Как сдать ЕГЭ

Как выставляли оценки

Первая система оценивания успехов гимназистов была введена в 1837 году и представляла собой пятибалльную шкалу, в которой:

  • «1» означала слабые успехи;
  • «2» — посредственные;
  • «3» — достаточные;
  • «4» — хорошие;
  • «5» — отличные.

Чтобы избежать субъективности оценивания Министерство народного просвещения ввело конкретные критерии присваивания отметок. Кол и двойка были действительно разными оценками.

Несмотря на критерии, оценивание устных экзаменов всё равно во многом зависело от отношения к ученику.

Экзаменаторы обычно скупились на хорошие отметки. Двойки были повсеместным явлением, но факт получения такой низкой оценки лишал выпускника возможности получить аттестат, только если она была поставлена по следующим предметам: Закон Божий, российская словесность, латинский и греческий языки, арифметика и алгебра. В остальном главным требованием было набрать средний балл по всем предметам не ниже трёх.

Это делало систему фактически двухбалльной: удовлетворительно или неудовлетворительно. Учеников такое положение вполне устраивало. Четвёрки и пятёрки ставили только тем, чьи знания выходили за пределы программы.

Получить аттестат удавалось не всем. Так, в 1877 году из 1776 кандидатов успешно сдали экзамены 1449 или 81,6% экзаменуемых, и 18,4% оставались за бортом. Обычно «срезались» на испытаниях по математике, русскому и латинскому языкам. Экстерны проваливали экзамен гораздо чаще гимназистов.

Возможности подать апелляцию не было. Те гимназисты, которые с первого раза не сдали экзамен, делали новую попытку на следующий год.

Даже при столь строгой системе оценивания были и выпускники-медалисты. Так, в 1877 году золотую медаль получили 83 ученика, серебряную — 103. Для «золота» нужно было иметь отличные оценки по древним языкам и математике, а также средний балл не ниже 4,5 по всем остальным предметам. Для серебряной требовались две пятёрки по этим же предметам и средний балл не ниже 4. Ну и конечно, медалист должен был демонстрировать похвальное поведение.

Фото: Геологический институт Российской академии наук

Вы увеличите свой балл

Математика — достаточно сложный предмет. Средний балл за ЕГЭ по математике в 2020 году был самый низкий и составил 54,2 балла. Процент высокобалльников, которые набрали больше 80 баллов – 6,6%. Всё это говорит о том, что математика требует достаточно серьезной подготовки.

Однако ученики из года в год переоценивают свои силы и запасы времени. К сожалению, по разным причинам не у всех получается набрать желаемый результат. Кому-то не хватает времени на проработку «западающих» тем, кто-то просто мечтает о классной студенческой жизни, но ничего не делает, а кому-то действительно тяжело дается математика. Но решить эту проблему можно: достаточно поделить подготовку на 2 года. В 10 классе можно разобраться с заданиями базового уровня сложности. Именно с ними обычно больше всего проблем, потому что теория для этих заданий проходится в 7-8 классах, то есть с момента изучения проходит 3-4 года, и ученики просто забывают её. В 11 классе можно быстро повторить базу и перейти к решению серьёзных заданий.

Таким образом, ученики, которые мечтают пройти порог, смогут набрать 50-70 баллов, у тех, кто хочет средний результат, есть все шансы набрать 80+, а высокобалльники смогут набрать не 80, а 90+. Неплохая перспектива, правда?

Например, у меня был ученик, который в 10 классе написал пробный ЕГЭ на 56 баллов, а в 11, не продолжая подготовку в MAXIMUM, уже на 76. Другой ученик с таким же результатом в 10 классе, занимаясь у меня в 11, получил на ЕГЭ 80 баллов.

Что понадобится для сдачи ЕГЭ в 10 классе

Согласно закону «Об образовании» и приказу Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования», для получения допуска к ЕГЭ, необходимо:

освоить программу средней общеобразовательной школы по конкретному предмету в полном объёме;

не иметь академической задолженности (за каждый год обучения должна стоять оценка по предмету не ниже тройки);

получить зачёт за итоговое сочинение по русскому языку.

Таким образом, для сдачи ЕГЭ в 10 классе достаточно хорошо знать школьную программу и иметь оценки выше тройки за каждый год обучения.

