Оглавление
- Что такое MBA?
- Плюсы и минусы образования MBA
- Нужно ли высшее образование?
- Проанализируйте, нужно ли вам высшее образование
- Есть ли жизнь без высшего образования?
- Высшее образование — важный шаг к вашему успешному будущему!
- Проблема 10. Внеурочная нагрузка
- Диплом дает лишь статус?
- Что такое инфляция дипломов
- Можно ли стать ценным специалистом без диплома
- В чем вопрос?
- Все за и против получения высшего образования
- Зачем человеку высшее образование?
- Получать достойную зарплату
- Как коронавирус повлиял на организацию образования
- Ошибки родителей при организации дополнительного образования
Что такое MBA?
MBA – это сокращенная аббревиатура от Master of Business Administration, что в дословном переводе с английского означает «мастер делового администрирования». Это если коротко. А если подробно, то специальная программа обучения по подготовке управленцев для различных сфер деятельности, которые уже имеют высшее профильное образование и опыт работы по специальности не менее двух лет.
Имея степень MBA вы сможете работать менеджером в торговле, на производстве, в строительной или инвестиционной компании, в банке или фитнес-индустрии. Ведь основные технологии управленческого процесса применимы в любом бизнесе.
MBA готовит менеджеров среднего и высшего звена, а также предпринимателей, которые хотят вывести свой бизнес на более высокий уровень, в том числе международный. Вы получите степень магистра в экономике и менеджменте.
Несмотря на то, что в нашей стране дополнительное образование MBA существует около 30 лет, впервые оно появилось еще на рубеже 19 и 20 веков в США. Первая программа MBA была создана при Пенсильванском университете и на сегодняшний день является крупнейшей бизнес-школой в мире.
В этой стране такое образование является классическим стандартом обучения топ-менеджеров и не теряет своей популярности уже более 100 лет. Структура обучения может быть разной, она во многом зависит от выбранной формы – очное, заочное или дистанционное обучение.
Пройдя профессиональную подготовку по программе MBA, вы сможете внедрять инновации в бизнесе, грамотно управлять проектами и кадрами, эффективно использовать финансовые ресурсы, применять коммуникативные качества в общении с подчиненными, умело вести переговоры с партнерами по бизнесу.
Плюсы и минусы образования MBA
Как и любое другое образование, бизнес-программа MBA имеет как достоинства, так и недостатки. Правда последних совсем немного. Но все же давайте рассмотрим их тоже:
Глубокие практические знания и навыки
Возможности карьерного роста
Хорошие перспективы по зарплате
Можно найти престижную работу в международных компаниях
Лучшие преподаватели практики мирового уровня
Возможность расширить свой круг общения и найти новых единомышленников и партнеров по бизнесу
Подходит только тем руководителям, которые имею практический опыт не менее 2 лет, иначе обучение будет неэффективным
Высокая стоимость
Более строгие требования к абитуриентам, в отличие от простого высшего образования
Нужно ли высшее образование?
Так что же такое есть образование? Можно в общем охарактеризовать его как общую сумму знаний, которые были приобретены человеком. Причём приобретать их можно всегда, до конца жизни. Человек начинает получать образование с раннего детства. Сначала он учится в школе, затем может поступать в средние и/или высшие учебные заведения и продолжать учиться. А может также образовываться самостоятельно, без помощи специалистов – педагогов. Каждый человек имеет законные права на получение образования.
Подготовка к ВУЗу
Существует несколько общеобразовательных программ. Во-первых, это дошкольная. Она вовсе не является обязательной для всех детей без исключения. Однако с её помощью можно очень хорошо подготовить ребёнка к школе. Впрочем, родители вполне могут сделать это сами. Во-вторых, далее, идут общеобразовательные программы. Школьное образование является обязательным для всех. Его называют также средним образованием. После окончания школы ученики получают документ – аттестат, подтверждающий полученное среднее образование. Именно он даёт право на дальнейшее обучение в среднем специальном учебном заведении или ВУЗе.
Однако школа необходима не только для получения аттестата
Помимо этого, что не менее важно, школа воспитывает учеников, дисциплинирует их, учит адаптироваться в определённом сообществе. Следующая программа – это высшее образование
Требуется ли оно всем и каждому? Ответ: нет, не требуется. Ведь вовсе не все намереваются устраиваться на государственную службу, на руководящие должности и др. Часто люди стремятся иначе устроиться в жизни, и у них вовсе нет необходимости в окончании высшего учебного заведения. А в случае надобности они могут освоить специальные курсы или образовываться в определённой области самостоятельно. Однако, разумеется, с дипломом об окончании ВУЗа возможностей устроиться на перспективную работу гораздо больше.
