Задание 8. свойства неорганических веществ

Оглавление

Календарь ЕГЭ 2021

Важно! Досрочную сессию ЕГЭ 2021 отменили. Календарь ЕГЭ включает в себя даты:

Календарь ЕГЭ включает в себя даты:

  • итогового сочинения (после 05.04.21);
  • сроков подачи документов;
  • экзаменационных дней досрочного периода (отменен);
  • экзаменационных дней основного периода (основных и резервных);
  • сентябрьских пересдач по обязательным предметам (русскому языку и математике).

Предположительно важные даты ЕГЭ 2021 года будут такими (обратите внимание, что на данный момент календарь официально не утвержден и до конца текущего года возможны некоторые изменения и корректировки):

Мероприятие Дата
1 Итоговое сочинение после 05.04.21
2 Подача заявлений участниками ЕГЭ до 01.02.21
3 Начало досрочной сессии отменили
4 Начало основной сессии 24.05.21
5 Начало осенней (сентябрьской) сессии 03.09.21

Основной этап

В этом периоде ЕГЭ сдают все выпускники 2021 года, но поскольку каждый 11-классник сам решает, сколько предметов сдавать, и какие сертификаты необходимы ему для поступления, то индивидуальный календарь экзаменов тоже у каждого будет  свой.

Обратите внимание, что в календаре ЕГЭ прошлых лет на одну дату часто были определены сразу несколько предметов, и в 2021 году такая практика сохранится. Если выпускник подал заявку на обе дисциплины, одну из них ему придется сдавать в резервный день

Пройти 2 ЕГЭ в один день нельзя! Даже если вы готовы ответить на все вопросы с молниеносной скоростью, вы физически не сможете присутствовать в двух кабинетах к началу экзамена (а все они традиционно начинаются в одно время)

Если выпускник подал заявку на обе дисциплины, одну из них ему придется сдавать в резервный день. Пройти 2 ЕГЭ в один день нельзя! Даже если вы готовы ответить на все вопросы с молниеносной скоростью, вы физически не сможете присутствовать в двух кабинетах к началу экзамена (а все они традиционно начинаются в одно время).

Календарь основного этапа ЕГЭ 2021 будет таким:

Пересдача

В сентябре 2021 года выпускники получат последний шанс пересдать обязательные экзамены ЕГЭ.

Многие школьники помнят, что в 9 классе учащимся предоставляли возможность пересдать в сентябре любую дисциплину и не задаются вопросом, сколько предметов в случае неудачи они смогут пересдать в 11 классе.

Обращаем ваше внимание на факты, которые стоит знать о сентябрьской сессии:

  1. Пересдать можно только русский язык и математику.
  2. Завалив профильную математику, пересдать можно базовый экзамен.
  3. Не допустят к пересдачам тех, кто «завалил» 3 и более предметов, а также выпускников, чьи результаты были аннулированы из-за выявления списывания, использования запрещенных устройств или нарушения норм поведения.

Важно! Тем, кто и в сентябре не сможет справиться с заданиями ГИА, будут предоставлены еще 3 попытки, но уже в рамках предварительного периода 2022 года

Ответы ко второй части варианта №29

Задание №30

Fe(CH3COO)2 + 4HNO3 = Fe(NO3)3 + NO2 + 2CH3COOH + H2O

железо в степени окисления +2 (или ацетат железа (II)) является восстановителем; азот в степени окисления +5 (или азотная кислота) – окислителем.

K2SiO3 + 2HNO3 = 2KNO3 + H2SiO3

2K+ + SiO32- + 2H+ + 2NO3— = 2K+ + 2NO3— + H2SiO3

SiO32- + 2H+ = H2SiO3

Задание 32

1) S + 2H2SO4 = 3SO2 + 2H2O

2) 2SO2 + Ba(OH)2 = Ba(HSO3)2

3) Ba(HSO3)2 + 2Br2 + 2H2O = BaSO4 + H2SO4 + 4HBr

4) BaSO4 + 4H2 = BaS + 4H2O

Задание 34

Навеску нитрата меди(II) и нитрата серебра массой 31,55 г растворили в 400 мл воды и подвергли полученный раствор электролизу с инертными электродами. Процесс остановили, когда в растворе не осталось катионов металла. В ходе электролиза через цепь прошло 0,275 моль электронов. Вычислите массовую долю азотной кислоты в образовавшемся растворе, если известно, что в ходе процесса на катоде не выделялся газ.

В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).