Досрочное написание итогового сочинения для желающих сдать ЕГЭ в 10 классе не предусмотрено, его придётся сдавать вместе со всеми в 11 классе.

Разъяснения по этому поводу есть на официальном портале ЕГЭ: «В соответствии с п. 9.1 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400, итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к ГИА проводится для обучающихся XI (XII) классов. Таким образом, участие в итоговом сочинении при прохождении ГИА по отдельным учебным предметам по окончании 10 класса не предусмотрено».

Какие предметы можно сдать в 10 классе

Все десятиклассники могут сдать ЕГЭ по трём предметам, освоение которых в полном объёме заканчивается в конце 10 класса:

русский язык,

математика (базовый уровень),

география.

Чтобы сдать ЕГЭ по любому другому предмету на год раньше, необходимо завершить изучение этого предмета досрочно.

Для этого закон предусматривает несколько возможностей:

Обучение в школе по индивидуальному учебному плану

Право на ИУП имеет каждый ученик независимо от состояния здоровья или успеваемости. Для получения ИУП необходимо отсутствие академической задолженности. Теоретически возможно, продолжая учиться в школе, перейти по конкретному предмету на такой индивидуальный план, который предусматривает ускоренное прохождение программы к концу 10 класса. На практике, однако, школы не всегда соглашаются на такие условия: учителям трудно выделять время для обучения одного ученика по отдельной программе.

Очно-заочное обучение

Эта форма обучения, при которой ученик получает право осваивать часть предметов в школе, а часть — заочно, то есть без посещения школы. При этом со школой понадобится заключить договор об очно-заочном обучении. В этом же договоре будет прописан индивидуальный план обучения и порядок аттестаций по «заочным» предметам. Для перехода на очно-заочную форму один из родителей должен написать заявление на имя директора школы.

Заочное обучение

Эта форма обучение предусматривает, что ученик продолжает числиться в школе, но не посещает уроки, а учится самостоятельно. Для перехода на заочное обучение нужно заявление родителя и заключение договора со школой, в котором будет прописан порядок и сроки аттестаций по всем предметам.

Семейное обучение

Эта форма обучения означает, что ученик получает образование вне школы, самостоятельно, а в школу зачисляется только для прохождения аттестаций. При этом аттестацию можно сдавать в любое время по мере освоения предметов. Для перехода на семейное обучение одному из родителей нужно написать соответствующее заявление на имя директора школы и уведомить органы местного самоуправления о выборе семейной формы обучения.

Самообразование

Самообразование — то же самое, что семейная форма обучения, но перейти на неё может сам ученик без участия родителей. Такая возможность предусмотрена с 15 лет при условии успешной сдачи ОГЭ за 9 класс. Для перехода на самообразование достаточно заявления от ученика. Со школой нужно заключать договор о прохождении аттестаций. Это может быть та же школа, в которой вы учились, или любая другая по вашему выбору. На самообразование нельзя перейти, если вы уже подали заявление о ЕГЭ как учащийся школы.

Порядок действий

Если вы планируете сдавать русский язык, базовую математику или географию, заявление на сдачу ЕГЭ необходимо подать до 1 февраля того года, когда вам предстоит экзамен. Например, если вы в сентябре 2019 года начали обучение в 10 классе, то к 1 февраля 2020 года вам необходимо определиться, будете ли вы сдавать ЕГЭ в конце года и по какому предмету, после чего подать соответствующее заявление на имя директора школы.

Если вы хотите сдавать какой-либо другой предмет школьной программы, начинать подготовку к досрочной сдаче экзамена нужно заранее, в самом начале 10 класса, а лучше ещё раньше, в 9 классе. Эта подготовка предусматривает переход на индивидуальный план и/или на другую форму обучения плюс досрочное освоение программы по предмету.

Идеально, если у вас получится успешно (минимум на тройку) сдать аттестацию за 11 класс по выбранному предмету до 1 февраля. В этом случае вам будет достаточно подать заявление и приложить к нему документы о прохождении аттестации.

Если вы планируете сдавать аттестацию за 11 класс позже 1 февраля, например, весной, подать заявление всё равно можно. Окончательное решение о допуске к ЕГЭ педсовет школы принимает 25 мая. К этому времени сведения об успешной аттестации необходимо предоставить в обязательном порядке.