Книги на полке так и манят почитать
Самообразование как развитие личности
Как было сказано выше, человек может также самообразовываться. То есть самостоятельно работать над получением знаний и навыков в какой-либо определённой области. И он сам решает, какие именно материалы ему необходимо изучать, в каких объёмах, что именно ему интересно и необходимо узнать и освоить, откуда брать нужную информацию, и сколько времени требуется потратить на это. И никто ему при этом не указ, ни с чьей стороны нет абсолютно никакого контроля. Потому самообразование особенно интересно и приятно.
Проанализируйте, нужно ли вам высшее образование
Итак, если вы негативно относитесь к образованию, ответьте на вопросы:
- Та специальность, куда вы поступили, является ли желанной, является ли вашим любимым делом? Была ли таковым на момент поступления?
- Вы анализировали заранее возможности устройства на работу? Просматривали спрос на специалистов по этой специальности?
- Вы делали усилия по поиску работы? Насколько качественно вы искали себе место?
- Вам действительно нравится делать то, чему вы научились?
Больше всего печально смотреть, что пеняют на ВУЗы в основном те, кто пошел учиться туда не по своему желанию, ничего не делал, чтобы узнать о будущей работе, не предпринимал попыток использовать свои знания. А потом обвиняют образование в своих неудачах. Согласитесь, это позиция ребенка, подростка, но не взрослого человека.
Есть ли жизнь без высшего образования?
Да, она есть и может стать вполне успешной. Но для этого все же придется приложить усилия и получить минимальные знания, пусть и не в вузе. Приведем специальности, где можно работать без высшего образования:
- Рабочие специальности: строитель, разнорабочий, кухонный рабочий, водитель, курьер и т. д. Здесь нужны минимальные навыки и физическая выносливость. Чтобы стать профессионалом и хорошо зарабатывать, придется долго и изнурительно трудиться.
- Сфера услуг: продавцы, кассиры, администраторы, менеджеры по продажам, специалисты кол-центров, промоутеры. В большинстве случаев, чтобы продвинуться дальше, все же понадобится высшее образование. Особенно если это работа в государственном учреждении. В некоторых частных компаниях возможен карьерный рост и без образования.
- Творческие специальности: фотограф, дизайнер, художник, флорист, визажист и т. д. Здесь можно стать профессионалом и без высшего образования. Но для этого нужно иметь особенный талант и постоянно совершенствоваться. Ведь конкуренция очень большая, успешными становятся единицы.
- Интеллектуальная работа и фриланс. Есть ряд специальностей, которые можно освоить самостоятельно: копирайтер, smm-менеджер, переводчик текстов и т. д. Для этого также нужны определенные способности и высокий уровень самоорганизованности.
Можно добиться успеха и без высшего образования, но получается это далеко не у всех
Как видите, в любом случае придется учиться. Диплом о высшем образовании не сможет гарантировать вам успешной жизни и высокой зарплаты. Все зависит от ваших устремлений и личных качеств. Но если вы придете в вуз за знаниями, а не корочкой, то высшее образование точно не будет для вас лишним.
Высшее образование — важный шаг к вашему успешному будущему!
Вы уже достигли много на пути к вашему успешному будущему или, когда мы говорим о родителях, успешному будущему вашего ребенка — получили хорошее воспитание — спасибо нашим родителям за этот отличный фундамент и старт для самостоятельной жизни. Ходили, мы надеемся, в хорошую школу, получили качественные знания и хорошие оценки. Ходили на дополнительные занятия, спортивные секции, кружки, участвовали в олимпиадах и конкурсах и получили разностороннее развитие для максимально надежного фундамента для любых будущих достижений и профессиональных или личных задач. И теперь, осталось уложить последний кирпичик в фундамент вашего по настоящему успешного и благополучного будущего — получить качественное высшее образование, высокого уровня, по интересной и перспективной профессии!
Проблема 10. Внеурочная нагрузка
Современная общеобразовательная школа не выполняет воспитательной функции — только образовательную, но в обязательном порядке должна организовывать внеурочную деятельность обучающихся.