Решение:

Запишем уравнения химических реакций:

4AgNO3 + 2H2O = 4Ag + O2 + 4HNO32Cu(NO3)2 + 2H2O = 2Cu + O2 + 4HNO3

Пусть в изначальной смеси было х моль нитрата серебра и у моль нитрата меди (II). Тогда справедливы следующие рассуждения:

m(AgNO3) = n(AgNO3)·M(AgNO3) = 170x г m(Cu(NO3)2) = n(Cu(NO3)2)·M(Cu(NO3)2) = 188у г

При прохождении электронов через цепь электролизера они расходуются на восстановление серебра и меди и в том же самом количестве получаются при окислении воды с образованием кислорода. На катоде протекают следующие полуреакции:

Ag+ + 1e- → AgCu2+ + 2e- → Cu

Согласно данным записям, количество катионов меди будет вдвое меньше количества электронов, затраченных на их восстановление, а в случае катионов серебра количества будут равны. Тогда можно записать следующее:

n(e) = 2n(Cu2+) + n(Ag+) n(e) = n(AgNO3) + 2n(Cu(NO3)2)

Составим систему уравнений:

170х + 188у = 31,55 х + 2у = 0,275 170х + 188у = 31,55 х = 0,275 — 2у 170(0,275 — 2у) + 188у = 31,55 х = 0,275 — 2у 46,75 — 340у + 188у = 31,55 х = 0,275 — 2у 152у = 15,2 х = 0,275 — 2у у = 0,1 х = 0,075

Далее вычислим количество и массу азотной кислоты, которая образовалась в ходе реакции:

n(HNO3) = 2n(Cu(NO3)2) + n(AgNO3) = 2·0,1 + 0,075 = 0,275 (моль) m(HNO3) = n(HNO3)·M(HNO3) = 0,275·63 = 17,325 (г)

Масса конечного раствора сложится из масс навески солей и воды за вычетом меди, серебра и кислорода. Проведем необходимые вычисления:

n(Cu) = n(Cu(NO3)2) = 0,1 моль m(Cu) = n(Cu)·M(Cu) = 0,1·64 = 6,4 г

n(Ag) = n(AgNO3) = 0,075 моль m(Ag) = n(Ag)·M(Ag) = 0,075·108 = 8,1 г

n(O2) = n(Cu(NO3)2)/2 + n(AgNO3)/4 = 0,1/2 + 0,075/4= 0,06875 моль m(O2) = n(O2)·M(O2) = 0,06875·32 = 2,2 г

m(р-ра конечн) = m(навески) + m(воды) — m(Cu) — m(Ag) — m(O2) = 31,55 + 400 — 6,4 — 8,1 — 2,2 = 414,85 (г)

Вычислим массовую долю азотной кислоты в образовавшемся растворе:

ω(HNO3) = m(HNO3)/m(р-ра конечн)·100% = 17,325/414,85·100% = 4,18%

Ответ: 4,18%

Задание 35

Неизвестное органическое соединение состоит из трех элементов и содержит 60% углерода по массе. При этом массовая доля кислорода в 4 раза больше, чем водорода. Известно, что данное соединение при гидролизе дает единственный продукт, обладающий линейным строением. На основании данных условия задания: 1) проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин) и установите молекулярную формулу исходного органического вещества; 2) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле; 3) напишите уравнение взаимодействия этого вещества с гидроксидом калия.

Решение:

Исходя из описания, можно сделать вывод, что вещество содержит в своем составе углерод, водород, кислород. Тогда запишем его формулу в виде CxHyOz. Пусть мы взяли порцию вещества массой 100 г, тогда справедливы следующие записи:

m(C) = m(CxHyOz)·ω(C)/100% = 100·60%/100% = 60 г n(C) = m(C)/M(C) = 60/12 = 5 моль

m(H) + m(O) = m(CxHyOz) — m(C) = 100 — 60 = 40 г

m(H) = х г m(O) = 4х г

5х = 40 х = 8 

m(H) = 8 г n(H) = m(H)/M(H) = 8/1 = 8 моль

m(O) = 32 г

n(O) = m(O)/M(O) = 32/16 = 2 моль

Определим простейшую формулу неизвестного вещества:

x : y : z = 5 : 8 : 2

Пусть C5H8O2 — молекулярная формула, тогда попытаемся определить структуру данного вещества. Поскольку по описанию оно может гидролизоваться, логично предложить для него наличие сложноэфирной группы. Два атома кислорода и один атом углерода таким образом войдут в состав карбоксильного фрагмента