Советы ученикам

  1. Конечно, это нужно было составить еще в начале учебного года, но и сейчас, когда так немного до экзаменов, можно что-то успеть. Составьте подобие расписания, чтобы было не в нагрузку: например, заниматься или тренироваться в инете по 2 теста каждого предмета, обязательно с перерывами. Долгое, многочасовое занятие даст результатов меньше, чем кратковременные подходы с перерывами на отдых на свежем воздухе.
  2. Не ограничивайте себя в еде, особенно девушки, которые хотят выглядеть идеально перед выпускным. Ешьте сейчас и готовьтесь к экзаменам полноценно, избавиться от пары лишних килограммов поможет яично-грейпфрутовая диета, тем более, что до выпускного вечера останется еще полмесяца. Если не хватает сил, все время засыпаете, то нужно подумать, какие витамины выбрать.
  3. Сильный стресс вызывает постоянное эмоциональное напряжение, поэтому нужно научиться расслабляться с помощью дыхания (плюс еще решить проблему похудения не за счет ограничения в еде а всего лишь используя дыхание для похудения). Делайте зарядку, выйдете на пробежку или примите контрастный душ – все это хорошо расслабляет и освежает мозги.
  4. Настройтесь на положительный результат, если есть какие-то приметы, используйте их – они скорее всего помогут, так как являются банальной установкой на результат. Главное – не переусердствовать в надежде, что примета поможет больше, чем собственные знания.
  5. Еще один психологический прием на запоминание: не удается запомнить правило, попробуйте следующее. В тот момент, когда ваши мозги будут очищены (желательно с утра) – сожмите кулак (это просто действие концентрирует энергию в мозгу) и проговорите то, что хотите запомнить. Не более 3-х правил в день.

Может кому-то и не трудно сдать экзамен ЕГЭ и сильный стресс он не испытывает, надеясь на метод научного тыка. Но большинство находятся в перевозбуждении. Успокойтесь, погуляйте и съешьте легкий десерт. Все будет хорошо.

Требования к разным специальностям

Самые престижные профессии: от 75 баллов

Список популярных специальностей с высокой конкуренцией возглавляют:

  • иностранные языки;
  • лингвистическая подготовка;
  • международные взаимодействия;
  • африканистика и востоковедение.

Попасть на них можно со средним баллом не ниже 80. Если вы набрали от 75 до 80 пунктов, попытайте удачу, подав документы на следующие направления:

  • филологического профиля;
  • юридические науки;
  • экономика и финансы;
  • политическая деятельность;
  • журналистика;
  • реклама и Public Relations;
  • литературное творчество.

Перспективные направления, требующие от 70 баллов

Менее популярными, но престижными программами подготовки считаются:

  • медицинское образование;
  • философия и культурология;
  • управление в государственных структурах;
  • ядерная физика;
  • информатика;
  • издательская деятельность;
  • исторические направления.

Приобретение таких профессий можно планировать при наличии 70−75 пунктов по ЕГЭ.

Стандартные специальности: 65−70 баллов

Есть ряд специальностей, пройти на которые не составит труда:

  • педобразование;
  • сфера гостеприимства;
  • кадровый менеджмент и управление организацией;
  • архивно-библиотечная деятельность;
  • химическая подготовка;
  • социология;
  • религиоведение.

Для поступления они требуют среднестатистических результатов ЕГЭ: от 65 до 70.

Доступные науки: 60−65 баллов

В эту группу попали сложные образовательные программы, но они не пользуются большим спросом, а значит конкуренция на них невысокая:

  • физико-математические направления;
  • экологическое образование;
  • строительные технологии;
  • геология и геодезия;
  • радиотехника и электроника;
  • нефтегазовые специальности;
  • автоматизация и управление.

Самые доступные специальности: от 60 баллов

Невысокий показатель ЕГЭ дает возможность пройти на следующие факультеты:

  • железнодорожного и водного транспорта;
  • технологий легкой промышленности;
  • пищевой промышленности;
  • сельского хозяйства и рыбной ловли;
  • материаловедения;
  • лесного дела;
  • полиграфического производства.

Несмотря на невысокий престиж профессий, они позволяют быстро трудоустроиться и построить карьеру. А поступить на них можно даже с уровнем госэкзаменов в 52−55 пунктов.

