«мы выпускаем уникальных специалистов»

Этимология

Термин происходит от греческого theologia (θεολογία), сочетания слов theos (Θεός, « бог ») и logia (λογία, «высказывания, изречения, оракулы ») — последнего слова, относящегося к греческому логосу (λόγος, «слово, дискурс»). , счет, рассуждение »). Этот термин перейдет на латынь как theologia , затем на французский как teologie , и в конечном итоге станет английским богословием .

Через несколько вариантов (например, theologie , teologye ) английское богословие превратилось в свою нынешнюю форму к 1362 году. Смысл этого слова в английском во многом зависит от того смысла, который латинские и греческие эквиваленты приобрели в святоотеческом и христианском использовании. , хотя английский термин теперь распространился за пределы христианского контекста.

Платон (слева) и Аристотель на фреске Рафаэля 1509 г. Афинская школа

Классическая философия

Греческий Theologia (θεολογία) использовалось в значении «рассуждения о Боге» около 380 г. до н.э. Платоном в Республике . Аристотель разделить теоретическую философию в mathematike , physike и theologike , причем последний соответствует примерно метафизики , которые, для Аристотеля, включены рассуждения о природе божественного.

Опираясь на источники греческих стоиков , латинский писатель Варрон выделил три формы такого дискурса:

  1. мифический , касающийся мифов о греческих богах;
  2. рациональный философский анализ богов и космологии; а также
  3. гражданские, касающиеся обрядов и обязанностей общественного религиозного обряда.

Позднее использование

Некоторые латинские христианские авторы, такие как Тертуллиан и Августин , следовали тройственному употреблению Варрона. Однако Августин также определил теологию как «рассуждение или обсуждение Божества».

Латинский писатель Боэций , писавший в начале VI века, использовал теологию для обозначения подразделения философии как предмета академического исследования, имеющего дело с неподвижной бестелесной реальностью; в отличие от физики , которая имеет дело с телесными , движущимися реальностями. Определение Боэция повлияло на средневековое латинское употребление.

В святоотеческих греко-христианских источниках теология может относиться узко к набожному и вдохновенному знанию и учению о сущностной природе Бога.

В схоластических латинских источниках термин пришел , чтобы обозначить рациональное изучение доктрин о христианской религии , или (точнее) академическая дисциплина , которая исследовала последовательность и последствия языка и претензий Библии и богословской традиции ( Последнее часто , как это представлено в Питер ломбардных «s наказаний , книгу выписок из отцов Церкви ).

В эпоху Возрождения , особенно с флорентийскими платонистами, апологетами поэтики Данте , различие между «поэтическим богословием» ( theologia poetica ) и «откровенным», или библейским богословием, служит ступенькой для возрождения философии, независимой от богословского авторитета.

Именно в этом последнем смысле, богословие как академическая дисциплина, включающая рациональное изучение христианского учения, этот термин перешел на английский язык в 14 веке, хотя его также можно было использовать в более узком смысле, найденном у Боэция и греческих святоотеческих авторов, для обозначения означают рациональное изучение сущностной природы Бога — дискурс, который сейчас иногда называют собственно теологией .

С 17 века и далее стало возможным использовать термин теология для обозначения изучения религиозных идей и учений, которые не являются специфически христианскими (например, в термине естественное богословие , которое обозначало богословие, основанное на рассуждениях на основе естественных фактов, независимо от конкретных Христианское откровение) или специфические для другой религии (например, ниже).

Теология теперь может также использоваться в производном смысле для обозначения «системы теоретических принципов; (непрактичной или жесткой) идеологии».

О божественных именах

Этот трактат примиряет в себе два метода познания истины. Сначала автор перечисляет имена Бога, описанные в трудах Иерофея Афинского, Ефрема Сирина и других теологов. Именно такой способ лежит в основе катафатического богословия. Однако автор (в отличие от неоплатоников) не сомневается в абсолютной трансцендентности Творца. Основной посыл трактата — Бог открывается только через благодать, только тому, кому Он Сам решит. Неоплатонизм же проповедует познание через катарсис, то есть очищение от грехов и стремление к святости.