Остаток в С4Н8, вероятно, алкильная цепь, но обратим внимание на то, что продукт гидролиза только один и он имеет линейное строение. Тогда приходим к структуре циклического сложного эфира:

В свою очередь уравнение взаимодействия этого вещества с гидроксидом калия может быть записано как:

Даты проведения ЕГЭ

Сроки проведения ГВЭ 2021 11 класс

  • 25 мая — русский язык
  • 28 мая — математика
31 мая (пн) — география, литература, химия
3 июня (чт) — русский язык
4 июня (пт) — русский язык
7 июня (пн) — математика П
11 июня (пт) —  история, физика
15 июня (вт) — обществознание
18 июня (пт) — иностранные языки (за исключением раздела «Говорение»), биология
21 июня (пн) — иностранные языки (раздел «Говорение»)
22 июня (вт) — иностранные языки (раздел «Говорение»)
24 июня (чт) — информатика и ИКТ (К-ЕГЭ)
25 июня (пт) — информатика и ИКТ (К-ЕГЭ)
28 июня (пн)  — география, литература, иностранные языки (раздел «Говорение», биология, история, русский язык)
29 июня (вт) — обществознание, химия, физика, иностранные языки (за исключением раздела «Говорение»), математика П, информатика и ИКТ (К-ЕГЭ)
2 июля (пт) — по всем учебным предметам
12 июля (пн) —география, литература, иностранные языки (раздел «Говорение»), биология, история
13 июля (вт) — русский язык
14 июля (ср) — обществознание, химия, физика, иностранные языки (за исключением раздела «Говорение»), ЕГЭ по математике профильного уровня, информатика и ИКТ (К-ЕГЭ)
17 июля (сб) — по всем учебным предметам

ЕГЭ по всем учебным предметам начинается в 10.00 по местному времени.

Продолжительность ЕГЭ:

  • по математике профильного уровня, физике, литературе, информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), обществознанию, истории, биологии составляет 3 часа 55 минут (235 минут);
  • по русскому языку, химии — 3 часа 30 минут (210 минут);
  • по математике базового уровня, географии, иностранным языкам (английский, французский, немецкий, испанский, китайский) (за исключением раздела «Говорение») — 3 часа (180 минут);
  • по иностранным языкам (английский, французский, немецкий, испанский) (раздел «Говорение») — 15 минут;
  • по китайскому языку (раздел «Говорение») — 12 минут;

Допускается использование участниками экзаменов следующих средств обучения и воспитания по соответствующим учебным предметам:

  • по математике — линейка, не содержащая справочной информации (далее — линейка), для построения чертежей и рисунков;
  • по физике — линейка для построения графиков, оптических и электрических схем; непрограммируемый калькулятор, обеспечивающий выполнение арифметических вычислений (сложение, вычитание, умножение, деление, извлечение корня) и вычисление тригонометрических функций (sin, cos, tg, ctg, arcsin, arccos, arctg), а также не осуществляющий функций средства связи, хранилища базы данных и не имеющий доступа к сетям передачи данных (в том числе к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее — непрограммируемый калькулятор);
  • по химии — непрограммируемый калькулятор; периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимический ряд напряжений металлов;
  • по географии — линейка для измерения расстояний по топографической карте; транспортир, не содержащий справочной информации, для определения азимутов по топографической карте; непрограммируемый калькулятор;
  • по иностранным языкам — технические средства, обеспечивающие воспроизведение аудиозаписей, содержащихся на электронных носителях, для выполнения заданий раздела «Аудирование» КИМ ЕГЭ; компьютерная техника, не имеющая доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; аудиогарнитура для выполнения заданий раздела «Говорение» КИМ ЕГЭ;
  • по информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) — компьютерная техника, не имеющая доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Смотри также:

Структура КИМ

Структура и содержание контрольно-измерительных материалов ЕГЭ периодически меняется, поэтому школьнику, во избежание недоразумений, важно при подготовке использовать актуальную версию документа. Лучше ориентироваться на официальный портал Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), где всегда содержится самая свежая информация

Так, проект КИМ на следующий год сначала размещается для обсуждения и внесения предложений, а ближе к концу осени публикуется окончательный вариант.

Проект спецификации КИМ по биологии на 2021 год состоит из 28 заданий, которые разделены на две части:

  • В первой – 21 упражнение базового и повышенного уровня трудности, среди которых есть задания на установление соответствия и последовательности биологических явлений и процессов, множественный выбор из предложенных вариантов, дополнение недостающих данных в таблице или схеме, решение биологических задач. Ответы даются в виде словосочетания или слова, последовательности цифр или числа.
  • Во вторую часть включено 7 заданий, предполагающих развернутый ответ. Они рассчитаны на одиннадцатиклассников с высоким уровнем подготовки по предмету.