Как сдать ЕГЭ, если ничего не знаешь, и на что надеяться

Прежде чем начать полноценную подготовку к экзаменам, разберитесь, с какой точки вы начинаете и на что хотите претендовать в конце. Сначала выберите два предмета, которые вы точно будете сдавать на ЕГЭ: русский, который считается обязательным, и второй предмет, необходимый для поступления на конкретное направление.

Вы начинаете с минимума, но помните, что предметов может быть больше. Обычно вузы требуют от абитуриентов баллы по трем предметам.

Попробуйте написать варианты ЕГЭ прошлого года по каждому из выбранных предметов. Найти их можно, например, на этом сайте. Когда вы прорешаете задания, сверьтесь с ответами (только не делайте этого заранее!) и переведите первичные баллы во вторичные. Суммируйте, а потом воспользуйтесь любым калькулятором ЕГЭ (у многих вузов есть свои), чтобы понять, на какие программы вы уже проходите даже после первой попытки.

Еще один отличный вариант понять, как сдать ЕГЭ, если ничего не знаешь, – прийти на наш бесплатный пробный урок. Наши преподаватели расскажут тебе о лайфхаках, с помощью которых ты сможешь решать задания автоматически. И не надо ничего зубрить! А еще ты разберешься в особенностях экзамена и сможешь составить свою стратегию подготовки к ЕГЭ. Записывайся!

Где учиться, чтобы работать врачом

Если вы хотите работать клиническим врачом, который имеет право обследовать пациентов, ставить диагнозы, назначать и проводить лечение, для начала нужно поступить на лечебный или педиатрический факультет медицинского вуза. Программы этих факультетов во многом похожи — студенты лечебного факультета изучают теорию применительно ко взрослым пациентам, студенты педиатрического — и к детям, и ко взрослым.

Через шесть лет обучения они сдают выпускные экзамены и получают диплом. Дальше — ещё три экзамена по аккредитации и получение сертификата. За каждый из экзаменов по аккредитации вы получаете определенное количество баллов, с которыми можете поступить в ординатуру. Но при наличии диплома и сертификата можно сразу пойти работать в поликлинику участковым терапевтом или педиатром.

На лекциях во втором меде

Раньше перед ординатурой был еще год интернатуры, но её сейчас отменили. Многие преподаватели и студенты не одобряют эти изменения и жалеют, что нет дополнительного обучения.

Мой личный рейтинг медицинских вузов в Москве выглядит так:

  1. «Второй мед» — Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова;
  2. «Первый мед» — Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова;
  3. Медицинский институт РУДН — Российский университет дружбы народов;
  4. «Третий мед» — Московский медико-стоматологический университет.

Сейчас я смотрю на ординаторов, с которыми работаю, и вижу, что более опытные специалисты окончили первый и второй мед. Я училась во втором — этот университет дает качественное образование, у него сильный преподавательский состав и внушительная научная база. Но в нём очень строгое отношение к студентам. Лично я испытывала большой стресс от многочисленных дисциплинарных требований. Для сравнения: в первом медвузе студенты сдавали один выпускной экзамен, а мы — три. Если бы я поступала сейчас, выбрала бы первый медвуз — образование там дают хорошее, но учиться было бы комфортнее.

Наша группа после выпускных экзаменов в университете

Отличники и аутсайдеры

Самый сильный прирост показала профильная математика. Это связывают с тем, что задания, которые были в КИМах, наконец-то обошлись без «сюрпризов».

Задачи второй части были простыми и понятными, поэтому каждый, кто готовился к ЕГЭ, имел возможность набрать 80+. Если в прошлом году количество высокобалльников по стране составляло лишь 3%, то в этом году их число возросло до 7,1%.

Напомним, что именно с 2019 года ученикам запретили сдавать профильную и базовую математику одновременно, каждому выпускнику пришлось делать выбор. В итоге 6,7% выпускников не смогли сдать «профиль» и перейти порог в 27 баллов.

Неплохой прирост показал английский язык

К 2022 ЕГЭ по иностранному языку планируется ввести в число обязательных, так что всем нынешним девятиклассникам советуем обратить внимание на этот предмет

Наиболее значительные изменения в прошлом году претерпел ЕГЭ по русскому языку: его очень сильно усложнили. Несмотря на это, средний балл снизился не слишком заметно.

