Оглавление
- Главные определения
- Основные виды ошибок
- 4.Ошибка в построении предложения с однородными членами.
- ↑ Теория для задания 23
- Средства связи предложений в тексте
- ↑ Формулировка задания 1 из демоверсии ФИПИ 2022
- Приставочные
- Знаки препинания при обособленных определениях и обстоятельствах
- Готовясь к экзамену, я повторил все правила (я готовлюсь и повторяю)
- Слитное, дефисное, раздельное написание слов
- Пример
- Смешанные
- ↑ Теория для 19 задания ЕГЭ
- Суффиксальные
Главные определения
Плеоназмы — словосочетания, содержащие излишний в смысловом отношении компонент.
Тавтология – это тождесловие, то есть повторение сказанного иными словами или повторение однокоренных слов.
Замена неверно употреблённого слова
Чтобы найти слово, которое необходимо заменить, надо прежде всего выделить пару слов, которые не могут быть связаны друг с другом по смыслу или не звучат вместе. Про такие словосочетания говорят: «Звучит как-то коряво», «Сказано не по-русски».
Итак, мы находим два слова, которые по какой-то причине не сочетаются по смыслу и не звучат вместе.
Примеры нарушения лексической сочетаемости
- это не играет никакого значения (сыграло большое значение)
- это несёт (играет) определённую функцию
- благодаря сильным морозам (наступлению противника, страшному наводнению, болезни…)
- скоропостижный отъезд, вывод (скоропостижное увольнение)
- одержать поражение
- увеличить (уменьшить) уровень
Нарушение традиции
- ответ на проблему
- карие волосы
- стая лошадей
Изменение фразеологизма
- заклятые друзья
- выбросить слова на ветер
Неоправданный оксюморон
- тупиковый выход
- чудовищно красива
- добиться ухудшений
- преследует удача
- кричать шёпотом
Одно из этих слов необходимо заменить схожим по звучанию, написанию, может быть, по значению, но подходящим ко второму слову. В реальных текстах такая замена не всегда возможна, но для ЕГЭ подберут варианты проще.
Основные виды ошибок
Порядок | Вид ошибки | Примеры |
1 | Употребление слова в несвойственном ему значении | Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.Мысль развивается на продолжении всего текста. |
2 | Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом (проверяется в задании 5) | Мое отношение к этой проблеме не поменялось.Были приняты эффектные меры. |
3 | Неразличение синонимичных слов | В конечном предложении автор применяет градацию. |
4 | Употребление слов иной стилевой окраски | Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею. |
5 | Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов | Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. |
6 | Неоправданное употребление просторечных слов | Таким людям всегда удается объегорить других. |
7 | Нарушение лексической сочетаемости | Автор увеличивает впечатление.Автор использует художественные особенности (вместо средства). |
8 | Употребление лишних слов, в том числе плеоназм | Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов.Молодой юноша, очень прекрасный |
9 | Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) | В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. |
10 | Неоправданное повторение слова | Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного. |
11 | Бедность и однообразие синтаксических конструкций | Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. |
4.Ошибка в построении предложения с однородными членами.
Она была красивая и счастлива (красива и счастлива ЛИБО красивая и счастливая)
Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных членов:
В корзине лежали фрукты, яблоки, груши (верно: в корзине лежали фрукты: яблоки, груши).
Недопустимо употребление в качестве однородных членов слов, логически
несовместимых :
Отъезжающие шли с сумками и радостными лицами.
Необходимо правильно употреблять двойные союзы: не заменять отдельные слова в них другими словами, употреблять только непосредственно перед однородными членом:
Настроение было НЕ ТОЛЬКО главным для создателя, НО И для читателей
( верно: настроение было главным НЕ ТОЛЬКО для создателя, НО И для читателей).
Он вёл себя НЕ ТОЛЬКО вызывающе, А И просто ужасно (верно: он вёл себя НЕ ТОЛЬКО вызывающе, НО И просто ужасно).
