  • Демоверсии, КИМы, ЕГЭ предыдущих периодов
  • Теория по отдельным типам заданий
  • Орфоэпический словарь ЕГЭ и словарь выразительных средств лексики и фразеологии
  • Теория о том, как писать сочинение на ЕГЭ
  • Официальная информация и новости

Также здесь есть обширная подборка практических заданий — по каждому типу вопросов в ЕГЭ с ответами. Плюс примеры сочинений.

«РешуЕГЭ»

Сайт: https://mathb-ege.sdamgia.ru

На сайте каждый месяц автоматически формируются новые тренировочные варианты ЕГЭ по русскому. Они состоят из новых заданий и самых сложных заданий прошлого месяца. Проверяется тест автоматически. Также можно создавать тесты по определенным темам, которые нужны вам для самопроверки.

Кроме этого, на сайте есть спец. раздел: Всё об итоговом сочинении 2021.

Здесь собраны следующие материалы:

  • Темы
  • Структура
  • Клише
  • Советы
  • Шпаргалка

Яндекс.Репетитор

Сайт: https://yandex.ru

На сайте 15 теоретических видеоуроков по темам ЕГЭ по русскому языку от экспертов. Также на сайте собрана большая подборка тестовых заданий.

Все задания аналогичны тем, что будут использоваться на экзамене. Их составляют эксперты, в том числе авторы «СтатГрада». Тренировочные варианты включают ответы с разборами. Каталог заданий ЕГЭ обновляется каждую неделю.

«Ясно Ясно ЕГЭ»

Сайт: https://www.youtube.com

Ютуб-канал образовательного проекта, который предоставляет качественную подготовку к экзаменам от экспертов ЕГЭ.

Плейлист «ЕГЭ по русскому 2021 с экспертом» содержит видео с разбором отдельных экзаменационных заданий. В отдельном плейлисте собраны видеоуроки про написание сочинения, которые помогут научиться выполнять это задание без ошибок и соблюдать все критерии ЕГЭ.

«Русский язык ЕГЭ 2021 — АКАДЕМИЯ ЕГЭ N1»

Сайт: https://www.youtube.com

Канал подготовки к ЕГЭ по русскому от онлайн-школы «Академия ЕГЭ №1».

Здесь ты сможешь:

  • Посмотреть понятные видео-разборы заданий, сложных моментов и теории ЕГЭ. Видео выходят каждый день, их уже 330+
  • Посещать бесплатные занятия: live-трансляции с разбором заданий, полезными фишками и лайфхаками по подготовке

«Школково ЕГЭ, ОГЭ, олимпиады»

Сайт: https://www.youtube.com

На канале два плейлиста с видеоуроками, посвященными ЕГЭ по русскому 2021:

  • Разборы тестовой части экзамена
  • Советы и правила написания сочинения

Ко всем видео прописаны тайм-коды. Также можно подписаться на рассылку полезных материалов (Вконтакте).

Кого и как допускали к экзаменам

Выпускные экзамены в гимназиях проводились в конце учебного года, в мае. По их результатам учащиеся получали аттестаты зрелости.

Эти экзамены сдавали ученики восьмого (высшего) класса гимназий, экстерны — те, кто не учился в гимназиях, а готовился самостоятельно, а также выпускники духовных семинарий.

В среднем экстерны составляли около 10% экзаменуемых, хотя их число со временем росло. Вокруг этой категории даже сложилась своя инфраструктура с репетиторами, обучающими пособиями и курсами.

Экзаменуемые гимназисты могли быть разного возраста: от 18 лет до 21 года. Всё потому, что переводные экзамены между классами были настолько жёсткими, что лишь один из десяти учеников добирался до выпускного класса, ни разу не оставшись на второй год.

Гимназисты, желавшие сдавать экзамены, должны были за полтора месяца подать заявление директору гимназии. Каждое прошение рассматривалось индивидуально. Обсуждался нравственный и интеллектуальный уровень молодого человека, его поведение. Руководство могло отказать ученику в допуске. Так, в 1877 году к экзаменам не допустили 57 гимназистов из-за проблем с успеваемостью и ещё двоих — «по нравственной незрелости».

Выходило очевидное противоречие: ученика должны были признать нравственно и умственно зрелым ещё до экзаменационного испытания зрелости.

Сторонний претендент на сдачу экзамена тоже должен был получить разрешение директора. Для этого следовало представить ряд документов, среди которых — автобиография («жизнеописание»), свидетельство о благонадёжности (выдавалось полицией) и полученные в других учебных заведениях свидетельства и аттестаты.

Конкретные советы для успешной сдачи

Проанализируйте структуру всех заданий №1-24. Они построены не по одинаковым алгоритмам, но предполагают проверку знаний по определенным темам. Среди них самые главные – это «Орфография», «Пунктуация», «Понимание текста». После решения нескольких пробников пронаблюдайте, имеют ли сделанные ошибки систематический характер. Если да, то уделите вниманию комплексному подходу к определенной теме.

Выработайте чувство языка. Зачастую суть тестов заключается не в том, измените ли вы букву или ошибку правильно. Создатели ЕГЭ наводняют задания многочисленными уловками. Ваша задача – это не попасться на них и научиться объективно анализировать конкретные лингвистические случаи (привлекайте сравнения с исключениями, омофонами, похожими случаями правописания, из-за которых можно ошибиться в конкретной ситуации).

Обратите внимания на то, есть ли у вас ошибки в номерах, где ответ состоит из нескольких цифр. Вы должны полностью разбираться в теме задания, иначе на самом экзамены пробелы в знаниях станут более заметны сквозь призму стресса.