Это говорит о том, что ученики стали более ответственно подходить к подготовке к экзамену. Именно поэтому они справились даже со сложными заданиями.

При этом целых 812 школьников было удалено с ЕГЭ-2019 за использование шпаргалок или телефонов. С ними мы увидимся только в 2020 году на пересдаче.

Быть невнимательным

Если перед вами стоит задача, как не сдать ЕГЭ со стопроцентной вероятностью, то один из первостепенных советов: будьте максимально невнимательны. Внимательное чтение заданий и знание критериев способствуют получению высоких результатов, а зачем они нужны?

Если же желаемый балл все-таки выше порога, стоит обратить внимание на частицу «не»: нередко выпускники записывают ответы, абсолютно противоположные правильным, из-за того, что не до конца прочитали задание. Аналогично и с хорошими творческими, полными теории работами: если они не соответствуют критериям, они не будут оценены по достоинству и сдать ЕГЭ не получится

Как готовиться, чтобы сдать на 100: истории выпускников

Чтобы сдать ЕГЭ на 100 баллов, нужно заранее начать готовиться к экзаменам. В этом мнении сходятся все наши выпускники-стобалльники этого года. Ранняя подготовка позволяет равномерно распределить силы и учиться постепенно, не забывая об отдыхе и личной жизни. Начать свой путь к сотке можно уже сейчас — с нашей Летней школой.

Также Лера, стобалльница по русскому языку, рекомендует не забывать об отдыхе в любом случае. Фиксированное время занятий мотивирует выкладываться целиком и полностью, а гарантированный перерыв со временем на себя позволит восполнить силы. Такой энергетический баланс поможет не только сдать ЕГЭ на 100 баллов, но и сохранить свое ментальное и физическое здоровье.

Основным принципом подготовки должно стать «вижу цель — иду к ней», как уверена Даша, получившая максимальный балл за литературе. Из-за того что многие выпускники раскачиваются слишком долго, сомневаются в выбранных предметах, они теряют множество баллов. Все, чего не хватает в подготовке, — это интереса к предмету и уверенности в нем.

А вот Саша, технарь до мозга костей и стобалльник по математике, уверен, что сдать ЕГЭ на 100 баллов — это не выигрыш в лотерею, а результат упорной работы. именно поэтому бояться экзаменов абсолютно точно не стоит. Если плодотворно поработать в течение года, то высокие баллы будут заслуженной наградой. Стресс лишь может их отнять, поэтому заранее поработайте со своим страхом: посещайте пробные ЕГЭ, научитесь успокаивать себя.

Опасности подготовки с 10 класса

Конечно же, я не могу не рассказать вам о рисках, с которыми можно столкнуться, если начать готовиться заранее. Я выделю одну самую большую опасность – экзамен может поменяться!

Хотя ЕГЭ по математике не менялся уже 5 лет (с 2016 года) и в 2021 году изменений не будет, ФИПИ ведут разговоры о том, что в 2022 году ЕГЭ по математике профильного уровня изменится:

Первые 3 задания планируют убрать, потому что проценты решаемости довольно высокие, а ЕГЭ – это в первую очередь способ «отрейтинговать» поступающих.

Добавят новые задания на анализ функции и комплексные числа. И если первое ещё немного пересекается со старым №7, то второе – абсолютно новое задание. Так ФИПИ хотят повлиять на изучение тем в школах, чтобы в старших классах не опускались важные для высшего образования темы.

Задание на вероятность разделят на 2 – базового и повышенного уровня сложности.

Планируется упростить №13 (убрать отбор корней), но сделать сложнее №15 (вернуть системы из уравнения и неравенства и повысить максимальный балл с 2 до 3).

Ещё раз хочу обратить ваше внимание, что это только предполагаемые изменения в ЕГЭ, что нас будет ждать на ЕГЭ в 2022 году мы, по традиции, узнаем только на последней неделе августа. Однако, я хочу опровергнуть опасение десятиклассников по поводу последнего аргумента

Несмотря на то, что экзамен может поменяться, наработанную в 10 классе базу можно будет легко адаптировать под новый формат заданий. Более того, готовиться в 11 классе к 3 новым заданиям гораздо проще, чем ко всем 19 с нуля!