Дионисий в своих трудах опровергает неоплатонические истины, говоря о невозможности познания Бога таким способом. Другими словами, очищение от грехов нужно не Богу, а человеку, поэтому и не может служить единственно верным путем.

Позднее был сделан вывод, примиряющий двух философов. Он гласит, что Бог открывается через благодать, но при встречных усилиях человека. Ищущий истину должен быть аскетом. Отсечь все лишнее нужно из своей жизни, из самого себя. Это поможет вместить всю полноту понимания бытия Бога. Человек должен превратиться в пустой сосуд. Когда нас окружает мир с его соблазнами, ценностями и возможностями, есть ли время на поиск истины?

Когда отсекается все лишнее, начинается работа мысли. Для этого люди уходят в монастыри, где все устроение направлено на спасение души и размышления о вечном. Святые прежних веков для очищения и покаяния уходили в пустыни. В уединении и молитве они стяжали Дух Святой и под Его влиянием писали свои труды. Эта тема полностью раскрыта в апофатическом очищении философских понятий в богословии.

Тео… что?

Теология – это научное обоснование религиозного мировоззрения. Сам термин восходит к временам античности и в изначальном своем значении рассматривал «учение о Богах» соответственно воззрениям древних греков. В XIII веке выходит в свет книга Пьера Абеляра «Христианская теология» и понятие утверждается как «учение о Боге».

Богословие подразумевает опыт богообщения, от которого рождается знание. Теология же – попытка познать Бога ограниченным разумом, рационалистически обосновать Его существование и найти веру. Однако оба эти понятия служат цели достижения единства Богом.

В 2015 году Высшая аттестационная комиссия в России (ВАК РФ) признала теологию наукой, а спустя 2 года состоялась защита первой диссертации по дисциплине, наделав шуму в научном сообществе. Противники нововведения апеллировали к отсутствию широкого обсуждения среди ученых и несоответствию требованиям ВАК к кандидатским и докторским работам. Однако на Западе, на который привыкли ориентироваться в отечественной науке, университеты возникали именно как теологические школы. В России до революции образовательные учреждения религиозной направленности были выделены в отдельный корпус приходских школ, духовных училищ и семинарий.

Появление «светского» богословия в российских университетах в некотором роде есть курс на мировые тенденции. И сопротивление нововведению – не что иное, как советская инерция живущих вчерашним днем ученых-коммунистов и их пасынков.

Почему боятся?

Протоиерей Николай Емельянов, проректор Богословского института Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета считает, что неприятие теологии рядом ученых связана с памятью о тоталитарной советской идеологии. Священник сравнил суть фобии к теологии с «научным атеизмом навыворот». Ученые опасаются, что богословская дисциплина нарушит принцип светскости в обществе.

«К сожалению, оппоненты, выдвигающие этот тезис, не понимают простой вещи: превращение теологии в некоего оборотня научного атеизма — это ровно то, чего больше всего опасаются и против чего единым фронтом борются в первую очередь сами богословы. Более того, только они на это и способны. Не будет развитой системы теологической науки и образования (причем не только христианской теологии) — и псевдоправославное мракобесие, которое всегда идеологично и тоталитарно по своей природе, вполне может стать реальностью, опасной и для государства, и для общества», – отметил протоиерей Николай Емельянов.

Протоиерей Николай Емельянов

Магистратура

48.04.01 Теология магистерская программа «Новейшая история конфессии» (квалификация магистр)

Задачами магистерской программы «Новейшая история конфессии» являются:

  • Способствовать формированию правовой, теологической и этической культуры у магистрантов;
  • Способствовать развитию научно-исследовательского, творческого и инновационного потенциала выпускника НИУ «БелГУ» в сфере его профессиональной деятельности.
  • Содействовать развитию личностных качеств выпускника НИУ «БелГУ», необходимых для эффективной профессиональной, просветительской, научно-исследовательской, экспертно-консультационной и иных видов деятельности.
  • Создавать возможности для формирования нравственных качествмагистрантов, необходимых в работе с социальными и благотворительными учреждениями.
  • Способствовать формированию ориентации на традиционные, общечеловеческие и духовно-нравственные ценности человека и общества.
  • Совершенствовать умения и навыки, связанные с организацией и управлением коллективами и инициативными группами в различных формах трудовой деятельности.
  • Способствовать формированию стремления к сохранению и приумножению историко-культурных традиций страны и региона.