Задачи первой части проверяют основные компетенции школьников, такие как владение символикой и терминологией, понимание сущности основных закономерностей, процессов и явлений в биологии, теорий, правил и гипотез. Так же для их выполнения требуется:

  • знание строения человеческого организма, правил гигиены и здорового образа жизни, экологических моментов и способов изучения природы;
  • навык распознавания по рисункам, графикам и описанию биологических объектов, а также решения задач;
  • умение устанавливать взаимосвязи, выявлять сходства и различия, классифицировать, сравнивать, составлять схемы.

Задания второй части направлены на умение оперировать биологическими понятиями, обосновывать явления и процессы, систематизировать, анализировать, разбираться в причинно-следственных связях. Учащийся должен уметь применять на практике полученные в школе знания, прогнозировать и оценивать процессы, решать задачи, аргументировано формулировать ответ.

Все задания КИМ разработаны для комплексной оценки знаний и умений учеников. Они охватывают 7 основных содержательных блоков, причем каждому из них посвящено примерно равное количество упражнений – от 4 до 5. Они касаются организма и клетки как биологических систем, анатомии и здоровья человека, многообразия органического мира, эволюции живой природы и закономерностей развития экосистем. 2 задания посвящены методам познания и биологии как науке. При этом следует отметить, что во второй части КИМ все 7 заданий с развернутым ответом посвящены разным разделам дисциплины.

Изменения в ЕГЭ по химии 2022

Задание № 5 в вариантах прошлых лет предполагало установление соответствия между формулами или названиями веществ и классами неорганических соединений. Теперь перед выпускниками появится таблица из девяти ячеек с формулами веществ, среди которых нужно выбрать три согласно условию задания.

Задание № 5, ЕГЭ по химии 2022

Ребята, которые не разбираются в химических свойствах простых веществ и оксидов, могут ненадолго выдохнуть, ведь задание на эти классы веществ (ранее № 6) исчезло из КИМа 2022 года. Но не спешите радоваться слишком сильно. Эти темы все равно придется освоить, ведь это может встретиться как в первой, так и во второй части ЕГЭ.

В задании на поиск изомеров, гомологов и других особенностей строения органических молекул теперь вместо выбора двух ответов выпускникам предстоит выбрать все правильные ответы. Практика показывает, что чаще верными являются 2, 3 или 4 ответа.

Бывшие задания 13 (свойства и получение углеводородов) и 14 (свойства и получение кислородсодержащих веществ) теперь объединены в одно задание с выбором двух правильных ответов.

Небольшое изменение коснулось задания на электролиз. Одно стало несколько проще. Теперь нужно установить продукты электролиза для трех соединений, а не четырех. Вместе с тем уменьшилась и «стоимость» этого номера: один первичных балл вместо двух.

Задание на гидролиз изменилось кардинально. Выпускникам предстоит не только установить тип среды в растворе предложенных веществ, но и расположить их в определенном порядке изменения рН раствора. Но не спешите паниковать, в КИМе появились подсказки именно для этого номера: вам предлагается шкала изменения рН и типов среды растворов.

Справочные материалы к заданию № 21 на гидролиз, ЕГЭ по химии 2022

И последнее изменение — это появление нового задания на концентрацию № 23. Оно представляет собой уравнение химической реакции, а также таблицу с концентрациями каждого участника. На первый взгляд, это задание требует принципиально новой теории и формул. Но поверьте, немного практики и навык  владения калькулятором помогут получить за этот номер максимальные баллы.

Задание № 23, ЕГЭ по химии 2022

Это главные изменения ЕГЭ по химии 2022. Но для того, чтобы получить высокий балл, просто знать о них недостаточно. Когда ФИПИ обновляет формулировки заданий, может измениться и способ их решения и критерии оценивания. Если не учитывать это во время подготовки к ЕГЭ, то можно потерять немало баллов. Обидно!Это — лишь малая часть ловушек экзамена, которые составители расставляют выпускникам. На своих занятиях по подготовке ЕГЭ по химии я показываю ученикам их все. Мы учимся обходить каждую из них и делать такие решения заданий, к которым никто не придерется. А еще я всегда делюсь лайфхаками быстрого и правильного решения типичных задач — так можно сэкономить много времени на более сложные вещи.Всему этому я могу научить и вас! Приходите ко мне на уроки, и я подготовлю вас к ЕГЭ по химии на 80+

Советы для подготовки к ЕГЭ по химии

Составьте план

Например, каждую неделю в понедельник и среду два часа вы занимаетесь химией. Кроме того, вы можете воспользоваться нашим планером для подготовки. Записывайте в нём главные задачи дня и вопросы учителю, а также что нового вы узнали, какие темы прошли и какие ещё предстоит разобрать, что нужно поискать дополнительно.

