Оглавление
- Плюсы и минусы работы
- Техническая сторона работы звукорежиссера
- Обязанности звукорежиссера
- Описание профессии
- Звукооператор в театре
- Кто такой звукорежиссер?
- Готовьтесь к картине вместе со звукорежиссером
- Учеба и ЕГЭ
- Степень: Музыкальный звукорежиссер. Преподаватель
- Эффект коктейльной вечеринки
- Профессия звукорежиссер: где на нее учиться?
- Где учиться на звукорежиссера и как?
- Оплата труда
- Важные качества
- Знания и навыки
- Обучение на Звукооператора
- Что входит в обязанности
- Чем занимается звукооператор
- Средняя зарплата
- Знания, умения и личностные качества
- Что надо знать и уметь
- Установленные должностные обязанности звукооператора, который работает в Доме культуры
- Сколько платят звукорежиссерам
Плюсы и минусы работы
Ненормированный рабочий день, нерегулярный заработок, возможность командировок — все это может быть как плюсом, так и минусом работы звукооператора.
Среди ярко выраженных плюсов:
- возможность раскрыть свой творческий потенциал, поэкспериментировать с созданием обработок либо собственных композиций;
- повсеместная востребованность профессии;
- универсальность профессии — можно работать по смежным направлениям (звукорежиссер, микрофонный оператор, диджей);
- возможность совмещения постоянной работы с частным заработком;
- общение с артистами, режиссерами.
Некоторые минусы:
- высокая ответственность;
- постоянная стрессовая обстановка;
- неблаготоворное воздействие шума на слуховой аппарат.
Надеемся, что данная статья помогла вам осуществить профессиональный выбор и ознакомиться с основными характеристиками работы звукооператора. Можно устроиться работать мастером звука в ближайший театр или стать местным диджеем.
Техническая сторона работы звукорежиссера
Во время того, как режиссер снимает фильм, звукорежиссер контролирует его звук. Следит за тем, чтобы не было перепадов. Чтобы все слова были записаны на микрофоны в хорошем качестве. Чтобы не было звукового брака.
Когда фильм полностью отснят, специалист приступает к обработке аудиодорожек. Делает так, чтобы звук звучал целостно. Что громкость в каждом кадре была одинаковой.
Звукорежиссер является начальником звукового цеха. Ему подчиняется ряд специалистов:
- Звукооператор.
- Специалист, который занимается техническим монтажом звука. В соответствии с требованиями звукорежиссера.
- Микрофонный оператор. Специалист, который записывает слова актеров. Используя для этого специальные микрофоны.
Работа звукорежиссеров очень важна для фильмов
От того, насколько качественно свою работу выполнит звукорежиссер, зависят успехи фильма в прокате. Зарубежные и отечественные компании это понимают. Поэтому награждают специалистов премиями оскар. В номинациях: «Лучший звукорежиссер». Также, фильм с качественными аудио эффектами может получить награду за «Лучший звук».
Обязанности звукорежиссера
Работодатели в зависимости от специфики своей деятельности или конкретного мероприятия устанавливают различные должностные обязанности звукорежиссера:
- проводить работы над звуковым решением программ;
- руководить расстановкой микрофонов в аудитории и проведением технических проб, обеспечивать использование специальных звуковых эффектов;
- готовить оборудование к записи и коммутации;
- знакомить исполнителей произведений с техникой обращения с микрофоном;
- следить за точным и качественным исполнением речевых и музыкальных текстов, ритмом и чистотой музыкального звучания, а также за правильной артикуляцией исполнителей;
- записывать вокал и голоса дикторов
- создавать аранжировки к музыке;
- осуществлять монтаж музыкальных фонограмм и соответствующие работы по озвучанию, наложению музыки и шумов, тонированию, сведению, перезаписи;
- вести дискотеки, отстраивать звук на концертах и управлять светом (для соответствующих заведений).