Нельзя употреблять один предлог для однородных членов, если какой-то из них имеет другой предлог:
Народ был повсюду: НА улицах, площадях, скверах (верно: народ был повсюду: НА улицах, площадях, В скверах).
Однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово:
На конференции речь шла о многих писателях: Тургенев, Толстой, Чехов
(верно: на конференции речь шла о многих писателях: Тургеневе, Толстом, Чехове)
Неверно, если однородные члены- существительное и инфинитив:
Я люблю чтение, музыку и заниматься спортом (верно: я люблю чтение, музыку и занятия спортом).
↑ Теория для задания 23
Повествование
Повествование – сообщение, рассказ о хронологической последовательности событий, который может происходить в настоящем, будущем или прошедшем времени. В нем часто указывается место, время и действующее лицо. Повествование обычно построено на глаголах, которые рассказывают о действии в динамике. Кусок текста, в котором содержится повествование, можно представить как фильм. Любой текст-повествование состоит из вступления, завязки, кульминации и развязки.
Пример: Пришёл, увидел, победил (Цезарь).
Описание
ОписаниеБывают следующие описания:
- описание предмета, характеристика человека (какой он?);
- описание места (ГДЕ и ЧТО находится?) — слева, около, недалеко, шумит, синеет, стоит, находится и т.д.
- описание состояния окружающей среды (КАКОВО здесь?) — вечереет, холодно, душно и т.д.
- описание состояний человека, его чувств, ощущений (КАКОВО ему?) — плохо, грустно, озноб, не по себе и т.д.
фактографическимитворческимиФактографические описанияПример:Творческие описанияПример:
Рассуждение
Рассуждение
Рассуждение-доказательство — почему так, а не иначе? что из этого следует?
Рассуждение-объяснение — что это такое? (толкование понятия, объяснение сути явления)
Рассуждение-размышление — как быть? что делать? (раздумья над различными жизненными ситуациями)
Оценка действительности — отношения к предметам, явлениям, лицам, действиям.
!!! Внимательно читайте формулировку
Средства связи предложений в тексте
Лексические средства связи
Лексические средства связи | Примеры |
Лексический повтор | Гроздья рябины наклонились к земле. Земля как будто тоже тянулась к дереву. |
Однокоренные слова | Благодарность — это способ показать другому свое отношение. Уметь благодарить — быть человеком умным и понимающим. |
Синонимы | Все поле, открывшееся перед взором нашим, было усеяно ромашками. Цветы разрослись до самого горизонта. |
Антонимы | Злопамятность делает человека несчастным. А отходчивость и добродушие, наоборот, облегчают жизнь. |
Описательные обороты | Лев не любит, когда ему мешают. Грозный царь зверей не привык к суете. |
Грамматические средства связи
Грамматические средства связи | Примеры |
Личные местоимения | Во вторник Сергей пришел снова. Он хотел еще раз увидеть Ольгу, увидеть ее глаза и каштановые волосы. |
Указательные местоимения (такой, тот, этот) | Купить билет на самолет можно через Интернет. Такой способ очень удобен: он экономит ваше время и позволяет спокойно принять решение. |
Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.) | Люблю и одновременно ненавижу старые, заброшенные деревни. Там меня охватывает странное и противоречивое чувство. |
Союзы (преимущественно сочинительные) | Михаил ушел. Но Аня, хоть и расстроенная, осталась. |
Частицы | Утром он купил кольцо и огромный букет. Неужели настал тот самый день? |
Вводные слова и конструкции (может быть, итак, во-первых и др.) | Все билеты были раскуплены. Может быть, это и к лучшему. |
Единство видовременных форм глаголов | Запахло свежей травой. Пригрело лучами солнца. |
Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста | На завтра мы запланировали прогулку по парку. На послезавтра — посещение детской выставки. |
Синтаксический параллелизм | Эти люди не покупали продукты в магазинах. Эти люди не носили привычную одежду. |
Советую повторить и знать наизусть, как таблицу умножения, классификацию местоимений по разрядам.