Выберите наставника

Найдите человека, который сможет ответить на все возникающие вопросы. Это может быть учитель или знакомый студент, изучающий химию.

Определите ресурсы для подготовки к ЕГЭ

Это и печатные материалы, и электронные образовательные ресурсы. Помните, что ЕГЭ периодически меняют, и не все пособия могут быть актуальными, даже если выпущены в текущем году. Среди популярных ресурсов для подготовки к экзамену по химии:

  1. Д.Ю. Добротин, «Методические рекомендации обучающимся по организации индивидуальной подготовки к ЕГЭ.  Химия», ФИПИ, Москва, 2020 г;
  2. В.Н. Доронькин и др. «ЕГЭ. Химия. Тематический тренинг. Задания базового и повышенного уровня сложности» Легион, Ростов-на Дону, 202_г.;  
  3. В.Н. Доронькин и др. «ЕГЭ. Химия. Тематический тренинг. Задания высокого уровня сложности» Легион, Ростов-на Дону, 202_г.;
  4. Д.Ю. Добротина «ЕГЭ. Химия. Типовые экзаменационные варианты», Национальное образование, М, 202_г.;
  5. Е.В. Зыкова «Сборник задач и упражнений по органической химии» Феникс, Ростов-на Дону, 2019г.;
  6. Сайт ФИПИ;
  7. Образовательный портал «РЕШУ ЕГЭ»;
  8. Сайт «Наука для тебя».

Изучите спецификацию КИМ по предмету

Актуальная информация есть на сайте ФИПИ. Изучайте сначала теорию по каждому вопросу. Помните, что информации из школьного учебника может быть  недостаточно. Выполняйте тематические тесты и только потом общие варианты ЕГЭ. 

Внимательно читайте задания тестовой части

Не трактуйте тексты задач, основываясь на личных ассоциациях или опыте решения аналогичных заданий. Отвечайте на поставленный вопрос. Например, если вас просят записать ответ с точностью до десятых, не нужно записывать получившееся число полностью. Если просят выписать числа, соответствующие кислоте и щелочи, пишите только в той последовательности, которая соответствует кислоте и щелочи, а не наоборот

Особое внимание нужно обращать и на количество требуемых ответов к заданиям. С 2021 года в заданиях 19 и 20 предлагается выбрать все верные ответы

Их может быть два, три или четыре.

Изучите критерии оценивания заданий части 2

За правильно решенное, но неправильно оформленное задание вы можете потерять баллы. При этом некоторые нюансы знают только эксперты ЕГЭ

Например, необходимо обратить внимание, что если в задании №30 (ОВР) допустимо использовать удвоенные коэффициенты в уравнениях реакций, то в сокращенном ионном уравнении (задание №31) удвоенные коэффициенты недопустимы. Или, если ранее в задании №30 была допустима форма записи:

                                 2Cl+2e=2Cl— 1   восстановление, окислитель;

то сейчас:

           2Cl+2e=2Cl— 1  окислитель, восстановление;

т.е. окислитель и восстановитель (можно даже проставить просто буквы О или В) пишутся только спереди (допустимы и другие формы записи).

Если в задании №30 для некоторых химических элементов допустимо поставить и степень окисления, и заряд (S-2 и S2-), то для других элементов этого делать категорически нельзя (N+3, но не N3+, т.к. такой частицы реально не существует).

В задании №33 необходимо обратить внимание, как функциональные заместители или катализаторы влияют на направление химической реакции. Сравните, например, галогенирование алканов на свету и в жестких условиях; гидрогалогенирование несимметричных алкенов при нормальных условиях и в присутствии катализатора H2O2

Не читайте узкоспециализированную литературу

Во-первых, это отнимает время. Во-вторых, помните, что ЕГЭ проверяет школьные знания — они не всегда соответствуют современной науке.

Научитесь работать с непрограммируемым калькулятором

Помните: когда вы считаете в телефоне, он правильно проводит порядок действий. При работе с калькулятором порядок действий вам придется соблюдать самостоятельно. Посчитайте ради интереса в телефоне и на калькуляторе простейший пример: 2+2*2. Сравните ответы.