Ключевые спецкурсы:

  • Современные проблемы философии религии;
  • История и методология теологии;
  • Современные проблемы теологии;
  • Управление в сфере государственных отношений с религиозными объединениями;
  • Вероучение, его специфика на современном этапе развития конфессии;
  • Современные течения и школы теологии;
  • Современные проблемы диалога с иными конфессиями;
  • Отечественная богословская мысль;
  • Миссиология.

48.04.01 Теология магистерская программа «Социально-теологическая и религиоведческая экспертиза» (квалификация магистр)

Задачами магистерской программы «Социально-теологическая и религиоведческая экспертиза» являются:

  • Подготовка нового поколения выпускников магистратуры по направлению подготовки 48.04.01 Теология в области экспертно-консультативной; представительско-посреднической, организационно-управленческой деятельности в современных условиях;
  • Подготовка выпускников к проведению экспертного консультирования по вопросам национальной, культурной и религиозной специфики народов Российской Федерации, проведению экспертиз на предмет выявления ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, способных осуществлять документационное обеспечение проведения экспертиз в сфере национальных и религиозных отношений;
  • Подготовка выпускников к участию в деятельности региона, городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа по реализации государственных (федеральных, региональных) программ, связанных с профилактикой конфликтов с этническим и религиозным факторами, в том числе на национальной и религиозной почве, локализацией их последствий и обеспечении межнационального, межрелигиозного (межконфессионального) мира и согласия;
  • Подготовка выпускников способных организовывать разработку, экспертизу, публикацию и распространение информационно-просветительских материалов в сфере национальных и религиозных отношений.

Ключевые спецкурсы:

  • Православие и современное общество;
  • Экспертно-консультативная деятельность в теологии;
  • Социальная теология и религиозная антропология;
  • Новые религиозные движения;
  • Теологическая герменевтика и социальный анализ религиозных текстов;
  • Профессиональная этика эксперта-религиоведа
  • Религиозная ситуация и религиозный экстремизм в мире и в России;
  • Анализ религиозных текстов и методика определения конфессиональной принадлежности;
  • Современное государственное законодательство в конфессиональной сфере и правовые основы социально-теологической и религиоведческой экспертизы. 

Информацию предоставила Липич Т.И. 06.11.2019 г.

Чем занимаются выпускники

Основная сфера деятельности будущих магистров – образование и наука.

Специалисты пишут по проблематике теологии экспертные статьи, аннотации, рецензии, обзоры, доклады, а также проводят исследования в области истории и теории религии.

Кроме того, могут координировать межконфессиональные программы и решать конфликты между верующими группами.

Для работы магистрам необходимо знать основы философии, социологии, мировой истории.

Выпускники должны хорошо ориентироваться в первоисточниках по изучаемой теме, главных религиозных событиях эпох, понимать принципы развития общества.

Навыки

В соответствии с паспортом компетенций после выпуска магистры должны уметь:

  • проводить научные исследования в области теории и истории религии, философских проблем бытия и цивилизации;
  • писать аннотации, рецензии, рефераты по тематике;
  • разрешать межконфессиональные конфликты;
  • систематизировать публикации по религиозно-культурному наследию, составлять словари и библиографические списки;
  • подготавливать материалы и выступления для СМИ и общественных организаций;
  • преподавать основы теологии в колледжах и вузах.

Дисциплины

Рабочая программа включает общекультурные и узкопрофессиональные теоретические модули. Магистранты обязательно осваивают методологию гуманитарных наук, историю теологии, современные проблемы религии, информационные технологии, философию, иностранный язык. Содержание профильной части плана соответствует выбранной образовательной программе.