Разряды местоимений по значению
Разряды местоимений по значению | Примеры |
Личные | я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. |
Возвратное | себя. |
Притяжательные | мой, твой, его, её, наш, ваш, их и свой. |
Указательные | этот, тот, такой, таков, столько, а также устар.:эдакий (этакий), сей, оный. |
Определительные | весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, самый, сам, а также устар.: всяческий, всяк. |
Вопросительные | кто, что, какой, каков, который, чей, сколько. |
Относительные | кто, что, какой, каков, который, чей, сколько. |
Неопределённые местоимения, образованные от вопросительно-относительных с помощью приставок не, кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь: | некто, нечто, несколько, кое-кто, кое-что, кто-либо, что-нибудь, какой-то, сколько-нибудь и др. под. |
Отрицательные | никто, некого, ничто, нечего, никакой, ничей. |
Дополнительный материал: Средства связи предложений в тексте
- Решай задание 25 по русскому языку с ответами.
- Решай задание 2 по русскому языку с ответами.
- Решай с ответами.
- Изучай теорию по заданиям ЕГЭ по русскому языку.
↑ Формулировка задания 1 из демоверсии ФИПИ 2022
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. <…> они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т.д. Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть большое различие. Утраты в природе до известных пределов восстановимы. Иное дело – ценности культурные и нравственные. Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники, сгоревшие книги, рукописи… Если культура – это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове. Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества. Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка. Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого. (По Л.И. Скворцову)Задание 1.Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.1) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины (экология, агроэкология, гидроэкология и др.), тематическая группа слов, отражающая проблематику текста (культура, природа, ценности, памятники, исторический этап, литературный язык, нация, память, духовный мир и др.).2) Использование метафор (…между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти; ключ к пониманию духовного мира); антонимов (свой-чужой), сравнения (Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка.) способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает передать авторскую оценку описываемым явлениям.3) Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: отглагольные существительные (взаимодействие, вклад, утраты, различие, достижения и др.), конструкции с существительными в родительном падеже (между экологией природы и экологией культуры, свидетельством уровня духовного развития народа, к пониманию духовного мира и др.).4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых ряды однородных членов предложения, инверсия, вводные слова.5) Текст относится к научному стилю речи, так как основные цели автора — сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать чёткие инструкции.Ответ:1234
Приставочные
(в, вз, вы, из, от, за, на, по, с, раз, о, у, об, пере, пре, предо, пред)
- Вдох — вздох
- Выбирая — избирая
- Выдача — отдача — передача — раздача
- Выплата — оплата — плата — уплата
- Выплатить — заплатить — оплатить — отплатить — уплатить
- Вырастить — нарастить — отрастить
- Выращивание — наращивание — отращивание
- Загородить — огородить — оградить — отгородить — перегородить
- Занизить — понизить — снизить
- Заплатить — оплатить
- Заполнить — наполнить — переполнить
- Заполнен — наполнен — переполнен
- Надеть — одеть
- Напоминание — упоминание
- Обрывок — отрывок
- Обхватить — охватить
- Ограничить — отграничить — разграничить
- Оклик — отклик Отклонение — уклонение
- Отклоняться — уклоняться
- Отличать(-ся) — различать(-ся)
- Отличие — различие
- Перетерпеть — претерпеть
- Предоставить — представить
Знаки препинания при обособленных определениях и обстоятельствах
Обособление — способ смыслового выделения или уточнения. В письменной речи обособления выделяются запятыми. Обособляются только второстепенные члены предложения.
1. Обособленные определения
- причастным оборотом; Например: В дальнем краю парка, заросшего высокой травой и кустарником, находилась аллея.
- одиночными причастиями или прилагательными; Например: Небо, хмурое и неприветливое, накрывало город.
- прилагательным с зависимыми словами; Например: На столе я увидел книгу, похожую на древнюю энциклопедию.