Однако, я хочу опровергнуть опасение десятиклассников по поводу последнего аргумента. Несмотря на то, что экзамен может поменяться, наработанную в 10 классе базу можно будет легко адаптировать под новый формат заданий. Более того, готовиться в 11 классе к 3 новым заданиям гораздо проще, чем ко всем 19 с нуля!

Подведём итог, 11 класс – всегда очень сложный период в жизни учеников. Нужно хорошо учиться и параллельно готовиться к экзаменам, чтобы сдать ЕГЭ на высокий балл. Усложняется это всё бессонными ночами, дополнительными конкурсами и олимпиадами, в которых ученики любят принимать участие, чтобы повысить шансы на поступление. В итоге мы имеем эмоциональное выгорание и результаты хуже ожидаемых. Однако, этого можно избежать, если начать подготовку к ЕГЭ по математике заранее. Основной целью следует поставить не большое количество баллов в 10 классе, а закрытие пробелов, которые есть даже у сильных учеников. Именно поэтому наш курс подготовки к ЕГЭ по математике для 10 класса учитывает все вышеперечисленные аспекты. В первую очередь мы разберёмся со всеми базовыми темами и закроем пробелы, потом будем закреплять успех повторением, проверим результат под конец 10 класса, и дадим рекомендации каждому ученику на следующий год. В общем, мы сделаем всё, чтобы 11 класс принес как можно больше баллов и как можно меньше стресса.

Если ты хочешь готовиться к ЕГЭ с 10 класса, но не знаешь, с чего начать, мы предлагаем начать с составления индивидуальной стратегии поступления. На бесплатной консультации «Как выбрать вуз?» мы подберем для тебя лучшую специальность и учебное заведение, а также расскажем все о том, как сдать ЕГЭ на нужный для поступления балл. Скорее записывайся!

История

Константин Форстман-Коваленко, старший эксперт ЕГЭ, учитель истории и обществознания, г. Москва

Из экзамена ушли задания № 24-25, где нужно было аргументировать свой выбор — именно в № 24 выпускники допускали наибольшее количество ошибок. Во второй части теперь добавились задания на аналитику и примеры: требуется не просто ответить, но и пояснить свою точку зрения, объяснить процесс. Раньше этот навык проверялся в эссе.

Время экзамена сокращено с 4 до 3 часов, тогда как объем работы на самом экзамене остается таким же. При этом стоимость баллов резко возросла — и это главное, что усложняет ситуацию. Нельзя брать за образец тех, кто набрал на ЕГЭ-21 80-90 баллов, потому что многие из тех, кто сдавали историю раньше, выезжали на эссе, которое стоило около 11 первичных и 33-35 вторичных баллов. Так как эссе убрали, каждый потерянный балл может дорого обойтись учащимся. Потеря каждого первичного балла влечет за собой потерю трех-четыре вторичных.

Ольга Святовец, к.и.н, эксперт ЕГЭ, преподаватель истории в Академической гимназии СПбГУ, Санкт-Петербург

Я довольна тем, что отменили сочинение. Критерии для написания сочинений были несовершенны и вызывали очень много споров у преподавателей и экспертов. Соответственно, каждый пытался подготовить ребенка по разным параметрам.

Что касается второй его части экзамены, то вызывают вопросы задания к тексту. Непонятно, как подготовить ребенка по иллюстративному материалу, который будет соотноситься с текстом. С одной стороны, возникают сложности в технической подготовке, а с другой — детям иллюстративный материал дается легче, поэтому думаю, что особых проблем здесь не будет.

Тревогу вызывает последнее задание, в котором нужно сравнивать исторические события истории России и всеобщей истории. На всеобщую историю в школьных программах у нас отведено сравнительно мало времени. Если называть вещи своими именами, мы ее проходим обзором, а последнее задание предполагает не только знание конкретных фактов, но еще и умение их анализировать и соотносить с историей России.