Добровольно-принудительное посещение дополнительных занятий, классных часов, чаепитий и концертов не нравится большинству детей и родителей. Особенно когда у ребёнка есть свои кружки и секции по интересам. И для многих учеников эта проблема в образовании является актуальной.
Дети на семейном обучении отнюдь не страдают от отсутствия социализации. Напротив, свободного времени становится больше. Так, ученик «Домашней школы Фоксфорда» Степан Павловских с трёх лет занимался хореографией, тхэквондо и художкой. А когда пошёл в школу, про кружки пришлось практически забыть — не хватало времени.
Читать целиком интервью со Степаном Павловских →
«В “Домашней школе Фоксфорда” действительно хорошее расписание. Занятия начинаются в 10:00 или 11:00, в четверг и воскресенье полностью свободные дни, а в субботу всего один урок. Это позволило мне вернуться в художку, а также записаться на самбо и в бассейн. В планах ещё заняться каллиграфией и скорочтением».
_________
Традиционная школьная система имеется массу проблем и недостатков и нуждается в реформировании. Это факт. Недаром разработан новый национальный проект «Образование», который планируется реализовать к 2024 году.
Избавиться от недостатков массовой школы можно уже сейчас. Закажите обратный звонок или заполните форму бесплатной консультации — специалист «Фоксфорда» свяжется с вами и проконсультирует по вопросам семейного и дистанционного обучения.
Диплом дает лишь статус?
Россия традиционно является одной из самых образованных стран, мы долго считались самой читающей страной, а сегодня доля взрослого населения с высшим образованием одна из самых высоких в мире. Во многих семьях получение диплома о высшем образовании считается обязательным для счастливой взрослой жизни
Причём важно получение диплома магистра, останавливаться на уровне бакалавра считается не достаточным. На это влияет много факторов, часто имеющих нематериальное объяснение
Например, в случае с магистратурой влияет не только мнение работодателей, но и желание получить отсрочку от службы в армии, а также сложившееся в обществе мнение о желательности завершённости образования.
В части семей рассматривается любое высшее образование, некоторые стараются поступить в наиболее престижный ВУЗ и получить диплом там. Насколько это оправданно экономически? Существуют исследования, показывающие отдачу от образования – насколько дополнительно потраченные годы обучения влияют на рост зарплаты, измеренным в процентах. По данным недавно опубликованного исследования Всемирного банка «Отдача от образования в России: некоторые новые оценки» в нашей стране это показатель снижается последние десятилетия и сейчас составляет примерно 5% за год обучения, что меньше большинства развитых и развивающихся стран. На наш взгляд, во многом это явление связано с получением высшего образования по устаревшим образовательным программам в целях лишь формального получения диплома.
Опросы выпускников и студентов старших курсов показывают, что большинство работодателей смотрят на диплом при наборе молодых специалистов с небольшим опытом работы
А в остальных случаях больше обращают внимание на послужной список и проекты, в которых участвовал специалист, оцениваются приобретенные компетенции. Тем не менее, в большинстве случаев предполагается, что диплом о высшем образовании есть
Даже при приёме на работу молодых выпускников в меньшей степени смотрят на оценки, но все-таки общий уровень, средний балл вызывает интерес.
Что такое инфляция дипломов
Несмотря на нашу слепую веру в то, что обладатель диплома из престижного учебного заведения практически обеспечен счастливой и безбедной жизнью, практика упорно доказывает нам обратное: молодым специалистам крайне сложно найти новую работу, вот почему часто им диплом не нужен. Что не так? Ведь вот же он, только что получивший заветный документ из вуза, на который вы так рьяно ссылаетесь в своей вакансии при поиске нового сотрудника!
То есть чем больше людей имеет диплом, тем ниже ценность высшего образования.
Получается замкнутый круг: диплом без опыта никому не нужен, но набраться опыта негде, потому что никто не берет людей только с дипломом.
Мода на отсутствие диплома в наше время лучше всего прослеживается среди разработчиков. Но у этих же людей часто плохо развиты софт скилы, поэтому нам знаком стереотип угрюмого и нелюдимого программиста. А ведь именно этим типам навыков часто учатся в вузе. Так нужен ли программисту диплом о высшем образовании при приеме на работу? Возможно и нет, но не стоит недооценивать силу общего развития.
Можно ли стать ценным специалистом без диплома
В IT-сфере стать специалистом без диплома можно, если этому не будут препятствовать разработанные в России государственные профстандарты.