Описание профессии
Эта профессия – одна из самых важных на телевидении и на радио, в кинематографе и в шоу-бизнесе. Иногда ее путают с другими – родственными. Внесем ясность, в чем заключается различие между звукооператором и звукорежиссером.
Звукооператор – это специалист, который обеспечивает высокое качество звука и выдерживает его баланс. А вот задача звукорежиссера гораздо масштабнее. Ведь эта профессия сочетает в себе творческое начало с техничностью. Ее представитель не только несет полную ответственность за уровень качества звукоряда, но и привносит в него драматургию, прорабатывая образы. Кстати, последние должны органично вплетаться в сценарий и соотноситься с замыслом режиссера.
Арсенал звукорежиссера с опытом содержит большое количество записей разнообразных звуков – начиная от журчащего ручья и заканчивая ударами лома по льду на дороге. Как правило, синхронные шумы записываются прямо в процессе озвучивания. Они служат имитацией того, что делается на экране. К примеру, персонаж кинофильма бежит, спасаясь от преследователей, по россыпи гравия. Как передать в студийных условиях звук таких шагов? Специалист идет на маленькую хитрость. Он приносит с собой на работу гравий и шагает по нему в ногу с экранным героем.
Опытные звукорежиссеры отмечают, что у профессионала постепенно вырабатывается привычка сосредоточиваться на звуках природы и запоминать их. Таким образом у него развивается внутренний «определитель» подлинности звука. Этот «инструмент» очень важен для качественного озвучивания.
В кинематографе работа представителя этой профессии квалифицируется как отдельное художественное произведение. Ее даже отмечают на кинофестивалях особой премией. Это, вне всякого сомнения, относится к плюсам. Но есть и минусы. Принадлежность к индустрии развлечений и значительная загруженность требуют от специалиста часто оставаться в студии допоздна, иногда даже пренебрегать ради работы выходными. Помимо этого, он вынужден регулярно слушать звуки и музыку на высокой громкости. Со временем это может привести к снижению слуха.
Звукооператор в театре
Звукооператор в театре имеет свои должностные обязанности, он создает атмосферу спектакля, наполняет действия музыкой, разнообразными эффектами. Рабочее место специалиста во время спектакля — специальная «рубка». Известно, что во многих театрах она располагается на уровне задних рядов зрительного зала, по центру.
Реализованным художественный замысел постановщика делает звукооператор, ему необходимо обладать музыкальным слухом, понимать актерское искусство, чутко прислушиваться к происходящему на сцене, следить за звуковой партитурой, реагировать на возможные импровизированные действия артистов.
Кто такой звукорежиссер?
Звукорежиссер – работник звукового цеха, отвечающий за создание концепции звука и звуковых образов, формирование звуковой драматургии и обработки/реставрациии звукового ряда. Другими словами, это специалист, который производит запись, воспроизведение, компоновку и обработку звуковых компонентов с использованием специальных технических средств.
Профессия появилась одновременно с возникновением кинематографа и различных технических средств, позволяющих воспроизводить и записывать звуки, что позволяет говорить о ней, как об относительно молодой специальности. Однако предпосылки для возникновения профессии режиссера появились еще в далекой древности, когда шаманы с помощью имитации природных звуков пытались «управлять» непредсказуемой погодой. Кстати, первооткрывателем звукорежиссуры, по мнению многих специалистов, стал Сергей Эйзенштейн, который применил для озвучивания своих фильмов революционные на тот момент приемы сознательной деформации звука и звукового монтажа.
Это одна из тех профессий, развитие и возможности которых зависят не только от уровня мастерства специалиста, но и от достижений науки и техники: чем современнее и «навороченнее» аппаратура звукорежиссера, тем больше возможностей у него для создания концептуально новых звуков, неожиданных звуковых решений и принципиально новых способов обработки звукового ряда.
Независимо от места работы (а звукорежиссер очень востребован практически во всех сферах, где так или иначе используется звуковое сопровождение (телевидение, радио, музыкальные студии, шоу-программы и т.д.) в обязанности звукорежиссера входит: запись синхронных шумов, синхронизация звука и изображения (или происходящего на сцене), руководство процессом речевого озвучания и монтажом звука, сведение звукоряда и управление подачей звука (регулирование громкости и частоты, переключение одного источника звука на другой и т.д.).