Проверяйте свои знания

Периодически проверяйте уровень усвоения как новых, так и ранее полученных знаний. Тематические тесты или полные варианты ЕГЭ вы можете найти на сайте ФИПИ. Подготовка к ЕГЭ 2021 по химии будет проще, если под рукой будут все необходимые материалы. Зарегистрируйтесь на нашем сайте и получите доступ к библиотеке полезных материалов для подготовки. 

Что такое равновесие?

Чтобы решить 24 задание ЕГЭ по химии, для начала вспомним, что такое равновесие и как его смещать.

Химическое равновесие — состояние химической системы, при котором скорость прямой реакции равна скорости обратной.

Записав уравнение химической реакции в тетради, мы можем понять, какое количество реагентов вступает в эту реакцию, какие продукты мы получаем. Но на практике превращения далеки от идеала. Вещества реагируют не полностью, образуются отходы, возникают потери. Смещение равновесия позволяет регулировать течение реакции так, как этого требует производственный процесс.

Мы будем сталкиваться с понятиями «смещение в сторону прямой реакции» или «в сторону продуктов». Это означает, что в результате реакции мы сможем получить больше продуктов, то есть увеличить выход.

«Смещение в сторону обратной реакции» или «в сторону реагентов» позволяет уменьшить выход продуктов, уменьшить их выход и тем самым увеличить выход обратной реакции.

В 1884 году французский химик Анри Ле Шателье сформулировал принцип, согласно которому, при воздействии на систему, находящуюся в состоянии равновесия (температура, давление, концентрация),  система стремится компенсировать внешнее воздействие.

  1. При увеличении давления равновесие смещается в сторону меньших газов, при уменьшении давления — в сторону больших газов;
  2. При увеличении температуры равновесие смещается в сторону эндотермической реакции, при уменьшении — в сторону экзотермической реакции;
  3. При увеличении концентрации реагентов равновесие смещается в сторону продуктов реакции и наоборот.

Посмотрим, как в 2020 году изменили варианты ответов, сделав это задание «суперсложным» (на самом деле нет).

Самостоятельно подготовиться к ЕГЭ непросто. На то, чтобы разобраться со всеми темами, понадобится много времени. Но и это не решит проблему! Например, если вы запомнили какое-то решение из интернета, а оно оказалось неправильным, можно на пустом месте потерять баллы

Если хотите научиться решать все задания ЕГЭ по химии, обратите внимание на онлайн-курсы MAXIMUM! Наши специалисты уже проанализировали сотни вариантов ЕГЭ и подготовили для вас вас максимально полезные занятия.Приходите к нам на консультацию — вы сможете пройти диагностику по выбранным предметам ЕГЭ, поставить цели и составить стратегию подготовки, чтобы получить на экзамене высокие баллы. Все это абсолютно бесплатно!

Какие темы есть в ЕГЭ по химии?

Чтобы успешно сдать ЕГЭ по химии 2022, нужно освоить пять разделов этой науки.

Теоретические основы химии

Этот блок включает в себя информацию о строении атомов, об их существовании в молекулах вещества. Выпускникам нужно продемонстрировать навыки работы с таблицей химических элементов Д.И. Менделеева. Этот раздел поможет решить задания 1-4, 17-19, 22 в первой части, а также задание 29 во второй части.

Неорганическая химия

Этой теме посвящены задания 5-9, 20, 21, 23 (первая часть), 30, 31 (вторая часть). Вас ждут любые свойства неорганических соединений: от простых веществ-металлов и неметаллов до комплексных солей и кристаллогидратов. Чтобы получить высокие баллы, необходимо также знать правила номенклатуры, способы получения и основы процессов гидролиза и электролиза.

Органическая химия

В заданиях 10-16 и 32 вы столкнетесь с органической химией. Ученики, которые готовятся самостоятельно, часто стараются выучить все классы веществ по стандартному плану: название класса, номенклатура, физические и химические свойства, способы получения и применение. На самом деле можно значительно облегчить себе жизнь и начать со строения органических молекул. Как только вы поймете, что кратные связи можно разорвать одним набором реактивов, в группе –ОН замещают атом водорода, а –NH2 группа реагирует с кислотами, классы органических веществ и их реакции покажутся однотипными.

Химия и жизнь

Название этого раздела кажется простым и понятным. К сожалению, именно здесь ученики чаще всего теряют баллы. В задании 24 необходимо мысленно представить эксперимент и написать, что произойдет при смешивании заданных веществ. Например, может выпасть осадок, выделиться газ, а может вообще ничего не произойти. В задании 25 нужно определить, где используют то или иное химическое соединение. Ответом может быть химическая промышленность, медицина, сельское хозяйство и, конечно, повседневная жизнь человека.