Студенты могут изучать:

  • историю богословской науки и образования в России;
  • теологические проблемы современного католицизма;
  • церковно-государственные отношения;
  • источники русской религиозной философии;
  • богословский перевод с иностранного языка;
  • теологические проблемы мировой культуры;
  • историю изучения христианской теологии;
  • проблемы христианской мистики;
  • традиции церковной катехизации.

Практика

По государственному стандарту магистранты проходят учебную и производственную практики, которые предполагают научно-исследовательскую, педагогическую, миссионерскую, богослужебную деятельность. Стажировка реализуется на базе университета, муниципальных и духовных учреждений.

В каких вузах будут преподавать теологию?

29 сентября 2015 года президент РФ Владимир Путин заявил, что введение теологических кафедр в вузах будет происходить на добровольной основе

«Сейчас теологии уделяется определённое внимание, есть специальные вузы, где готовят священнослужителей. В светских высших учебных заведениях это возможно, но это, наверное, прерогатива самого высшего учебного заведения

Если оно считает, что недостаточно знаний в этой области по тем специальностям, которые предлагаются, то, наверное, можно и это сделать», — заявил Путин.


Нота протеста. В интернете идёт сбор подписей против кафедры теологии в МИФИ

Подробнее

В широком значении

Так как Википедия дает нам весьма «сухое» понятие, мы решили расширить его, узнав более детально все тонкости рассматриваемой дисциплины.

Ее можно идентифицировать как исследование природы и всего, что нас окружает, с критической, но вместе с тем с Божественной точки зрения.

Суть ее изложения заключается в том, что Бог присутствует абсолютно во всем, что нас окружает, – в физических предметах, в природных явлениях, в наших переживаниях, мыслях и действиях, даже в паранормальных явлениях.

Изучение этой дисциплины в университетах ранее велось в рамках определенных предметов – философия религии, нейропсихологии и религиоведение. Совсем недавно появился факультет под названием «Теология», обучение на котором проходит сопряжено с посещением духовной семинарии.

Стоит четко понимать, что данная наука изучает природу, основы и догмы религии. Здесь нет места опровержению чего-либо, но есть место критике

Здесь не руководствуются точными фактами или формулами, но обращают внимание на аргументы, доказательства и законы Божьи

Возведение этого учения в ранг наук позволит современным духовникам и их последователям более точно интерпретировать религию, понять ее суть, происхождение и предназначение. 

Возможно, некоторые факты, в которые ранее нас заставляли верить, отвернутся, появятся новые. Но основа останется незыблемой – все, что нас окружает, пропитано энергией Всевышнего.

Шифр 1-21 01 01

Описание специальности

Теология – это комплекс наук об истории вероучений, о формах религиозной жизни, религиозном культурном наследии (религиозное искусство, памятники религиозной письменности), о религиозной научной деятельности и образовании. Теология изучает религиозное мировоззрение изнутри. Ее еще называют нерелигиозным богословием.

Выпускники специальности могут заниматься научно-исследовательской, учебно-воспитательной и экспертно-консультативной работой. Теологи служат в религиозных учреждениях (церковных приходах, мечетях, буддистских храмах), преподают в учебных заведениях, работают в светских учреждениях.

В приходе теолог организует культурно-досуговую деятельность, проводит воспитательную работу с детьми и молодежью, подготавливает религиозные праздники.  

В светских учреждениях и воинских частях теологи проводят религиозно-просветительскую деятельность.

Специалисты в области теологии активно взаимодействуют с местными органами государственной власти. С целью привлечения прихожан в храм теолог разрабатывает и воплощает в жизнь социальные проекты (строительство центров реабилитации, домов милосердия, осуществление психологической помощи по телефону доверия).

В процессе работы теолог изучает большое количество литературы на разных языках. Например, специалист в области православной теологии безупречно владеет русским и классическими церковными языками: церковнославянским, древнегреческим, латинским.