2. Обособленные приложения
- именами существительными; Например: Мы, школьники, устали от экзаменов.
- именами существительными с зависимыми словами; Например: Петр Иванович, добрый наш друг, оказал нам помощь.
3. Обособленные обстоятельства
- одиночными деепричастиями; Например: Танцуя и кружась, она смотрела на меня.
- деепричастным оборотом; Например: Проехав несколько километров, я увидел на обочине путника.
4. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения
Вид | Определение | Пример |
Уточняющие члены предложения | сужают понятие, уточняют его. Как правило они представлены обстоятельствами места, времени, образа действия, степени, меры | В лесу, за дорогой, есть ромашковая поляна. |
Пояснительные члены предложения | называют по-другому те понятия, к которым относятся, представляют собой еще одно название этих понятий.Часто пояснительные члены сопровождаются союзами: то есть, именно, а именно, или в значении «то есть» | Бегемот, или гиппопотам, вызывает интерес ученых. |
Присоединительные члены предложения | передают добавочную информацию. Такие члены обычно вводятся словами и сочетаниями слов: даже, в особенности, особенно, главным образом, в том числе, в частности, например, и притом, и потому, да и, да и только, да и вообще, и, тоже, и тоже, причем и др. | В людях есть много благородства, особенно в женщинах. |
5. Сравнительные обороты
Сравнительные обороты, начинающиеся сравнительными союзами будто, словно, точно, чем, нежели, как будто, подобно, что, равно как и и др., выделяются запятыми. Например: Он, как вихрь, залетел в комнату.
- Решай задание 17 по русскому языку с ответами.
- Решай с ответами.
- Изучай теорию по заданиям ЕГЭ русского языка.
Дополнительный материал:
Знаки препинания:
- в простом осложненном предложении (однородные члены предложения) и в сложносочиненном предложении
- в предложениях с вводными словами
- в сложноподчиненном предложении
- в сложных предложениях с разными видами связи
Готовясь к экзамену, я повторил все правила (я готовлюсь и повторяю)
Например:
Готовясь к экзамену, повторяю правила (я готовлюсь и повторяю).
Правильными будут и безличные предложения, но помните одно очень важное условие: в предложении должен быть инфинитив и следующие слова: МОЖНО, НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО, СЛЕДУЕТ, ХОЧЕСТЯ, РЕКОМЕНДУЕТСЯ, ТРЕБУЕТСЯ, НЕЛЬЗЯ. Например:
Например:
Готовясь к экзамену, нужно вспомнить правила.
Примеры неправильного употребления деепричастного оборота:
- Поднявшись на гору, стало очень холодно (в безличном предложении нет субъекта, который совершил бы добавочное действие, выраженное деепричастием).
- Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа (подлежащее не может выполнить добавочное действие).
Слитное, дефисное, раздельное написание слов
2. Правописание слов с приставками пол-, полу-
Слова с приставкой полу- всегда пишутся слитно. Например: полуботинки, полустанок. Правописание слов с приставкой пол-
- Через дефис пишутся слова с приставкой пол-, если корень начинается с гласной, заглавной буквы или л. Например: пол-лимона, пол-Москвы, пол-яблока
- В остальных случаях слова с приставкой пол- пишутся слитно. Например: полмоста, полвагона
3. Правописание наречий
Через дефис пишутся следующие наречия: а) образованные повторением одного и того же слова, однокоренных или синонимичных слов; Например: мало-помалу, тихо-мирно б) имеющие приставку по- и суффиксы -ому/-ему, -и; Например: по-старому, по-летнему, по-дружески в) имеющие приставку в-/во- и суффикс -их/-ых. Например: во-вторых, в-третьих
4. Правописание сложных имен прилагательных.
Через дефис пишутся прилагательные:
- обозначающие оттенок цвета. Например: ярко-красный, светло-зеленый
- образованные от сложных существительных. Например: северо-восточный
- обозначающие оттенок качества. Например: горько-соленый
- первая часть которых заканчивается на -ико. Например: историко-архитектурный
Исключение: слова, начинающиеся на велико-: великорусский.