Отметим, что для создания новых и синхронных звуков звукорежиссеры порой используют не только профессиональное оборудование, но и самые обычные материалы и предметы, которые можно встретить повсеместно: миску с галькой для воспроизведения звука шагов, картонные стаканчики для имитации топота копыт, хомус для подражания кукушке и т.д. В целом же, у опытного звукорежиссера в арсенале всегда имеется огромное количество уже записанных звуков (от птичьих трелей до шума работающего двигателя гоночного болида), которые позволяют создавать уникальные звуковые образы.
Готовьтесь к картине вместе со звукорежиссером
В идеальных условиях звукорежиссер прикрепляется к картине на этапе написания сценария. В моей практике это всегда давало очень хороший результат. Когда сценарий уже готов, звукорежиссер и режиссер уже до съемок могут обсуждать какие-то специфические вещи.
У меня была картина, в которой один из главных героев был парень, который живет где-то в провинции на юге, а играл этого парня московский актер из московского театра. И мы должны были обсудить и придумать на этапе сценария особенности, оттенки южного говора.
Звукорежиссер обязательно присутствует на выборе объектов для съемки, потому что с точки зрения визуальной, например, нам это пространство может подходить, а с точки зрения звуковой — нет. Особенно если речь идет о съемках где-то на натуре или в реально существующих интерьерах с посторонними звуками или плохой акустикой.
Дальше на этапе подготовительного периода звукорежиссер должен вместе с режиссером работать над режиссерским сценарием. Мы должны понимать, какой у нас есть звук в каждом кадре, какая есть музыка, сколько человек в кадре, как технологически решается сцена.
Учеба и ЕГЭ
Один из первых вопросов, если вы выбрали профессию звукорежиссера, – где учиться. Некоторые считают, что иметь высшее образование для этого необязательно. Вполне хватит знания специальных компьютерных программ, предназначенных для работы со звуком, и хорошего слуха. Также неплохим подспорьем будет обучение на тематических семинарах и курсах. Однако в таком случае трудоустройство ограничится должностью, например, клубного ди-джея или человека, который включает музыку на свадебных торжествах. Как стать востребованным профессионалом? Для начала – получить соответствующий диплом университета. Наличие музыкального образования будет существенным преимуществом.
Вот несколько вузов в России, где учат на звукорежиссера:
-
Белгородский госинститут искусств и культуры. Факультет музыкального творчества.
- Волгоградский госинститут искусств и культуры. Факультет художественного творчества.
- Московский госинститут культуры. Театрально-режиссерский факультет.
- Алтайский госинститут культуры. Факультет художественного творчества.
- Сибирский госинститут искусств им. Д. Хворостовского. Музыкальный факультет.
- Московский технический университет связи и информатики. Общетехнический первый факультет.
- Санкт-Петербургский электротехнический госуниверситет «ЛЭТИ» им. В. Ульянова (Ленина). Факультет радиотехники и телекоммуникаций.
- Сибирский госуниверситет телекоммуникаций и информатики. Факультет мобильной радиосвязи и мультимедиа.
- Всероссийский госинститут кинематографии им. С. Герасимова. Режиссерский факультет.
- Санкт-Петербургский госинститут кино и телевидения. Факультет экранных искусств.
Для поступления в любой из перечисленных или какой-нибудь другой вуз абитуриенту нужно будет сдать ЕГЭ по русскому языку и литературе. Некоторые вузы также могут потребовать результаты экзамена по профильной математике.