Обязанности специалиста зависят от места его службы. Теологи-преподаватели читают соответствующие дисциплины (теология, философия, богословие, история религии) в образовательных учреждениях, проводят воспитательные мероприятия в детских садах.

Специалисты учреждений госбезопасности выступают в качестве аналитиков по профилактике деятельности экстремистских культов и сект. Теологи, работающие в общественных организациях и СМИ, консультируют и дают независимую экспертную оценку по вопросам религий. В обязанности теолога, служащего в церкви или мечети, входит организация кружков и секций, молодежных клубов, организация отдыха для детей и взрослых. В учреждениях социальной адаптации и реабилитации этот специалист проводит беседы с пациентами.

Теологи часто выполняют обязанности переводчиков с церковно-славянского, арабского, греческого, латинского и других языков. Они сопровождают туристические группы, как правило, паломников.

Теолог – универсальный специалист. Он может реализовать себя в совершенно разных отраслях. Теологи востребованы в качестве школьных учителей (предмет «Основы религий»). В высших и средних специальных учебных заведениях они преподают такие дисциплины, как религиоведение, церковные языки, основы религии. Также специалист в области теологии может работать в научно-исследовательских учреждениях, книжных издательствах и средствах массовой информации в качестве переводчика или редактора религиозных текстов. Владея иностранными языками, теолог может найти себя в сфере религиозного туризма. 

Часть выпускников специальности «Теология» в зависимости от изучаемой ими религии, устраиваются работать в церкви или мечети. Здесь они могут дослужиться до настоятеля.

Присваиваемая квалификация

Теолог-религиовед. Преподаватель этики, эстетики и культурологии — профессиональная квалификация специалиста.

Вузы, где есть эта специальность

  • Белорусский государственный университет 

    Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла (проходной балл в 2013, 2014, 2015, 2016, 2017)

  • Витебский государственный университет имени П.М. Машерова (проходной балл в )

Предыдущая статья
Специальность Телекоммуникационные системы

Следующая статья
Специальность Тепловые электрические станции

Оценить статью:
4.0

Обучение и трудоустройство

Кто такой теолог в современном мире? Как на него выучиться и где потом работать с таким дипломом? Как утверждают сами представители данной отрасли деятельности, теолог – это не профессия. Это состояние души, показатель духовной развитости, интеллекта и саморазвития.

Для начала скажем, что теологом можно стать, окончив как университет, так и духовную семинарию. Ранее данная профессия была доступна только выпускникам второго учебного заведения, но в наши дни идет активное возрождение религиозного наследия нашей страны. Поэтому работа теолога становится востребованной и престижной.

Давайте теперь более конкретно узнаем, где может работать теолог и какие должности ему подойдут:

  • Ученый или священник. В наше время эти два понятия практически идентичны, если речь идет о теологии как о науке. Только первый трудится в университетах, получая звания аспиранта, доцента, профессора, доктора наук, а в конце, возможно, министра образования. Священник же трудится в храме, начиная от простого диакона и заканчивая архиереем или патриархом.
  • Преподаватель. Понятие данного термина весьма обширно, и ограничивается оно не только стандартными учебными заведениями, такими как школа, техникум или вуз. Теолог может работать преподавателем при военной части, в госпитале, в исправительных и реабилитационных заведениях, в специализированных школах.
  • Переводчик-консультант – отличная работа для современного теолога. Речь идет не о таких переводчиках, которых сейчас весьма много, знающих английский, испанский, немецкий, а о таких специалистах, которые ориентируются в редких и мертвых языках. Это латынь, церковно-славянский, древнегреческий, арабский (если говорить об исламе). Нередко различным издательствам, авторам и прочим деятелям искусства требуется консультация профессионала в данной сфере, которая весьма недурно оплачивается.
  • Искусствовед-экскурсовод. Это современные специалисты в области науки о Боге. Кем работать – решать вам, исходят из собственных предпочтений и возможностей. Если вы устраиваетесь искусствоведом, будьте готовы проводить дни в музеях, на выставках и прочих культурных мероприятиях, рассказывая людям о различных экспонатах. Для экскурсовода важны не только знания в области предполагаемого маршрута, но отличное здоровье.