между частями которых можно поставить сочинительный союз и. Например: русско-английский словарь (русский и английский)
Слитно пишутся прилагательные:
- образованные от подчинительных словосочетаний. Например: железнодорожный (железная дорога).
- образованные от сложных существительных, пишущихся слитно. Например: железобетонный
- образовавшиеся путем сращения слов. Например: дикорастущий
5. Правописание сложных имен существительных.
Через дефис пишутся существительные:
- образованные путем соединения двух равноправных слов без соединительной гласной. Например: диван-кровать
- обозначающие некоторые географические названия. Например: Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону
- обозначающие стороны света, партии, единицы измерения. Например: северо-восток, либерал-демократ, киловатт-час
- первой частью которых является вице-, экс-, штабс- и др. Например: вице-премьер, экс-президент, штабс-капитан
6. Правописание производных предлогов.
Производные предлоги — это предлоги, которые образовались путём перехода слов одной части речи в другую. Способ различения производного предлога и омонимичной самостоятельной части речи:
- если к слову можно задать вопрос, то это самостоятельная часть речи. Например: смотреть (куда?) в сторону
- если слово входит в состав вопроса, — это производный предлог. Например: смотреть (в сторону чего?) в сторону реки
Правописание производных предлогов:напротив, впереди, возле, внутри, кругом, вдоль, вблизи, согласно, вокруг, насчет, вследствие, в течение, в продолжение, в заключение, в силу, ввиду, благодаря, несмотря на, невзирая на, ввиду (но: иметь в виду).
8. Правописание союзов
Раздельно пишутся:
- союз то есть
- составные союзы (состоящие из двух и более слов): для того чтобы, потому что, так как, так что, тогда как, в то время как и др.
Слитно пишутся:
союз зато (по значению близок союзу но). Например: На улице после дождя остались лужи, зато воздух стал свежее.
Союз зато следует отличать от сочетания указательного местоимения то с предлогом за. Например: Я уважаю его за то, что он терпелив к людям.
союзы также, тоже (являются синонимами, взаимозаменяемы, по значению близки союзу и). Например: Сережа получил приз, мне тоже хотелось что-то выиграть.
Союзы также, тоже следует отличать от сочетаний частицы же с наречием так или с местоимением то. Например: На праздники мама готовила жареное мясо с запеченными овощами. То же блюдо мы увидели сегодня.
союз чтобы (имеет значение цели). Например: Закрой окно, чтобы не было сквозняка.
Союз чтобы следует отличать от сочетания местоимения что с частицей бы. Например: Я долго думала, что бы такого подарить Оле.
Видеоразбор 14 задания ЕГЭ по русскому языку
- Решай задание 14 по русскому языку с ответами.
- Решай с ответами.
- Изучай теорию по заданиям ЕГЭ по русскому языку.
Пример
Помните задание из демоверсии, которое я показала в начале статьи! Сейчас мы вместе с ним разберемся, используя наш алгоритм из четырех шагов.
- Ищем однородное соподчинение. Не находим — ну и хорошо!
- Нашли стык союзов «и когда». После слова «спалось» нет «то» — запятая на стыке союзов жива-здорова, ТОНОТАК её не съел. Ставим запятую на (2)!
- Проверяем (1) при союзе И. Что там соединяется? Читать было невозможно, и… я слушал. Разные грамматические основы, так что ставим запятую!
- Закрываем придаточную часть «когда не спалось», ставим запятую на (3). Есть ещё придаточные? Конечно, после (4) прячется «что» — выделяем обязательно!
Получаем такой ответ: 1234. Не пугайтесь, что в ответ пошли все цифры — так бывает, это нормально. Балл наш!
Вот и всё, вы великолепны. Удачи на ЕГЭ, да пребудет с вами ТОНОТАК! Обязательно прочитайте наш гайд для ЕГЭ по русскому 2021, чтобы разобраться с остальными темами и разработать оптимальную стратегию подготовки.