Радует, что в новом варианте больше внимания уделено работе с источниками, потому что изучать историю, исходя только из интерпретации учебников, не совсем верно. Еще одно новшество — это работа с терминами. В демонстрационном варианте стоит термин „закуп“ — понятно, что ребенок должен знать разряды населения на Руси времен Ярослава Мудрого, но хотелось бы понимать, какого плана термины могут встретиться на экзамене. Например, будет ли термин „феодальная повинность“ или термин „крепостное право“? Я думаю, что именно с этим заданием возникнут трудности в подготовке. Собирать словарь терминов педагогам придется самостоятельно.

Насколько сложно поступить в ВУЗ?

На вероятность поступления влияют:

  • показатели ЕГЭ;
  • льготы и дополнительные заслуги;
  • рейтинг Вуза;
  • количество мест для приема.

Если выпускник успешно сдал госэкзамены и имеет дополнительные заслуги, можно посоревноваться за место в престижном Вузе Москвы или Санкт-Петербурга. Но пройти туда трудно: в топовых университетах высокая конкуренция даже среди льготников.

Однако не стоит отчаиваться. Попасть в институт можно даже при наличии не самых высоких результатов госэкзаменов:

  • У абитуриента есть выбор различных форм обучения: если не получилось пройти на очное отделение, можно поступить на заочную программу.
  • Стоит использовать возможность подачи документов в несколько учебных заведений. Это повысит шанс зачисления.
  • Не следует выбирать модные профессии, на которые существует большой конкурс.

Журналист или учитель?

Инна Сергеева, «АиФ в Кузбассе»: за последние 10 лет количество учителей в России уменьшилось как минимум на 25%. Молодые специалисты не спешат становиться педагогами, даже если оканчивают вузы по этому профилю. Почему вы выбрали эту профессию и пошли работать в школу?

Ольга Исаева: Гуманитарные предметы мне были близки еще в школе. Я любила русский язык, литературу, историю. Мне очень нравилась творческая атмосфера в нашей школе № 64, талантливые учителя, которые искренне любили своё дело. В выборе профессии учителя большую роль сыграла педагог Любовь Алексеевна Новохатская. Она всегда старалась раскрыть потенциал в каждом ребёнке, помогала найти свою цель, мечту и стремиться к ним, несмотря на любые трудности. Я очень хотела продолжить её работу. Но вместе с тем с 7 класса увлеклась и журналистикой: в юнкоровском детстве, да и сейчас многому училась и учусь у другого мудрого старшего товарища – Лилии Викторовны Горбуновой, журналиста, педагога, наставника.

Статья по теме

Каким должен быть хороший учитель? Педагог — не просто специалист

– Помните свой первый урок? Чего опасались? Чему потом научились или какие выводы сделали?

– Мой первый урок прошел в моей родной школе, куда я вернулась после обучения в вузе: русский язык в 5 «Г». Было сложно потому, что он был первым в году и у детей, которые только-только пришли из начальной школы. Конечно, волновалась – теперь я была на уроке одна, а не с учителем, как это было на практике

Готовилась очень долго, так хотелось показать детям всю ценность и важность русского языка! В прошлом году эти ребята выпускались, и на Последнем звонке вспомнили наш первый урок! Мне было очень приятно… Помните стихотворение Роберта Рождественского, где он пишет об учителях, которые утром входят в класс «одни – как в клетку, другие – как в храм»? С самого первого дня я решила, что выберу для себя второй путь

Фото: Пресс-служба Администрации Кемеровской области

– Во времена СССР собирательный образ школьного педагога выглядел примерно так: возраст от 40-45 лет, высокий уровень культуры и компетенций, работа в одной школе от начала карьеры до ее завершения. А каким должен быть современный учитель?

– Профессия учителя – одна из самых психологически сложных и ответственных, поэтому случайным людям здесь очень трудно. Во-первых, нужно очень хорошо знать свой предмет и быть грамотным с точки зрения правил русского языка, даже если ты совсем не филолог. Во-вторых, нужно всегда быть примером для своих детей: если требуете от них что-то, значит, сами тоже должны это выполнять: к примеру, не опаздывать, держать слово. И, безусловно, нужно очень любить детей, стараться стать для них старшим другом и мудрым наставником. Ещё я стремлюсь относиться к каждому как к личности: стараюсь узнать ребят поближе: что любят, чем увлекаются. Мне это действительно интересно. Дети часто подходят ко мне и делятся своими увлечениями, я с удовольствием смотрю, поддерживаю, иногда что-то советую.