В ином случае стоит обратить внимание на иностранные компании, в которых наличие диплома неважно. Около 30% разработчиков компании Voximplant (создателя облачной платформы) не имеют профильного образования
А в компании Google вместо диплома нужно наличие:
- опыта работы (который можно получить во время учебы);
- чувства сопричастности, умения работать в команде;
- желания саморазвиваться;
- умения принимать решения, брать на себя ответственность;
- стремления и умения учиться (характеризует умственные способности человека, способность усваивать новые знания).
Диплом и раньше не был важен в предпринимательстве, торговле, туризме, маркетинге, индустрии моды, сфере развлечений. Для многих творческих специальностей (копирайтер, писатель, дизайнер, фотограф) тоже не нужна «корочка»
Здесь важно наличие портфолио
Отдельным профессиям в области IT и продвижения сайтов (SMM-специалист, контент-менеджер, специалист по SEO) пока еще не учат в вузах, и есть шанс, что работодатель не поинтересуется наличием высшего образования.
Если у вас есть запас знаний и навыков, хорошо разбираетесь в какой-то области, откликайтесь на вакансии, ходите на собеседования. А диплом (если таковой впоследствии потребуется) сможете получить при заочном или дистанционном обучении.
В чем вопрос?
Российская Федерация – одна из немногих стран с таким огромным процентом образованных людей: у 60 процентов россиян в возрасте 25-34 года есть диплом о высшем образовании. Больше только в Японии и Корее – там дипломы есть у 61% населения.
Но говорит ли нам это о том, что у каждого дипломированного специалиста есть хорошая работа и достойный заработок?
Интересно, что 15 компаний полностью вычеркнули диплом о высшем образовании как необходимое требование к отклику на вакансию. С учетом этого попытать счастья на их позиции могут такие специалисты, как продакт-менеджер, налоговый специалист и аудитор, технический специалист и блокчейн-эксперт.
Как видно, речь идет о довольно перспективных и серьезных специальностях. Так стоит ли тратить годы учебы на то, без чего современный мир вполне может обойтись?
Все за и против получения высшего образования
Плюсы:
Вуз дает базовые знания, на основании которых можно получить дополнительное (расширенное) образование.
Обучение помогает прокачать soft skills, расширить кругозор, развить эмоциональный интеллект.
Образование учит быстро принимать решения, справляться с тяжелой нагрузкой.
Наличие диплома говорит об образе мышления, о целеустремленности выпускника и умении доводить дело до конца.
При отсутствии опыта работы, реализованных проектов и прочих равных условиях из двух кандидатов выберут того, у кого есть диплом.
Во многих компаниях наличие диплома — все еще необходимое условие для приема на работу
Некоторые работодатели обращают внимание и на средний балл диплома.
Без образования «закрыты» многие должности (госслужба, медицина, преподавание, юриспруденция, экономика, инженерные технологии и т.д.), в том числе руководящие позиции.
Диплом дает возможность поступить в аспирантуру и получить ученую степень.. Минусы:
Минусы:
Знания, получаемые в университете, устаревают к окончанию вуза.
Практических навыков дается мало.
Получить прикладные навыки проще в онлайн-ресурсах (Нетология, Яндекс.Практикум, TeachMeSkills, Skillbox, Skillfactory и др.), чем несколько лет изучать то, что не пригодится в будущем.
Работодатели зачастую не принимают во внимание наличие диплома.
90% выпускников разочарованы выбором профессии, многие их них не хотят работать по профилю.
70% выпускников не работают по профильной специальности.
Зачем человеку высшее образование?
И хотя многие современные молодые люди находят себя в профессии токарей, плотников и других, наличие диплома об окончании высшего учебного заведения сегодня имеет большое значение. Зачастую бывает так, что работодателям интересно лишь само наличие этого диплома, а не конкретная профессиясоискателя. Печать и подпись в соответствующем документе выступают гарантией того, что человек образован, разносторонне развит, и самое главное – имеет базовые знания, на которые в последующем и будут накладываться другие, полученные им уже в процессе работы в какой-либо организации, пусть и не по специальности.
Тем, кто интересуется, зачем нужно высшее образование, стоит ответить, что это, в конце концов просто престижно. Однако, высококлассным специалистом можно стать только при условии хорошего знания предмета и теории своей профессиональной деятельности.