Решение расчетных задач

Очень важная часть экзамена по химии. В заданиях 26, 27 и 28 в первой части нужно дать ответ в виде числа, не записывая решение. Обычно эти задачи решаются в одно действие — они проверяют не знания химических процессов, а навыки работы с калькулятором.

Задание 33, по мнению многих учеников — самое сложное во всем экзамене. Чтобы его решить, нужно знать химические свойства веществ, уметь составлять причинно-следственные связи в химических системах, понимать, какие вещества реагируют без остатка и почему. Кроме того, в последние годы все чаще встречаются задачи, которые необходимо решать с помощью линейных уравнений или их систем.

В задаче 34 нужно выполнить расчеты, которые позволят установить молекулярную формулу некоторого органического вещества. Далее, используя описание, необходимо представить эту формулу в структурном виде, показывая связи между атомами. Обязательно запишите в ответе уравнение реакции, о которой идет речь в условии!

Как оценивают результаты ЕГЭ по химии?

Ответы на задания первой части автоматически обрабатываются компьютером, а вторую часть проверяет предметная комиссия.

За правильный ответ на задания 1−6, 11−15, 19−21, 26−29 начисляется 1 балл. Задание считается выполненным верно, если абитуриент указал правильную последовательность цифр или число с заданной степенью точности.

Задания 7−10, 16−18, 22−25 считаются выполненными верно, если правильно указана последовательность цифр. За полный ответ на каждое из вопросов 7−10, 16−18, 22−25 ставится 2 балла; если допущена одна ошибка — 1 балл; за неверный ответ (более одной ошибки) или его отсутствие — 0 баллов.

Задания части 2 (с развёрнутым ответом) подразумевают проверку от двух до пяти элементов ответа. Наличие каждого обязательного элемента ответа оценивается в 1 балл, поэтому максимальная оценка задания составляет от 2 до 5 баллов в зависимости от степени сложности задания. Так, за задания 30 и 31 абитуриент получает 2 балла; 32 — 4 балла; 33 — 5 баллов; 34 — 4 балла; 35 — 3 балла.

Таким образом, вся сумма баллов (первичный балл) переводится в тестовый. Тестовый балл и есть результат Единого государственного экзамена.

Хочешь сдать ЕГЭ на максимально возможных балл? Тогда решай тренировочные тесты, смотри видеоуроки по предметам на YouTube-канале Адукар. Удачи!

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram, и уведомления на adukar.by.

***

Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.

Теория к заданию 25 из ЕГЭ по химии

Качественные реакции на неорганические вещества и ионы

Качественные реакции на катионы и анионы некоторых неорганических веществ

Качественные реакции на анионы.

Анион Условие, реактив, катион Признаки и сокращенное ионное уравнение реакции
$Cl^{-}$ Нитрат серебра $Ag^{+}$ Белый творожистый осадок:$Ag^{+}+Cl^{-}→AgCl↓$
$Br^{-}$ Нитрат серебра $Ag^{+}$ Желтоватый творожистый осадок: $Ag^{+}+Br^{-}→AgBr↓$
$I^{-}$ Нитрат серебра $Ag^{+}$ Желтый творожистый осадок: $Ag^{+}+I^{–}→AgI↓$
$SO_4^{2-}$ Растворимые соли бария $Ba^{2+}$ Белый осадок: $Ba^{2+}+SO_4^{2-}→BaSO_4↓$
$NO_3^{-}$ $H_2SO_4(конц)$ и $Cu$ Выделение бурого газа: $Cu+NO_3^{-}+2H^{+}=Cu^{2+}+NO_2↑+H_2O$
$PO_4^{3-}$ Нитрат серебра $Ag^{+} Ярко-желтый осадок:$3Ag^{+}+PO_4^{3-}→Ag_3PO_4↓$
$CrO_4^{2-}$ Растворимые соли бария $Ba^{2+}$ Желтый осадок: $Ba^{2+}+CrO_4^{2-}=BaCrO_4↓$
$S^{2-}$ Растворимые соли меди $Cu^{2+}$ Черный осадок: $Cu^{2+}+S^{2–}=CuS↓$
$CO_3^{2-}$ Кислоты $H^{+}$ Выделение газа без запаха: $2H^{+}+CO_3^{2-}=H_2O+CO_2↑$
$OH^{-}$ Лакмус Синий цвет раствора
Фенолфталеин Малиновый цвет раствора
Метиловый оранжевый Желтый цвет раствора

Качественные реакции на катионы.