Облако на горе Фавор

Ежегодно в день Преображения Господня над православным монастырем появляется облако. Верующих обволакивает пелена тумана, оставляя на коже влагу. Испытавшие чудо на себе, в один голос твердят, что облако живое. В 2010 году изучением этого явления занялись специалисты-метеорологи. Проведя необходимые приготовления, взяли пробы воздуха. Нужно сказать, что в климате тех мест не бывает облаков, так как слишком жарко. Воздух раскален и высушен. Анализы, проведенные метеорологами, подтвердили этот факт.

Как только началась Литургия, воздух сгустился, появились облака. Монастырь затянуло туманом. Он покрыл и строения, и прихожан. Облака напоминали сгустки пара, касались людей и перемещались при полном отсутствии ветра. Чудо запечатлели на видеокамеру. При просмотре материала были заметны хаотичные движения пара на фоне недвижимых кипарисов. Пробы воздуха не оставляли сомнений. Ученые говорили, что при таких параметрах образование тумана невозможно. Православные богословы связывают это событие с Преображением Иисуса Христа. Именно на горе фавор Он явился своим ученикам после Воскресения.

Теология в различных религиях


Несмотря на то, что наука, факультет и, как следствие, специальность теология появились только в конце ХХ столетия, сама суть данного термина и название имеют древнегреческие корни. Впервые слово появилось в 4 веке до н.э., и использовал его Платон в качестве обозначения своих «размышлений о Боге».

Несколько веков спустя данная область знаний перекочевала в Римскую империю, а после, словно по наследию, перешла в руки средневековых духовников.

Примерно в этот период она начала изучаться одновременно и как христианская догма, и как академическая дисциплина, в ходе которой исследовались проблемы библейского языка и фактов, которые там описаны.

С XVII столетия официально появилась специальность «теология», которую определили как изучающую дисциплину для всех существующих в мире религий. Она исследует как аспекты, объединяющие верования различных людей, так и те факторы, которыми они разнятся.

В христианстве – самой обширной мировой религии, которая ныне разделена на большое количество ветвей, теология играет крайне важную роль.

Самого первого теолога, который был найден в письменных источниках, звали Фома Аквинский, и его высказывания относительно предназначения данной науки остаются актуальными по сей день. Он полагал, что полностью познать мир относительно Бога как его создателя можно, руководствуясь исключительно Библией и христианскими обычаями.


Буддизм считается самой древней из всех ныне существующих религий, и примечателен он тем, что в нем нет божества, сравнимого с Господом. Поэтому для его изучения был введен специальный термин – «буддистская теология», которая базируется преимущественно на принципах и духовном завете Будды.

Ислам и христианство имеют очень много общего, и самой главной объединяющей чертой для двух религий является наличие единого идола, который был послан Божественной силой с небес на землю.

В исламе также имеется своя теология, которая именуется Калам. Однако стоит отметить, что мусульмане верят в своего Бога, не задумываясь и не сомневаясь в его существовании и истинах. Поэтому Каламу отведено в исламе на так много внимания, как теологии в христианстве.

Как мы знаем, иудеи – народ скрытный, даже в ряды верующих они посвящают посторонних неохотно. Их теология передавалась как устное народное творчество, и до сих пор так и не возымела статуса академической науки.

Великий раскол


Разделение христианства в период раннего Средневековья на православие и католицизм стало толчком к образованию новой науки по изучению Святого догмата. Таковой стала «новая теология», задачи которой направлены на исследования Нового Завета в рамках католицизма.

Следует отметить, что данная область знаний до сих не определяется как отдельная школа или наука. Ведь как мы знаем, католицизм – течение в христианстве, которое характерно строгостью и бескомпромиссностью.

Потому в рамках новой ветви науки не принято задаваться лишними вопросами – на истины, которые изложены в Библии, смотрят как на единственно верную догму.