Степень: Музыкальный звукорежиссер. Преподаватель
Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
- Русский язык
- Математика (базовый уровень)
- Литература — профильный предмет, по выбору вуза
- Творческий экзамен — по выбору вуза
Звукорежиссёр – одна из наиболее востребованных специальностей сферы кино, телевидения, шоу — бизнеса. Профессия звукорежиссера связана с созданием музыкального сопровождения на радио, в кино, на телевидении, на сцене концертного зала и театра, в мультипликационных фильмах и компьютерных играх. В арсенале профессионального специалиста пение птиц, крики животных, человеческая речь, морской прибой, шум дождя и раскаты грома, природные, музыкальные звуки. Выбирая звуки, создавая музыкальное оформление, звукорежиссер придает художественному произведению новый смысл, углубляя то, что было заложено в него автором, делая произведение более выразительным и объемным, усиливая его эмоциональное звучание, дополняя зрительную информацию информацией звуковой.
Эффект коктейльной вечеринки
Абсолютной тишины в кино не бывает. Как и в жизни. Вокруг нас всегда существует огромное количество звуков, на которые мы не обращаем внимания. Есть такое понятие — «эффект коктейльной вечеринки».
Человеческий мозг обладает способностью все звуки вокруг отфильтровать и выделить ровно то, что вам необходимо услышать, в определенной степени, конечно. Но, так или иначе, этот механизм работает. А для того чтобы звук появился в кино, нам его нужно записать. Микрофон не обладает такой избирательностью, как человеческое ухо.
Например, если вы берете в руки микрофон, надеваете наушники, все звуки приходят в микрофон с одинаковой степенью громкости
И выделить что-то важное уже невозможно. Задача звукорежиссера заключается в том, чтобы звук, который существует на экране, в фильме, максимально приблизить к тому, как это слышит человеческое ухо в жизни, в конкретной ситуации
Микрофон, к сожалению, очень несовершенный прибор, но другого у нас нет.
Для того чтобы восстановить эту историю коктейльной вечеринки в кинокадре, нам нужно будет отдельно записать звук шумов вокруг, звук разговоров и отдельно записать разговор, который нас интересует. Это необходимо, чтобы все эти звуки существовали отдельно и в миксе (процессе создания цельной звуковой картины) мы могли бы сделать что-то громче, что-то тише, что-то дальше, что-то ближе.
Профессия звукорежиссер: где на нее учиться?
Освоение мастерства звукорежиссуры предполагает несколько вариантов. Первый из них — получение высшего профильного образования. На звукорежиссера после 11 класса учат, к примеру, в таких уважаемых вузах, как Московский гуманитарный университет, Всероссийский государственный институт кинематографии, Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского или Российская академия музыки им. Гнесиных.
Второй популярный вариант приобретения профессии звукорежиссер — это специальные курсы после 9 класса. Сегодня существует немало подходящих программ, в том числе, предлагаемых онлайн-университетами. Единственным неудобством такого обучения в современных условиях можно назвать, пожалуй, лишь необходимость самостоятельно позаботиться о полноценной практике в ходе учебного процесса.
Где учиться на звукорежиссера и как?
Работать звукорежиссером можно как с высшим образованием, так и без него. Однако, чтобы занимать высокооплачиваемые должности, закончить ВУЗ все же придется. Там подростку дадут знания о том, как подбирать звуки. Как компоновать их. Как использовать для создания великолепных фильмов. И звуковых произведений.
Освоить профессию звукорежиссера можно и на краткосрочных курсах. Однако, специалист подобного спектра сможет работать только в студиях звукозаписи. А также в театрах, и при съемках музыкальных клипов. Скорее всего, он будет заниматься только технической работой. Поскольку искать звуки и компоновать их уметь не будет.
Мы рекомендуем отдавать подростка в ВУЗ на специальность под названием «Звукорежиссура кино и телевидения». Можно выбирать и другие направления деятельности
Но важно, чтобы в них было название «Звукорежиссура»
Звукорежиссер, который планирует работать по специальности должен:
- Уметь записывать звук в разных программах. Также, он должен разбираться в соответствующем ПО. И оборудовании, которое применяется для этого процесса.
- Уметь обрабатывать звук. Убирать из него изъяны. Отшлифовывать до тех пор, пока звук не станет идеальным.