Катион Условие, реактив, анион Признаки, сокращенное ионное уравнение реакции
$H^{+}$ Лакмус Красный цвет раствора
Метиловый оранжевый Розовый цвет раствора
$NH_4^{+}$ Щелочь, $OH^{–}$, $t°$ Выделение газа с резким запахом: $NH_4^{+}+OH^{-}=NH_3↑+H_2O$
$Ag^{+}$ Соляная кислота, растворы хлоридов, $Cl^{–} Белый творожистый осадок: $Ag^{+}+Cl^{–}→AgCl↓$
$Li^{+}$ Пламя Красное окрашивание
$Na^{+}$ Пламя Желтое окрашивание
$K^{+}$ Пламя Фиолетовое окрашивание
$Ca^{2+}$ Пламя Кирпично-красное окрашивание
Растворы карбонатов, $CO_3^{2−}$ Белый осадок: $Ca^{2+}+CO_3^{2-}→CaCO_3↓$
$Ba^{2+}$ Пламя Желто-зеленое окрашивание
Серная кислота, растворы сульфатов, $SO_4^{2−}$ Белый (мелкокристаллический) осадок: $Ba^{2+}+SO_4^{2-}→BaSO_4↓$
$Cu^{2+}$ Пламя Зеленое окрашивание
Вода Гидратированные ионы $Cu^{2+}$ имеют голубую окраску
Щелочь, $OH^{–}$ Синий осадок: $Cu^{2+}+2OH^{-}=Cu(OH)_2↓$
$Fe^{2+}$ Щелочь, $OH^{–}$ Зеленоватый осадок: $Fe^{2+}+2OH^{–}=Fe(OH)_2↓$
Красная кровяная соль $K_3, Fe(CN)_6^{3−}$ Синий осадок (турнбулева синь): $3Fe^{2+}+2^{3-}=Fe_3_2↓$
$Fe^{3+}$ Щелочь, $OH^{–}$ Бурый осадок: $Fe^{3+}+3OH^{–}=Fe(OH)_3↓$
Роданид аммония $NH_4SCN, SCN^{–}$ Кроваво-красный осадок: $3Fe^{3+}+3CNS^{-}⇄Fe(SCN)_3↓$
$Fe^{3+}$ Желтая кровяная соль $K_4$ Темно-синий осадок (берлинская лазурь): $4Fe^{3+}+3^{4–}=Fe_4_3↓$
$Al^{3+}$ Щелочь, $OH^{–}$ Желеобразный осадок белого цвета, растворяется в избытке раствора щелочи: $Al^{3+}+3OH^{–}=Al(OH)_3↓$
Вещество Реактив, условие Признаки реакции
$CH_2=CH_2$ Раствор $KMnO_4, H^{+}$ Обесцвечивание раствора
Раствор $Br_2$ Обесцвечивание раствора
$C_2H_5OH$ $CuO$ Изменение цвета проволоки, выделение паров с фруктовым запахом
$Cu(OH)_2$ Образование ярко-синего раствора
Раствор $Br_2$ Выпадение белого осадка
Раствор $FeCl_3$ Фиолетовое окрашивание
$Cu(OH)_2, t°$ Образование красного осадка $Cu_2O$
$Ag_2O, t°$ Образование «серебряного зеркала»
$CH_3COOH$ Лакмус Красное окрашивание
Раствор $Na_2CO_3$ Выделение газа
$HCOOH$ Лакмус Красное окрашивание
Раствор $KMnO_4, H^{+}$ Обесцвечивание раствора
Раствор $Na_2CO_3$ Выделение газа
$C_{17}H_{33}COOH$ Раствор $Br_2$ Обесцвечивание раствора
Раствор $KMnO_4$ Обесцвечивание раствора
$C_{17}H_{35}COONa$ раствор мыла $H^{+}$ Образование белых хлопьев
$C_{6}H_{12}O_6$ $Cu(OH)_2$ Ярко-синее окрашивание; при нагревании образование красного осадка
$Ag_2O$ Образование «серебряного зеркала»
$(C_{6}H_{10}O_5)_n$ крахмал Раствор $I_2$ Синее окрашивание
Раствор $Br_2$ Выпадение белого осадка
Белок яичный (раствор) $HNO_3$ Образование осадка желтого цвета
$Cu(OH)_2$ Фиолетовое окрашивание