Люди с несколькими дипломами отлично знают, зачем нужно иметь высшее образование и не просто иметь, а получать хорошие дивиденды благодаря своим знаниям в нескольких областях или в одной, но более расширено и глубоко. Такие специалисты никогда не будут сидеть без дела, их, как правило, желают заполучить сразу несколько компаний-конкурентов. Поэтому лучше четко знать, зачем надо получать высшее образованиеи поступать только в тот ВУЗ, который представляет интерес.
Нужно ли высшее образование в наше время?Еще совсем недавно наличие диплома ВУЗа гарантировало хорошую перспективную работу по специальности, но сегодня рынок перенасыщен, тем более что кадры существенно потеряли в профессионализме. Работать устраиваются по блату, а учатся за деньги.
Получать достойную зарплату
Помимо самореализации, то есть развития в интересной вам профессии, крайне важно получать и достойную зарплату. Ведь для полноценной жизни важно иметь возможность не только оплачивать минимальные расходы — хорошее жилье, качественные продукты, транспорт, развлечения и т.п
Но важно иметь доход, достаточный для содержания полноценной семьи, достаточного для заботы и воспитания детей. Да и о родителях не надо забывать — какая бы ситуация с их текущим доходом не была сейчас, вполне возможно что вам потребуется не только содержать свою семью, но и помогать родителям.
Что же необходимо для получения достойной зарплаты?
Получить любимую профессию
Что интересно, для финансового успеха так же важно работать по призванию. Ведь если работа вам нравится, то как результат, вам будет интересно работать, интересно развиваться в профессии и добиваться успехов на работе
А это, в свою очередь, ведет и к финансовому успеху — чем больше ваши успехи в работе, тем больше шансов получить повышение в должности, а значит и повышение по зарплате.
Получить перспективную профессию
Второй важный момент — это, безусловно, получить перспективную профессию. То есть востребованную и высокооплачиваемую профессию с ориентиром не только на текущий момент, а на 10-20 лет вперед. Ведь, когда мы говорим о выпускниках школ и даже уже студентах вузов, только через 4-5 лет вы начнете свою карьеру
И важно чтобы не только в начале вашей карьеры вы могли легко найти высокооплачиваемую работу, но и чтобы вы могли долго работать в этой профессии, быть востребованным специалистом, а значит иметь хороший доход и иметь возможность обеспечить и себя, и свою семью
В этом вам так же поможет получение высшего образования — правильно выбрав перспективную профессию, вы можете получить необходимые знания по ней, чтобы обеспечить себе отличный старт в карьере, а так же фору по сравнению с сверстниками. А получение высшего образования в качественном вузе даст вам самые последние знания в вашей отрасли, навыки и опыт практической работы (в лабораториях, практиках, стажировках), нужные контакты в профессиональной среде.
Получить качественный признанный диплом высокого уровня
“Встречают по одежке…” — это справедливо и для вашего образования. При найме на работу, один из главных моментов, на которые будет смотреть работодатель — насколько ваше образование и его уровень соответствуют потребностям работы. И конечно же, при выборе из нескольких кандидатов, предпочтение будет отдано тому, у кого образование лучше — пройденные предметы и практика больше соответствуют ежедневным задачам вакансии, а сама степень (бакалавр/магистр/кандидат или доктор) образования выше.
Кстати, обратите внимание — как правило, управленческие позиции в любой профессии оплачиваются значительно выше чем позиции специалиста, но требуют при этом не просто высшего образования, а степени магистра или доктора. То же самое касается и научной работы — для самостоятельной научной работы, а соответственно ведущих позиций в науке, требуется степень магистра или доктора
И с противоположной стороны — многие профессии и должности, особенно в наш век бурно развивающихся технологий и требующих все большей квалификации задач, можно занимать исключительно при наличии диплома о высшем образовании. А это значит, что без высшего образования ваши возможности будут ограниченны все меньшим количеством вакансий, требующих в основном физического труда и с невысокой зарплатой при высокой конкуренции.
Как коронавирус повлиял на организацию образования
Есть решения, которые позволяют снизить негативные последствия влияния пандемии на систему образования. Среди можно назвать следующие активности:
- использовать онлайн-формат в образовании;
- повсеместно переходить на дистанционное обучение;
- применять альтернативные методы образования;
- повышать уровень технической подготовки педагогов;
- применять методы непрерывной оценки уровня образования.