- Уметь записывать звук с помощью микрофонов. Знать, как поставить их так, чтобы все сказанное было отлично слышно. И звук было проще обрабатывать.
- Разбираться в том, как работает физика звука. Знать о том, какая акустика в каком типе помещения будет. Как отражают звук окружающие предметы.
И так далее.
Оплата труда
Важные качества
Профессия звукооператора предполагает музыкальность, хороший слух, хорошую память на звуки, способность осваивать технические приспособления для записи и обработки звука.
Знания и навыки
Звукооператор должен владеть технологией записи и обработки звука, уметь пользоваться техническими средствами (цифровыми и аналоговыми). В частности нужно знать технологию съёмок и последующего озвучания, правила расстановки микрофонов. Звукооператор должен понимать свойства звука, акустические характеристики различных помещений, предметов, инструментов – в зависимости от места работы.
Обучение на Звукооператора
Звукооператору требуется среднее профессиональное образование (квалификация «техник»), которое можно получить в одном из колледжей.
- Колледж кино, телевидения и мультимедиа ВГИК имени С.А.Герасимова. Специальность «Театральная и аудиовизуальная техника». Специализация «Техника и технология аудиовизуальных программ».
- Театрально-художественный колледж №60 (г. Москва). Специальность «Театральная и аудиовизуальная техника»
- Санкт-Петербургский киновидеотехнический колледж. Специальность «Театральная и аудиовизуальная техника»
- Колледж предпринимательства №11. Специальность «Аудиовизуальная техника и звукотехническое обеспечение аудиовизуальных программ». Специализация «Звукотехническое обеспечение аудиовизуальных программ».
И др. региональные театральные колледжи, колледжи культуры и искусств.
Что входит в обязанности
К обязанностям звукорежиссера относятся следующее:
- Выбор звуковых решений.
- Проверка правильной расстановки оборудования, его тестирование.
- Запись музыки.
- Контроль качества исполнения музыкальных произведений.
- Запись голоса.
- Проведение аранжировки.
- Запись фонограмм.
- Настройка качества звука на публичных мероприятиях.
Специалист должен знать о физике звука, акустических особенностях, уметь работать с программами для записи и обработки звуков, разбираться в особенностях функционирования микрофонов и пультов.
Подборка курсов
Все онлайн-курсы по sound-дизайну и звукорежиссуре в 2021 году
Посмотреть подборку
Чем занимается звукооператор
Задача оператора — добиться идеального звучания, согласно требованиям восприятия художественного продукта. Это мастер гармоничного звукового оформления. Он востребован в современном театре, киноиндустрии, ресторанах, на концертах, выступлениях, массовых мероприятиях. Области работы звукооператора:
- обработка звуковых дорожек;
- микширование;
- подбор звуковых эффектов;
- создание или воссоздание фонограммы;
- своевременное включение фонограммы;
- балансировка звучания;
- звукозапись.
В отличие от звукорежиссера, оператор не работает с концепциями звукового сопровождения (творческая составляющая оформления художественных композиций звуком). Его область — техническая часть: сопровождение, контроль, предупреждение звуковых накладок, распределение фонов (следит, чтобы фоновая музыка не перекрывала голос актеров в кино или певцов).
Вам будет интересно учиться на звукооператора, если вы интересуетесь пением, технологиями создания видеопродукции, музыкальными эффектами. Профессия требует определенных навыков, готовности к ненормированному графику.
Средняя зарплата
На начальном уровне, как и в любой сфере, рассчитывать на «золотые горы» не стоит. Сначала идет наработка репутации, подбор своих методов работы и другие, не менее важные технические задачи. Для многих, кто предпочитает фриланс, встает вопрос приобретения соответствующей аппаратуры, поскольку без нее нужного качества не получить, а значит и заказчики будут не самыми выгодными с финансовой точки зрения. В начале карьеры можно рассчитывать приблизительно на 10–15 тыс., в мегаполисах планка повышается до 20–25 тыс. рублей. Предела уровню заработка практически нет. Топовые мастера берут за работу и по 100 тыс. в зависимости от объема работы и сложности задачи. Если работать на условиях официального трудоустройства, то зарплата составляет в среднем 35–60 тыс.