Смешанные
- Восполнить — дополнить — заполнить — наполнить — переполнить — пополнить
- Годичный — годовалый — годовой
- Гуманистический — гуманитарный — гуманный
- Деловитый — деловой — дельный — деляческий
- Действительный — действенный — действующий
- Двоичный — двойной — двойственный — двоякий — сдвоенный — удвоенный
- Дружный — дружественный — дружеский
- Информативный — информационный — информация — информированность
- Исходный — исходящий
- Красочный — крашеный — красящий
- Коренастый — коренной — корневой
- Комфортабельный — комфортный
- Нетерпеливый – нестерпимый — нетерпимый
- Мороженый — морозильный — морозный
- Покупательный — покупательский — покупной
- Производительный — производственный — производительность
- Почтенный — почтительный — почетный
- Царский — царственный – царствующий
Практика ЕГЭ по русскому языку:
- решай 5 задание
- тренировочные варианты
↑ Теория для 19 задания ЕГЭ
Знаки препинания в СПП с одним придаточным
Количество запятых в СПП с одним придаточным зависит от местоположения придаточной части.
1) Придаточное предложение может стоять ПОСЛЕ главного.
, ( )
Природа находилась еще в том состоянии покоя, когда все дремлет и наслаждается предрассветным отдыхом (В. Арсеньев).
2) Придаточное предложение может стоять ПЕРЕД главным.
( ),
Пока наездники о чем-то говорили, обе лошади шли некоторое время рядом (А. Куприн).
3) Придаточное предложение может РАЗРЫВАТЬ главное.
Лошади хорошо знали, что сейчас будут засыпать овес, и от нетерпения негромко покряхтывали у решеток (А. Куприн).
В СПП главное и придаточное предложения могут быть связаны как СОЮЗОМ, так и СОЮЗНЫМ словом.
Запятая НЕ ВСЕГДА ставится перед союзом, союзу или союзному слову могут предшествовать другие слова. Чаще всего это касается СПП с придаточным определительным.Примеры:Две обозначенные в траве колеи вели к полосатому шлагбауму, около которого прохаживался часовой в голубой форме. (С. Ястребов)Самым заметным сооружением в местечке была древняя церковь, купола которой были видны издалёка. (В. Быков)
особенно, даже, в частности, в том числе, в особенности, а именно, а также, как раз, лишь, исключительно, только,Примеры:Некоторые голоса слышны хорошо, особенно когда там говорят сердито. (Ю. Трифонов)Человек, как правило, остро реагирует на хамство, даже если оно обличено в корректную форму. (И. Грекова)Шахматные баталии приобретают смысл и интерес, лишь когда силы партнеров примерно одинаковы. (Д. Саврасов)
Запятая при сложных союзах
Составные союзы расчленяются | Примеры |
При отрицании | Соловей заливается не потому, что ему весело. (С. Довлатов) |
При противопоставлении | Покупка делается не оттого, что хочется, а для того, чтобы больше не хотеть. (Е. Пищикова) |
Если есть усилительные или ограничительные частицы | Ваши показания имеют цену только потому, что мы сами попросили вас помочь нам. (А. Домбровский) |
Если есть вводное слово | Пляж этот и сейчас так называется, может быть, потому, что там строго-настрого запрещают купать собак, а может быть, потому, что собак там всё-таки купают. (Ф. Искандер) |
Если есть наречия | Было немного неловко оттого, что накануне учитель хорошо накормил их ужином. (В. Быков) |
ТОГДА КАК, КАК ЕСЛИ БЫ, СЛОВНО КАК, МЕЖДУ ТЕМ КАК: Примеры:Я говорил о имени вашего мужа, о награде за свою преданность, тогда как разумел другое. (В. Брюсов)Начмед не любил, к слову сказать, почти всех животных, как если бы все они так или иначе происходили от ненавистных ему мышей. (О. Павлов)Придёт, словно как тучка, прольётся, свежо так, хорошо станет, а что такое было ― не поймёшь! (И.С. Тургенев)Я один горьким насильством судьбы вынужден ехать в эту зимнюю, морозную ночь, между тем как все мысли так естественно и так неудержимо стремятся к тёплому углу… (М. Е. Салтыков-Щедрин)
Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.