Переход на дистанционное обучение
Образование и пандемию коронавируса невозможно представить без дистанционного обучения. Это первое, что сделали учебные заведения многих государств, когда правительства решили объявить локдауны в связи с эпидемией.
Однако в отсталые и слаборазвитые страны Африки, Южной Америки и Азии не обладают достаточными техническими средствами, чтобы организовать занятия в онлайн-формате. Поэтому они используют другие виды дистанционного обучения:
- проводят обучающие уроки по радио;
- запускают на телевизионных каналах образовательные программы;
- распространяют печатные обучающие материалы.
В странах, где нет стабильного интернета, в ход идут старые добрые книги
Использование онлайн-формата обучения
Один из самых популярных видов дистанционного обучения — это онлайн-формат. Занятия в Zoom, Skype и на других образовательных платформах стали спасением для многих университетов и иных образовательных учреждений.
Вузы в развитых странах оказались наиболее готовы к такому переходу. Многие университеты уже давно разработали целые курсы, которые преподавались в таком формате. Школам и средним учебным заведениям также пришлось быстро реагировать на изменения и заниматься организацией дистанционного обучения.
Альтернативные методы образования
Новые методы обучения помогают предоставлять отличный уровень среднего и высшего образования даже в условиях пандемии. Среди них:
- адаптивное обучение;
- интерактивные и экспериментальные подходы;
- методы самообучения и усиление роли самостоятельной работы;
- командное обучение;
- смешанный формат обучения (онлайн-офлайн режим);
- моделирование и игровые техники.
Техническая подготовка педагогов
Влияние пандемии на систему образования велико не только потому, что эпидемия заставила искать новые подходы к обучению
Она также показала значимость роли преподавателей в обучающем процессе и важность их технической подготовки
К сожалению, многие педагоги оказались не готовы переходить на альтернативные форматы обучения. Им недоставало знаний, чтобы успешно пользоваться обучающими платформами и организовывать уроки в новом для себя режиме.
Всё это привело к необходимости дополнительного обучения педагогического состава и организации помощи опытным учителям, чтобы они быстрее смогли получить необходимые навыки работы с техническими средствами.
Из-за закрытия школ многие педагоги остались без работы. По всему миру прошли сокращения педагогического состава, что также усилило кризис как в образовании, так и в экономике.
Метод непрерывной оценки уровня образования
Ещё один важный вызов, с которым столкнулась система общего и высшего образования в период пандемии ковид-19, это необходимость пересмотреть методы оценки. Как проводить экзамены дистанционно? Как оценивать контрольные и защищать диссертации? На все эти вопросы вузы находили свои ответы.
Для качественного контроля текущих знаний большинство учебных учреждений в период пандемии выбрали метод непрерывной оценки. То есть умения и навыки, которые получают ученики и студенты во время занятий, теперь проверяются сразу же. А контрольные и экзамены лишь подтверждают полученный уровень знаний.
Ошибки родителей при организации дополнительного образования
Широкий выбор возможных направлений и программ дополнительного образования приводит к ситуации, когда родители теряют чувство меры, ощущение золотой середины и не могут рационально распределить свободное время ребенка.
Восторг и стартовая мотивация ребенка от новых приятелей и подружек, интересных развивающих и профориентационных занятий со временем у детей заменяется полным равнодушием и отсутствием желания учиться, начинают возникать проблемы и со школьной успеваемостью.
Вот три основные причины, которые в погоне родителей за воспитанием идеального человека приводят ребенка к «выгоранию»:
– перезагруженность ребенка и отсутствие свободного времени для спорта и прогулок, проведения времени с друзьями или за интересной книгой. Дополнительные занятия не должны негативно влиять на учебу в школе. Родители должны определиться и выбрать приоритетное направление организации досуга, отказаться от части второстепенных занятий, которые возможно следует перенести на другой период развития ребенка;
– несистемность занятий. Вполне возможно не совсем удачно первоначально выбрали направление дополнительного образования и ребенку со временем перестают нравиться занятия: посещает их «для галочки» и не регулярно, не всегда выполняет домашних заданий и не получает похвалу от преподавателя, т.к. не показывает ожидаемых результатов;
– отсутствие заинтересованности родителей. Ребенок должен видеть и понимать, что его деятельность важна для родителей, его успехи и достижения вне школы их безусловно радуют. Они часто общаются с преподавателями дополнительных занятий, интересуются результатами и с удовольствием по выходным совместно посещают профильные мастер-классы.