Знания, умения и личностные качества
Профессиональный звукорежиссер от а до я знает все нюансы записи и умеет обрабатывать звук, обладает навыками использования специальной аппаратуры (цифровой и аналоговой). Если говорить конкретнее, ему потребуются знания технологии съемок и их озвучивания, а также правил и схем установки микрофонов. Он должен отлично разбираться в физике звука, особенностях акустики в помещениях разного типа. К примеру, при работе с оркестром надо знать, как звучат различные музыкальные инструменты (учесть силу, направленность, высоту)
Это крайне важно для грамотной расстановки микрофонов
Звукорежиссеру для успешной работы потребуется ряд
личностных качеств. Он должен обладать:
- музыкальностью;
- художественным восприятием и фантазией;
- отличным слухом;
- хорошей памятью на звуки;
- способностью быстрого освоения звукозаписывающей и звукообрабатывающей техники;
- эрудицией (общей и музыкальной);
- стремлением к самосовершенствованию и отслеживанию творчества коллег по цеху.
Что надо знать и уметь
Помимо музыкального образования и тонкого слуха, а также широкого кругозора, звукорежиссеру необходимо знать;
- законы акустики;
- физику звука;
- как различные помещения и материалы могут искажать качество звучания голосов и инструментов;
- принципы работы с программами для записи и обработки звука.
Необходимо также отлично владеть методами работы с микшерными пультами, микрофонами, разбираться во всех музыкальных направлениях – от классики до современных жанров.
В списке обязательных навыков числятся подборка музыкальных образов, работа с акустикой помещений и звучанием различных инструментов с учетом условий и особенностей ситуации. Основное требование – тонко чувствовать замысел режиссера и уметь работать в команде, находя компромисс между собственным видением фрагмента и общей концепцией озвучиваемого сюжета.
Установленные должностные обязанности звукооператора, который работает в Доме культуры
Должностные обязанности для звукооператора Дома культуры:
- работать над режиссерским сценарием, звуковым сопровождением спектаклей;
- проводить предварительные записи, чтобы затем использовать их в постановках;
- осуществлять шумовое и звуковое сопровождение постановок в Доме культуры;
- назначать звукотехническое оборудование для проведения записей и репетиций;
- принимать участие в актерских репетициях, просмотрах, сдачах;
- использовать акустическую специфику сценической площади при разработке мизансцен;
- поддерживать техническое качество, высокую художественность звука;
- руководить расстановкой оборудования, пробами звуковых эффектов;
- контролировать монтаж звуковых записей;
- пополнять шумотеку.
Сколько платят звукорежиссерам
Профессия звукорежиссер — обучение
На студии звукозаписи
Работая на студиях звукозаписи, оплату будете получать по факту с каждого клиента. Тут может быть два вида: либо фиксированная стоимость одной песни и ее «сведения», либо стоимость времени, за которое записывается и «сводится» композиция. Но, в среднем, за каждую песню вы получите около 1 тысячи рублей. В день же можно зарабатывать и по 5, и по 7 тыс. Зависит от раскрученности звукозаписывающей студии, оборудования и города, где располагается студия. Можно и больше.
На телевидении и радио
Если же вы выбираете что-то вроде телерадиокомпаний, то в данном случае оплата вашего труда будет производиться два раза в месяц. Примерно, 25-30 тыс рублей. С возможными переработками и премиями. Плюс — отпуск, больничный и прочие блага официальной работы. Многие выбирают работу на студиях, потому что здесь чаще всего работа неофициальнаяНеофициальное трудоустройств – плюсы и минусы нелегальной работы, но и зарабатывать можно больше, и все зависит от того, сколько времени вы готовы тратить на работу. Можете работать даже ночами, сутками, запасаясь энергетиками.