СПП с несколькими придаточными имеют следующие типы подчинения:
1) Однородное подчинение придаточных
2) Неоднородное (параллельное подчинение придаточных)
3) Последовательным подчинение придаточных
При параллельном и последовательном подчинении придаточных запятой отделяется каждая придаточная часть.
При однородном подчинении придаточные части отделяются друг от друга в соответствии с правилами постановки знаков препинания при однородных членах простого предложения.
Если между однородными придаточными нет сочинительных союзов, то между ними ставятся запятые.
Я не могу передать того, что думаю, что чувствую, но это все не то! (Н.П. Вагнер)
Если два однородных придаточных соединены союзом И, ЛИБО, ИЛИ, ДА=И, между придаточными запятая не ставится.
Там, где из расщелин в каменьях сочилась вода и где раньше её не было видно, теперь образовались большие ледяные натёки (В. Арсеньев).
Часто в таких предложениях бывает пропущен второй подчинительный союз. Его отсутствие не влияет на пунктуацию.
Когда дождик прошел и всё вокруг засверкало, мы по тропе, пробитой ногами прохожих, вышли из леса (М. Пришвин).
Суффиксальные
(смотрим на буквенные сочетания)
Н-ВЕНН
- Бедный — бедственный
- Безответны безответственный
- Благодарный — благодарственный
- Великий — величественный
- Единичный — единственный
- Искусный — искусственный
ЧЕСК-ЧН
- Артистический — артистичный
- Гармонический — гармоничный
- Демократический — Демократичный
- Дипломатичный — дипломатический
- Драматический -драматичный
- Иронический — ироничный
- Микроскопический — микроскопичный
- Органический — органичный
- Практический — практичный
- Публицистический — публицистичный
- Романтический — романтичный
- Сценический — сценичный
- Технический — техничный
- Фактический — фактичный
- Хищнический — хищный
- Экономический — экономичный — экономный
- Эстетический — эстетичный
- Этический — этичный
НН — СК
- Враждебный — вражеский
- Звериный — зверский
- Жизненный — житейский
- Зрительный — зрительский
- Изобретательный — изобретательский
- Популярный — популистский
- Просвещенный — просветительский
- Ритмичный — ритмический
- Соседний — соседский
- Конный — конский
ИСТ-Н
- Болотистый — болотный
- Глинистый — глиняный
- Каменистый — каменный
- Лесистый — лесной
Прил. на ТЕЛЬ
- Благотворительный — благотворный
- Сравнительный — сравнимый
- Унизительный — униженный
- Желательный — желанный
- Длительный — длинный
- Обвинительный — обвиненный
- Представительный — представительский
- Признательный — признанный
ТН
- Высокий — высотный
- Скрытый — скрытный
ОВОЙ — ЧН
- Вековой — вечный
- Звуковой — звучный
ОВАНН
- Гарантированный — гарантийный
- Лакированный — лаковый
ОСТН — Н
- Личностный — личный
- Целостный — цельный (целый)
Материал на — ЯН
- Костный — костяной
- Ледовый — ледяной
Существительные на — ОСТЬ
- Выгода — выгодность
- Наличие — наличность
- Гордыня — гордость
- Гуманизм — гуманность
- Раздражение — раздражительность
- Эффективность — эффектность
- Сопротивление — сопротивляемость
ЧИВ, ЛИВ, ТИВ (прилагательные)
- Дождливый — дождевой
- Доверчивый — доверительный
- Неудачливый — неудачный
- Памятливый — памятный
- Удачливый — удачный
- Продуктивный — продуктовый
- Эффективный — эффектный
- Пугливый — пуганый